Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А.В. Захарова-Соловьева



2020-02-04 170 Обсуждений (0)
А.В. Захарова-Соловьева 0.00 из 5.00 0 оценок




Реализация принципа наглядности в курсе

«Концепции современного естествознания»

А.В. Захарова-Соловьева

Учебный курс «Концепции современного естествознания» («КСЕ») в насто-

ящее время является основой естественнонаучного образования при подготовке в

вузах квалифицированных кадров гуманитарных и социально-экономических спе-

циальностей.

Курс «Концепции современного естествознания» является междисципли-

нарным, охватывает широкий круг вопросов.

Практической целью данного курса является воспитание у студентов не

только естественнонаучной культуры мышления, но и грамотного отношения к

природе и живым существам, т.е. «бытовой» экологической культуры.

Согласно Государственному образовательному стандарту Высшего про-

фессионального образования к основным задачам дисциплины «Концепции совре-

менного естествознания» можно отнести следующие:

- понимание специфики гуманитарного и естественнонаучного компонентов

культуры, ее связи с особенностями мышления, природы отчуждения и необходи-

мости их воссоединения на основе целостного взгляда на окружающий мир;

- знание норм научного способа освоения мира и специфики их проявления в

классическом и современном естествознании;

- изучение понимания сущности конечного числа фундаментальных законов

природы, определяющих современное естествознание, к которым сводится мно-

жество частных закономерностей физики, химии и биологии, а также ознакомле-

ние с принципами научного моделирования природных явлений;

- формирование целостного представления о физической картине мира;

- понимание принципов преемственности, соответствия и непрерывности в

изучении природы, а также необходимости смены адекватного языка описания по

мере усложнения природных систем: от квантовой и статистической физики к хи-

мии и молекулярной биологии, от неживых систем к клетке, живым организмам,

человеку, биосфере и обществу;

- сознание природы, базовых потребностей и возможностей человека, воз-

можных сценариев развития человечества в связи с кризисными явлениями в био-

сфере, роли естественнонаучного знания в решении социальных проблем и сохра-

нении жизни на Земле;

- формирование представлений о смене типов научной рациональности, о

революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах

развития естествознания;

-формирование представлений о принципах универсального эволюционизма

и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой

и живой природе, человеку и обществу.

Таким образом, целью дисциплины «КСЕ» является формирование це-

лостного представления о современной картине мира и перспективах развития,

знание универсальных методов познания и законов природы, общества. Очевид-

но, что базу курса составляют естественные науки, которые, как известно, яв-

ляются науками зрительных образов.

Важную роль в формировании у студентов целостной картины мира выпол-

няет наглядность в обучении.

Средства наглядности используются при изложении учебного материала, в

ходе самостоятельной деятельности студентов по приобретению знаний и фор-

мированию умений и навыков, при контроле усвоения материала и при других ви-

дах деятельности и преподавателя, и студентов. Средства наглядности применя-

ются сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного ма-

териала и конкретным условиям обучения.

Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта

или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, па-

мяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого об-

раза, и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития

ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности

и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, по-

нятный образ данного объекта.

Наглядность, как правило, выполняет множество функций:

- помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаи-

модействия для подтверждения теоретических положений;

- помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с

ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате

чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыс-

лительной деятельности;

- формирует визуальную и слуховую культуру;

- дает педагогу обратную информацию: по заданным вопросам учащимся

можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию

сути явления.

Принцип наглядности является исходным положением дидактики, опреде-

ляющим направление работы с наглядным материалом, предусматривающим обя-

зательность его использования в учебном процессе.

Классическая дидактика установила принцип наглядности, исходя из того

очевидного факта, что успешным оказывается такое обучение, которое начинает-

ся с рассмотрение вещей, предметов, процессов и событий окружающей действи-

тельности. Наглядность и в особенности наблюдение натуральных объектов, взя-

тых в их естественных условиях, несомненно, имеет большое значение и служит

исходным пунктом знаний об объективном мире. Наглядность обучения рассмат-

ривается в тесной связи с активностью учащихся.

Таким образом, можно отметить, что наглядность является исходным пунк-

том обучения.

Теорию наглядности разрабатывали: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и

многие другие. Впоследствии проблемой наглядности занимались такие учёные

как Р.Г. Ламберг, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.А. Данилов, И.Т.

Огородников и многие другие. В настоящие время исследования в этой области

проводят А.А. Шаповалов, А.Н. Крутский.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным ви-

дам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов

наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим.

При изучении природы, например, наибольшее значение, имеют натуральные

объекты и изображения, близкие к натуре. Очень часто возникает необходимость

использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и

теми же вопросами.

На сегодняшний день существует большое многообразие видов наглядно-

сти. Чаще всего по содержанию и характеру изображаемого, выделяют три груп-

пы наглядности:

- изобразительная наглядность;

- условно-графическая наглядность;

- предметная наглядность.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно. Место и

роль наглядного материала в процессе обучения определяются отношением той

деятельности учащегося, в которой данный материал способен занять структур-

ное место цели (предмета) его действий, к той деятельности, которая ведет к осо-

знанию того, что нужно усвоить.

Необходимо разграничение понятие принципа наглядности и наглядных ме-

тодов обучения.

Наглядный метод является способом реализации этого исходного положе-

ния и заключается в построении системы обучения с использованием средств на-

глядности.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при кото-

рых усвоение учебного материала находится в зависимости от применяемых в

процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы

используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обуче-

ния и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления с явлениями,

процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с по-

мощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. Широко используются

с этой целью экранные технические средства и компьютеры.

Наглядные методы обучения также можно условно разделить на две

большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Использование наглядных средств не только способствуют созданию у сту-

дентов образных представлений, но формированию понятий, пониманию отвле-

ченных связей и зависимостей, что является одним из важнейших положений ди-

дактики. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания.

Сегодня достаточно большое разнообразие научно-популярных фильмов

раскрывающих многие темы курса: космологические модели вселенной, эволю-

ция живой материи и др.

Не маловажная роль в процессе обучения принадлежит техническим сред-

ствам (ТСО).

Под техническими средствами обучения (ТСО) понимаются такие техниче-

ские устройства, которые, сами, не являясь объектами изучения, способствуют ре-

шению учебных задач и повышают эффективность обучения с помощью заложен-

ных в них дидактических (учебно-методических) материалов. ТСО в познаватель-

ной деятельности студентов выполняют обучающую, воспитывающую и развива-

ющую функции. Они служат носителями учебной информации, средствами ее

передачи, переработки и хранения. На ТСО возлагается передача сообщений ин-

формативного характера, они используются для управления и контроля усвоения

знаний студентов.

Применение ТСО в процессе обучения способствует укреплению связи тео-

рии с практикой, усиливает наглядность обучения, позволяет студенту лучше за-

помнить учебный материал, экономит учебное время.

Являясь составной частью комплексов средств обучения, ТСО обязаны упо-

требляться в сочетании с печатными учебно-наглядными пособиями, устройства-

ми, макетами, натуральными объектами, действующими моделями и другими тра-

диционными средствами обучения. [4, С. 162-167]

Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется

их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачкам, специфи-

ке учебного материала, формам и способам организации труда преподавателя и

учащихся, материально-техническим условиям и возможностям. [9, С.20]

С помощью современных технических средств могут быть визуализированы

невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические поня-

тия, т. е. происходит создание определённого дидактического образа – модели.

Визуализация образов, связанных с математическим описанием явлений и

законов физики, с использованием методов моделирования и воспроизведения в

режиме анимации экспериментов, в которых проявляются эти явления, является

незаменимым элементом познавания физических особенностей природы в препо-

давании курса КСЕ (концепции современного естествознания). Благодаря совре-

менным компьютерным технологиям, мультимедийным возможностям компью-

тера можно во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации,

представить эти модели в динамике. Использование информационных компью-

терных технологий (ИКТ) в обучении КСЕ способствует повышению качества и

эффективности труда преподавателя: с их помощью экономится время, повышает-

ся наглядность обучения, увеличивается точность изложения материала. Совре-

менные информационные технологии существенно повышают качество самой ви-

зуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными

возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа.

Мультимедиа технологиями (МТ) называют совокупность приемов, мето-

дов, способов, позволяющих с использованием технических и программных

средств мультимедиа продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать инфор-

мацию, представленную в различных формах (текст, звук, графика, видео, анима-

ция) с использованием интерактивного программного обеспечения.

Семенова Н.Г. и соавторы (2005) полагают, что использование МТ в образо-

вательном процессе имеет сложную структуру и позволяет максимально удовле-

творять информационные потребности участников образовательного процесса –

преподавателя и студента; повышает качество профессиональных знаний, умений,

навыков; а также активизирует познавательную деятельность, развивает способ-

ности к творчеству, формирует креативное мышление студентов и

преподавателя [3].

Мультимедийные презентации могут иметь различные формы, применение

которых зависит от знаний, подготовленности автора, а так же предполагаемой

аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лек-

ции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, те-

стирования. Компьютерные модели позволяют развивать системное мышление у

студентов.

За счет использования МТ развивается зрительная и письменная память; по-

является возможность посмотреть пропущенное на слайдах в случае отставания

от общего ритма; информация запоминается легче и на более длительный срок;

сокращается время объяснения новой темы и фиксирования материала; увеличи-

вается самостоятельность в выборе того, что писать в конспекте; легче восприни-

маются схемы и примеры.

Для студентов очного отделения, обучающихся по специальности “Филосо-

фия” был разработан и прочитан курс лекций “Концепции современного естество-

знания” с использованием мультимедиа технологий. Лекции были составлены в

программе для презентаций Power Point, которая позволяет конструировать и де-

монстрировать набор слайдов (статические изображения, фотографии, рисунки,

схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагменты). Занятия про-

водились в лекционной аудитории, оснащенной мультимедийным комплексом, а

также обычной доской, что позволяет совмещать в учебном процессе традицион-

ные и мультимедиа технологии.

Студенты отметили, что на данных лекциях у них улучшалось понимание

материала; снижалась усталость на лекции, за счет смены деятельности (слуша-

ние, конспектирование, изучение слайдов, беседа).

Контрольное тестирование показало, что материал, который преподносился

студентам с использованием мультимедиа, был усвоен ими намного лучше и не

вызывал затруднений при ответе на вопросы данных тем.

А также студентами самостоятельно выполняются презентации по темам

астрономического блока: «Звезды и их эволюция», «Солнечная система», «Галак-

тики» и др. Работа по созданию презентации включает в себя знания по астроно-

мии, знания компьютерной техники, умение анализировать материал и акцентиро-

вать важные моменты в изложении информации. Данный тип работы способству-

ет не только формированию системного мышления, но и воспитанию у студен-

тов информационной культуры и творческой активности, что является приоритет-

ными задачами современной системы образования.

При всем многообразии учебных пособий по курсу «Концепции современ-

ного естествознания», следует отметить проблему их нехватки. Данную проблему

легко решает такой тип пособий, как электронные учебники. На сегодня – это са-

мая востребованная форма электронного учебного пособия, расширяющая дидак-

тические возможности обычного, печатного, учебника. Электронный учебник со-

здан для целей самообразования, формирования системных знаний, индивидуаль-

ного тренинга.

В нашем вузе разработаны и используются в процессе обучения электрон-

ные учебники по КСЕ с гипертекстовой структурой, которые позволяют студен-

там работать более эффективно, чем с печатными изданиями.

В то же время, следует отметить, недостаточно используются ресурсы гло-

бальной сети Интернет. Существующие сегодня учебники и методические посо-

бия по курсу «КСЕ», отражают главным образом становление естественно науч-

ного мировоззрения и, к сожалению, не в полной мере соответствуют современ-

ным требованиям современной образовательной среды. А из глобальной сети Ин-

тернет можно было бы почерпнуть дополнительные сведения по физике, химии,

биологии и т.д. Студенты с большим интересом пользуются информационными

ресурсами Интернет для создания презентаций и рефератов по изучаемым темам

курса КСЕ.

Например, сервер Американского геодезического общества

(http://www.agu.org/) содержит огромное количество информации о земной коре,

атмосфере, океанах и т.п. Сервер http://spaceart.com/ содержит множество фото-

графий и иллюстраций по космологии (солнечной системы, звезд, планет, асте-

роидов, комет). Весьма интересными естественнонаучными сайтами являются

http://www. nature . com , http://www. nature . ru , http :// www . sciencefirst - hand . ru и др.

Следует отметить также, что КСЕ является одной из ведущих дисциплин

блока общих математических и естественнонаучных дисциплин федерального

компонента ГОС ВПО, предназначенных для компьютерного тестирования, с це-

лью аттестации образовательных программ вузов и проверки уровня знаний сту-

дентов. Технология Интернет-тестирования, система оценивания и репетиционное

тестирование в режиме on-line подробно изложены на сайте http://www. fepo . ru .

Таким образом, можно отметить, что использование современных нагляд-

ных методов (мультимедиа, Интернет) в обучении КСЕ способствует повышению

качества подготовки квалифицированных специалистов, эффективности обуче-

ния, производительности труда преподавателя: с их помощью повышается нагляд-

ность обучения, увеличивается точность изложения материала, экономится время.

Немало важным моментом является: решение проблемы недостатка литературы и

методических материалов; гибкий режим работы студента, а главное изучение

дисциплины «Концепции современного естествознания» становится более совре-

менным и интересным по форме и насыщенным по содержанию.

Список использованной литературы:

1. Педагогика: Учеб. Пособ. для студ./В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.

Мищенко, Е.Н. Шиянов.-4-е изд.-М.: Школьная пресса, 2002.- 512 с.

2. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе.:

Учеб. пособ. Для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 437 с.

3. Семенова Н.Г., Болдырева Т.Д., Игнатова Т.Н. Влияние мультимедиа

технологий на познавательную деятельность и психофизическое состояние обуча-

ющихся // Вестник ОГУ. №4. – Оренбург, 2005. – С.34 – 38.

4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и

методика их использования. - М.: Академия, 2001. - 256 с.

5. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспек-

ты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. -

№3.

6. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учеб-

ная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.

7. Михайловский В.Н., Хон Г.Н.Диалектика формирования современной

научной картины мира. - Л.: ЛГУ, 1989.

8. Занков Л.В. Наглядность обучения // Педагогическая энциклопедия в

4-х томах. Т. 3 / Глав. Ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1966.

В сокращении.

9. Стайнов Г.Н. Дидактические способности компьютерных обучающих

программ и их реализация в технологии обучения. Методические рекомендации

для студентов и слушателей инженерно-педагогических факультетов по специаль-

ности 030500 “Профессиональное обучение”. - М.: МГАУ им. В.П. Горячкина,

1994. - 41 с.__

 

 

Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

 

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Обострение экологической ситуации диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

 

В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников: Постановление Правительства РФ “О мерах по улучшению экологического образования населения”, 1994; Постановление “Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации”, 1994. В 2000 году разработан проект “Стратегии экологического образования в Российской Федерации”, в котором дошкольникам и младшим школьникам посвящен целый раздел.

 

Достичь целей, декларируемых в Концепции устойчивого развития России, можно только через образование. Именно поэтому в ней выделен раздел “Экологическое образование, экологизация общественного сознания”, в котором особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.

 

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль.

 

Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение, для дальнейшего полноценного развития. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. В этом возрасте происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Внимание еще слабо организовано, имеет небольшой объем, неустойчиво и плохо распределяемо. У детей младшего школьного возраста хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные образы и события его жизни. Так как познавательные процессы функционируют взаимосвязано, то воздействие на память, внимание и мышление будет отражаться на познавательной активности младшего школьника. Учитывая психологические особенности детей данного возраста, формированию познавательной активности будет способствовать использование на занятиях наглядных методов обучения: наблюдений, демонстраций, иллюстраций, так как они вызывают интерес, дают возможность использования различных видов деятельности, развивают различные психологические процессы ребенка.

 

Проблема развития познавательной активности младших школьников находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения и воспитания проходит эффективнее, если ребенок проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип “активности и самостоятельности учащихся в обучении” (Бабанский Ю.К.).

 

Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников. Это Маркова А. К., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и другие. Познавательное развитие - сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира (Н.Н. Поддъяков).

 

Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

 

Наглядные методы обучения необходимо использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. Это правило вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.

 

Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению, возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала.

 

На сегодняшний день существуют программы эколого-биологической направленности, которые отражают поиск методов повышения экологической культуры обучающихся. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохранения живой природы, многообразны по тематике, носят как теоретический, так и прикладной, практический, опытно - исследовательский характер. Опираясь на программу для кружка зоологов из сборника “Исследователи природы” для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (г. Москва 1983 г.) и опыта деятельности Санкт-Петербургского зоопарка была создана программа "Юный зоолог", наиболее подходящая для дополнительного образования детей младшего школьного возраста (приложение 1).

 

Программа дополнительного образования детей “Юный зоолог” ориентирована на формирование у детей познавательной активности через постоянное и систематическое изучение детьми живой природы. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

 

Становление познавательной активности в младшем школьном возрасте при целенаправленной педагогической деятельности положительно влияет на развитие личности. Образовательная программа дополнительного образования детей “Юный зоолог” является экспериментальной.

 

В ней учтены особенности природно-климатических условий нашего региона. Суровый климат не дает возможности для проведения практических работ в природе - экскурсий, наблюдений, полевых исследований в зимнее время. В связи с этим возрастает роль познания природы через использование наглядных методов обучения. Содержание программы предусматривает наглядно-чувственное ознакомление детей с явлениями, процессами, объектами в натуральном виде (животные мини-зоопарка) и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем и т.д., которые существенно облегчают процесс формирования понятий.

 

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.

 

Однако многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру. Использование наглядно-дидактического материала позволяет расширить, систематизировать знания детей о том, что нельзя наблюдать в природе, устанавливать причинно-следственные связи, абстрактно мыслить.

 

В своей практической деятельности каждый педагог должен стремиться к тому, чтобы обучающиеся были активны на занятии. При правильном подборе дидактического материала по тематике и возрасту детей возможно формирование не только определенных знаний, но познавательной активности обучающихся.

 

Возможность расширить базу знаний в области живой природы, выявить склонности и способности детей к видам и формам исследовательской, практической, опытнической деятельности может быть реализована в рамках программы детского объединения зоологического направления.

 

Образовательная программа “Юный зоолог” предусматривает развитие познавательной активности на занятиях, разнообразных по методическому решению, с использованием наглядно-дидактических пособий и наблюдений за живыми объектами.

 

Традиционное использование наглядных пособий обусловлено наличием у них преимуществ в сравнении с натуральными объектами. Они помогают выйти за круг явлений, доступных для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо для невооруженного глаза ребенка.

 

Наглядные пособия можно использовать, чтобы дать детям представления о росте и развитии животных. Статичность образов на картинках позволяет рассмотреть, как растут детеныши животных, какие условия обеспечивают нормальное протекание этого процесса, в чем роль материнской особи (приложение 2). Дети как бы наблюдают за ростом и развитием диких животных, что практически невозможно организовать в естественных условиях.

 

Использование наглядных методов позволяет знакомить детей с многообразием животного мира, т.к. дети знакомятся не только с конкретными животными, но и получают обобщенные знания об отдельных группах (домашних, диких, лесных и др.) (приложение 3).

 

При рассматривании картин, т.е. в процессе опосредованного знакомства с животными, формирование у детей реалистических представлений осуществляется легче, если используется специальный прием - введение мерки и сравнение с ней животного, например, в сравнении с ростом человека. Проведенная работа показала, что наглядные пособия можно использовать по-разному. Каждая картинка может быть рассмотрена отдельно. В этом случае обучающиеся подробно знакомятся с той или с другой стороной жизни животного. Одновременное рассматривание нескольких картинок, объединенных каким-либо содержанием, позволяет формировать у детей обобщенные представления о многообразии животного мира.

 

В содержание программы включены занятия, в которых применяется моделирование природных объектов. Модели отдельных животных наиболее доступны для восприятия и понимания детьми. Например, при изучении внешнего строения и образа жизни полипа гидры используется модель пресноводного полипа гидры, изготовленная самими обучающимися из пряжи. Модель позволяет демонстрировать не только особенности внешнего строения животного, но и способы передвижения, реакцию на раздражение (приложение 4, приложение 5).

 

Использование наглядно-дидактических пособий является важным средством формирования у обучающихся разнообразных представлений о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Они успешно дополняют наблюдения за природой, существенно расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей.

 

На занятиях объединения используются различные методические приемы, способствующие усвоению знаний: выполнение схем, показывающих взаимосвязь понятий и их классификацию; применение изобразительной и схематической наглядности, часто в виде динамических наглядных схем. Особая роль отводится видео-, кино- и диафильмам, которые дают динамическую картину природных явлений, позволяют пронаблюдать особенности строения, поведения, повадок живых объектов. Конкретизацию понятий обеспечивает широкое применение на занятиях натуральной наглядности: гербариев и коллекций, но основное место отводится наблюдению за животными.

 

Особое внимание отводится дедуктивному подходу в изучении нового материала: теоретические знания об экологических закономерностях дети применяют к решению проблемных ситуаций, объяснению наблюдаемых в природе явлений. На основе понимания причинно-следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий, в которых он находится, возникают сочувствие, крупицы моральной ответственности за его жизнь, готовность помочь. Эмоциональное отношение детей к своим питомцам может быть использовано как основа воспитания сочувствия к живой природе, восхищения перед ней, бережного к ней отношения.

 

Результативность применения опыта проявляется, прежде всего, в развитии познавательной активности детей - возникают интеллектуальные чувства от удовлетворения потребности познавать новое. Обучающиеся успешно ведут научно-исследовательскую деятельность.

 

Программа “Юный зоолог” может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, руководителями групп продленного дня, т.е. в тех учреждениях, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания детей.

 

Программа вариативна, поэтому может быть использована для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья или старшими дошкольниками.

 

Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, т.к. от уровня ее развития зависит активность и стремление детей к приобретению новых знаний.

 

Методы обучения. Классификация методов обучения

 

Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

 

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

 

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.

 

Понятие «метод», как известно, применяют прежде всего в широком общеметодологическом плане, когда говорят о методе диалектического материализма, который противопоставляется идеалистическому, метафизическому методу познания действительности. Только метод диалектического материализма является подлинно научным основанием для объективного описания и эффективного применения на практике всех других методов человеческой деятельности, в частности методов обучения.

 

Советской педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Все их можно подразделить на несколько групп, применяя определенный принцип подхода к их выделению. Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации.

 

Методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант).

 

В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой



2020-02-04 170 Обсуждений (0)
А.В. Захарова-Соловьева 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: А.В. Захарова-Соловьева

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)