Сущность и значение мотивации в управлении персоналом
Содержание
1. Сущность и значение мотивации в управлении персоналом……………3 2. Различные теории мотивации……………………………………………..8 3. Характеристика НОУ «Детский центр «Ступени»»……………………21 4. Способы мотивации в НОУ «Детский центр «Ступени»»……………..23 5. Предложения по совершенствованию системы мотивации……………24 Список литературы…………………………………………………………..26
Сущность и значение мотивации в управлении персоналом В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием. Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду. Мотивация- это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека. Мотив- это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как нужно делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил. Процесс мотивации можно разбить на четыре этапа:
Рис. 1.1. Взаимосвязь понятий мотиваций Возникновение потребности (голод, жажда, влечение к другому человеку, желание получить образование и т.п.). 1. Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей (купить пищу, познакомиться с тем, кто вызвал интерес, загасить эмоции и т.п.). 2. Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий (быстро или медленно действовать, найти средства, анализ альтернатив и т.п. ). 3. Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения. Потребности- это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности и социальной группы. Различают материальные и духовные потребности. · Материальные (биологические) потребности – это потребность в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище, одежде, транспорте и др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии. · Духовные (социальные) потребности – это потребности в образовании, здравоохранении, принадлежности к социальной группе, самовыражении и планировании карьеры и пр. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту, как для отдельного человека, так и для общества в целом. Большое значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Широко бытует мнение, что стимул – это вознаграждение. Это не совсем правильно, так как слово происходит от латинского stimulus- буквально: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться, - и имеет как раз обратное значение – принуждение. Поэтому боле правильно говорить, что стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов: 1. Принуждение 2. Материальное поощрение 3. Моральное поощрение 4. Самоутверждение. Различают первоначальные, содержательные и процессуальные теории мотивации. Качество трудовой жизни – важнейшее условие роста производительности труда и должно базироваться на росте материальных потребностей и концепции всестороннего развития личности. Качество трудовой жизни включает в себя такие группы показателей: · трудовой коллектив · оплата труда · рабочее место · руководство предприятия · служебная карьера · социальные гарантии и социальные блага. Мотивация оказывает большое влияние на выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей. Однако между мотивацией и конечным результатом деятельности нет однозначной зависимости. Отсутствие однозначной связи между мотивацией и результатом деятельности обусловлено тем, что на результат труда оказывает влияние множество других факторов, таких, например, как квалификация и способности работника, правильное понимание им выполняемой работы, влияние на процесс работы со стороны окружения и т.п.. Разрыв между мотивацией и результатами труда порождает серьезную управленческую проблему: как оценивать работника и как его вознаграждать? Если вознаграждать только по результатам труда, то тогда можно демотивировать работника, получившего низкий результат, но старавшегося и затратившего много усилий. С другой стороны, если вознаграждать работника в зависимости от мотивации, без учета реальных результатов его труда, то можно вызвать ухудшение результатов работы менее мотивированных работников. По-видимому, решение данной проблемы носит ситуационный характер. И менеджеры должны знать и помнить о том, что в руководимом ими коллективе Даная проблема может возникать, и её решение не является столь очевидным и легким. Поэтому, говоря об управлении трудовой мотивацией персонала, руководители, прежде всего, должны располагать полной информацией о потребностях работников. О приоритетах в данном направлении. При формировании трудовой мотивации нельзя сбрасывать со счетов и алгоритм её развития, те четыре этапа, о которых говорилось выше. При разработке мотивационной стратегии должны учитываться параметры как материальных, так и духовных потребностей работников. Например: При приеме на работу работник, как правило, первоначально выдвигает требования к удовлетворению материальных потребностей. Однако практика показывает, что лишь малое количество работников через определенный период времени удовлетворяется только высокой заработной платой. Работнику необходимы дополнительные мотивы, побуждающие его к более высокой производительности, и это, как правило, уже духовные потребности. Задача работодателя заключается в правильном и рациональном использовании стимулов мотивации. Работник должен иметь достаточную информацию о том, как будет отмечен его труд, а руководитель обязан предвидеть желание работника в получении адекватного вознаграждения за свой труд. Если говорить об адекватности вознаграждения, то здесь часто ожидания работников не совпадают с реальным вознаграждением. Что в дальнейшем значительно снижает мотивацию к труду. Для удовлетворения материальных потребностей персонала во многих организациях руководителями разработаны положения о стимулирующих выплатах, премиях, надбавках, которые устанавливаются приказом директора к основной заработной плате работника (за инициативу и предприимчивость, за выслугу лет, за непрерывный стаж работы, за работу без брака и др.). Намного сложнее стоит вопрос об удовлетворении духовных потребностей персонала, вот здесь как раз и требуется полная информация о том, что может служить мотивом для более высоких показателей в труде. На практике удовлетворение духовных потребностей персонала выражается в следующем: объявление благодарности, освещение достижений работника в СМИ, повышение по службе и др.. Как правило, стимулирование мотивации в данном направлении нигде не прописывается, не становится предметом обсуждения, а зачастую просто замалчивается или пускается на самотек.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |