Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Решение о взыскании налога. Основания и порядок выставления.



2020-02-04 231 Обсуждений (0)
Решение о взыскании налога. Основания и порядок выставления. 0.00 из 5.00 0 оценок




Камеральные и выездные налоговые проверки. Общие положения и основные различия.

 

 

В статье 87 Налогового кодекса закреплены два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. И после 1 января 2007 г. в этом плане ничего не изменилось. Но при этом как содержательная, так и процедурная часть налоговых проверок претерпели существенные изменения. Рассмотрим новые правила проведения проверок подробнее.

 

КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ.

 

В новой редакции НК РФ круг задач, стоящих перед камеральной налоговой проверкой, значительно сужен, равно как ограничены и другие параметры ее проведения.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в силу закона.

При этом по общему правилу налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 7 ст. 88 НК РФ).

В исключение из этого правила налоговый орган может истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие:

- право налогоплательщика на получение налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);

- право на возмещение НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);

- правомерность применения налоговых вычетов (ч. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ), а также документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

Во всех других случаях требование налогового органа предоставить при камеральной проверке дополнительные документы не будет соответствовать НК РФ.

Так, например, при обнаружении ошибок в налоговой декларации (расчете) и/или противоречий (несоответствий) между сведениями, имеющимися в представленных документах, налоговый орган будет вправе требовать от налогоплательщика в течение пяти дней сделать необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, но не вправе истребовать дополнительные документы (п. 3 ст. 88 НК РФ). Предоставление таких документов — право, а не обязанность налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Именно по такому пути шла судебная практика и ранее. В частности, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 11.10.2005 N А55—5609/05—29 разъяснил, что камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, и не должна подменять собой выездную проверку. Если камеральной проверкой в представленных документах не выявлено противоречий, то и правовых оснований для истребования дополнительных документов не имеется.

Впрочем, если проверяющее должностное лицо налогового органа сочтет, что представленных документов для проведения проверки недостаточно, оно вправе истребовать и другие документы как у самого налогоплательщика (п. 1 ст. 93 НК РФ), так и у иных лиц (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), вручив им требование о представлении указанных документов.

Это означает, что по сути налоговый орган может истребовать документы практически в любом случае.

В прежней редакции ст. 87 НК РФ указывалось, что налоговой проверкой (как выездной, так и камеральной) могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения проверки. Теперь данное положение справедливо лишь для выездных налоговых проверок. Об этом говорится в части второй п. 4 ст. 89 НК РФ.

В отличие от выездных проверок, конкретный период, который может быть охвачен камеральной налоговой проверкой, в НК РФ не определен. Однако из содержания ст. 88 НК РФ следует, что камеральная налоговая проверка может проводиться только на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) за соответствующий период, охваченный декларацией.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и прилагаемых к ней документов (п. 2 ст. 88 НК РФ).

В случае обнаружения в документации ошибок или противоречий налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием в течение пяти дней дать необходимые пояснения или установить срок для внесения соответствующих исправлений (п. 3 ст. 88 НК РФ). И лишь после соблюдения указанной процедуры, если после представления налогоплательщиком пояснений налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, в установленном порядке составляется акт налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ).

 

ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА.

 

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения (ч. 4 п. 2 ст. 89 НК РФ):

 

1) полное и сокращенное наименование (фамилию, имя, отчество — для физических лиц) налогоплательщика;

 

2) предмет проверки, т. е. сведения о налогах, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

 

3) периоды, за которые проводится проверка;

 

4) должность фамилию и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

 

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается ФНС России (ч. 5 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году проведения проверки (ч. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Что касается проверки периодов текущего года, то налоговые органы всегда исходили из того, что закон не ограничивает их права на проведение камеральных и выездных налоговых проверок за текущий год.

По общему правилу налоговые органы не вправе проводить две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период, а общее число выездных налоговых проверок в течение календарного года должно быть не больше двух (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Но в силу части второй п. 10 ст. 89 НК РФ данное правило не применяется в двух случаях:

 

1) при назначении повторной выездной налоговой проверки (ч. 4 п. 10 ст. 89 НК РФ), проводимой:

- вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

- налоговым органом, ранее проводившим проверку, — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного. Причем во втором случае может проверяться только тот период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

 

2) при назначении выездной налоговой проверки, осуществляемой в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (п. 11 ст. 89 НК РФ).

 

Таким образом, если перечисленные основания отсутствуют, то налоговый орган не вправе осуществлять повторную выездную налоговую проверку по одним и тем же налогам в течение одного периода.

Для организаций, имеющих филиалы и представительства, актуальны также вопросы: возможна ли выездная налоговая проверка филиала, если в течение одного налогового периода проверялась сама организация? Или наоборот: можно ли проверять организацию, если ранее проверялся филиал? В новой редакции ст. 89 НК РФ на них появились ответы.

По общему правилу налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки только в составе проверки головной организации. Исключением является проверка правильности исчисления и уплаты филиалом региональных и/или местных налогов. В этом случае налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиала (п. 7 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если ранее проверялась организация в целом, то налоговые органы вправе назначить самостоятельную выездную налоговую проверку филиала (представительства).

Если ранее проводилась самостоятельная налоговая проверка филиала (представительства), то налоговые органы вправе в течение одного периода провести выездную проверку организации в целом. Это прямо следует из содержания части третьей п. 5 ст. 89 НК РФ, где сказано, что при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитываются проведенные самостоятельные выездные налоговые проверки его филиалов и представительств.

 

Решение о взыскании налога. Основания и порядок выставления.

1. Установленный абзацем первым статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) трехмесячный срок для направления требования об уплате налога является предельным. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту не позднее 15 дней после наступления срока уплаты налога (сбора).

2. Требование об уплате налога и требование об уплате налоговой санкции, направляемые налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должны быть направлены ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

3. Требование об уплате налога заполняется в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465. Один экземпляр требования об уплате налога вручается соответственно руководителю (законному или уполномоченному представителю) налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передается иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом либо его законным или уполномоченным представителем. В случае когда указанные лица уклоняются от получения требования об уплате налога, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Второй экземпляр требования об уплате налога с датой и подписью руководителя (законного или уполномоченного представителя) налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента - организации или физического лица (его законного или уполномоченного представителя) о вручении хранится в налоговом органе.

4. В случае если обязанность налогоплательщика (плательщика сборов) по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования об уплате налога, налоговый орган обязан направить налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту уточненное требование об уплате налога в десятидневный срок после того, как налоговый орган узнал об изменении данной обязанности. Ранее направленное требование об уплате налога отзывается.

5. Срок исполнения требования об уплате налога, направляемого налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту, не должен превышать 10 календарных дней со дня его получения налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом либо их законным или уполномоченным представителем.

6. Установленный пунктом 3 статьи 46 Кодекса 60-дневный срок для принятия решения налогового органа о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках является предельным. Срок для принятия указанного решения не должен превышать 30 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение налогового органа о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках заполняется в двух экземплярах. Первый экземпляр решения о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов)- организации или налогового агента - организации на счетах в банках, второй экземпляр хранится в налоговом органе.

7. Налоговый орган одновременно с вынесением решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента по его счетам в банке.

Принятие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке осуществляется в отношении всех открытых счетов налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, с которых производится взыскание налога (сбора), а также пеней.

При этом в банки направляются только решения по тем счетам, на которые налоговый орган не выставляет инкассовые поручения. В случае выставления налоговым органом инкассовых поручений на несколько счетов налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента общая сумма инкассовых поручений должна соответствовать сумме задолженности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.

8. В случаях когда сроки, в течение которых налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента причитающейся к уплате суммы налога (сбора), были пропущены либо требование об уплате налога (сбора) было признано судом недействительным, налоговый орган должен рассмотреть вопрос о включении указанного налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента в план проведения выездных налоговых проверок. Вопросы проверки должны содержать в том числе и вопрос своевременности уплаты (перечисления) в бюджет указанной суммы налога (сбора). Период проверки должен включать в себя период, за который налогоплательщиком (плательщиком сбора), налоговым агентом не была исполнена обязанность по уплате налога (сбора). Если за указанный период выездная налоговая проверка налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента была проведена, в соответствии со статьей 87 Кодекса может быть проведена повторная выездная налоговая проверка вышестоящим налоговым органом. При этом нижестоящий налоговый орган уведомляет вышестоящий налоговый орган о пропущенных сроках в 5-дневный срок после обнаружения соответствующих фактов.

9. Превышение сроков, установленных настоящим Порядком (за исключением пункта 5), но в пределах установленных Кодексом, допустимо только при наличии письменного разрешения вышестоящего налогового органа по письменному заявлению руководителя соответствующего налогового органа, которое должно содержать мотивированные объяснения о невозможности соблюдения установленных сроков.

Превышение сроков, установленных пунктом 5 настоящего Порядка, допустимо только с разрешения МНС России. Для получения такого разрешения соответствующий территориальный налоговый орган направляет в МНС России заявление за подписью руководителя налогового органа, которое Управление налоговой задолженности МНС России рассматривает в трехдневный срок с момента поступления указанного заявления и направляет письмо о принятом решении за подписью курирующего заместителя министра Российской Федерации по налогам и сборам.

10. Налоговые органы ведут учет работы по взысканию задолженности по платежам в бюджет согласно форме N 47, утвержденной Приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411. Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке налоговые органы регистрируют в специальных журналах, страницы которых должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью налогового органа.

11. Инкассовое поручение направляется в банк в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, уплаченных налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом по требованию об уплате налога, одновременно с вынесением решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках.

12. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента налоговый орган в 30-дневный срок с даты направления инкассового поручения в банк принимает решение о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента, доводит до банка решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента по его счетам в банке и приостанавливает действие инкассовых поручений в отношении счетов, по которым не были приостановлены операции.

13. Срок принятия решения о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации может быть увеличен в порядке, предусмотренном частью 1 пункта 9 настоящего Порядка, до 90 дней, если у налогового органа есть достаточные основания полагать (документальное подтверждение), что налогоплательщик самостоятельно принимает меры по взысканию дебиторской задолженности.

14. В случае нарушения сроков, установленных настоящим Порядком, должностные лица налоговых органов привлекаются к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.

 



2020-02-04 231 Обсуждений (0)
Решение о взыскании налога. Основания и порядок выставления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Решение о взыскании налога. Основания и порядок выставления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)