Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Возрождение православия



2020-02-04 317 Обсуждений (0)
Глава 3. Возрождение православия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Начиная с середины 80-х годов XX столетия и по настоящее время, наблюдается бум строительства православных храмов, который сопровождается возрастающим интересом к культовой архитектуре. Отсутствие опыта и багажа знаний в области современного храмового зодчества приводит к копированию православных храмов прошлого в условиях настоящего, а также к поиску новых направлений православного храмостроения.

В настоящее время нельзя выделить одно преобладающее архитектурное направление, поэтому, невозможно однозначно предложить конкретный архитектурный стиль, уместный для проектирования культовых зданий. Так же трудно предположить как выглядели бы современные православные объекты, если бы их строительство не прерывалось на столь долгий срок.

За последние 70 с лишним лет архитектурный язык храмовой архитектуры во всем мире сильно изменился. Развитие же русского православного зодчества «законсервировалось» на дореволюционном этапе.

Перед современным архитектором стоит сложная задача выбора стилистического направления для православных объектов. Будут ли храмы XXI века проектироваться с учетом современных архитектурных форм или же следует вернуться к традициям допетровского зодчества? Одним из решений обозначенной задачи является возвращение к стилевым направлениям, на которых остановилась история православной архитектуры в начале XX в.

В современных проектах православных объектов все чаще применяют композиционные и декоративные приемы византийского, русско-византийского стилей, а также их некое смешение с выделением византийской или древнерусской доминанты. Причины обращения к русско-византийской и византийской стилистике так же кроются в вынужденном стремлении современных зодчих вернуться к тому критическому моменту, после которого произошел разрыв в преемственности архитектурной православной традиции.

Со второй половины 80-х гг. в Самаре строятся церкви и восстанавливаются здания старых самарских церквей: Спасо-Вознесенской церкви, Михайло-Архангельской церкви, церкви Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи. Мы стали свидетелями бурного строительства новых храмов. Так в 90-е годы началось строительство нового собора, освященного в честь равноапостольных солунских братьев, создателей славянской азбуки, Кирилла и Мефодия. Архитекторами проекта являлись В.Л.Пастушенко и В.А. Самагоров. Храм построен в стиле эклектика. В основу собора положена традиционная крестово-купольная система. Внешний облик его, на наш взгляд, создан в стиле эклектика, так как на ряду с чертами классического стиля: симметричность, строгая пропорциональность сооружения, колонны, портики соединены с шлемовидными куполами, характерными для русского северного зодчества. Высота колокольни 73 метра. Высота церкви 57 метров. Храм рассчитан на три тысячи человек. Большие евхаристические сосуды передал в дар собору св. патриарх московский Всея Руси, ныне почивший, Алексий II. Главы куполов покрыты не сусальным золотом, а имеют нитро-титановое напыление. Его сделали мастера из Челябинской области. Медную облицовку шатра выполнили самарские умельцы. Перед собором стоят две скульптуры равноапостольных Кирилла и Мефодия, и это необычно, поскольку православие не приветствует наличие скульптур в храме или при них.

Храм- памятник св. Георгия Победоносца. Идея о строительстве храма-памятника появилась во время реконструкции площади Славы. Проект храма выдержан в форме русского пятиглавия и разработан архитектором Ю.Н.Харитоновым. Колокола для церкви отливали в Екатеринбурге. Под храм была заложена капсула с письмом для потомков. Здание богато украшено мрамором и природным белым камнем. Храм- памятник св. Георгия Победоносца выполняет важное градостроительное значение. Это объясняет выбор нео-византийской стилистики, которая носит довольно торжественный и официальный характер, что соответствует роли, возложенной на этот собор.

Храм венчает пятикупольное завершение; в 4-х малых барабанах, имеющих башенный характер, находятся колокольни. Используемая форма куполов полуциркульная. Большой и малые барабаны прорезаны арочными проемами. Перечисленные элементы объемной композиции храма в определенном смысле воспроизводят архитектурные решения Спасского Воскресенского кафедрального собора в Самаре. Основной объем храмов на каждом из фасадов завершается мощной закомарой по центральной оси.

Деревянные церкви - отличительная черта русского православия, так как для развития деревянного зодчества были все необходимые условия. В наших землях, преимущественно лесных, умели и любили строить из дерева, и мастера хорошо владели строительным ремеслом.

Строительство православного храма - ответственное и почетное задание. В отличие от других сооружений, в храме каждый строительный или конструктивный элемент несет в себе второй смысл, связанный с богослужебным назначением объекта. Строительство православной деревянные церкви может осуществляться как на деньги Епархии так и на индивидуальные пожертвования. Но в любом случае, проект возведения деревянной церкви должен получить благословения батюшки.

На сегодняшний день в епархии 181 приход, из этого числа 29 - самарские.

Характеризуя современный этап церковной жизни, необходимо отметить, что положительные сдвиги в ее развитии являются следствием взаимодействия Церкви и общества. С одной стороны - координируемая священноначалием активность духовенства и мирян, с другой - желание представителей власти, общественности и доброхотов вести конструктивный диалог. Результатами такого взаимодействия становятся конкретные дела храмостроительства, духовного просвещения и милосердия.


Заключение

 

Прослеживая историю строительства православных культовых сооружений в г. Самара, мы пришли к следующим выводам:

1. Культовые здания в любую историческую эпоху отражают уровень экономического потенциала и высоту технической мысли времени. Так от простых деревянных церквей мы пришли к профилям, сайдингу, к нитротитановому напылению.

2. По мере развития культуры населения региона, формирования эстетического вкуса, совершался переход от простых архитектурных стилей храмов к сложным.

3. Архитектурные стили культовых сооружений отражают идеологическую концепцию развития государства. Так в эпоху развития и становления Российского государства основным архитектурным стилем был классический.

В XIX веке, когда решался вопрос об экономическом развитии страны, у части общества, убежденного в особой роли России в истории, усилился интерес к далеким культурным истокам, в том числе истокам религии- Византии. В это время популярным архитектурным стилем стал византийский архитектурный стиль.

4. В наше время, когда обществом осознана мысль о возрождении духовности, но еще четко не сформулирована идея взаимоотношения религии и государства, мы видим пока лишь увеличение количества храмов. Многие из них открывались в перестроенных светских учреждениях: дет. садах, яслях, аптеках, летних театрах.

Храмы строятся в разных архитектурных стилях: в традициях деревянного северного зодчества, неоклассицизме, византийском стиле, русском московском стиле. Ни о каком предпочтении какого-либо одного стиля сказать нельзя. Многие храмы объединяет одно: они построены в крестово-купольной системе с традиционным русским пятиглавием.


Список литературы

1. Алабин П. 20-тилетие Самары как губернского города. Историко-статистический очерк. Самара: «Губернская типография», 1877 г.

2. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Доклад к 150-летию Самарской епархии «Об истории и современном положении Самарской епархии» //http://www.samara.orthodoxy.ru/Arhierey/Doklad/01.html

3. Бичуров Г.В. Самара в открытках. Кафедральный собор в Самаре // http://oldsamara.samgtu.ru/part_3/page_html/page05n.html

4. Блок В., Буданова А. Судьба собора // Духовный собеседник. Самара, 1998, № 3.

5. Гордеева И. Храмов много не бывает // Благовест. Самара, 9.11.2007.

6. Зубова О.В., Мельникова Н.В., Радченко О.И., Бочков В.А., Подмарицын А.Г. Православные святыни самарского края. Историко-церковная энциклопедия. Самара, 2001 г.

7. История самарского Кафедрального собора // http://kompasturista.ru/?p=243#more-243

8. Монастыри самарского края. ( XVI-XX вв.) Справочник Самары. Самара: «Самарский Дом печати», 2002 г.

9.  Пантюхина Р.Ф. История гонений на русскую православную церковь в Самаре (по материалам Архивного фонда Самарской области) // http:// xii-pantuhina.htm

10. Подмарицын А. Очерки самарской епархии. Учебное пособие. Самара: «Издательство Книга», 2008 г.

11. Православные монастыри и церкви Самарской епархии. Библиографический указатель / Ред. Н.П. Фомичева. Самара 2003 г.

12. Православные святыни Самарского края / Ред. Самара, 2001.

13. Православные храмы Самары //http://www.edc.samara.ru/~volga/ch10/pravoslav/sobor.html

14. Пять самых знаменитых самарских новостроек // http://www.vts-samara.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=95&Itemid=138&limit=1&limitstart=2

15. Самарский женский Иверский монастырь // http://samara.onfoot.ru/sights/cities/11.html

16. Федорова Н.Ю. Влияние византийского и русско-византийского стилей конца XIX- начала XX ВВ. на современное православное зодчество России //http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz18_pril/19/template_article-ar=K21-40-k25.htm

17. Энциклопедия для детей. История России ХХ в. /Ред. М. Д. Аксенова. М.: «Аванта +», 2001.

 

 



2020-02-04 317 Обсуждений (0)
Глава 3. Возрождение православия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Возрождение православия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)