Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научно-исследовательская работа в КГМИ



2020-02-04 168 Обсуждений (0)
Научно-исследовательская работа в КГМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Несмотря на трудности военного времени в институте успешно развивалась научно-исследовательская работа: за годы войны защищено около 40 докторских и кандидатских диссертаций.

Наряду с этим коллективы всех кафедр активно включились в реализацию нового плана научной работы (составлен в августе 1941 г.), тематика которого имела преимущественно оборонное значение.

Новые задачи, вставшие перед советским здравоохранением в годы суровых испытаний, определили особенности исследовательской работы казанских медиков.

Во-первых, центральное место научных изысканий занимала оборонная тематика и в первую очередь проблема лечения военно-травматических повреждений. Ученые института анализировали характер ранений и осложнений в современной войне, методы лечения гнойных и длительно незаживающих ран и ожогов, исследовали ранения дыхательных путей и периферической нервной системы, разрабатывали проблему сохранения и транспортировки крови и многие другие. Например, профессора Л.И. Шулутко, Б.Л. Мазур и врач Л.А. Тарасова предложили для лечения гнойных ран поливалентный бактериофаг.

Препарат этот прошел успешное испытание в эвакогоспиталях. Результаты одобрены научной конференцией института и рекомендованы для лечебной практики.

Профессор Н.В. Соколов и доцент П.В. Гулевич разработали метод лечения ожогов риванолевой повязкой. Превосходство этого метода перед открытым способом лечения в более быстром заживлении ран при хорошей эпителизации.

Профессор А.И. Лаббок и ассистент Я.М. Криницкий предложили новую технику наложения шва на переднюю стенку кишечника при ранениях органов брюшной полости, и т.д.

Делу восстановления здоровья раненых воинов и медико-санитарному обслуживанию тружеников тыла посвятили свои исследования химики, биологи, гигиенисты, инфекционисты, эпидемиологи, фармакологи и другие ученые.

Так, гигиенисты под руководством проф.В. В. Милославского изучили вопрос о санитарном обслуживании объектов военного времени и вынесли конкретные рекомендации по способам очистки воды местных водоемов на случай аварии городского водопровода.

Сотрудниками кафедры общей химии под руководством Ф.И. Богоявленского был предложен новый способ получения химически чистого сернокислого бария из отходов производства, новый метод очистки технической сернобариевой соли, метод регенерации марли и гипса из гипсовых повязок для дальнейшего употребления, а также проводилась работа по изобретению кровоостанавливающей ваты.

В условиях повышенного спроса на медикаменты и перевязочный материал эти предложения имели большую практическую значимость.

Второй особенностью научных исследований является комплексное развитие актуальных проблем здравоохранения коллективными усилиями ученых института и медицинских сил города.

На кафедрах физиологии, гистологии и нервных болезней комплексно анализировалась проблема функциональной полноценности регенерации нервного ствола при его сшивании.

Медицинский институт, опираясь на комплекс предвоенных мероприятий по укреплению материальной базы, подбору и расстановке кадров, развитию медицинской науки, в годы тяжелых испытаний перестроил учебную, научную и массово-политическую работу на военный лад, обеспечив выполнение оборонных заданий, бесперебойную подготовку врачей и практическую помощь органам здравоохранения. В результате упорного и напряженного труда всего коллектива только в 1941 году было сделано 3 выпуска: окончили институт свыше 900 студентов, причем половина выпускников была мобилизована в ряды Советской Армии. Всего за время войны было осуществлено 6 выпусков врачей.28 студентов КГМИ были направлены на военный факультет Саратовского медицинского института для специализации в качестве военных врачей. Обстановка военного времени потребовала в короткий срок перестроить всю учебную работу. Было осуществлено сокращение материальной базы института: часть учебных помещений, клиники и студенческие общежития были переданы под эвакогоспитали и эвакуированные учреждения; были призваны в армию более 80 преподавателей; налажено постоянное привлечение студентов и сотрудников на хозяйственные и оборонные работы.

1941-42 учебный год для студентов в II-V курсов начался 1 августа по новым учебным планам, предусматривающим окончание института в 3,5 года при 8-часовом учебном дне и сокращении каникул, но при выполнении полного объема учебных программ.

Программы общих и специальных дисциплин имели военно-медицинский уклон, вводились новые курсы - ЛФК, общевойсковая подготовка, лечебное питание. Особое внимание уделялось преподаванию дисциплин, имеющих отношение к лечебной работе на фронте и в тыловых эвакогоспиталях.

Несмотря на трудности военного времени, в институте успешно развивалась научно-исследовательская работа: за годы войны было защищено около 40 докторских и кандидатских диссертаций, в которых центральное место занимала оборонная тематика и, в первую очередь, проблема лечения военно-травматических повреждений. Профессора Л.И. Шулутко, Б.Л. Мазур и врач Л.А. Тарасова предложили для лечения гнойных ран поливалентный бактериофаг, профессора Н.В. Соколов и доцент П.В. Гулевич разработали метод лечения ожогов риванолевой повязкой, профессор А.И. Лаббок и ассистент Я.М. Криницкий предложили новую технику наложения шва на переднюю стенку кишечника при ранениях органов брюшной полости и т.д.

Большую работу проводил коллектив мединститута в деле оказания помощи органам здравоохранения и особенно эвакогоспиталям.

Самое деятельное участие в организации лечения раненных и больных воинов принимали фронтовики А.И. Бизяев, М.Х. Вахитов, Н.И. Зеленкова, В.П. Морозов, А.И. Шварева, А.И. Шишкина, А.Е. Тихонова, А.Х. Хамидуллина и др. Профессора М.Х. Вахитов и В.Г. Морозов ныне здравствуют.


Использованная литература

 

1. 1. Ахметянов Л.А., Клюшкин И.В., Дерюжов В.М. Казнскому военному госпиталю - 200 лет // Казанский мед. ж. - 2009. - № 2. - С.156-164.

2. 2. Видные ученые отечественной медицины и здравоохранения - питомцы Казанского медицинского института /А.Н. Галиуллин, Е.С. Станкевич, Е.Ф. Станкевич, Н.Н. Горохов. - Казань, 1989. - 139 с.

3. 3. Зубаиров Д.М. Вехи истории первой кафедры медицинской химии и физики в России // Казанский мед. ж. - 2007. - Т.88. - № 4. - С.402-415.

4. 4. Ишимова Л.М. Добрые воспоминания о лихолетье // Казанский мед. ж. - 2009. - Т.90. - № 2. - С.166-171.

5. 5. Казанский государственный медицинский университет, 1804-2004 гг. Заведующие кафедрами и профессора. Биографический словарь/Под ред.В.Ю. Альбицкого, Н.Х. Амирова. - Казань: Магариф, 2004. - 374 с.

6. 6. Красильников Д.М., Вишневский А.А., Фёдоров И.В. Казанский период жизни и научной деятельности Александра Васильевича Вишневского. - Казань, 2008. - 32 с.

7. 7. Красильников С.Н. Выпускники Казанского государственного медицинского института 1941 года в Великой Отечественной войне: Метод. пособ. /С.Н. Красильников. - Казань: Зеленодольская городская типография, 1987. - 27 с.

8. 8. Красильников С.Н. О выпускниках Казанского государственного медицинского института 1941 года: сколько их было? // Казанский мед. ж. - 2009. - Т.90. - № 5. - С.758-759.

9. 9. Мустафин Р.Р. Профессор Иван Владимирович Домрачев // Казанский мед. ж. - 2009. - Т.90. - № 5. - С.756-757.

10. 10. Сафин Р.Р. А.В. Вишневский и современный этап развития регионарной анестезии // Казанский мед. ж. - 2009. - Т.90. - № 5. - С.754-756.

11. 11. Худякова Р.А. Общественная помощь эвакогоспиталям в годы Великой Отечественной войны - воплощение заветов В.И. Ленина о всенародной помощи органам здравоохранения // Казанский мед. ж. - 1970. - № 2. - С.82-84.

12. 12. Худякова Р.А. Казанский медицинский институт в годы Великой Отечественной войны /Р.А. Худякова, Г.А. Ластина. - Казань: Комбинат печати им.К. Якуба, 1973. - 23 с.

13. Казанский медицинский журнал, 2010 г., том 91, № 3 (Май - июнь, 2010), Созинов А.С., Абросимова М.Ю., Артемьева И. Ю.

 



2020-02-04 168 Обсуждений (0)
Научно-исследовательская работа в КГМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научно-исследовательская работа в КГМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)