Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Музыка в жизни и творчестве Лермонтова



2020-02-04 318 Обсуждений (0)
Музыка в жизни и творчестве Лермонтова 0.00 из 5.00 0 оценок




М.Ю.Лермонтов и музыка

 

Оглавление

Аннотация
Введение
I. Музыка в жизни и творчестве Лермонтова
II. Сочинения Лермонтова в музыке
1 Вокально-инструментальная музыка
2 Оперные композиторы
3 Балет
Заключение
Список литературы
Приложение

 

Аннотация

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 -1841) — один из самых значительных поэтов русской литературы ХIХ века. Сочетание простоты и возвышенности, естественности и оригинальности отличает руку мастера, а его умение объективно показывать характеры героев, раскрывая одного персонажа через восприятие другим, и по сей день восхищает и читателей, и критиков.

От природы Лермонтов был очень музыкален. В детстве он учился игре на фортепиано, скрипке, на флейте и позже всегда любил музицировать. Он и пел, аккомпанируя сам себе. Музыку Лермонтов слушал часто: и оперы, когда жил в Петербурге, и русские песни – ещё в Тарханах, а потом на Кавказе – горные напевы.

Ещё при жизни поэта композиторы обратились к его стихам. Современникам стал ясно, что ни один сколько- нибудь известный русский композитор не может обойти в своём творчестве поэзию Лермонтова. Немало романсов, тонко передающих настроение лермонтовской поэзии, сочинил М.А.Балакирев. Писали музыку на стихи Лермонтова Алябьев, Варламов, Даргомыжский, А.Рубинштейн, С.В.Рахманинов.

Не раз обращались к творчеству Лермонтова современные композиторы. В спектаклях театров и в концертном исполнении всегда с неизменным успехом звучит музыка А.Хачатуряна к драме «Маскарад». Стихи Лермонтова и созданные его гением поэтические образы навсегда останутся неисчерпаемым источником вдохновения композиторов и исполнителей, источником радости для любителей музыки.

Введение

Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению В.Г.Белинского, «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.

Крупнейшие русские поэты и прозаики той или иной стороной своего творчества обязаны Лермонтову. Отличительные особенности лирики Лермонтова – слияние в ней общественно-политических мотивов с мотивами личными. Своим романом «Герой нашего времени» Лермонтов пролагал дорогу романам И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого.

 

Музыка в жизни и творчестве Лермонтова

Лермонтов - один из самых «музыкальных» русских писателей. С первых шагов короткой и тревожной жизни поэта (1814-1841гг.) музыкальные образы и впечатления прочно овладели им. Об этом есть немало свидетельств и в его творениях, и в дневниковых записях. В одной из них 16-летний Лермонтов вспоминает мелодию песни, которую он слышал от матери, умершей, когда ему было около 3 лет: «…то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие». «Песню матери моей» поэт не раз вспоминал в своих стихах. В литературе высказывалось предположение, что у мальчика был абсолютный слух. Его развитию, несомненно, способствовала Мария Михайловна, хорошо певшая, любившая музицировать. По выражению первого биографа Лермонтова П.А. Висковатого, она была «одарена душой музыкальной».

С народными песнями Лермонтов познакомился еще в Тарханах. Систематически обучаться музыке начал в Пансионе в Москве. В 1829 Лермонтов публично исполнил аллегро из скрипичного концерта Л. Маурера — произведение, считавшегося в техническом отношении трудным.

Известно, что Лермонтов дважды в разные годы был на представлениях «волшебной оперы» «Князь невидимка» К. А. Кавоса (1775—1840), слушал оперу «Пан Твардовский» А. Н. Верстовского (1799—1862). Лермонтов мог видеть также «волшебную оперу» «Русалка» С. И. Давыдова (1777—1825) и Кавоса. Эти музыкальные впечатления нашли отражение в раннем творчестве Лермонтова — в либретто оперы «Цыганы» (по А. С. Пушкину).

Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считая, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. В его лирике нашло отражение романтическое восприятие музыки, опирающееся на богатую традицию европейского и русского романтизма. В стихотворении «Не верь себе» поэт говорит о невозможности «стихом размеренным и словом ледяным» передать значение простых и сладких звуков, рожденных в час вдохновения. Только музыка может передать богатство и сложность «мысли», не стесненной «размером слов». Но музыка для Лермонтова это не только раскованность художественных средств, но и воплощение чувств, сокровенный смысл которых нельзя выразить иными средствами.

Музыка для поэта — это выражение глубинных чувств и переживаний, язык души. Сами звуки голоса позволяют слушателю глубже понять чувства собеседника. Лермонтов писал М. А. Лопухиной (23 декабря 1834): «О! как я хотел бы вас снова увидеть, говорить с Вами: потому что звук ваших речей доставлял мне облегчение. На самом деле следовало бы в письмах помещать над словами ноты...». По убеждению поэта, слово, закрепленное на бумаге, мертво, и лишь музыка может передать живое течение речи, ее неповторимую интонацию. В поэзии Лермонтова часто возникает образ мелодии, властно овладевающей сознанием лирического героя. Слова песни могут забыться, но мелодия, обладающая только ей свойственной силой воздействия, навсегда сохраняется в памяти. Биографы поэта справедливо связывают с подобными впечатлениями, полученными Лермонтовым в детстве, стихотворение «Ангел» (1831): «И звук его песни в душе молодой остался — без слов, но живой».

Воспоминания о Лермонтове и письма к нему свидетельствуют о том, что он любил музицировать, напевать. Тонко чувствующий музыку, поэт остро ощущал оттенки настроений, необходимые для ее восприятия.

В «Автобиографических заметках» он пишет: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха».

 



2020-02-04 318 Обсуждений (0)
Музыка в жизни и творчестве Лермонтова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Музыка в жизни и творчестве Лермонтова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)