Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная сущность личности



2020-02-03 353 Обсуждений (0)
Социальная сущность личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Феномен личности изучается разными науками – философией, психологией, социологией, культурологией и др. В центре внимания философии оказываются проблемы биосоциокультурной сущности человека: его генетическая связь с другими формами жизни на Земле, с одной стороны, а с другой – специфика человеческого бытия, связанная со способностью производить орудия труда, наличием членораздельной речи, мышления и сознания, нравственно-этических качеств. Психология, изучая закономерности развития и функционирования психики, обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения, – т.е. исследует то, чем и почему они отличаются друг от друга.

Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга: социология выделяет в личности социально-типическое, изучает социальные типы: и это отличает её от психологии.Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе взаимодействия в социальных группах, несколько абстрагируясь от всего остального. Личность рассматривается социологией в неразрывной связи с социальными общностями, социальными институтами, культурой, которые оказывают на неё системоформирующее воздействие, определяют её сознание и социальное поведение. Социологов интересуют мнения, мотивы поведения, жизненные планы, ценностные ориентации и многое другое, что выражает личность современного человека. Человеческая личность – основной, изначальный элемент социальной структуры общества и поэтому – исходная тоска социологического исследования.[5] В обыденной речи используется целый ряд близких понятий: человек, индивид, личности, индивидуальность. Наиболее общим понятием является «человек». Следует различать три смысла этого понятия:

· человек «вообще» – человечество, род homo sapiens;

· определённый тип человека, локализованный во времени и пространстве (например, «первобытный человек», «русский человек» и т.д.);

· конкретный человеческий индивид, единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ – неделимый, конечный).

Человеческий индивид – отправной момент для формирования личности, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. В момент рождения ребёнок ещё не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, индивид должен пройти определённый путь развития («личностью не рождаются, личностью становятся»). Основными условиями этого развития являются:

· генетически заданные биологические предпосылки;

· социальная среда, мир человеческой культуры, с которыми ребенок взаимодействует.

Понятие «личность» характеризует индивида в аспекте его включённости в общество и культуру (именно поэтому бессмысленно говорить о «личности животного» или «личности новорождённого»). Понятие личности имеет смысл лишь при включении индивида в систему общественных отношений, когда он начинает выполнять определённые социальные роли.

Превратившись в термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл. Сегодня, говоря о личности индивида, мы тем самым характеризуем индивида со стороны связей с другими индивидами, с социальной общностью, к которой он принадлежит, т.е. говорим о его системном качестве «персона даёт возможность индивиду приспосабливаться к требованиям его окружения».[6] И в этом смысле личность есть вместилище социально-культурной системы своего времени, её микрокосм. Понятие «личность» введено в науку для выделения, подчёркивания неприродной («надприродной», социокультурной) сущности человека и индивида.

Таким образом, личность – это динамичная, относительно устойчивая система интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых качеств индивида, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.[7] Для социологии оказываются существенными следующие характеристики личности:

o системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и культуру проявляющееся в совместной деятельности и общении;

o субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

o личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу

своего существования.

Понятие личности характеризует индивида не со стороны её физической природы (борода, усы, кровь и т.п.), а со стороны её социально значимых качеств (потребности, взгляды, интересы и т.д.). В тоже время личность – индивидуальное общественное существо. Индивидуальность представляет собой выделение человека из социума, его относительную автономию от социальной общности. Индивидуальность– неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта деятельности и общения.[8]

Следует отметить, что соотношение понятий «личность» и «индивидуальность» не получило в современной науке однозначного истолкования.

Индивидуальность – единство уникальных (включая неповторимые телесные и духовно-психические характеристики) и универсальных свойств человека (которые выражены в общечеловеческих, природных и социальных признаках, а также в конкретно-исторических и цивилизационных характеристиках). Сущность индивидуальности заключается в способности индивида оставаться самим собой в рамках социальной системы (именно поэтому в условиях тоталитаризма фактически предпринимается попытка лишь личность индивидуальности, а традиционные культуры Японии и Китая изначально предполагали умаление индивидуальных особенностей (т.е. деиндивидуализацию личности) – «растворение в сознании Будды» буддистов, «преодоление себя» конфуцианцев и т.п.). Сохранить свою самобытность в рамках социальной системы может только та личность, которая знает, кем она является и кем хочет стать по отношению к себе самой и другим.

Таким образом, нельзя сводить понятие «личность» к понятиям «человек», «индивид», «индивидуальность», хотя, с другой стороны, личность – это и человек, и индивид, и индивидуальность, но лишь в той мере, в какой эти понятия характеризуют включённость человека в систему общественных отношений.[9]

В структуре личности различаются две подсистемы: отношения с внешней средой и внутренний мир личности. Совокупность связей с внешней средой представляет собой базис личности, определяющий формирование и развитие её внутреннего мира. Личность постоянно получает новую информацию, новые знания, у неё складываются убеждения, идеалы, ценностные ориентации, установки, диспозиции и другое, что можно обозначить понятием «индивидуальная картина мира» (которая в большей степени является продуктом общения, нежели непосредственного опыта). Картина мира– это своеобразная модель мира (т.е. система значений и смыслов), которую человек ставит между собой и реальным миром. Картина мира объединяет все известные индивиду образы и понятия в единый общий

образ, в котором содержится всё, с чем он сталкивается в жизни. Индивидуальная картина мира одновременно и «карта» поведения, и жизненный «компас»: она ведёт человека по жизненному пути и служит ему своеобразным «защитным поясом». Индивид черпает из картины мира идеалы, систему ценностей и пользуется ею как системой нравственно-эстетических координат. Это позволяет ему уверенно ориентироваться в окружающем мире и принимать верные решения. Утрата или эрозия индивидуальной картины мира – это и драма, и трагедия.[10]

В социологии рассматривается целый набор элементов внутренней структуры личности, определяющий её готовность к тому или иному поведению.

Потребностичеловека выступают исходными источниками деятельности личности. Термином «потребность» обычно обозначают следующие три феномена:

1. объективные нужды людей в определённых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие;

2. свойства личности, определяющие её отношение к действительности и собственным обязанностям, в конечном итоге – определяющие её образ жизни и деятельности;

3. определённые состояния психики человека, отражающие его нужду в веществах, энергии и других факторах, необходимых для его функционирования как живого организма и личности.

Можно было бы эти три явления обозначить тремя терминами: нужда – потребность, потребностное состояние, но обычно этого не делают. Потребности составляют единую систему и классифицируются по различным критериям:

o естественные, или биогенные, первичные (в самосохранении – пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизводстве потомства, сексуальные и др.) и социогенные, вторичные (в самоутверждении, общении, дружбе, любви, творчестве, знаниях, самовыражении, саморазвитии и др.);

o неосознанные (их называют влечениями) и осознанные;

o материальные и духовные;

o индивидуальные и групповые;

o реальные и идеальные;

o жизненно важные и второстепенные и др.

Предметом социологии являются, прежде всего, социальные потребности. При этом следует учитывать, что естественные потребности являются основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение социальные потребности людей. Социальные потребности– это потребности, связанные с включением индивида в семью, многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы производственной и внепроизводственной деятельности, в жизнедеятельность общества в целом (потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определённое место, потребность пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви и др.).[11] Социальные потребности, сводящиеся к потребности настаивать на своих правах (потребности «для себя»), противоположны и в то же время взаимодействуют с потребностями выполнять свои обязанности (потребности «для других»).

Осознание и усвоение ценностей составляет высший уровень потребностей человека. Ценности усваиваются личностью, выстраиваются в

определённую иерархию, становятся её ценностными ориентациями. Ценностные ориентации– это социальные установки личности на определённый тип поведения (от фр. orientation – установка). Ценностные ориентации служат источником мотивации и планирования поступков личности, а также «контрольным эталоном» при их практическом осуществлении.[12] Непротиворечивость ценностных ориентации – важнейший показатель устойчивости личности; наоборот, их противоречивость – свидетельство её неустойчивости.

Будучи осознаваемым, потребности превращаются в интересы личности. Интересвыражает отношение личности к своему положению в системе общественных отношений и выступает в качестве решающего мотива, мобилизующего личность бороться за сохранение или изменение сложившихся условий и форм жизнедеятельности.

В социологии выделяются четыре типа интересов:

- интерес-отношение (т.е. устное заявление индивида об интересе к тому или иному объекту);

- интерес-действие (практическое проявление интереса путём участия человека в том или ином виде деятельности);

- интерес-установка (складывается в процессе длительного социального взаимодействия человека с другими людьми и окружающей средой и сохраняет свою направленность в различных социальных ситуациях);

- интерес-ориентация (связан с выделением из ряда других интересов одного в качестве главного).

Общие и специфические социальные условия сказываются на интересах личности. Через социальный интерес осуществляется обратная связь от субъекта к общественному деянию: люди действуют, преследуя определённые социально обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта у личности формируются относительно устойчивые готовности (диспозиции – от лат. disposition – расположение) к восприятию и способу действия в различных конкретных ситуациях.[13]



2020-02-03 353 Обсуждений (0)
Социальная сущность личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная сущность личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)