Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства (ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации[19]). Выделяются три категории иностранных граждан: временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане – лица, прибывшие в страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане – лица, получившие разрешение на временное проживание; постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане – лица, получившие вид на жительство. В их статусе имеются определенные различия. Иностранные граждане равны перед законом, независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законодательство. Разрешение на временное проживание выдано может быть иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, сроком на три года. Без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину: родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ; признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь – граждан России; имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ; состоящему в браке с гражданином России, имеющим место жительства в нашей стране; осуществившему инвестиции в РФ в размере, установленном Правительством РФ (ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002г.). Разрешение на временное проживание не выдается, а ранее выданное аннулируется в случае, если иностранный гражданин выступает: за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности страны или ее граждан; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в их совершении или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации; представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения; осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным; по иным основаниям, закрепленным в ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. Иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Иностранные граждане имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии и на другие формы социального обеспечения, на образование, пользование жилым помещением. Иностранные граждане не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародном голосовании. Однако в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления того муниципального образования, на территории которого они живут.[20] Иностранные граждане и лица без гражданства не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ. Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами России. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в стране. Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства, если иное не вытекает из федерального законодательства. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством и международными договорами РФ. В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция РФ исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в РФ.[21] В нем определены основные условия, связанные с реализацией этого института и статуса лиц, которым предоставлено убежище. Вопрос о предоставлении права политического убежища решается Президентом РФ.
Заключение
Действующая Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации - являются основными демократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Рассмотрев вышеизложенные принципы гражданства Российской Федерации, основания для приобретения, изменения или прекращения гражданства, органы, регулирующие решение вопросов, связанных с гражданством, можно сделать вывод, что наиболее важной составной частью института, составляющего основы правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно вопросы гражданства. Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выделяем гражданство как один из элементов правового статуса личности. Занятая Российской Федерацией позиция в отношение гражданства, продиктованная особенностями её исторического, демографического и политического развития, а равно и национально-психологическими факторами представляется вполне взвешенной и демократической. Несмотря на совершенство законодательства существует и ряд недостатков. Следует изменить само законодательное определение гражданства, т.к. нынешнее не отражает всей сущности этого института. Следует ввести хотя бы фразу о документальном подтверждении гражданства. Также существенное значение имеет такая проблема, что решения по вопросам гражданства в общем порядке (прием, восстановление, выход) принимает Президент РФ. Что касается упрощенного порядка, решения принимают, согласно Закону о гражданстве 2002г. : - федеральный орган внутренних дел и его территориальные органы; - федеральный орган иностранных дел и дипломатические представительства и консульские учреждения в других странах. Получается, что по Закону право принятия решения в упрощенном порядке имеют два звена системы МВД или МИД. Но Положение 2002 г. регулирует этот вопрос иначе: решения принимают территориальные органы внутренних дел по лицам, проживающим в РФ; дипломатические представительства и консульские учреждения по лицам, проживающим за пределами РФ. О праве МВД и МИД РФ принимать в гражданство РФ в упрощенном порядке Положение 2002 г. не говорит. Скорее можно считать МВД или МИД РФ только второй инстанцией, рассматривающей жалобы на нижестоящие органы системы. В последнее время в РФ приняты законы и иные нормативные акты по вопросам гражданства, правового положения иностранных граждан в РФ, статуса беженцев, вынужденных переселенцев, въезда и выезда и др. Ключевыми среди них надо назвать, конечно, федеральные законы от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» и от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Их принятие вызвало значительное количество подзаконных актов, обновление ряда федеральных законов. В общем в РФ есть разветвленная и существенно обновленная нормативно-правовая основа решения многих вопросов, связанных с гражданством, есть практика применения законодательных документов. [22] Итак, гражданство является одним из основных показателей силы, развитости всего государства. Из этого следует, что защита и развитие этого института есть обязанность не только государства, но и человека.
[1] Михелева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ М.:Юристъ1998 с.151 [2] Конституционное право РФ Проблемный комментарий. Отв. Ред. Четвернин М.:1997 с.152 [3] Гражданство РФ / / Представительная власть 1996 №9 с.73 [4] Конституционное право России Стрекозов В.Г. изд. «Новый юрист» М.:1997 с. 75 [5] См. Конституционное право Энциклопедический словарь. М.:2000 изд. Норма. С168 [6] См. Мишина А.А. Конституционное право Зарубежных стран. М.:1996 изд. Белые альвы с.54 [7] Конституционное право РФ Проблемный комментарий. Отв. Ред. Четвернин М.:1997 с.154 [8] См. собрание законодательства РФ 2000г. №20 ст. 2112 [9] См. Мишина А.А. конституционное право зарубежных стран М.:1996 изд. Белые альвы с. 58 [10] Конституционное право РФ Проблемный комментарий. Отв. Ред. Четвернин М.:1997 с.159 [11] См. Чиркин Основы Конституционного права. М.: изд. Манускрипт. 1996г. с. 41 [12] См. Закон о гражданстве РФ Научно проблемный комментарий М.:1992 с. 74 [13] См. Права человека ред. Лукашева Е.А. изд. Норма-инфра М.:1999г. с.110 [14] . См. Права человека ред. Лукашева Е.А. изд. Норма-инфра М.:1999г. с.110 [15] Редакция ФЗ от 28 июня 1997г. / / Собрание Законодательства РФ. 1997. №26. ст. 2956 [16] Редакция ФЗ от 20 декабря 1995г. / / Собрание Законодательства РФ. 1995. №52. ст. 5110 [17] / / Собрание законодательства РФ. 1995. N 51, ст. 5070. [18] / / Собрание законодательства РФ. 1997. N 4, ст. 550. [19] //Собрание законодательства РФ. 2002. № 30, ст. 3032 [20] //СЗ РФ. 2002. № 24, ст. 2253 [21] //СЗ РФ. 1997. № 30. ст. 3601 [22] Авакьян. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция.с.135. М., 2003
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |