Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Употребление в качестве наименований имён мифологических и сказочных персонажей.



2020-02-04 250 Обсуждений (0)
Употребление в качестве наименований имён мифологических и сказочных персонажей. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение………………………………………………………………2

Глава 1. Культурологические аспекты

изучения эргонимов……………………………………………………………5

1.1. Факторы-мотиваторы…………………………………………………….5

1.1. Эргонимы прилагательные………………………………………………14

1.2. Эргонимы –сочетания слов………………………………………………15

Глава 2. Синтаксические особенности  эргонимов города Белокуриха и Алтайского района………………………………..17

2.1.Синтаксис эргонимов……………………………………………………17

2.2. Эргонимы-словосочетания…………………………………………….17

2.3. Эргонимы, выраженные падежными формами существительного с предлогом………………………………………………………………..18

Глава 3. Словообразовательные особенности эргонимов города Белокуриха и Алтайского района…………………………………………..20

3.1. Словообразовательные особенности эргонимов-существительных …20

3.2. Словобразовательные особенности эргонимов-прилагательных….21

3.3. Эргонимы, образованные способом сложения……………………..22

3.4. Эргонимы, образованные способом аббревиации…………………23

Заключение…………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………27

Приложение…………………………………………………………

 

Введение

Наряду с именами нарицательными в любом языке имеются имена собственные. Имена собственные обратили на себя внимание уже древнеримских, древнегреческих, древнеегипетских учёных. Как особый класс слов они были выделены стоиками, в частности Хрисиппом, однако и позднее в эпоху Возрождения, в Новое время, в течение всего 19 столетия продолжалась дискуссия о них, в ходе которой было высказано немало как однозначных (принимаемых многими учёными), так и противоположных суждений. Самой трудной задачей оказалось определить своеобразие имени собственного. Лингвистическая наука, занимающаяся изучением имени собственного называется ономастикой (искусство давать имена). Имена собственные активно функционируют в современном русском языке и представляют интерес для подробного изучения. Предметом своего наблюдения имя собственное избрали не только лингвисты, но и географы, историки, биологи. О многообразии имён собственных свидетельствуют их ряды: антропоним – любое собственное имя, которое может носить человек; топоним – собственное имя любого географического объекта; зооним – собственное имя животного; фитоним – собственное имя растения; анемоним – собственное имя стихийного бедствия; космоним – собственное имя космического пространства.

 Нам представляется особенно интересным и важным изучение эргонимов. При рассмотрении данной группы слов исходим из определения данного Н. В. Подольской: «Эргоним - собственное имя делового объединения людей, в том числе заведения, предприятия, кружка». (Н. В. Подольская «Ономастика», 1978, с. 166). В переводе с греческого "epyov" - дело, труд, деятельность.

Дисциплина, изучающая эргонимы, историю их развития, принципы и способы их образования, называется эргонимия. В качестве самостоятельного раздела эргонимия выделилась сравнительно недавно, хотя интерес к названиям различного рода предприятий и других объединений людей существовал и ранее.

Эргонимическая лексика занимает особое положение в ономастике и характеризуется рядом особенностей, позволяющих выделить ее в отдельную группу. Эргонимия представляет собой живой мир постоянно изменяющихся, вновь нарождающихся и умирающих названий. 

Объектом нашего исследования являются собственные названия союзов, организаций, учреждений, предприятий, обществ, находящихся на территории города Белокуриха и Алтайского района. Актуальность работы обусловлена тем, что данный вопрос является малоизученным, но несомненно важным, так как эргонимы города Белокуриха и Алтайского района очень разнообразны. В связи с развитием туристического, санаторно-курортного бизнеса данная тема приобретает новое звучание и актуальность.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

Рассмотреть позитивные и негативные стороны в процессе номинации деловых объединений людей.

Определить степень мотивированности/ немотивированности эргонимов.

Выявить основные тенденции в названиях предприятий города Белокуриха и Алтайского района.

Описать синтаксические особенности эргонимов.

В процессе работы были использованы следующие методы:

Описательный

Аналитический

Классификационный

Метод беседы с номинаторами.

В работе рассматриваются названия предприятий города Белокуриха и Алтайского района в общем объеме 300 лексических единиц.

В разработанной Федеральной целевой программе «Русский язык» особое внимание сосредоточено на прагматической стороне использования языка.

Мы полагаем, что данная работа будет полезна и номинаторам, так как представленная информация может оказать немалую помощь при выборе оптимального названия для своей фирмы, корпорации, объединения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.

 

 

Глава 1. Культурологические аспекты изучения эргонимов

Факторы-мотиваторы

Название компании, фирмы, предприятия всегда генетически вторично, оно может быть получено на базе имени собственного или имени нарицательного. Значение производящих слов со временем может стереться и не ощущаться в имени, однако из этого не следует, что имя было дано объекту чисто произвольно, без веской причины. Появление названия - результат познания человеком соответствующего объекта, при котором выявляются наиболее существенные признаки, которые становятся мотивировочными для будущих названий.Таким образом, необходимым условием создания эргонима является его мотивация. В своей работе М.М. Гинатулин определяет мотивацию, как "акт отображения признака предмета средствами языка"( М.М. Гинатулин «Вопросы мотивации эргонимов», 2007, с. 78).

Давая имя той или иной организации, компании, номинатор должен решить, что он хочет отразить в названии. Среди многих свойств предприятия следует выбрать одно и на его основе строить мотив, побуждающий адресата использовать объект номинации.

Эргонимы города Белокуриха и Алтайского района с лингвокультурологической точки зрения содержат, как положительные, так и отрицательные явления. К позитивным следует отнести активное использование мотивированных наименований, прямо или косвенно указывающих на характер деятельности предприятия, содержащие основные признаки именуемого объекта. Среди наиболее удачно мотивированных эргонимов можно назвать следующие: ООО «Перевозчик» (автотранспортное предприятие), аптека «Ваше здоровье», продуктовый магазин «Гурман», магазины «Автозапчасти», «Мясной ряд», «Кулинария», «Строитель», «Мир детства», «Планета детства», центр здоровья «Долголетие», фермерские хозяйства «Нива», «Колос». Подобные названия имеют ряд достоинств:

 а) компактны

 б) отражают функции соответствующего объекта

 в) выразительны, следовательно, привлекают потенциальных клиентов.

Разнообразят действительность некоторые немотивированные названия: отсутствие в них сведений о сущности именуемого объекта компенсируется яркостью и необычностью названия. В данных эргонимах проявляется умение номинатора создать положительный образ предприятия К примеру, довольно часто используется прием, который можно назвать ˝оптимизацией˝, – указание на то, что продукт хороший – в самом широком смысле: магазины «Хороший», «Фантазия», «Комфорт», «Серебряный ручей», «Комната счастья», «Мечта», пансионат «Радуга», салон красоты «Жемчужина», санаторий «Солнечный», «Солнечная горка», «Весёлый апельсин», «Всё в шоколаде». Данные названия демонстрируют переход от стандартизации к индивидуализации. Номинаторы стремятся к творчеству. Чаще всего лишено смысла неудачное использование в названиях заимствований: магазины «Сананда», «Мармарис», «Баон». Яркие и броские они в большинстве своё не несут никакой информации о поле деятельности

объекта. Неистощимые запасы русской лексики содержат вполне достаточно слов для наименования деловых объектов людей.

 Рассмотрим подробнее, какие факторы могут выступать в качестве мотиваторов.

1. Известны случаи, когда в основу наименования кладётся внешнее оформление, внешний вид объекта.  Очень интересные, безусловно заслуживающие внимания названия образуются на этой основе. Например, кафе «Таверна Флибустьер». (Флибустьер имя связано с романтикой морских приключений, пираты, разбойники). Парадная часть этого заведения оформлена так, словно это корабль, мчащийся по волнам. Мачты, спасательные круги, палуба – все атрибуты морской жизни представлены.

 Ресторан итальянской кухни«Mulino». В переводе с итальянского слово «Mulino» означает «мельница». Внешний вид здания подчёркивает его название.

2.Иногда названия указывают на место нахождения объекта:

Магазин «Северный». Название указывает на то, что магазин находится в северной части города Белокуриха.

 «Аптека центральная» и магазин «Центральный» находится в центре Белокурихи. Подобных названий - 3.

3. Большим достоинством в процессе номинации деловых объединений людей являются наименования типа ООО «Перевозчик» (перевозит грузы, людей на расстояния). Юридическая контора «Юрист» оказывает юридическую помощь населению, даёт правовые консультации.                                                                            ОАО «Строитель», магазин «Строитель» точно ориентируют потенциальных клиентов, чётко указывают на функцию, которую выполняет предприятие. Подобных наименований – 4.

4. Некоторые эргонимы имеют дело с фоновыми знаниями носителя языка икультуры, где большую роль играют различного рода культурно-исторические ассоциации.

Книжный магазин носит название «Знание». Всем известна пословиц «Книга – источник знаний». Данный магазин предлагает учебную, научно-популярную, методическую литературу.

Санаторий «Эдем». Санаторий предлагает своим гостям комфортные номера – суперлюксы. Эдем согласно библейской легенде – земной рай, благодатный уголок земли. Санаторий «Эдем предлагает поистине райские условия.

Торговый центр «Эврика». Данное название связано с известным преданием о гениальном математике Архимеде и его великом открытии, совершив которое Архимед восторженно воскликнул: «Эврика!» («Я нашёл!»).

Мараловодческая ферма носит название «Омега». Омега – это последняя буква греческого алфавита.

Танцевальная студия «Фламенко». Люди, которые посещают студию, занимаются испанскими танцами. Как известно фламенко – это стиль, характерный для испанских артистов.

Союз ветеранов-педагогов «Альтруист». Объединение бескорыстно помогает ветеранам, решает их материальные и психологические проблемы. Альтруист – это человек, который жертвует своими интересами для благополучия других людей, бескорыстно заботится о их благе.

 Магазин «Камелот». Камелот – замок короля Артура. Магазин торгует обувью, номинаторам просто понравилось это название.

Магазин «Меломан» - специализированный магазин. В этом магазине можно приобрести диски с различными музыкальными композициями. Меломаны – постоянные клиенты магазина.

Туристическая база «Пилигрим». «Пилигрим – странник, путник, паломник». («Словарь иностранных слов»// Л. М. Баш, 2005, с. 609). Номинаторам данное название показалась романтичным и заслуживающим внимание.

Ночной клуб «Фараон» в городе Белокуриха просто поражает своей ослепительной роскошью. Отсюда столь «громкое» название.

Ресторан «Седьмое небо». В основу названия положена фразеологизм: «быть от счастья на седьмом небе».

Магазин «Полная Чаша». В магазине можно приобрести стильные дорогие вещи для дома. Всем известно выражение: «Дом – полная чаша» (т.е. богатый дом).

5. Употребление в качестве эргонимов фамилий и имён людей.

Часто в качестве названий владельцы частных предприятий берут имя, фамилию, отчество. Встречаются имена домашние, ласковые: магазин «Никитка» (г. Белокуриха), торговая точка «Никитка (с. Алтайское), магазин Алёнка», кафе «У Петровича», «У Андреича» , кафе «У Михалыча» (разговорный вариант),фермерское хозяйство «Наташа». Так называемых «домашних» имён на вывесках магазинов, кафе, торговых точек было выявлено семь.

Имеют место имена официальные, например, магазины «Мария», «Людмила», «Марина», «Валерия». Интересны следующие названия: Магазин «У Эльвиры», салон авторских причёсок «С Надеждой», фирменный магазин «Татьяна и К». Название «Надежда» носят два объекта: фермерское хозяйство «Надежда» и магазин «Надежда».

Оздоровительный центр «Прасковья» специализируется на народной медицине. В качестве названия выбрано имя Прасковья. По мнению владельцев центра это имя является «простым и народным».

Конечно, нельзя обойти вниманием торговый центр «Мария – Ра». В этом названии фигурирует женское имя Мария ( имя матери генерального директора сети супермаркетов и фамилия Ракшин(а).

Употребительны в качестве названий также «чужеземные» имена: «Даниэл», «Малия», «Глория», «Лэри», «Сананда». Владельцам нравится звучание этих имён, и они именно так называют свои предприятия.

Широко употребляются в качестве эргонимов фамилии: фермерское хозяйство «Петин», ЧП «Крапивин», ЧП «Стигнеев, ЧП «Кудинов». Данных наименований 13 (4,1%). Также фамилии входят в состав названий: «ТВ – мастерская Братьев Горбуновых», крестьянское хозяйство «Шипунов и хозяйство».

Известны случаи, когда на основе первых букв фамилии, имени, отчества образуются наименования аббревиатурного типа ООО «КАТ» (Корнеев Алексей Тимофеевич). Сервисный центр ДИК – Дубровин и Картаков.

 Название фирменного магазина одежды «Милар» образовано от имён Михаил и Лариса.

Магазин «Рождественский». В начале двадцатого века в селе Алтайском проживал купец Рождественский. Современный красивый магазин носит имя этого человека.

Также в качестве названий номинаторы используют имена известных людей. ЗАО «Мичуринец». Хозяйство имеет замечательные сады. Названо в честь знаменитого селекционера Мичурина.

 Магазин фирменной мужской одежды «Darkmen». Dark – фамилия основателя этой всемирно известной фирмы.

Магазин «Ермак»(посёлок «Катунь») носит имя легендарного казачьего атамана.

Итак, подведём итог. Общее количество имён, фамилий, отчеств, употреблённых в качестве эргонимов - 40, что составляет 13,5%.

Употребление в качестве наименований имён мифологических и сказочных персонажей.

Употребление в качестве наименований имён мифологических и сказочных персонажей чаще всего оправдано, так как : 1) они (не всегда, но часто) несут информацию о поле деятельности объекта, 2) компактны, 3) привлекают интерес потенциальных клиентов, 4) достаточно интересны.

ЗАО «Гея» - основная сфера деятельности акционерного общества – земледелие. Гея – в греческой мифологии богиня Земли, от которой произошли все боги и люди.

Торговая точка «Флора» занимается продажей семян цветов, овощей, саженцев. Флора – в древнеримской мифологии – богиня цветов и весны. Продукция торговой точки «Флора» наиболее востребована весной, когда начинается посадка различных культур.

Зоомагазин «Фауна». Фауна – в древнеримской мифологии – богиня полей и лесов, покровительница пасующего скота». («Энциклопедия школьника», 2002, с. 246). Поля и леса населяют животные. В магазине можно приобрести животных и всё для их содержания.

Два магазина носят название «Меркурий». Меркурий – в древнеримской мифологии – бог красноречия, торговли, дорог.

Два магазина носят название «Фортуна». Фортуна - в древнеримской мифологии – богиня слепого случая (счастья). У слова «Фортуна» имеется ещё одно значение: «фортуна – слепое счастье, удача». («Словарь иностранных слов», // Л.М. Баш, 2005, с. 830). Номинаторы считают, что это название принесёт им и их клиентам счастье, удачу, счастье.

АЗС «Ника». Ника – греческая богиня победы.

Два объекта: ресторан «Орион» (г. Белокуриха) и ООО «Орион» (с. Алтайское). «Орион – в древнегреческой мифологии – возлюбленный Артемиды, убитый её из ревности и помещённый богами на небе в виде созвездия». («Энциклопедия школьника», 2002, с. 235).

Магазин «Антей». «Антей – в древнегреческой мифологии - герой, сын Посейдона – бога морей и Геи. По преданию Антей был непобедим в борьбе, пока он прикасался к земле – своей матери. Был побеждён Геркулесом, который оторвал его от земли». («Энциклопедия школьника», 2002, с.150).

Аптека «Адонис». «Адонис – финикийское божество. Культ Адониса как бога умирающей и возрождающейся природы был широко распространён в Древней Греции». («Энциклопедия школьника», 2002, с. 147). Владельцам аптеки просто понравилось это имя».

Магазин «Исида». Исида – в древнеегипетской мифологии богиня неба, земли. Покровительствовала искусству. В магазине можно приобрести разные предметы искусства (картины, статуэтки).

ООО «Руслан» (с. Алтайское) и ресторан «Руслан» обязаны своим названием персонажу поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». В городе Белокурииха рядом с рестораном «Руслан» находится магазин «Людмила». Прямая связь с произведением А. С. Пушкина.

Кафе-бар «Ахтамар» (восточная кухня). Сотрудники кафе объяснили, что название кафе связано с красивой кавказской легендой. (см. Приложение).

Магазин «Ева». Согласно библейскому мифу, Ева – первая женщина. Магазин торгует женской одеждой. Названий в основе которых лежит имя мифологического персонажа – 17, что составляет 5 % от общего количества.

Употребление в качестве эргонимов имён мифологических и сказочных персонажей считаем достаточно удачным и интересным. Употребление их свидетельствует о том, что владельцы являются эрудированными людьми и в некоторых случаях стремятся к оригинальности.



2020-02-04 250 Обсуждений (0)
Употребление в качестве наименований имён мифологических и сказочных персонажей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Употребление в качестве наименований имён мифологических и сказочных персонажей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)