А.В. Захарова-Соловьева
Реализация принципа наглядности в курсе «Концепции современного естествознания» А.В. Захарова-Соловьева Учебный курс «Концепции современного естествознания» («КСЕ») в насто- ящее время является основой естественнонаучного образования при подготовке в вузах квалифицированных кадров гуманитарных и социально-экономических спе- циальностей. Курс «Концепции современного естествознания» является междисципли- нарным, охватывает широкий круг вопросов. Практической целью данного курса является воспитание у студентов не только естественнонаучной культуры мышления, но и грамотного отношения к природе и живым существам, т.е. «бытовой» экологической культуры. Согласно Государственному образовательному стандарту Высшего про- фессионального образования к основным задачам дисциплины «Концепции совре- менного естествознания» можно отнести следующие: - понимание специфики гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, ее связи с особенностями мышления, природы отчуждения и необходи- мости их воссоединения на основе целостного взгляда на окружающий мир; - знание норм научного способа освоения мира и специфики их проявления в классическом и современном естествознании; - изучение понимания сущности конечного числа фундаментальных законов природы, определяющих современное естествознание, к которым сводится мно- жество частных закономерностей физики, химии и биологии, а также ознакомле- ние с принципами научного моделирования природных явлений; - формирование целостного представления о физической картине мира; - понимание принципов преемственности, соответствия и непрерывности в изучении природы, а также необходимости смены адекватного языка описания по мере усложнения природных систем: от квантовой и статистической физики к хи- мии и молекулярной биологии, от неживых систем к клетке, живым организмам, человеку, биосфере и обществу; - сознание природы, базовых потребностей и возможностей человека, воз- можных сценариев развития человечества в связи с кризисными явлениями в био- сфере, роли естественнонаучного знания в решении социальных проблем и сохра- нении жизни на Земле; - формирование представлений о смене типов научной рациональности, о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания; -формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе, человеку и обществу. Таким образом, целью дисциплины «КСЕ» является формирование це- лостного представления о современной картине мира и перспективах развития, знание универсальных методов познания и законов природы, общества. Очевид- но, что базу курса составляют естественные науки, которые, как известно, яв- ляются науками зрительных образов. Важную роль в формировании у студентов целостной картины мира выпол- няет наглядность в обучении. Средства наглядности используются при изложении учебного материала, в ходе самостоятельной деятельности студентов по приобретению знаний и фор- мированию умений и навыков, при контроле усвоения материала и при других ви- дах деятельности и преподавателя, и студентов. Средства наглядности применя- ются сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного ма- териала и конкретным условиям обучения. Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, па- мяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого об- раза, и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, по- нятный образ данного объекта. Наглядность, как правило, выполняет множество функций: - помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаи- модействия для подтверждения теоретических положений; - помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыс- лительной деятельности; - формирует визуальную и слуховую культуру; - дает педагогу обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления. Принцип наглядности является исходным положением дидактики, опреде- ляющим направление работы с наглядным материалом, предусматривающим обя- зательность его использования в учебном процессе. Классическая дидактика установила принцип наглядности, исходя из того очевидного факта, что успешным оказывается такое обучение, которое начинает- ся с рассмотрение вещей, предметов, процессов и событий окружающей действи- тельности. Наглядность и в особенности наблюдение натуральных объектов, взя- тых в их естественных условиях, несомненно, имеет большое значение и служит исходным пунктом знаний об объективном мире. Наглядность обучения рассмат- ривается в тесной связи с активностью учащихся. Таким образом, можно отметить, что наглядность является исходным пунк- том обучения. Теорию наглядности разрабатывали: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и многие другие. Впоследствии проблемой наглядности занимались такие учёные как Р.Г. Ламберг, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.А. Данилов, И.Т. Огородников и многие другие. В настоящие время исследования в этой области проводят А.А. Шаповалов, А.Н. Крутский. В современной дидактике понятие наглядности относится к различным ви- дам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение, имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре. Очень часто возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. На сегодняшний день существует большое многообразие видов наглядно- сти. Чаще всего по содержанию и характеру изображаемого, выделяют три груп- пы наглядности: - изобразительная наглядность; - условно-графическая наглядность; - предметная наглядность. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно. Место и роль наглядного материала в процессе обучения определяются отношением той деятельности учащегося, в которой данный материал способен занять структур- ное место цели (предмета) его действий, к той деятельности, которая ведет к осо- знанию того, что нужно усвоить. Необходимо разграничение понятие принципа наглядности и наглядных ме- тодов обучения. Наглядный метод является способом реализации этого исходного положе- ния и заключается в построении системы обучения с использованием средств на- глядности. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при кото- рых усвоение учебного материала находится в зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обуче- ния и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с по- мощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. Широко используются с этой целью экранные технические средства и компьютеры. Наглядные методы обучения также можно условно разделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Использование наглядных средств не только способствуют созданию у сту- дентов образных представлений, но формированию понятий, пониманию отвле- ченных связей и зависимостей, что является одним из важнейших положений ди- дактики. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания. Сегодня достаточно большое разнообразие научно-популярных фильмов раскрывающих многие темы курса: космологические модели вселенной, эволю- ция живой материи и др. Не маловажная роль в процессе обучения принадлежит техническим сред- ствам (ТСО). Под техническими средствами обучения (ТСО) понимаются такие техниче- ские устройства, которые, сами, не являясь объектами изучения, способствуют ре- шению учебных задач и повышают эффективность обучения с помощью заложен- ных в них дидактических (учебно-методических) материалов. ТСО в познаватель- ной деятельности студентов выполняют обучающую, воспитывающую и развива- ющую функции. Они служат носителями учебной информации, средствами ее передачи, переработки и хранения. На ТСО возлагается передача сообщений ин- формативного характера, они используются для управления и контроля усвоения знаний студентов. Применение ТСО в процессе обучения способствует укреплению связи тео- рии с практикой, усиливает наглядность обучения, позволяет студенту лучше за- помнить учебный материал, экономит учебное время. Являясь составной частью комплексов средств обучения, ТСО обязаны упо- требляться в сочетании с печатными учебно-наглядными пособиями, устройства- ми, макетами, натуральными объектами, действующими моделями и другими тра- диционными средствами обучения. [4, С. 162-167] Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачкам, специфи- ке учебного материала, формам и способам организации труда преподавателя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям. [9, С.20] С помощью современных технических средств могут быть визуализированы невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические поня- тия, т. е. происходит создание определённого дидактического образа – модели. Визуализация образов, связанных с математическим описанием явлений и законов физики, с использованием методов моделирования и воспроизведения в режиме анимации экспериментов, в которых проявляются эти явления, является незаменимым элементом познавания физических особенностей природы в препо- давании курса КСЕ (концепции современного естествознания). Благодаря совре- менным компьютерным технологиям, мультимедийным возможностям компью- тера можно во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации, представить эти модели в динамике. Использование информационных компью- терных технологий (ИКТ) в обучении КСЕ способствует повышению качества и эффективности труда преподавателя: с их помощью экономится время, повышает- ся наглядность обучения, увеличивается точность изложения материала. Совре- менные информационные технологии существенно повышают качество самой ви- зуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа. Мультимедиа технологиями (МТ) называют совокупность приемов, мето- дов, способов, позволяющих с использованием технических и программных средств мультимедиа продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать инфор- мацию, представленную в различных формах (текст, звук, графика, видео, анима- ция) с использованием интерактивного программного обеспечения. Семенова Н.Г. и соавторы (2005) полагают, что использование МТ в образо- вательном процессе имеет сложную структуру и позволяет максимально удовле- творять информационные потребности участников образовательного процесса – преподавателя и студента; повышает качество профессиональных знаний, умений, навыков; а также активизирует познавательную деятельность, развивает способ- ности к творчеству, формирует креативное мышление студентов и преподавателя [3]. Мультимедийные презентации могут иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности автора, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лек- ции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, те- стирования. Компьютерные модели позволяют развивать системное мышление у студентов. За счет использования МТ развивается зрительная и письменная память; по- является возможность посмотреть пропущенное на слайдах в случае отставания от общего ритма; информация запоминается легче и на более длительный срок; сокращается время объяснения новой темы и фиксирования материала; увеличи- вается самостоятельность в выборе того, что писать в конспекте; легче восприни- маются схемы и примеры. Для студентов очного отделения, обучающихся по специальности “Филосо- фия” был разработан и прочитан курс лекций “Концепции современного естество- знания” с использованием мультимедиа технологий. Лекции были составлены в программе для презентаций Power Point, которая позволяет конструировать и де- монстрировать набор слайдов (статические изображения, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагменты). Занятия про- водились в лекционной аудитории, оснащенной мультимедийным комплексом, а также обычной доской, что позволяет совмещать в учебном процессе традицион- ные и мультимедиа технологии. Студенты отметили, что на данных лекциях у них улучшалось понимание материала; снижалась усталость на лекции, за счет смены деятельности (слуша- ние, конспектирование, изучение слайдов, беседа). Контрольное тестирование показало, что материал, который преподносился студентам с использованием мультимедиа, был усвоен ими намного лучше и не вызывал затруднений при ответе на вопросы данных тем. А также студентами самостоятельно выполняются презентации по темам астрономического блока: «Звезды и их эволюция», «Солнечная система», «Галак- тики» и др. Работа по созданию презентации включает в себя знания по астроно- мии, знания компьютерной техники, умение анализировать материал и акцентиро- вать важные моменты в изложении информации. Данный тип работы способству- ет не только формированию системного мышления, но и воспитанию у студен- тов информационной культуры и творческой активности, что является приоритет- ными задачами современной системы образования. При всем многообразии учебных пособий по курсу «Концепции современ- ного естествознания», следует отметить проблему их нехватки. Данную проблему легко решает такой тип пособий, как электронные учебники. На сегодня – это са- мая востребованная форма электронного учебного пособия, расширяющая дидак- тические возможности обычного, печатного, учебника. Электронный учебник со- здан для целей самообразования, формирования системных знаний, индивидуаль- ного тренинга. В нашем вузе разработаны и используются в процессе обучения электрон- ные учебники по КСЕ с гипертекстовой структурой, которые позволяют студен- там работать более эффективно, чем с печатными изданиями. В то же время, следует отметить, недостаточно используются ресурсы гло- бальной сети Интернет. Существующие сегодня учебники и методические посо- бия по курсу «КСЕ», отражают главным образом становление естественно науч- ного мировоззрения и, к сожалению, не в полной мере соответствуют современ- ным требованиям современной образовательной среды. А из глобальной сети Ин- тернет можно было бы почерпнуть дополнительные сведения по физике, химии, биологии и т.д. Студенты с большим интересом пользуются информационными ресурсами Интернет для создания презентаций и рефератов по изучаемым темам курса КСЕ. Например, сервер Американского геодезического общества (http://www.agu.org/) содержит огромное количество информации о земной коре, атмосфере, океанах и т.п. Сервер http://spaceart.com/ содержит множество фото- графий и иллюстраций по космологии (солнечной системы, звезд, планет, асте- роидов, комет). Весьма интересными естественнонаучными сайтами являются http://www. nature . com , http://www. nature . ru , http :// www . sciencefirst - hand . ru и др. Следует отметить также, что КСЕ является одной из ведущих дисциплин блока общих математических и естественнонаучных дисциплин федерального компонента ГОС ВПО, предназначенных для компьютерного тестирования, с це- лью аттестации образовательных программ вузов и проверки уровня знаний сту- дентов. Технология Интернет-тестирования, система оценивания и репетиционное тестирование в режиме on-line подробно изложены на сайте http://www. fepo . ru . Таким образом, можно отметить, что использование современных нагляд- ных методов (мультимедиа, Интернет) в обучении КСЕ способствует повышению качества подготовки квалифицированных специалистов, эффективности обуче- ния, производительности труда преподавателя: с их помощью повышается нагляд- ность обучения, увеличивается точность изложения материала, экономится время. Немало важным моментом является: решение проблемы недостатка литературы и методических материалов; гибкий режим работы студента, а главное изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» становится более совре- менным и интересным по форме и насыщенным по содержанию. Список использованной литературы: 1. Педагогика: Учеб. Пособ. для студ./В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.-4-е изд.-М.: Школьная пресса, 2002.- 512 с. 2. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе.: Учеб. пособ. Для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 437 с. 3. Семенова Н.Г., Болдырева Т.Д., Игнатова Т.Н. Влияние мультимедиа технологий на познавательную деятельность и психофизическое состояние обуча- ющихся // Вестник ОГУ. №4. – Оренбург, 2005. – С.34 – 38. 4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2001. - 256 с. 5. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспек- ты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3. 6. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учеб- ная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1. 7. Михайловский В.Н., Хон Г.Н.Диалектика формирования современной научной картины мира. - Л.: ЛГУ, 1989. 8. Занков Л.В. Наглядность обучения // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 3 / Глав. Ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1966. В сокращении. 9. Стайнов Г.Н. Дидактические способности компьютерных обучающих программ и их реализация в технологии обучения. Методические рекомендации для студентов и слушателей инженерно-педагогических факультетов по специаль- ности 030500 “Профессиональное обучение”. - М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 1994. - 41 с.__
Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Обострение экологической ситуации диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.
В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников: Постановление Правительства РФ “О мерах по улучшению экологического образования населения”, 1994; Постановление “Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации”, 1994. В 2000 году разработан проект “Стратегии экологического образования в Российской Федерации”, в котором дошкольникам и младшим школьникам посвящен целый раздел.
Достичь целей, декларируемых в Концепции устойчивого развития России, можно только через образование. Именно поэтому в ней выделен раздел “Экологическое образование, экологизация общественного сознания”, в котором особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль.
Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение, для дальнейшего полноценного развития. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. В этом возрасте происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Внимание еще слабо организовано, имеет небольшой объем, неустойчиво и плохо распределяемо. У детей младшего школьного возраста хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные образы и события его жизни. Так как познавательные процессы функционируют взаимосвязано, то воздействие на память, внимание и мышление будет отражаться на познавательной активности младшего школьника. Учитывая психологические особенности детей данного возраста, формированию познавательной активности будет способствовать использование на занятиях наглядных методов обучения: наблюдений, демонстраций, иллюстраций, так как они вызывают интерес, дают возможность использования различных видов деятельности, развивают различные психологические процессы ребенка.
Проблема развития познавательной активности младших школьников находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения и воспитания проходит эффективнее, если ребенок проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип “активности и самостоятельности учащихся в обучении” (Бабанский Ю.К.).
Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников. Это Маркова А. К., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и другие. Познавательное развитие - сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира (Н.Н. Поддъяков).
Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.
Наглядные методы обучения необходимо использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. Это правило вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.
Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению, возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала.
На сегодняшний день существуют программы эколого-биологической направленности, которые отражают поиск методов повышения экологической культуры обучающихся. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохранения живой природы, многообразны по тематике, носят как теоретический, так и прикладной, практический, опытно - исследовательский характер. Опираясь на программу для кружка зоологов из сборника “Исследователи природы” для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (г. Москва 1983 г.) и опыта деятельности Санкт-Петербургского зоопарка была создана программа "Юный зоолог", наиболее подходящая для дополнительного образования детей младшего школьного возраста (приложение 1).
Программа дополнительного образования детей “Юный зоолог” ориентирована на формирование у детей познавательной активности через постоянное и систематическое изучение детьми живой природы. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
Становление познавательной активности в младшем школьном возрасте при целенаправленной педагогической деятельности положительно влияет на развитие личности. Образовательная программа дополнительного образования детей “Юный зоолог” является экспериментальной.
В ней учтены особенности природно-климатических условий нашего региона. Суровый климат не дает возможности для проведения практических работ в природе - экскурсий, наблюдений, полевых исследований в зимнее время. В связи с этим возрастает роль познания природы через использование наглядных методов обучения. Содержание программы предусматривает наглядно-чувственное ознакомление детей с явлениями, процессами, объектами в натуральном виде (животные мини-зоопарка) и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем и т.д., которые существенно облегчают процесс формирования понятий.
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.
Однако многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру. Использование наглядно-дидактического материала позволяет расширить, систематизировать знания детей о том, что нельзя наблюдать в природе, устанавливать причинно-следственные связи, абстрактно мыслить.
В своей практической деятельности каждый педагог должен стремиться к тому, чтобы обучающиеся были активны на занятии. При правильном подборе дидактического материала по тематике и возрасту детей возможно формирование не только определенных знаний, но познавательной активности обучающихся.
Возможность расширить базу знаний в области живой природы, выявить склонности и способности детей к видам и формам исследовательской, практической, опытнической деятельности может быть реализована в рамках программы детского объединения зоологического направления.
Образовательная программа “Юный зоолог” предусматривает развитие познавательной активности на занятиях, разнообразных по методическому решению, с использованием наглядно-дидактических пособий и наблюдений за живыми объектами.
Традиционное использование наглядных пособий обусловлено наличием у них преимуществ в сравнении с натуральными объектами. Они помогают выйти за круг явлений, доступных для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо для невооруженного глаза ребенка.
Наглядные пособия можно использовать, чтобы дать детям представления о росте и развитии животных. Статичность образов на картинках позволяет рассмотреть, как растут детеныши животных, какие условия обеспечивают нормальное протекание этого процесса, в чем роль материнской особи (приложение 2). Дети как бы наблюдают за ростом и развитием диких животных, что практически невозможно организовать в естественных условиях.
Использование наглядных методов позволяет знакомить детей с многообразием животного мира, т.к. дети знакомятся не только с конкретными животными, но и получают обобщенные знания об отдельных группах (домашних, диких, лесных и др.) (приложение 3).
При рассматривании картин, т.е. в процессе опосредованного знакомства с животными, формирование у детей реалистических представлений осуществляется легче, если используется специальный прием - введение мерки и сравнение с ней животного, например, в сравнении с ростом человека. Проведенная работа показала, что наглядные пособия можно использовать по-разному. Каждая картинка может быть рассмотрена отдельно. В этом случае обучающиеся подробно знакомятся с той или с другой стороной жизни животного. Одновременное рассматривание нескольких картинок, объединенных каким-либо содержанием, позволяет формировать у детей обобщенные представления о многообразии животного мира.
В содержание программы включены занятия, в которых применяется моделирование природных объектов. Модели отдельных животных наиболее доступны для восприятия и понимания детьми. Например, при изучении внешнего строения и образа жизни полипа гидры используется модель пресноводного полипа гидры, изготовленная самими обучающимися из пряжи. Модель позволяет демонстрировать не только особенности внешнего строения животного, но и способы передвижения, реакцию на раздражение (приложение 4, приложение 5).
Использование наглядно-дидактических пособий является важным средством формирования у обучающихся разнообразных представлений о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Они успешно дополняют наблюдения за природой, существенно расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей.
На занятиях объединения используются различные методические приемы, способствующие усвоению знаний: выполнение схем, показывающих взаимосвязь понятий и их классификацию; применение изобразительной и схематической наглядности, часто в виде динамических наглядных схем. Особая роль отводится видео-, кино- и диафильмам, которые дают динамическую картину природных явлений, позволяют пронаблюдать особенности строения, поведения, повадок живых объектов. Конкретизацию понятий обеспечивает широкое применение на занятиях натуральной наглядности: гербариев и коллекций, но основное место отводится наблюдению за животными.
Особое внимание отводится дедуктивному подходу в изучении нового материала: теоретические знания об экологических закономерностях дети применяют к решению проблемных ситуаций, объяснению наблюдаемых в природе явлений. На основе понимания причинно-следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий, в которых он находится, возникают сочувствие, крупицы моральной ответственности за его жизнь, готовность помочь. Эмоциональное отношение детей к своим питомцам может быть использовано как основа воспитания сочувствия к живой природе, восхищения перед ней, бережного к ней отношения.
Результативность применения опыта проявляется, прежде всего, в развитии познавательной активности детей - возникают интеллектуальные чувства от удовлетворения потребности познавать новое. Обучающиеся успешно ведут научно-исследовательскую деятельность.
Программа “Юный зоолог” может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, руководителями групп продленного дня, т.е. в тех учреждениях, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания детей.
Программа вариативна, поэтому может быть использована для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья или старшими дошкольниками.
Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, т.к. от уровня ее развития зависит активность и стремление детей к приобретению новых знаний.
Методы обучения. Классификация методов обучения
Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.
Понятие «метод», как известно, применяют прежде всего в широком общеметодологическом плане, когда говорят о методе диалектического материализма, который противопоставляется идеалистическому, метафизическому методу познания действительности. Только метод диалектического материализма является подлинно научным основанием для объективного описания и эффективного применения на практике всех других методов человеческой деятельности, в частности методов обучения.
Советской педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Все их можно подразделить на несколько групп, применяя определенный принцип подхода к их выделению. Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации.
Методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант).
В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |