Функции, методы и цели инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент выполняет определенные функции. Под функцией управления понимают направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс. К функциям субъекта управления относят прогнозирование, планирование, регулирование, координацию, стимулирование, организацию, контроль. К функциям объекта управления относятся рисковое вложение капитала, управление финансированием, организация инновационного процесса, а также продвижение инноваций на рынке [3, с. 19]. Инновационный менеджмент является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации и регулированию – и есть функции инновационного менеджмента [12, с.31]. В инновационном менеджменте применяются методы принуждения, побуждения, убеждения, методы анализа и методы прогнозирования. Методы принуждения - методы менеджмента, которыми управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему. Эти методы опираются на законодательные акты страны и региона; нормативно-директивные и методические документы фирмы и вышестоящей организации. Методы побуждения нацелены на экономию ресурсов, повышение конкурентоспособности товаров и услуг, качества жизни населения. К основному методу побуждения относится экономическое стимулирование персонала к достижению конечных целей системы управления, удовлетворение потребностей работников, обеспечение их безопасности. Методы убеждения основаны на исследовании психологического портрета личности и на мотивации ее потребностей. К конкретным способам изучения и применения результатов для управления социально-психологическими процессами относятся: · мониторинг для нахождения объекта и предмета убеждения; · моделирование для отыскания оптимальных параметров предмета убеждения; · моральное стимулирование сотрудников за качество и эффективность работы. К методам анализа относятся: метод сравнения, индексный метод, метод цепных подстановок, графический метод, факторный анализ. Методы анализа охватывают несколько принципов анализа: · единство анализа и синтеза, предполагающее разделение сложных явлений, предметов на части с целью глубокого изучения их свойств и последующее рассмотрение их в целом; · оперативность и своевременность; · количественная определенность. Под методами прогнозирования понимают совокупность приемов, позволяющих на основе анализа информации о прогнозном объекте вынести относительно достоверное суждение о будущем развитии объекта. Всю совокупность методов прогнозирования можно разделить на три группы: 1. Формализованные, базирующиеся на первичной информации об объекте. 2. Экспертные, использующие информацию, получаемую от специалистов-экспертов, которые обобщают информацию. 3. Комбинированные, на основе смешанных информационных массивов [3, с. 20]. Цели инновационного менеджмента предприятия связаны с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации. Фирма имеет систему целей, которые определяются влиянием внешней среды и внутренними потребностями развития фирмы. Так, система стратегических целей фирмы, вызываемых воздействием внешней среды, демонстрируется на рисунке 3.
Рисунок 3 – Внешние цели фирмы в инновационном менеджменте
Целями инновационной деятельности предприятия являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов. Социальные цели направлены на повышение заработной платы работников, улучшение условий труда и повышение социальной защищенности. Инновационные цели связаны с разработкой принципиальных новшеств, проведением работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, товарных знаков. Цели фирмы в области коммерциализации новшеств включают проведение маркетинговых мероприятий для занятия прочного положения на рынке с последующим расширением сегментов и экспансией на новые рынки. Приоритетными целями инновационного менеджмента являются рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, продвижение новых товаров и новых технологий на рынок, использование возможностей дальнейшего роста производства Тактические цели организации сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов, функций, приемов и стиля управления. Структурные цели организации связаны с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента. Общая классификация целей инновационного менеджмента проводится по следующим главным критериям: · уровню (стратегические и тактические); · видам среды (внешние и внутренние); · содержанию (экономические, социальные, политические, и т.д.); · приоритетности (приоритетные, постоянные, традиционные, разовые); · периоду действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные); · стадиям жизненного цикла организации. В больших организациях, как правило, можно проследить наличие дерева целей. В этом случае важна иерархия целей, так как цели нижестоящего звена подчинены целям вышестоящего [6, с. 52 – 54].
Продвижение и диффузия – конечный этап инновационного процесса
Продвижение инновации означает функционирование целостной системы приемов по эффективной продаже инноваций на рынке. Другими словами, продвижение — это комплекс мер, направленных на реализацию инновации. Этот комплекс мер включает в себя производство и использование информации (т.е. информационного продукта), рекламные мероприятия, организацию работы торговых точек (пунктов по продаже инновации), индивидуальные консультации покупателей, стимулирование продажи инновации и др.
Рекламную компанию инновации целесообразно проводить с учетом следующих моментов: реклама должна быть систематической, чтобы охватить большое количество потребителей рекламы; реклама должна быть интересной; реклама требует применения всех ее форм (печать, Интернет, радио и т. п.).
Диффузия инновации означает деятельность по доведению инновации до конечных потребителей. Эта деятельность включает выбор каналов продвижения, организацию сбытовой (торговой) сети и т. п. Здесь могут быть использованы три основных метода продажи инновации:
1) прямой метод;
2) косвенный метод;
3) смешанный метод.
Прямой метод продажи означает, что происходит непосредственный контакт между продуцентом и покупателем инновации. Здесь продажа часто сопровождается консультациями и другими условиями.
Косвенный метод продажи означает, что контакт между продуцентом и покупателем осуществляется через посредника (продавца).
Смешанный метод продажи означает, что в качестве посредника выступают торговые и другие предприятия, в уставном капитале которых присутствует доля средств продуцента, и, таким образом, это посредническое звено уже не является независимым.
Выбор того или иного метода продажи зависит от рыночной ситуации.
При продвижении и диффузии инновации важное значение придается связям с общественностью. Данная работа направлена на формирование благоприятного отношения к учреждению (продуценту или продавцу), реализующему инновацию и в конечном счете к самой инновации со стороны общественного мнения. Надо иметь в виду, что юридический принцип уголовного права «презумпция (от лат. praesumptio – предположение) невиновности» для общественного мнения не имеет значения. При общественном мнении никакие юридические доводы не действуют. Работа по связям с общественностью называется «паблик-релейшнз».
Паблик-релейшнз (англ. public relations) учреждения – это деятельность по формированию благоприятного общественного мнения о продуценте или продавце инновации, являющееся формой рекламы с широким привлечением всех средств массовой информации. Мероприятия паблик-релейшнз направлены не на пропаганду потребительских достоинств и свойств нового продукта, а прежде всего на создание имиджа продуценту или продавцу, на разъяснение преимуществ нового продукта перед уже имеющимися аналогичными продуктами.
Работа по связям с общественностью предполагает установление и поддержание контактов с прессой, информирование населения о специфике работы продуцента, взаимодействие с органами власти по вопросам законодательства, консультирования, информированности.
Вышеперечисленные меры характеризуются следующим:
Информация (лат. informatio — разъяснение, изложение) – это сообщение о чем-либо. В хозяйственной практике речь обычно идет об информационном продукте. Информационный продукт представляет собой материализованную форму сведений, являющихся объектом хранения, переработки и передачи. Заключение Проведя научное исследование по заданной теме, пришли к выводу, что инновационный менеджмент — это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами, создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека. В работе были решены все поставленные задачи. В частности рассмотрена история становления инновационного менеджмента, начавшаяся в ХХ веке. Были даны определения основным понятиям и терминам, таким как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный процесс». На основе Стратегии инновационного развития России проанализировали современное состояние инноваций в России. Отметили, что Правительство Российской Федерации активно разрабатывает инновационную политику. Анализируя основные отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности на мировом рынке, пришли к выводу, что существует шанс осуществить технологический прорыв в области авиастроения, ядерной энергетики, ракетно-космических систем и отдельных сегментов рынка наноиндустрии. Изучили многообразие методов в инновационном менеджменте. Выяснили главную цель инновационного менеджмента, которой является рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности. Инновационное предприятие – это предприятие с высокой конкурентной способностью. Инновации позволяют динамично развиваться производству и получать большую прибыль с меньшими издержками. В данной работе в качестве объекта изучения внедрения инноваций на предприятии стал «Михайловский горно-обогатительный комбинат». Один из самых высокотехнологичных комбинатов России. Проанализировав финансово – экономическую деятельность мы выяснили, что на период 2008 – 2009 год на «Михайловском ГОКе» произошел упад объема производства и сбыта в связи с тем, что «Михайловский горно-обогатительный комбинат» претерпевал кризисную ситуацию. На сегодняшний момент комбинат вышел на уровень производства докризисного года и набирает высокие темпы объемов производства. Возобновляется инвестирование в «Михайловский ГОК». На предприятии успешно внедряются последние достижения мировой научной мысли, а многие прогрессивные разработки, с успехом применяемые сегодня в отрасли, вначале были апробированы именно на «Михайловском ГОК». Данное исследование позволяет проследить ключевые моменты инновационного менеджмента от зарождения инновации до внедрения научных и технических инновации на предприятии.
Список используемой литературы
1. Анисимов, Ю.П. Основы инновационного менеджмента: Учеб.пособие[Текст] / Ю.П. Анисимов, И.А. Борисенко; Под общ. ред. Ю.П. Анисимова; – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2006. – 67 с. 2. Аньшин, В.М. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб.пособие[Текст]/ В.М. Аньшин, А.А. Дагаева – 3-е изд., перераб., доп.; - М.: Дело, 2007. – 584 с. 3. Вертакова, Ю.В. Управление инновациями: Теория и практика: Учеб.пособие[Текст] / Ю.В. Вертакова, Е.С. Симоненко; - М.: Эксмо, 2008. – 432 с. 4. Ильенкова, С.Д., Инновационный менеджмент: Учеб.пособие[Текст] / В.И. Кузнецов, С.Ю. Ягудин; - М.: МЭСИ, 2009. – 192 с. 5. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие [Текст]/ Сост. Т.В. Ивашкевич. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007, - 244 с. 6. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие [Текст]/ Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой; - М.: ИНФРА-М, 2011. – 238 с. 7. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие[Текст]/ Шпак А.С; – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. – 150 с. 8. Казанцев, А.К. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебник [Текст]/ Под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели – 2-е изд., перераб., доп.; - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2006. – 518 с. 9. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент: Учеб пособие [Текст]// А.М. Мухамедьяров. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 176 с. 10. Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям[Текст]/ Сов.публ. ОЭСР и Евростата, пер. с англ. - 3-е изд.; - М.: «Центр исследований и статистики науки» (ЦИСН), 2010. – 32 с. 11. Сурин, А.В. Инновационный менеджмент: Учебник [Текст]// А.В. Сурин, О.П. Молчанова; – М.: ИНФРА-М, 2008. – 368 с. 12. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник[Текст] – 6-е изд.; - СПб.: Питер, 2008. – 448 с. 13. Устав Открытого Акционерного Общества «Михайловский ГОК» (новая редакция)[Текст] – Железногорск, 2011. 14. Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие [Текст] – 2-е изд.; - СПб.: Питер, 2006. – 384 с. 15. Швандар, В.А. Инновационный менеджмент: Учебник[Текст]/ Под. Ред. В.А. Швандара, В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 382 с. 16. Александр Кичигин: Инновации на МГОКе – локомотив экономической стабильности [Текст] // Н. Гладилина // Курская правда 21 сентября 2010 г. - № 107 (25026). – С.1-4. 17. Бузык, Б. Инновационное развитие России: сценарный подход [Текст] // Б. Бузык; // Экономические стратегии. – 2009. - № 1. – С. 56 – 67. 18. Воробьева, И. Инновационные заклинания[Текст] // И. Воробьева; // РБК daile. – 2009. - №81 (647). – С. 2-3.
Приложение 1 Модель инновационного развития России до 2030 года
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |