Методика организаций экскурсий в природу с учениками
Методика проведения географических экскурсий в Пределах левобережья Дона у с.Подгорное КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Специальность 020401 География
Физическая география Допущено в ГАК
Зав. кафедрой В.Б. Михно, д.г.н., профессор
Студентка О.В. Пожидаева
Руководитель В.Н. Двуреченский, к.г.н., доцент
ВОРОНЕЖ 2006 Введение Внастоящее время ни у кого не вызывает сомнений то, что экскурсии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса. По меткому выражению Н.Н. Баранского, экскурсия – это «перевод географии со страниц учебника в жизнь». Экскурсии играют огромную роль в преподавании географии в школе, обеспечивая высшую форму наглядности в обучении. Приобретаемые на географической экскурсии знания имеют двоякое значение: с одной стороны, это знание географических особенностей данных объектов и явлений, с другой – они служат примером для познания определенного класса объектов и явлений, т.е. являются источником для образования общих понятий. Так на экскурсии в природу учащиеся знакомятся с особенностями природы своего края и вместе с тем на примере местной природы познают общие, свойственные природе закономерности [17]. Географические экскурсии не только содействуют изучению учащимися своего края и созданию у них запаса общих представлений и понятий, но развивают также наблюдательность, любознательность, пробуждают интерес к окружающей природе, к хозяйственной жизни страны, а, следовательно, и к географии. На экскурсии учащиеся самостоятельно выполняют практические работы, что повышает их активность и развивает их практические умения и навыки. Во время экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсии в осуществлении краеведческого принципа обучения.
Методика организаций экскурсий в природу с учениками Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона. Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио», что в переводе – вылазка, поездка. В русском языке это слово появилось в 19 веке. Экскурсия в современном понимании – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которых лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним [9]. Школьной программной по географии определен обязательный минимум учебных экскурсий для каждого класса. Тематика экскурсий и их последовательность установлены с таким расчетом, чтобы учащиеся на протяжении школьного курса познакомились со всеми элементами природы, выполнили требуемые программой практические работы на местности. Для проведения учебной экскурсии нужно не менее двух часов, а иногда и более. Поэтому экскурсии, как правило, проводятся в неучебное время, учебные экскурсии могут быть проведены до изучения программного материала или после. В первом случае задачей экскурсии является создание у учащихся представлений, на которые могло бы опираться последующее обучение на уроке. Во втором случае экскурсия носит повторительный характер и иллюстрирует пройденное на уроке. [13]. Готовясь к экскурсии, учитель, прежде всего, знакомится с экскурсионным объектом и со специальной литературой. При подготовке экскурсии в природу, учитель должен предварительно сам обследовать местность, выбрать маршрут, наметить объекты работы учащихся и пункты остановок. На основе знакомства с экскурсионным объектом и литературой составляется план проведения экскурсии. В нём, прежде всего, определяют, какие полученные на уроке знания, умения и навыки закрепляются, какие вырабатываются вновь, какие ставятся воспитательные задачи. При проведении экскурсии в природу в план включают все основные данные о маршруте (протяженность, начальный и конечный пункт маршрута, места остановок и объекты наблюдений), содержание работ учителя и учащихся (вводной беседы, бесед на каждом пункте, заключительной беседы, практических работ), а также предполагаемую организацию экскурсии (сроки и место сбора, разбивка учащихся на звенья, распределение обязанностей между звеньями, необходимое оборудование и т.д.) [4]. Исходя из намеченного плана экскурсии, учитель проводит подготовительную организационную работу с учащимися: рассказывает о задачах экскурсии, сообщает место и время сбора и распределение по звеньям, дает каждому звену указания о работе и необходимом оборудовании, а также вопросники, на которые должен быть дан ответ. Количество звеньев и число учащихся в звене зависит от численности класса, содержания экскурсии, количества объектов для изучения и длины маршрута. Обычно количество звеньев не превышает 4-5, т.к. при большем их количестве учителю трудно инструктировать и проверять работу учащихся во время экскурсии [2]. Экскурсию нужно строить так, чтобы все учащиеся познакомились со всеми экскурсионными объектами в целом, со всем маршрутом во время экскурсии в природу. Вместе с тем необходимо, чтобы каждое звено, и каждый из членов звена провели самостоятельную работу по изучению отдельных составных частей экскурсионного объекта. Отсюда возникает наиболее важный организационный вопрос экскурсии: как сочетать эти две задачи экскурсии? В практике проведения экскурсий обычно применяются два варианта организации работ учащихся. При первом варианте все звенья вначале расходятся на выделенные для них участки, где при соответствующем инструктаже учителя проводят порученную работу. После проверки выполненной работы учитель ведет всех учащихся по всем участкам маршрута, где каждое звено дает на своем участке необходимые объяснения [15]. При втором варианте все учащиеся идут по маршруту; на каждой остановке учитель проводит беседу, и все звенья, пользуясь консультацией учителя, выполняют свою работу. Первый вариант наиболее удобен в тех случаях, когда экскурсионный объект небольшой по своим размерам и отдельные участки находятся на небольших расстояниях друг от друга. Тогда учитель может обходить звенья и следить за их работой. Второй вариант значительно лучше первого при большом, разнообразном и сложном маршруте. Экскурсия начинается вводной беседой, в которой учитель кратко рассказывает об экскурсионном объекте и указывает на что нужно обратить внимание; кроме того, во вводной беседе даются организационные указания. Во время экскурсии учитель в максимальной степени стимулирует самостоятельность учащихся, сочетая различные методы и приемы работы. Ставя учащимся вопросы и давая задания, учитель старается меньше рассказывать сам, ограничиваясь обычно вводной беседой и инструктажем. Выполняя задания и отвечая на вопросы, учащиеся осматривают и измеряют объекты, производят черновые записи и зарисовки, собирают коллекции. Проведенная звеньями работа и состояние собранного материала предварительно проверяются на месте [6]. Экскурсия заканчивается, как правило, краткой беседой, в которой учитель делает выводы и дает указания о порядке дальнейшей работы над собранным материалом. Полученные учащимися на экскурсии знания требуют осмысления и закрепления. В этих целях учитель организует работу по обработке и приведению в систему собранного на экскурсии материала, каждое звено обрабатывает записи своих наблюдений, переписывает их начисто и отвечает письменно на поставленные вопросы, приводит в порядок рисунки и схемы, коллекции и образцы, дневники [5]. Вся механическая работа по оформлению стенда и выставки распределяется между звеньями. Стенды, коллекции и другие подготовительные материалы должны в дальнейшем использоваться на уроке. Вместе с тем из таких экскурсионных материалов вырастают школьные краеведческие уголки (геологический) и музеи, и сама работа по подготовке экскурсии и подведенных ее итогов может служить прекрасной основой для внеклассной работы с учащимися. При изложении нового материала на последующих уроках учитель географии постоянно опирается на знания, полученные учащимися на экскурсии. По материалу, связанному с темой экскурсии, учитель в процессе беседы ставит учащимся вопросы, на которые они отвечают, используя полученные на экскурсии знания. Во время объяснения учитель ссылается на известные учащимся экскурсионные объекты, демонстрируя собранный на экскурсии материал (например, образцы горных пород, гербарий местных растений) [3]. Можно поручить некоторым учащимся подготовить ответы на отдельные вопросы, чтобы они сделали краткие сообщения по ходу изложения нового материала. Программой по географии определен в осеннее и весеннее время образовательный минимум школьных экскурсий. При изучении физической географии (VI - VIII классы) проводятся четыре экскурсии в природу, в курсе экономической географии (IX класс) – одна на местное предприятие [13]. На экскурсиях в природу учащиеся овладевают многими умениями, прежде всего умениями вести наблюдения, анализировать наблюдаемые ими географические объекты и хозяйственную деятельность людей. При непосредственном изучении местности учащиеся убеждаются, что природные компоненты существуют не изолированно друг от друга, а образуют природные территориальные единства (комплексы), как простые (склон реки, прирусловый вал), так и более сложные (овраги, балки, долины рек), которые состоят, в свою очередь, из более простых генетически и динамически связанных между собой комплексов. Изучение взаимосвязей между слагающими природный комплекс компонентами подводит учащихся к пониманию того, что основной закономерностью природно-территориальных комплексов является их целостность. Изменение одного из компонентов неизбежно вызывает изменение всех остальных; при этом могут возникнуть необратимые процессы. Познание закономерностей развития природных комплексов и процессов, происходящих в них, способствует формированию диалектико-материалистической убежденности учащихся и осознанию необходимости бережного отношения к природе, к естественным ресурсам. Экскурсии открывают широкие возможности для экологического образования учащихся на местном материале [8]. Таким образом, учебные экскурсии составляют важное звено в системе географического образования школьников. При изучении начального курса физической географии проводят две экскурсии – осеннюю и весеннюю. Тема осенней экскурсии - «Изучение форм рельефа, горных пород и вод своей местности». Цель ее – накопить фактические знания об особенностях рельефа своей местности, о слагающих его породах, о внутренних водах и взаимосвязях между рельефом и горными породами, рельефом и водами, научить делать схематические зарисовки географических объектов и описания, выявлять особенности рельефа и водоемов. На экскурсии учащиеся выполняют следующие практические работы: определение относительной высоты местности или глубины оврага с помощью самодельного нивелира и на глаз; определение крутизны склона эклиметром и на глаз; описание и зарисовка обнажения горных пород; составление описания источника и одного из водоемов (реки, болота); определение ширины, глубины, скорости течения реки (ручья); ознакомление с процессами, изменяющими рельеф, определение глубины и длины оврага, размера пляжа, степени подмыва берега реки и др.; ориентирование по солнцу и с помощью компаса (повторение) [16]. В ходе экскурсии учащимся предлагается выяснить парные взаимосвязи: а) между подстилающими породами и формами рельефа; б) между слагающими породами и глубиной залегания подземных вод. Взаимосвязь между рельефом и подстилающими породами легко проследить на характере склонов (очень крутые склоны образуют известняки, достаточно крутые – песчаники, пологие – глины), а также на поперечных профилях балок, врезающихся в различные породы. Высота зеркала грунтовых вод зависит от глубины залегания первого от поверхности водоносного горизонта. Тема весенней экскурсии - «Изучение и описание природных комплексов», различие которых обусловлено разнообразием рельефа и горными породами. Цель её – закрепить знания об основных горных породах и условиях их залегания, рельефа и водах, полученные на осенней экскурсии, дать представление о растительности, подвести к пониманию природного комплекса и взаимосвязей его компонентов, показать на конкретных примерах влияние деятельности человека на природный комплекс, познакомить с хозяйственным использованием территории и необходимостью мер по её охране. В ходе экскурсии расширяются и закрепляются умения вести наблюдения в природе (описание характера рельефа, слагающих местность пород, почв, растительности). Это достигается в ходе выполнения таких работ, как определение относительной высоты местности, описание характера рельефа и горных пород, слагающих местность, наблюдение за процессами, изменяющими рельеф (измерение увеличения длины оврагов, роста пляжей, подмыв берегов, оползневых процессов и т.д.) по сравнению с осенью, описание растительности и выяснение ее приспособленности к условиям обитания, описание почвенного разреза, а также знакомство с хозяйственным использованием территории и ёе охраной. Во время экскурсии учащиеся выполняют взаимосвязи: а) между рельефом и характером течения реки; б) между рельефом, степенью увлажнения и нагревания; в) между рельефом, слагающими породами, почвами и растительностью. Эти взаимосвязи проявляются в увеличении или уменьшении течения реки, в степени нагревания склонов разной экспозиции, в особенностях увлажнения участков с различным типом водного режима – атмосферного, грунтового, пойменного, в изменении растительности и почв в зависимости от слагающих местность пород [14]. В VII классе при изучении географии материков и океанов проводят одну весеннюю экспедицию на тему «Комплексное описание природы на участках с различными условиями увлажнения и освещения». Цель её – закрепить знания о взаимосвязях компонентов природы, полученные в VI классе и продолжить формирование понятия о природно-территориальном комплексе. Учащиеся выполняют следующие работы: описание почвенного обнажения или разреза в местах с размытой растительностью (на водоразделе, в пойме, в лесу). Во время экскурсии ученики выявляют следующие взаимосвязи: а) между геологическим строением, рельефом, степенью увлажнения и нагревания поверхности и растительностью; б) между слагающими породами, почвами и растительностью. Взаимосвязь между растительностью и водно-тепловыми условиями удобнее всего показать на склонах северной и южной экспозиций. Выяснение взаимосвязи между слагающими породами, почвами и растительностью позволяют подвести учащихся к пониманию того, что растительность, развиваясь в определенных климатических условиях, влияет на характер почв. Почвы, в свою очередь, оказывают весьма существенное влияние на растительность, а следовательно на весь природный комплекс в целом [4]. В заключение экскурсии учащиеся составляют описание природного комплекса по типовому плану. В VIII классе проводят весеннюю экскурсию по теме «Изучение природно-территориальных комплексов своей области». Перед ней стоит цель – выявить на местности природно-территориальные комплексы и составить их физико-географическую характеристику. На экскурсии выполняются следующие работы: построение орографической основы физико-географического профиля через долину реки или склон долины, описание характера поверхности, через которую прокладывается профиль, описание геологических обнажений, сбор образцов горных пород, описание почвенных разрезов, заложение ботанических площадок, наблюдение за природными процессами, выявление на местности природных комплексов и описание их хозяйственного использования и охраны. На этой экскурсии изучаются взаимосвязи: а) между слагающими породами, формами рельефа и почвами; б) между характером поверхности и степенью увлажнения и нагревания; в) между подстилающими породами, почвами и растительностью. Составляя комплексное описание учащиеся выясняют взаимосвязи между компонентами природных комплексов и устанавливают, что различные участки земной поверхности в зависимости от положения в рельефе, экспозиции, крутизны и формы склона, состава слагающих пород различаются тепловым режимом, глубиной залегания подземных вод и почвенно-растительным покровом [14]. Таким образом, в программу курсов физической географии включена система экскурсий. Выполнение заданий, включенных в экскурсии, способствует последовательному формированию понятия о природно-территориальном комплексе, взаимосвязей и взаимозависимости между компонентами природы. Если на первых экскурсиях (VI класс) учащиеся излагают отдельные компоненты природы и парные взаимосвязи между ними, то в качестве конечного результата учебных экскурсий ставится задача составления комплексного географического описания природы изучаемой территории (VII класс) и изучение ПТК своей местности (VIII класс), путем построения комплексного физико-географического профиля. Углубление знаний о ПТК происходит параллельно с развитием многих умений и навыков исследовательской работы в природе. Подготовка учащихся к учебной экскурсии проводится на уроке. Школьники должны быть подготовлены теоретически, практически и организационно. Теоретическая подготовка учащихся состоит в повторении тех физико-географических понятий, которые они должны применить на экскурсии, в ознакомлении с особенностями природы экскурсии, без знания которых невозможно усвоение нового материала в полевых условиях. Практическая подготовка заключается в обучении школьников тем приемам работы, без овладения которыми не могут быть выполнены задания, предусмотренные содержанием экскурсии. Организационная подготовка учащихся сводится к следующему: учитель сообщает тему, цели, план экскурсии, разбивает класс на бригады по 6-7 человек, назначает и инструктирует бригадиров, сообщает список бригадного и индивидуального снаряжения, указывает место и время сбора, форму одежды и т.п., а также знакомит с требованиями к поведению на экскурсии. В VI - VIII классах особое внимание обращается на соблюдение правил поведения в природе [8]. При подготовке учащихся к экскурсии в природу во всех классах большое значение имеет предварительное ознакомление с имеющимися планами и картами местности. Важно, чтобы каждый участник экскурсии вымерил длину своего шага, т.к. измерение расстояний в основном проводится подсчетом шагов или парой шагов. Успех проведения экскурсии в значительной мере обеспечивается четкостью ее разработки. Порядок работы на каждой экскурсии обычно такой: а) вводная беседа учителя; б) выполнение учащимися задания при работе на местности во время экскурсии; в) заключительная беседа. Каким должен быть план практической работы на местности? Можно предположить следующие цели к выполнению практической работы на местности в VIII классе: - организовать учащихся для составления комплексного описания природы на участке с разными условиями увлажнения и освещения; - добиться самостоятельно осознанной формулировки выводов о закономерностях в природных комплексах; - помочь учащимся дать оценку трудовой деятельности человека в конкретных условиях каждого комплекса; - обратить особое внимание на охрану природы, защиту окружающей среды; - отработать приемы полярной съемки глазомерным способом; - воспитывать чувство товарищества, коллективизма, обеспечить полноценную работу трудных учащихся; - развивать интерес к географической науке и краеведению. 1 Построение группы по звеньям, проверка индивидуального и группового снаряжения. 2 Подготовительная беседа (вопросы о цели практической работы на местности, о времени на выполнение заданий, об отчетной документации). 3 Выход на маршрут (учитель устанавливает порядок движения звеньев, 4 Построение группы по звеньям, проверка индивидуального и группового снаряжения. 5 Подготовительная беседа (вопросы о цели практической работы на местности, о времени на выполнение заданий, об отчетной документации). 6 Выход на маршрут (учитель устанавливает порядок движения звеньев, Следующая весенняя экскурсия проводится в VIII классе. Она завершает изучение школьниками природно-территориальных комплексов своего края. Цель экскурсии – знакомство с методикой физико-географического профилирования, овладение приемами топографической глазомерной съемки. Задачи экскурсии: 1. Закрепить умение выделять на местности и составлять в 2. Показать приемы сбора полевых материалов для составления 3. Провести маршрутную глазомерную съемку. 5. Определить крутизну склонов с помощью эклиметра и на глаз. 6. Познакомить учащихся с приёмами определения дебита родников. Подготовка к экскурсии. Класс делится на бригады, Для каждой предлагается отдельный самостоятельный маршрут. Маршруты должны быть максимально приближены друг к другу, чтобы учитель мог вести контроль за работой всех учащихся. Желательно, чтобы маршруты пересекали различные элементы рельефа и несколько элементарных природно-территориальных комплексов, типичных для того физико-географического района, где расположена школа. Подготовка учащихся к экскурсии заключается в повторении приемов выполнения маршрутной глазомерной съемки, обучении приемам нивелирования и нанесения на план точек способом засечек, а также в ознакомлении учащихся с программой описания природно-территориальных комплексов на местности. Заканчивается подготовительный урок распределением учащихся на бригады и сообщением перечня оборудования, необходимого для работы на экскурсии: рейки, угломер, мерная лента, рулетка, планшеты, компас, лопата, почвенные ножи, карандаш, ластик [11]. В заключение экскурсии учитель предлагает сравнить описания природно-территориального комплекса, выполненные разными бригадами и дает задание на дом: оформить результаты глазомерной съемки и зарисовок почвенных разрезов.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |