Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика мировоззрения.



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Общая характеристика мировоззрения. 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА

Заочный факультет

Кафедра Философии

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

ТЕМА: Философия и мировоззрение. Типы мировоззрений.

 

Выполнила: студ. гр. 9СР -71

Проверил преподаватель:

ГУСЕВА А.А.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение..............................................................................................................4

Общая характеристика мировоззрения…………. ………...…………………5

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия,           как основные формы мировоззрения..……………………..………………..10

Схематическая связь философии, религии, мифологии…………………....17

Специфика философского решения мировоззренческих вопросов……….18

Контрольные задания к теме №2…………………………………………….21

Заключение .......................................................................................................23

Литература ........................................................................................................24

 

 

Введение.

 

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

   

В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В VÌÌ-VÌ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVÌ века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.

Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас.

   

Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять важное значение в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысли, обширном и многообразном повседневном опыте. Их нередко называют «жизненной философией». Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себя мироощущение, умонастроение широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально «работающим» сознанием. И это необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового политического, экономического, экологического, социального, нравственного мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни, действия.

Общая характеристика мировоззрения.

 

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.

Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

   

Мировоззрение- необходимая составляющая человеческого создания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Жизнь людей в обществе носит исторических характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личности также подтверждено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального духовного настроя той или иной эпохи. Но в реальной деятельности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используются личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрения каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например, по классовой    принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и другим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы. И все же в многообразии вариантов исторически изменяющихся мировоззрении можно выделить ряд укрупненных градаций, типов. Мировоззрение комплексная форма сознания, объемляющая самые разные «пласты» человеческого опыта, -способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносится данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

Итак, мировоззрение– это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющее самое общее видение, понимание мира, место в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы действий людей.              

 

В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная, и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.               

 В различных формах мировоззрений по –разному представлены интеллектуальный  и эмоциональный опыт людей. Эмоционально психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляетмироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относятся к мировосприятию. Познавательно- интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

«Коэффициент интеллектуальности» мировоззрений различен. Неодинакова также их эмоциональной насыщенности. Но так или иначе, мировоззрение включает в себя оба этих «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции.

Жизнь в природном и общественно мире рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета, тревоги, напряжение и многое другое. Среди мировоззренческих эмоций есть окрашенные в «мрачные» тона тревоги, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного разрыва. Можно опасаться, переживать, болеть за своих близких, за свою страну, народ, будущее человечества, за жизнь на Земле, за судьбы культуры. Вместе с тем люди присущ также целый спектр «светлых» эмоций: ощущение радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворения жизнью, своими свершениями.

Сочетание таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистическим или же мрачным, пессимистичным; эгоистическим или же полным душевной щедрости, заботы о других; счастливых или несчастным и т.д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различие их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или безнадежно больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающие напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыда, укоров совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадание, милосердия, а также их антиподы. В мировоззрении того или иного времени находятся выражение типовых, преобладающие настроение, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил.

Эмоциональный мир человека определяет прежде всего его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении, в том числе в мировоззрении философском. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благовонием, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, -это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Мировоззрение сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.          

Разум и чувства входят в ткань, мировоззрения не обособленно, а во взаимосплетении, кроме того они сочетаются с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение по крайней мере его узловые моменты, его основа, по сути, всегда тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Включаясь в мировоззрение, различные его составляющие (знания, ценности, программы, действий) приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение, позицию человека (группы людей), окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Убеждения- взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений –так велика их побудительная сила – люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.

Новый облик в целостном составе мировоззрения получают знания. Стараясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они в тенденции становятся больше, чем просто знанием, превращаются в познавательные убеждения – в целостный способ видения, понимания мира, ориентация в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды –ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе – всего мирового сообщества.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не включает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение – обязательный момент самостоятельной, позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентации, срастание с ней- без внутренней критичности, собственного анализа- называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность – скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от суждения высоким целям.

С моей точки зрения мировоззрение- это сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного творческого мышления. В мировоззрении реально различимы – по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов – также повседневно-практический и теоретический пласты, уровни.

С состав мировоззрения входят и играет в нем важную роль обобщенные знания- повседневные, или жизненно- практические, профессиональные, научные. Чем солидней запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непосредственное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Существенно значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие различных компонентов-знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов, и т.д.. Таким образом в структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента.

1.Познавательный компонент . Базируется на обобщенных знаниях- повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно- научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2.Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивы действия и т. д.

3.Морально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходима выработка определенной психологической установки на готовность, действовать.

4.Практический компонент. Без практической составляющей носило бы крайне абстрактный характер.

Жизненно- практическое мировоззрение находит своё обобщение выражение в мифологию и религию. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественником философии.

 

 

                    

 



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Общая характеристика мировоззрения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика мировоззрения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)