Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДРУГИЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ



2020-02-04 242 Обсуждений (0)
ДРУГИЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Личностные качества психодиагноста. Квалификационные требования

 

Поскольку психолог, проводя психодиагностическое обследование тесно взаимодействует на испытуемого и может воздействовать на него, он должен обладать определенным личностным качествами.

Важнейшими личностными качествами психодиагноста являются: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность к обследуемому, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить клиента, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик. Психолог, пользователь психодиагностических средств, должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области.

 

Морально-этические нормы в психодиагностике

 

Обязательным при проведении психодиагностических мероприятий является соблюдение следующих морально-этических норм:

а) человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли или обманным путем (за исключением случаев судебной, медицинской практики, оговоренных законом);

б) перед проведением психологического обследования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе тестирования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает; 

в) любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы;

г) результаты психологического обследования предоставляются испытуемому тем, кто проводил обследование, в доступной для правильного понимания форме;

д) при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка;                         

е) если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования;

ж) основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, которые ими пользуются.

Психолог обязан сообщать в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей работе было дано понятие этики психодиагноста и проанализированы основные этические принципы в психодиагностике а также рассмотрены такие аспекты как личностные качества психодиагноста, квалификационные требования и морально-этические нормы в психодиагностике. В результате проведения исследования можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, этика психодиагностического обследования является очень важным вопросом в рамках науки и практики психодиагностики. Но, к сожалению, в отечественной психодиагностике пока неоправданно мало внимания уделяется этическим проблемам, возникающим в диагностических исследованиях.

Во-вторых, анализ существующих подходов к этическим проблемам в психодиагностике позволил выделить восемь основополагающих принципов: ответственности, компетентности, конфиденциальности, обоснованности психодиагностической методики, ненанесения ущерба, объективности выводов из результатов тестирования, эффективности предлагаемых рекомендаций, комплексной диагностики.

В третьих, соблюдение принципов этики психодиагноста дополняется обязательными при проведении психодиагностических мероприятий морально этическим нормами, а также важнейшими личностными качествами, которые помогают психологу воздействовать с тем, с кем он проводит обследование.

В заключение психологу-диагносту можно рекомендовать помнить о том, что во всех своих профессиональных действиях он следует главному императиву своего этического кодекса «Не навреди!». Поэтому соблюдение этих принципов в работе позволит психодиагносту строить эффективное взаимодействие с обследуемым, не нанося ему ущерба, а наоборот, помогая осознать себя и способствуя гармоничному формированию его личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. – 351 с.

2. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 192 с.

3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Просвещение, 1987. – 428 с.

4. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981. – 232 с.

5. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Педагогика, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 452 с.

 

 


[1] Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. – С. 147.

[2] Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Просвещение, 1987. – С. 83 – 87.

[3] Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Педагогика, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 90 – 105.



2020-02-04 242 Обсуждений (0)
ДРУГИЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДРУГИЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)