Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика организаций экскурсий в природу с учениками



2020-02-04 254 Обсуждений (0)
Методика организаций экскурсий в природу с учениками 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика проведения географических экскурсий в

Пределах левобережья Дона у с.Подгорное

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Специальность                                                                              020401 География

 

                                                                                                  Физическая география

Допущено в ГАК

 

Зав. кафедрой                                                              В.Б. Михно, д.г.н., профессор

 

Студентка                                                                                           О.В. Пожидаева

 

Руководитель                                                       В.Н. Двуреченский, к.г.н., доцент

 

 

ВОРОНЕЖ 2006

Введение

Внастоящее время ни у кого не вызывает сомнений то, что экскурсии яв­ляются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса. По меткому выражению Н.Н. Баранского, экскур­сия – это «перевод географии со страниц учебника в жизнь». Экскурсии играют огромную роль в преподавании географии в школе, обеспечивая высшую фор­му наглядности в обучении. Приобретаемые на географической экскурсии зна­ния имеют двоякое значение: с одной стороны, это знание географических осо­бенностей данных объектов и явлений, с другой – они служат примером для по­знания определенного класса объектов и явлений, т.е. являются источником для образования общих понятий. Так на экскурсии в природу учащиеся знакомятся с особенностями природы своего края и вместе с тем на примере местной при­роды познают общие, свойственные природе закономерности [17].

Географические экскурсии не только содействуют изучению учащимися своего края и созданию у них запаса общих представлений и понятий, но разви­вают также наблюдательность, любознательность, пробуждают интерес к ок­ружающей природе, к хозяйственной жизни страны, а, следовательно, и к гео­графии. На экскурсии учащиеся самостоятельно выполняют практические ра­боты, что повышает их активность и развивает их практические умения и навы­ки.

Во время экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и яв­лениях, что служит основой для формирования физико-географических и эко­номико-географических понятий. Знания по физической географии своей мест­ности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географиче­ской оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсии в осуществ­лении краеведческого принципа обучения.

 

 

Методика организаций экскурсий в природу с учениками

Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио», что в переводе – вылазка, поездка. В русском языке это слово появилось в 19 веке. Экскурсия в современном понимании – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которых лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним [9].

Школьной программной по географии определен обязательный минимум учебных экскурсий для каждого класса. Тематика экскурсий и их последова­тельность установлены с таким расчетом, чтобы учащиеся на протяжении школьного курса познакомились со всеми элементами природы, выполнили требуемые программой практические работы на местности.

Для проведения учебной экскурсии нужно не менее двух часов, а иногда и более. Поэтому экскурсии, как правило, проводятся в неучебное время, учеб­ные экскурсии могут быть проведены до изучения программного материала или после. В первом случае задачей экскурсии является создание у учащихся пред­ставлений, на которые могло бы опираться последующее обучение на уроке. Во втором случае экскурсия носит повторительный характер и иллюстрирует пройденное на уроке. [13].

Готовясь к экскурсии, учитель, прежде всего, знакомится с экскурсионным объектом и со специальной литературой. При подготовке экскурсии в природу, учитель должен предварительно сам обследовать местность, выбрать маршрут, наметить объекты работы уча­щихся и пункты остановок.

На основе знакомства с экскурсионным объектом и литературой состав­ляется план проведения экскурсии. В нём, прежде всего, определяют, какие по­лученные на уроке знания, умения и навыки закрепляются, какие вырабатыва­ются вновь, какие ставятся воспитательные задачи.

При проведении экскурсии в природу в план включают все основные данные о маршруте (протяженность, начальный и конечный пункт маршрута, места остановок и объекты наблюдений), содержание работ учителя и учащих­ся (вводной беседы, бесед на каждом пункте, заключительной беседы, практи­ческих работ), а также предполагаемую организацию экскурсии (сроки и место сбора, разбивка учащихся на звенья, распределение обязанностей между звень­ями, необходимое оборудование и т.д.) [4].

Исходя из намеченного плана экскурсии, учитель проводит подготови­тельную организационную работу с учащимися: рассказывает о задачах экскур­сии, сообщает место и время сбора и распределение по звеньям, дает каждому звену указания о работе и необходимом оборудовании, а также вопросники, на которые должен быть дан ответ.

Количество звеньев и число учащихся в звене зависит от численности класса, содержания экскурсии, количества объектов для изучения и длины маршрута. Обычно количество звеньев не превышает 4-5, т.к. при большем их количестве учителю трудно инструктировать и проверять работу учащихся во время экскурсии [2].

Экскурсию нужно строить так, чтобы все учащиеся познакомились со всеми экскурсионными объектами в целом, со всем маршрутом во время экс­курсии в природу. Вместе с тем необходимо, чтобы каждое звено, и каждый из членов звена провели самостоятельную работу по изучению отдельных состав­ных частей экскурсионного объекта. Отсюда возникает наиболее важный орга­низационный вопрос экскурсии: как сочетать эти две задачи экскурсии?

В практике проведения экскурсий обычно применяются два варианта ор­ганизации работ учащихся. При первом варианте все звенья вначале расходятся на выделенные для них участки, где при соответствующем инструктаже учите­ля проводят порученную работу. После проверки выполненной работы учитель ведет всех учащихся по всем участкам маршрута, где каждое звено дает на сво­ем участке необходимые объяснения [15].

При втором варианте все учащиеся идут по маршруту; на каждой оста­новке учитель проводит беседу, и все звенья, пользуясь консультацией учителя, выполняют свою работу.

Первый вариант наиболее удобен в тех случаях, когда экскурсионный объект небольшой по своим размерам и отдельные участки находятся на не­больших расстояниях друг от друга. Тогда учитель может обходить звенья и следить за их работой. Второй вариант значительно лучше первого при боль­шом, разнообразном и сложном маршруте. Экскурсия начинается вводной бе­седой, в которой учитель кратко рассказывает об экскурсионном объекте и ука­зывает на что нужно обратить внимание; кроме того, во вводной беседе даются организационные указания. Во время экскурсии учитель в максимальной сте­пени стимулирует самостоятельность учащихся, сочетая различные методы и приемы работы. Ставя учащимся вопросы и давая задания, учитель старается меньше рассказывать сам, ограничиваясь обычно вводной беседой и инструк­тажем. Выполняя задания и отвечая на вопросы, учащиеся осматривают и из­меряют объекты, производят черновые записи и зарисовки, собирают коллек­ции. Проведенная звеньями работа и состояние собранного материала предва­рительно проверяются на месте [6].

Экскурсия заканчивается, как правило, краткой беседой, в которой учи­тель делает выводы и дает указания о порядке дальнейшей работы над собран­ным материалом. Полученные учащимися на экскурсии знания требуют осмыс­ления и закрепления. В этих целях учитель организует работу по обработке и приведению в систему собранного на экскурсии материала, каждое звено обра­батывает записи своих наблюдений, переписывает их начисто и отвечает пись­менно на поставленные вопросы, приводит в порядок рисунки и схемы, коллек­ции и образцы, дневники [5].

Вся механическая работа по оформлению стенда и выставки распределя­ется между звеньями. Стенды, коллекции и другие подготовительные материа­лы должны в дальнейшем использоваться на уроке. Вместе с тем из таких экс­курсионных материалов вырастают школьные краеведческие уголки (геологи­ческий) и музеи, и сама работа по подготовке экскурсии и подведенных ее ито­гов может служить прекрасной основой для внеклассной работы с учащимися.

При изложении нового материала на последующих уроках учитель гео­графии постоянно опирается на знания, полученные учащимися на экскурсии. По материалу, связанному с темой экскурсии, учитель в процессе беседы ставит учащимся вопросы, на которые они отвечают, используя полученные на экскурсии знания. Во время объяснения учитель ссылается на известные учащимся экскурсионные объекты, демонстрируя собранный на экскурсии материал (на­пример, образцы горных пород, гербарий местных растений) [3].

Можно поручить некоторым учащимся подготовить ответы на отдельные вопросы, чтобы они сделали краткие сообщения по ходу изложения нового ма­териала.

Программой по географии определен в осеннее и весеннее время образо­вательный минимум школьных экскурсий. При изучении физической геогра­фии (VI - VIII классы) проводятся четыре экскурсии в природу, в курсе эконо­мической географии (IX класс) – одна на местное предприятие [13].

На экскурсиях в природу учащиеся овладевают многими умениями, пре­жде всего умениями вести наблюдения, анализировать наблюдаемые ими гео­графические объекты и хозяйственную деятельность людей. При непосредст­венном изучении местности учащиеся убеждаются, что природные компоненты существуют не изолированно друг от друга, а образуют природные территори­альные единства (комплексы), как простые (склон реки, прирусловый вал), так и более сложные (овраги, балки, долины рек), которые состоят, в свою очередь, из более простых генетически и динамически связанных между собой комплек­сов. Изучение взаимосвязей между слагающими природный комплекс компо­нентами подводит учащихся к пониманию того, что основной закономерностью природно-территориальных комплексов является их целостность. Изменение одного из компонентов неизбежно вызывает изменение всех остальных; при этом могут возникнуть необратимые процессы. Познание закономерностей раз­вития природных комплексов и процессов, происходящих в них, способствует формированию диалектико-материалистической убежденности учащихся и осознанию необходимости бережного отношения к природе, к естественным ресурсам. Экскурсии открывают широкие возможности для экологического об­разования учащихся на местном материале [8].

Таким образом, учебные экскурсии составляют важное звено в системе географического образования школьников.

При изучении начального курса физической географии проводят две экс­курсии – осеннюю и весеннюю. Тема осенней экскурсии - «Изучение форм рельефа, горных пород и вод своей местности». Цель ее – накопить фактиче­ские знания об особенностях рельефа своей местности, о слагающих его поро­дах, о внутренних водах и взаимосвязях между рельефом и горными породами, рельефом и водами, научить делать схематические зарисовки географических объектов и описания, выявлять особенности рельефа и водоемов. На экскурсии учащиеся выполняют следующие практические работы: определение относи­тельной высоты местности или глубины оврага с помощью самодельного ниве­лира и на глаз; определение крутизны склона эклиметром и на глаз; описание и зарисовка обнажения горных пород; составление описания источника и одного из водоемов (реки, болота); определение ширины, глубины, скорости течения реки (ручья); ознакомление с процессами, изменяющими рельеф, определение глубины и длины оврага, размера пляжа, степени подмыва берега реки и др.; ориентирование по солнцу и с помощью компаса (повторение) [16].

В ходе экскурсии учащимся предлагается выяснить парные взаимосвязи: а) между подстилающими породами и формами рельефа; б) между слагающими породами и глубиной залегания подземных вод. Взаимосвязь между рельефом и подстилающими породами легко проследить на характере склонов (очень кру­тые склоны образуют известняки, достаточно крутые – песчаники, пологие – глины), а также на поперечных профилях балок, врезающихся в различные по­роды. Высота зеркала грунтовых вод зависит от глубины залегания первого от поверхности водоносного горизонта.

Тема весенней экскурсии - «Изучение и описание природных комплек­сов», различие которых обусловлено разнообразием рельефа и горными поро­дами. Цель её – закрепить знания об основных горных породах и условиях их залегания, рельефа и водах, полученные на осенней экскурсии, дать представ­ление о растительности, подвести к пониманию природного комплекса и взаи­мосвязей его компонентов, показать на конкретных примерах влияние деятель­ности человека на природный комплекс, познакомить с хозяйственным использованием территории и необходимостью мер по её охране. В ходе экскурсии расширяются и закрепляются умения вести наблюдения в природе (описание характера рельефа, слагающих местность пород, почв, растительности). Это достигается в ходе выполнения таких работ, как определение относительной высоты местности, описание характера рельефа и горных пород, слагающих местность, наблюдение за процессами, изменяющими рельеф (измерение уве­личения длины оврагов, роста пляжей, подмыв берегов, оползневых процессов и т.д.) по сравнению с осенью, описание растительности и выяснение ее при­способленности к условиям обитания, описание почвенного разреза, а также знакомство с хозяйственным использованием территории и ёе охраной.

Во время экскурсии учащиеся выполняют взаимосвязи: а) между релье­фом и характером течения реки; б) между рельефом, степенью увлажнения и нагревания; в) между рельефом, слагающими породами, почвами и раститель­ностью. Эти взаимосвязи проявляются в увеличении или уменьшении течения реки, в степени нагревания склонов разной экспозиции, в особенностях увлаж­нения участков с различным типом водного режима – атмосферного, грунтово­го, пойменного, в изменении растительности и почв в зависимости от слагаю­щих местность пород [14].

В VII классе при изучении географии материков и океанов проводят одну весеннюю экспедицию на тему «Комплексное описание природы на участках с различными условиями увлажнения и освещения». Цель её – закрепить знания о взаимосвязях компонентов природы, полученные в VI классе и продолжить формирование понятия о природно-территориальном комплексе. Учащиеся вы­полняют следующие работы: описание почвенного обнажения или разреза в местах с размытой растительностью (на водоразделе, в пойме, в лесу).

Во время экскурсии ученики выявляют следующие взаимосвязи: а) между геологическим строением, рельефом, степенью увлажнения и нагревания по­верхности и растительностью; б) между слагающими породами, почвами и рас­тительностью.

Взаимосвязь между растительностью и водно-тепловыми условиями удобнее всего показать на склонах северной и южной экспозиций.

Выяснение взаимосвязи между слагающими породами, почвами и расти­тельностью позволяют подвести учащихся к пониманию того, что раститель­ность, развиваясь в определенных климатических условиях, влияет на характер почв. Почвы, в свою очередь, оказывают весьма существенное влияние на рас­тительность, а следовательно на весь природный комплекс в целом [4].

В заключение экскурсии учащиеся составляют описание природного комплекса по типовому плану.

В VIII классе проводят весеннюю экскурсию по теме «Изучение природно-территориальных комплексов своей области». Перед ней стоит цель – вы­явить на местности природно-территориальные комплексы и составить их фи­зико-географическую характеристику.

На экскурсии выполняются следующие работы: построение орографиче­ской основы физико-географического профиля через долину реки или склон долины, описание характера поверхности, через которую прокладывается про­филь, описание геологических обнажений, сбор образцов горных пород, описа­ние почвенных разрезов, заложение ботанических площадок, наблюдение за природными процессами, выявление на местности природных комплексов и описание их хозяйственного использования и охраны.

На этой экскурсии изучаются взаимосвязи: а) между слагающими поро­дами, формами рельефа и почвами; б) между характером поверхности и степе­нью увлажнения и нагревания; в) между подстилающими породами, почвами и растительностью. Составляя комплексное описание учащиеся выясняют взаи­мосвязи между компонентами природных комплексов и устанавливают, что различные участки земной поверхности в зависимости от положения в рельефе, экспозиции, крутизны и формы склона, состава слагающих пород различаются тепловым режимом, глубиной залегания подземных вод и почвенно-растительным покровом [14].

Таким образом, в программу курсов физической географии включена система экскурсий. Выполнение заданий, включенных в экскурсии, способст­вует последовательному формированию понятия о природно-территориальном комплексе, взаимосвязей и взаимозависимости между компонентами природы. Если на первых экскурсиях (VI класс) учащиеся излагают отдельные компонен­ты природы и парные взаимосвязи между ними, то в качестве конечного ре­зультата учебных экскурсий ставится задача составления комплексного геогра­фического описания природы изучаемой территории (VII класс) и изучение ПТК своей местности (VIII класс), путем построения комплексного физико-географического профиля. Углубление знаний о ПТК происходит параллельно с развитием многих умений и навыков исследовательской работы в природе.

Подготовка учащихся к учебной экскурсии проводится на уроке. Школь­ники должны быть подготовлены теоретически, практически и организационно.

Теоретическая подготовка учащихся состоит в повторении тех физико-географических понятий, которые они должны применить на экскурсии, в озна­комлении с особенностями природы экскурсии, без знания которых невозмож­но усвоение нового материала в полевых условиях.

Практическая подготовка заключается в обучении школьников тем прие­мам работы, без овладения которыми не могут быть выполнены задания, пре­дусмотренные содержанием экскурсии.

Организационная подготовка учащихся сводится к следующему: учитель сообщает тему, цели, план экскурсии, разбивает класс на бригады по 6-7 чело­век, назначает и инструктирует бригадиров, сообщает список бригадного и ин­дивидуального снаряжения, указывает место и время сбора, форму одежды и т.п., а также знакомит с требованиями к поведению на экскурсии. В VI - VIII классах особое внимание обращается на соблюдение правил поведения в при­роде [8].

При подготовке учащихся к экскурсии в природу во всех классах большое значение имеет предварительное ознакомление с имеющимися планами и кар­тами местности. Важно, чтобы каждый участник экскурсии вымерил длину своего шага, т.к. измерение расстояний в основном проводится подсчетом ша­гов или парой шагов.

Успех проведения экскурсии в значительной мере обеспечивается четко­стью ее разработки.

Порядок работы на каждой экскурсии обычно такой: а) вводная беседа учителя; б) выполнение учащимися задания при работе на местности во время экскурсии; в) заключительная беседа.

Каким должен быть план практической работы на местности? Можно предположить следующие цели к выполнению практической работы на местно­сти в VIII классе:

- организовать учащихся для составления комплексного описания приро­ды на участке с разными условиями увлажнения и освещения;

- добиться самостоятельно осознанной формулировки выводов о закономерностях в природных комплексах;

- помочь учащимся дать оценку трудовой деятельности человека в конкретных условиях каждого комплекса;

- обратить особое внимание на охрану природы, защиту окружающей среды;

- отработать приемы полярной съемки глазомерным способом;

- воспитывать чувство товарищества, коллективизма, обеспечить полно­ценную работу трудных учащихся;

- развивать интерес к географической науке и краеведению.
Рассмотрим теперь основные этапы работы учащихся:

1 Построение группы по звеньям, проверка индивидуального и группово­го снаряжения.

2 Подготовительная беседа (вопросы о цели практической работы на ме­стности, о времени на выполнение заданий, об отчетной документации).

3 Выход на маршрут (учитель устанавливает порядок движения звеньев,
раздает план маршрута с указанием мест работы).

4 Построение группы по звеньям, проверка индивидуального и группово­го снаряжения.

5 Подготовительная беседа (вопросы о цели практической работы на ме­стности, о времени на выполнение заданий, об отчетной документации).

6 Выход на маршрут (учитель устанавливает порядок движения звеньев,
раздает план маршрута с указанием мест работы).

Следующая весенняя экскурсия проводится в VIII классе. Она завершает изучение школьниками природно-территориальных комплексов своего края.

Цель экскурсии – знакомство с методикой физико-географического профилирования, овладение приемами топографической глазомерной съемки.

Задачи экскурсии:

1. Закрепить умение выделять на местности и составлять в
полевых условиях описания элементарных природно-территориальных комплексов.

2. Показать приемы сбора полевых материалов для составления
физико-географического профиля.

3. Провести маршрутную глазомерную съемку.

5. Определить крутизну склонов с помощью эклиметра и на глаз.

6. Познакомить учащихся с приёмами определения дебита родников.

Подготовка к экскурсии.

Класс делится на бригады, Для каждой предлагается отдельный самостоятельный маршрут. Маршруты должны быть максимально приближены друг к другу, чтобы учитель мог вести контроль за работой всех учащихся. Желательно, чтобы маршруты пересекали различные элементы рельефа и несколько элементарных природно-территориальных комплексов, типичных для того физико-географического района, где расположена школа.

Подготовка учащихся к экскурсии заключается в повторении приемов выполнения маршрутной глазомерной съемки, обучении приемам нивелирования и нанесения на план точек способом засечек, а также в ознакомлении учащихся с программой описания природно-территориальных комплексов на местности. Заканчивается подготовительный урок распределением учащихся на бригады и сообщением перечня оборудования, необходимого для работы на экскурсии: рейки, угломер, мерная лента, рулетка, планшеты, компас, лопата, почвенные ножи, карандаш, ластик [11].

В заключение экскурсии учитель предлагает сравнить описания природно-территориального комплекса, выполненные разными бригадами и дает задание на дом: оформить результаты глазомерной съемки и зарисовок почвенных разрезов.

 

 



2020-02-04 254 Обсуждений (0)
Методика организаций экскурсий в природу с учениками 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика организаций экскурсий в природу с учениками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)