Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Задачи текстологии



2020-02-04 354 Обсуждений (0)
Глава 2. Задачи текстологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Реферат по дисциплине Текстология.

Тема: Основные термины и понятия теории и практики текстологии

Студентка: Молодожен Анна

Группа: Т-37071

Преподаватель: Липатов В.А.

 

Ектеринбург

2009г

Содержание:

 

  с.
Введение 3
Глава 1. Основные термины текстологии 5
Глава 2. Задачи текстологии 7
Глава 3. Основные понятия практической деятельности текстолога 9
3.1. Конъенктура 9
3.1.1. Классификация опечаток 9
3.2. Датирование 13
3.2.1 Датирующие признаки 16
Заключение 21
Список литературы 23

Введение

Слово текстология сравнительно недавнего происхождения. Оно получило права гражданства приблизительно в середине 1930-х годов и едва ли не впервые было введено Б. В. Томашевским в курс, прочитанный им в 1926/27 учебном году в Институте истории искусств в Ленинграде.

Курсы по текстологии читаются теперь в ряде университетов и педагогических институтов, в некоторых исследовательских институтах есть секторы текстологии, в составе Международного комитета славистов существует специальная текстологическая комиссия. Статьи по текстологии печатаются в толстых литературно-критических журналах.

Главное достижение современной текстологии можно формулировать так: текст художественного произведения признаётся фактом национальной культуры. Он в известном смысле принадлежит не только автору, но и народу в целом.

Фольклор, древняя литература, литература нового времени — все они в равной степени являются объектами текстологии. Текстология должна существовать как единая наука. Проблематика ее и основные понятия (автограф, список, черновик, беловик, копия, архетип, вариант и др.), общие методы и приемы (атрибуция, датировка, комментирование, конъектирование, изучение типичных ошибок копииста и др.) — все это позволяет говорить о науке, имеющей общую цель.

Споры об авторстве тех или иных произведений сопровождают, в сущности, изучение литературного наследия едва ли не каждого писателя. Чем крупнее писатель, тем эти споры значительнее. Например, до сих пор не закончена старинная дискуссия об авторе «Отрывка из путешествия в**И***Т***». Не менее девяти кандидатов претендуют на то, чтобы быть признанными в качестве авторов «Известий о некоторых русских писателях». О Пушкине — огромная литература, в которой уже более столетия продолжаются споры о принадлежности поэту некоторых стихотворений и целого ряда статей. Среди исследователей оживленно дебатируется вопрос относительно автора стихотворения «На смерть Чернова» — Рылеева или Кюхельбекера.[1]

Таким образом можно выделить основные цели и задачи работы.

Цель - сформировать у читателя представление о текстологии как о научной дисциплине.

Задачи:

1. Представить в работе основные понятия текстологии, дать им объяснение;

2. Осветить задачи текстологии как науки;

3. Подробнее остановиться на одном из моментов практической деятельности текстолога.

 

 

Глава 1. Основные термины текстологии

Для того, чтобы яснее понимать суть самой научной дисциплины, введем некоторые ее основные термины, а также методы и приемы.

Прежде всего дадим определение текстологии. Текстология - вспомогательная литературоведческая дисциплина, изучающая тексты художественных произведений для их интерпретации и публикации.[2]

Произведение – результат писательской работы автора. Обладает определенными признаками и самостоятельно относительно других произведений.

Архетип – Первообразы, «первосюжеты», которые находятся в бессознательном.

Рукопись можно обозначить как «предтекст». Чаще всего она существует в виде списка или переписанного произведения

Автограф – нечто написанное, напечатанное, набранное на компьютере самим автором.

Черновик – текст, который автор использует в качестве пробного, в который вносит какие-то доработки и исправления своей рукой. Стоит отметить, что черновик – это всегда автограф.

Беловик – окончательный вариант авторской работы (или работы переписчика или помощника).

Копии возникают из-за желания точно воспроизвести авторский текст.

Список – результат работы переписчика.

К общим методам и приемам текстологии относятся атрибуция, датировка, комментирование, конъектирование, изучение типичных ошибок копииста.

Атрибуция – определение авторства того или иного произведения. Атрибуция затрагивала все виды словесности во все времена, начиная от фольклора, заканчивая средневековой литературой.

Конъенктирование – исправление текстологом ошибок в тексте на основе собственных догадок. Подробнее о конъенктуре и типичных ошибках копииста будет рассказано в Главе 3.Основные понятия практической деятельности текстолога, пункте 3.1. Конъенктура.

Датировка – это работа текстолога над произведением, которая предполагает установления точной или примерной даты написания произведения. Подробнее о работе текстолога над датировкой будет рассмотрено в Главе 3.Основные понятия практической деятельности текстолога, пункте 3.2. Датировка.

 

Глава 2. Задачи текстологии

 

Самая первая и главная задача текстолога — установление точного текста произведения. В одних случаях это установление соответствующего последнему желанию автора текста — задача довольно простая, в других представляет собой сложное разыскание, требующее привлечения самого разнообразного материала.

Однако это не единственная задача текстологии.

Обычно приходится устанавливать не какой-то один текст, а группу или даже сумму текстов данного автора (избранные сочинения, собрания сочинений, полные собрания сочинений и т. д.). Таким образом, возникает вторая задача — организация (кодификация) этих текстов.

Она не может быть решена однозначно и раз и навсегда. Различные цели издания определяют и различные типы издания. Все издания должны быть одинаковы по тексту, но всякий раз изменяется объем и состав издания и его композиция.

Наконец, текстолог должен уметь не только установить и организовать текст, но и довести его до современного читателя; третьей задачей является комментирование текста.

Оно должно сделать произведение понятным для самых различных читательских групп. Читатель найдет в комментарии необходимые справки о месте и времени первой публикации, о перепечатках, о рукописях и их особенностях (здесь или во вступительной статье), в так называемой «преамбуле» получит сведения о месте этого произведения в творческом пути писателя, о смысле произведения.

Важным разделом текстологии является так называемый реальный комментарий. Он основан на том, что память человека в сущности очень ограничена; многое легко забывается и ускользает из сознания современников, не говоря уже о потомках. Мелочи, характерные для того или иного времени, утратившие остроту, злободневные намеки, имена людей, не оставивших по себе заметного следа, требуют для восстановления упорного и часто неблагодарного труда. (Результатом длительных поисков, занимающих иногда несколько дней, могут стать пять-шесть строк скупой справки).

Глава 3. Основные понятия практической деятельности текстолога

Конъенктура

Прежде всего дадим определение данному понятию. Конъенктура – это исправление дефектного текста или какой-нибудь его части при отсутствии необходимых документов (только на основании догадок). [3]

Текст произведения по самым разным причинам часто содержит в себе ошибки. Одни из них восходят к опискам самого писателя, другие - возникают на следующих стадиях: иногда в процессе устного бытования и рукописной традиции, там, где произведение не сразу печатается (например, в памятниках «вольной» печати), иногда в процессе невнимательного надзора при превращении рукописи в печатный текст.

Обязанность текстолога — максимально восстановить, исправный текст. Если у ученого есть доступ к сохранившейся рукописи, авторизованной копии или корректуре, то сделать это нетрудно. Но поскольку таких случаев мало, у исследователя возникает право я на догадку.

Следует отметить, что текстолог не должен слишком часто прибегать к конъенктурам, они должны применяться только тогда, когда текст действительно дефектен, а догадка исследователя имеет значительную правдоподобность.

Конъектура стоит где-то между наукой («логическим умозаключением») и искусством и требует, чтобы текстолог как бы стал на место автора, проникнулся «его духом и манерой».[4]

 



2020-02-04 354 Обсуждений (0)
Глава 2. Задачи текстологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Задачи текстологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)