История и основные направления развития ЭИС
Содержание Введение.......................................................................................................... 3 1 История и основные направления развития ЭИС...................................... 4 2 Новые технологии в ЭИС............................................................................ 7 2.1 Информационные технологии, используемые в ЭИС............................. 7 2.2 Применение интеллектуальных технологий в экономических системах 8 2.3 Телекоммуникационные технологии в экономических информационных системах........................................................................................................... 9 Заключение.................................................................................................... 18
Введение
Понятие информационной системы (ИС) на протяжении своего существования претерпело значительные изменения. Первоначально ИС считалась любая система, позволяющая собирать, хранить и обрабатывать информацию, например - система каталогов в библиотеке, телефонный справочник и т.п. С появлением ЭВМ к ИС стали относить программы, которые выполняют перечисленные функции и имеют дело с большими объемами информации. Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.
История и основные направления развития ЭИС
Условно можно выделить три поколения ИС. Рассмотрим основные характеристики компонентов этих ИС. Первое поколение предназначалось для решения установившихся задач, которые четко определялись на этапе создания системы и затем практически не изменялись. Основные черты 1-го поколения ИС: 1) Техническое обеспечение систем составляли ЭВМ 2-3 поколения; 2) Информационное обеспечение (ИО) представляло собой массивы (файлы) данных, структура которых определялась той программой, в которой они использовались; 3) Программное обеспечение - специализированные прикладные программы, например, программа начисления заработной платы; 4) Архитектура ИС - централизованная. Как правило, применялась пакетная обработка задач. Конечный пользователь не имел непосредственного контакта с ИС, вся предварительная обработка информации и ввод производились персоналом ИС; Недостатки ИС 1-го поколения: 1) Сильная взаимосвязь между программами и данными, то есть изменения в предметной области приводили к изменению структуры данных, а это заставляло переделывать программы; 2) Трудоемкость разработки и модификации систем; 3) Сложность согласования частей системы, разработанных разными людьми в разное время; Второе поколение. Стремление преодолеть указанные недостатки породило в 70-х годах технологию баз данных. Основные черты 2-го поколения ИС: 1) Основу ИО составляет база данных; 2) Программное обеспечение состоит из прикладных программ и СУБД; 3) Технические средства: ЭВМ 3-4 поколения и ПЭВМ. 4) Средства разработки ИС: процедурные языки программирования 3-4 поколения, расширенные языком работы с БД ( SQL, QBE); 5) Архитектура ИС: наиболее популярны две разновидности: персональная локальная ИС, централизованная БД с сетевым доступом(рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 Архитектура централизованной БД с сетевым доступом
К концу 80-х годов выявились и недостатки систем 2-го поколения: 1) большие капиталовложения в компьютеризацию предприятий не дали ожидаемого эффекта, соответствующего затратам (увеличились накладные расходы, но не произошло резкого повышения производительности); 2) внедрение ИС столкнулось с инертностью людей, нежеланием конечных пользователей менять привычный стиль работы, осваивать новые технологии; 3) к квалификации пользователей стали предъявляться более высокие требования (знание персонального компьютера, конкретных прикладных программ и СУБД, способность постоянно повышать свою квалификацию). В связи с этим постепенно стало формироваться 3-е поколение ИС. Рассмотрим основные черты современного поколения ИС: 1) Техническая платформа - мощные ЭВМ 4-5 поколения, использование разных платформ в одной ИС (большие ЭВМ, мощные стационарные ПК, мобильные ПК). Наиболее характерно широкое применение вычислительных сетей - от локальных до глобальных. 2) Информационное обеспечение: ведутся интенсивные разработки с целью повышения интеллектуальности банка данных в следующих направлениях: а) новые модели знаний, учитывающие не только структуру информации, но и активный характер знаний; б) средства оперативного анализа информации (OLAP) и средства поддержки принятия решений (DSS); в) новые формы представления информации, более естественные для человека (мультимедиа, полнотекстовые БД, гипертекстовые БД, средства восприятия и синтеза речи). Программное обеспечение: существенно новым является появление и развитие открытой компонентной архитектуры ИС. Компонент - это программа, выполняющая какой-либо осмысленный с точки зрения конечного пользователя набор функций и имеющая открытый интерфейс. ПО ИС собирается из готовых компонентов, как мозаика из фрагментов. С другой стороны, компонент может функционировать на разных типах ЭВМ и связь между компонен-
тами устанавливается не на этапе компиляции, а в реальном масштабе времени. Такой принцип построения позволяет использовать огромный накопленный опыт программистов, ускорять разработку ИС, создавать распределенные ИС.
Рисунок 1.2 Трехступенчатая архитектура ЭИС
Архитектура ИС: стала более разнообразной в связи с многоплатформенностью. Так, в настоящее время развивается трехступенчатая модель ИС (рисунок 1.2). Благодаря такому построению снижаются требования к клиентским машинам и общая стоимость системы, повышается общая эффективность и производительность. Узким местом является пропускная способность и надежность вычислительных сетей. Методы разработки ИС: при традиционном подходе сначала выявлялись информационные потоки на предприятии, а затем к этой структуре привязывалась ИС, повторяя и закрепляя тем самым недостатки организации бизнеса. В 90-93 г.г. бурно обсуждалась идея бизнес- реинжиниринга, предложенная М.Хаммером. Она состоит в том, что для получения существенного эффекта от ЭИС необходимо одновременно с разработкой ИС пересмотреть и бизнес-процессы, удалив и упростив некоторые из них. Другая идея - создание ИС с расчетом на длительную или постоянную модернизацию, причем система в каждый период своей жизни приносит пользу и способна развиваться дальше. Наконец, при создании ИС необходим учет национальной, профессиональной и корпоративной культуры, так как человеческий фактор часто является решающим для успеха. Таким образом, современная корпоративная ЭИС должна создаваться как часть предприятия, включающая бизнес-архитектуру, персонал и информационные технологии.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |