Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2. Методика преподавания технологии в новых условиях



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. Методика преподавания технологии в новых условиях 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.1. Методы и формы изучения раздела "Обработка металла"

 

При изучении раздела "Обработка металла" я рекомендую применять словесные, наглядные, практические методы обучения. Словесные методы обучения:

Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция).

Беседа.

Самостоятельная работа учащихся с литературой.

Телевидение, звукозапись.

Наглядные методы обучения:

Демонстрация наглядных пособий, применение информационных технологий.

Показ трудовых приемов.

Самостоятельные наблюдения учащихся.

Производственные экскурсии.

Практические методы обучения:

Упражнения по выполнению приемов, операций.

Самостоятельные работы.

Тренажеры

Лабораторно-практические работы

Управление технологическими процессами.

Рассмотрим особенности каждого из методов.

В трудовом обучении гораздо чаще используют разновидность рассказа - объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится общие правила безопасных приемов труда, санитарии, гигиены. Безопасные приемы работы с инструментами. Учебная демонстрация помогает при классификации инструментов по группам. Лекция воздействует на воображение и чувства стимулирует конкретно – образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизация излагаемого материала. Этот метод обучения применяется в старших классах. [10, с.92-93]

Рассказ, объяснение, лекция относятся к числу монологических методов обучения, при которых доминирует пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору). При этом отсутствует "обратная связь", т.е. необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формирование умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа – метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию нового материала. А также осуществляет повторение и проверку пройденного. Однако следует иметь в виду, что вопросы, задаваемые во время беседы должны быть простыми, краткими, ясными, логическими, с доступной формулировкой. Каждый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и со всей темой в целом. Например:

· что такое "пластичность"?

· какие линии используются при разметке сортового проката?

· какое оборудование необходимо для создания данного изделия?

Самостоятельная работа учащихся с технической и учебной представляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним их важнейших средств, как познания, так и закрепления знаний.

Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточно знаний, умений, навыков в новой для себя области. Главное отличие письменной инструкции заключается в специально подготовленной графе самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийся может самостоятельно удостовериться в его правильности. Мы применяли этот метод при проведении урока "Рубка металла".

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько рекомендаций, которыми следует руководствоваться:

· информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;

· организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;

· позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;

· стараться, чтобы важнейшие особенности предметом производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

· позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях. [10, с.98-99]

При разработке конспекта урока в разделе "Обработка металла" я применяла некоторые методы демонстрации как:

· образцы видов металлов и сплавов.

Плакаты по теме.

Схемы, применяемые в учебнике.

Формы организации учебного процесса при изучении раздела

В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся:

· фронтальная,

· звеньевая,

· индивидуальная.

Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, - все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.

Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом. Мы используем фронтальный метод обучения на уроках. Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинства этой формы очевидны: она позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе. При разработке конспектов уроков мы использовали этот метод при выполнении практических работ – построение схем для вышивания с применением информационных технологий.

Индивидуальная форма организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающим по каким – либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования. При разработке конспектов уроков для 6 класса по разделу "Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка" мы не применяли индивидуальную форму обучения. [10, с.120-123]

Структура комбинированного урока:

Внешняя;

Внутренняя.

Внешняя структура включает в себя 3 элемента:

Вводный инструктаж;

Самостоятельная работа и текущий инструктаж;

Заключительный инструктаж.

Вводный инструктаж предназначен для создания теоретической основы практической деятельности учащихся на уроке.

Внутренняя структура выстраивается в логике основных звеньев учебного процесса, т.е.: подготовка ученика к изучению нового материала, выдача информации, её закрепление.

Вводный инструктаж включает в себя 5 основных элементов внутренней структуры:

1) подготовка учащихся к изучению нового материала (постановка темы, цели, актуализация знаний);

2) сообщение новых знаний;

3) самостоятельное получение учеником новых знаний 4) текущее повторение, первичное закрепление;

5) создание ориентировочной основы деятельности учащихся на уроке - предназначены для создания образа предстоящей практической работы учащихся.

Самостоятельная работа и текущий инструктаж.

Внутренняя структура этого элемента строится по видам самостоятельной работы учащихся:

1) самостоятельная работа по получению новых умений;

2) самостоятельная работа по совершенствованию умений на основных и заключительных этапах;

3) творческая проектная деятельность.

Заключительный инструктаж. Его внутренняя структура:

· обобщение и систематизация изученного;

· контроль и оценка знаний, умений, навыков;

· выдача домашнего задания.

 

2.2. Календарно – тематический план по разделу "Обработка металла"

 

Урок 1.

Основные свойства металлов и сплавов.

Цели: дать учащимся общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, об их механических и технологических свойствах, о сортовом металлическом прокате; воспитывать у учащихся навыки рационального использования материалов; способствовать развитию логического мышления и памяти.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения: устный опрос, беседа, демонстрация наглядных пособий, лабораторная работа.

Наглядные пособия: плакаты, стенды, подручный материал.

Ход урока:

1. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

2. Теоретическая часть.

1. Повторение пройденного материала.

Вопросы для повторения, пройденного материала:

1) Давайте вспомним, что такое металл.

2) Какие ВИДЫ металла вам знакомы?

З) С каким металлическим материалом вам приходилось работать (например, в 5 классе) ?

4) С какими видами слесарных работ вы уже знакомы?

5) Какие графические изображения металлических предметов вы изучали ранее?

6) Какие инструменты используются при обработке металлов?

2. Изложение нового учебного материала.

План беседы учителя с учащимися:

1) Черные и цветные металлы и сплавы.

2) Механические и технологические свойства металлов и сплавов.

З) Сортовой прокат.

1. Черные и цветные металлы и сплавы.

Приступая к изготовлению какого-либо изделия, необходимо правильно подобрать наиболее подходящий для него материал. В чистом виде металлы применяются редко. Больше всего они используются в виде сплавов. Сплавами металлов называются сложные вещества, полученные путем смешивания в расплавленном состоянии с другими металлами или металла с неметаллическими элементами в точно определенном соотношении.

Все металлы и сплавы подразделяют на черные и цветные. К’ черным относят железо и сплавы на его основе - сталь и чугун. Все остальные металлы и сплавы - цветные.

Железо - металл серебристо-белого цвета с характерным блеском. Пластичен, хорошо обрабатывается, широко распространен в природе, но в чистом виде почти не встречается. Железо находится в земной коре в составе соединения с кислородом и другими элементами. Эти соединения называют железными рудами. Из них получают железо, которое применяют в виде различных сплавов с углеродом - чугунов и сталей.

Чугун - сплав железа с углеродами, содержащий более 2% углерода, а также примеси других элементов. Чугун является одним из самых дешевых и распространенных конструкционных материалов и широко применяется в машиностроении. Из чугуна получают сталь.

Сталь - это сплав железа с углеродом, содержащий до 2,1% углерода. Как и чугун, сталь содержит в себе примеси некоторых других элементов. Основное отличие стали от чугуна - это то, что сталь содержит меньшее количество углерода и примесей.

Сталь и чугун являются самыми распространенными материалами современной техники и производства. На их долю приходится основная масса всей металлической продукции.

Среди цветных металлов наиболее широкое применение имеют медь, алюминий и сплавы на их основе, а также олово, цинк и др.

Медь - металл розовато-красного цвета, обладающий электропроводностью и теплопроводностью, пластичностью, но сравнительно невысокой прочностью, хорошо обрабатывается. Применяется, прежде всего, в электропромышленности и химическом машиностроении. Сплавы меди обычно делят на две группы - латуни и бронзы.

Латунь - сплав меди с цинком, имеющий желтый цвет. Обладает высокой пластичностью, твердостью и коррозионной стойкостью. Применяется для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности и в электротехнике.

Бронза - сплав меди с оловом или другими элементами, кроме цинка, имеющий желто-красный цвет. Бронза характеризуется высокой прочностью, твердостью, хорошо обрабатывается резал и м, обладает коррозионной стойкостью. Применяется для водопроводных кранов, для отливки художественных изделий, в электротехнике.

Алюминий - металл серебристо-белого цвета. едкий, вязкий, хорошо отливается и прокатывается в листы и проволоку. Широко используется в авиастроении, в электротехнике, при изготовлении предметов быта.

Дюралюминий - сплав алюминия с медью и другими элементами, имеющий серебристый цвет. Хорошо обрабатывается, обладает высокой коррозионной стойкостью. Применяется в авиации, машиностроении и строительстве, где требуются легкие и прочные конструкции.

Цинк светло-серый металл с голубым оттенком. Обладает высокой коррозийной стойкостью. Применяется для покрытия стальных изделий в целях защиты от коррозии.

Олово - металл серебристо-белого цвета, мягкий и пластичный. Олово можно легко раскатать в тонкие пласты, называемые фольгой. Применяют, для покрытия тонких листов стали и получения белой жести.

2. Механические и технологические свойства металлов и сплавов.

Каждый металл и сплав обладает определенными механическими и технологическими свойствами.

К механическим свойствам относят прочность, твердость, упругость, вязкость, пластичность и др.

Прочность - способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки, не разрушаясь.

Твердость - свойство материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого материала.

Упругость - свойство металла или сплава восстанавливать первоначальную форму после устранения внешних сил.

Вязкость - свойство тел поглощать энергию при ударе.

Пластичность - способность изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь.

К технологическим свойствам относят ковкость, жидкотекучесть, свариваемость, обрабатываемость резанием, коррозионная стойкость, возможность соединения пайкой и др.

Ковкость - свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара.

Жидкотекучесть - свойство металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму и получать плотные отливки.

Свариваемость - свойство металлов соединяться в пластичном или расплавленном состоянии.

Обрабатываемость резанием - свойство металла или сплава подверга ься обработке резанием различными инструментами.

Возможность соединения пайкой - свойство металла или сплава подвергаться обработке пайкой.

Коррозионная стойкость - свойство металлов и сплавов противостоять коррозии.

3. Сортовой прокат.

В машиностроении и строительстве широко применяют выпускаемый промышленностью сортовой прокат. Сортовым металлическим прокатом называют продукцию прокатных станов в виде полуфабрикатов, подлежащих дальнейшей обработке для получения готовых изделий. Прокат получают путем обжатия слитков металла в горячем или холодном состоянии между вращающимися валками прокатного стана. В зависимости от формы валков прокатные станы получают прокат самого различного профиля. Профилем проката называют его форму в поперечном сечении. Различают следующие профили сортового проката: простые (круг, квадрат, шестиугольник, полоса, лист), фасонные (рельс, балка, швеплер, тавр и др.), специальные (колеса, арматурная сталь и др.)

Пользуясь прокаткой, можно получать такой профиль проката, который максимально соответствовал бы форме готовой детали и тем самым позволял сократить ее дополнительную обработку, сэкономить время и уменьшить отходы металла. Сортовой прокат используют в качестве заготовок при изготовлении различных изделий. Например, для вытачивания цилиндрических деталей используют заготовки из круглого прутка соответствующего диаметра. Из шестигранного прутка делают болты с шестигранной головкой, шестигранные гайки и др. Уголковый прокат применяется в производстве различных каркасов, рам, ферм и других сооружений.


3. Практическая часть.

1. Лабораторная работа по изучению свойств металлов и сплавов.

Для работы понадобится комплект образцов металлов и сплавов:

1) рассмотрите образцы металлов и сплавов, определите их цвет;

2) положите справа от себя образцы из черных металлов и сплавов, а слева - из цветных. Определите вид металлов, из которых сделаны образцы;

3) растяните и отпустите пружины из стальной и медной проволоки. Сделайте вывод, об упругости стали и меди;

4) положите на плиту для рубки металла образцы из стальной и алюминиевой проволоки и попытайтесь расплющить их молотком. Сделайте вывод, о ковкости стали и алюминия;

5) закрепите в тисках стальной и латунный образцы и проведите по ним напильником. Сделайте вывод, об обрабатываемости стали и латуни.

2. Лабораторная работа по ознакомлению с видами металлического проката.

Для работы понадобится комплект образцов металлического проката.

Оборудование: комплект образцов металлического проката.

Порядок выполнения работы:

1) подготовьте в тетради таблицу по форме (форма таблицы в учебнике);

2) ознакомьтесь с образцами металлического проката;

3) пользуясь наглядным пособием, определите названия образцов проката;

4) запишите в таблицу названия образцов проката и зарисуйте форму их профиля.

4. Итоговая часть.

1. Установка на следующий урок.

В зависимости от вида металла или сплава, а также от его механических и технологических свойств для изготовления изделия могут применяться различные способы его обработки: резание, давление, литье, электротехническое травление и др. На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Учащиеся получат новые знания о процессе обработки металлов, об изготовлении изделий из сортового проката, научатся читать сборочные чертежи.

2. Домашнее задание:

1) повторить изученный материал по основным свойствам металлов и сплавов,

2) прочитать в учебнике параграфы 17 и 19.

3) Уборка рабочих мест.

Урок 2. Процесс обработки металлов.

Изготовление изделий из сортового проката. чтение чертежа.

Цели: приобщить учащихся к техническим знаниям о процессе обработки металлов, о видах изделий из сортового металлического проката; воспитывать у учащихся осознанную потребность в труде; способствовать развитию пространственного воображения при чтении чертежей.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения: письменный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа, работа с учебником.

Наглядные пособия: образцы готового изделия, чертежи.

Используемая литература: учебник, дополнительная литература.

Ход урока:

1. Организационно - подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

2. Теоретическая часть.

1. Повторение пройденного материала.

1. Назовите пропущенные слова в следующих определениях:

1) сплав железа с углеродом, содержащий до 2% углерода и примеси других элементов, называется...;

2) сплав железа с углеродом, содержащий более 2% (обычно 3 - 4,5%) углерода, а также примеси других элементов, называется...;

3) сплав меди с... называется латунью;

4) сплав с..., а также с другими элементами называется бронзой;

5) сплав алюминия с медью и некоторыми другими элементами - это 2. Терминологический диктант по свойствам металлов.

Записать на доске изученные термины свойств металлов и сплавов и пронумеровать их. Далее зачитать определения указанных выше свойств металлов и сплавов в другом номерном порядке. Учащиеся индивидуально в тетрадях должны поставить против каждого номера зачитываемого определения номер термина, записанного на доске. Затем вместе с учителем при помощи КЛЮЧА выявить правильность соответствия терминов и определений.

3. Изложение нового материала.

План рассказа учителя:

1) Понятие о процессе обработки металлов.

2) Основные слесарные специальности.

З) Процесс изготовления изделий из сортового проката.

4) Графическое изображение изделий из сортового проката.

5) Дополнительные сведения об обработке металлов (шероховатость поверхности деталей, точность изготовления изделий и взаимозаменяемость).

1. Понятие о процессе обработки металлов.

Под производственным процессом понимают совокупность действий людей и машин по превращению материалов и полуфабрикатов в готовую продукцию. Производственный процесс включает в себя получение заготовок, обработку деталей и их сборку в изделие, обслуживание и ремонт приспособлений и инструмента, контроль, испытание, упаковку, хранение готовой продукции и др.

Технологический процесс составляет часть производственного процесса, связанную с изменением формы, размеров, а также состояния материала при преобразовании его в готовую продукцию. Технологический процесс состоит из технологических операций, которые представляют собой законченные части технологического процесса обработки изделия, выполняемые на одном рабочем месте.

2. Основные слесарные специальности.

Слесарные работы очень разнообразны, поэтому различают следующие специальности: слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик.

Слесари механосборочных работ собирают из отдельных деталей и узлов станки, двигатели, автомашины и тракторы. Проводят на специальных стендах испытания собранных машин и агрегатов, устраняют допущенный брак.

Слесари-ремонтники производят ремонт и регулировку различного оборудования. В процессе ремонта они изготавливают простые детали и необходимые приспособления, заменяют изношенные детали новыми, испытывают отремонтированное оборудование.

Слесари - инструментальщики изготавливают и ремонтируют инструменты и приспособления. От них требуются высокая точность и качество исполнения работы, умение читать чертежи, разбираться в сложном контрольно-измерительном оборудовании.

За последние годы характер слесарных работ изменился. Тяжелые ручные работы на многих слесарных операциях сейчас механизированы. Поэтому работа слесаря на современном производстве становится более разнообразной и творческой.

З. Процесс изготовления изделий из сортового проката.

Процесс изготовления изделий из сортового проката включает в себя следующие слесарные операции: разметку с применением линейки и штангенциркуля; резание слесарной ножовкой; рубку в тисках и на плите; опиливание напильником; гибку в тисках; соединение деталей болтами и гайками, заклепками или пайкой; отделку изделий. Такие виды работ предстоят учащимся при изучении раздела программы по технологии обработки металлов в 6 классе.

Процесс изготовления того или иного изделия отражает технологическая карта, которая включает в себя последовательность операций, эскиз обработки, оборудование, приспособления, инструменты, необходимые для их выполнения. Примеры составления технологических карт по изготовлению нутромера и приспособления для изготовления заклепок предложены в учебнике технологии. Объектом труда учащихся могут выступать различные изделия из сортового проката, образцы которых представлены на стенде.

Изделия из сортового проката могут состоять из одной (например, уголок, крепежное ушко, ручка для дверцы и др.) или нескольких (например, нутромер, подставка и др.) деталей. Соединения деталей могут быть неразъемными и разъемными. Неразъемные соединения деталей получаются с помощью заклепок, сварки, пайки, клея, разъемные - с помощью болтов, винтов, шпилек, гаек.

4. Графическое изображение изделий из сортового проката.

Прежде чем приступить к изготовлению изделия, необходимо составить представление о нем. (Учащимся предлагаются вопросы для того, чтобы ВСПОМНИТЬ изучаемые в прошлом году сведения): Какие виды графических изображений вы знаете? (Объясните различие между техническим рисунком, эскизом и чертежом)

Графическое изображение издёлия дает ясное и точное представление о форме, размерах этого изделия и материале, из которого оно изготовлено. (Для примера учащимся необходимо продемонстрировать чертежи простых изделий из металла, изделий из сортового проката, а также сборочного чертежа изделия, состоящего из нескольких деталей). Изображения следует прокомментировать: прочитать. Обратить внимание на необходимое и достаточное количество данных для создания представления о форме изделия и материале, из которого оно изготовлено показать отличие в способах изображения изделий разного вида (простых, из сортового проката из нескольких деталей,) и др.

5. Дополнительные сведения об обработке металлов (шероховатость поверхности деталей, точность изготовления изделий и взаимозаменяемость).

Для качественного изготовления того или иного изделия из сортового проката необходимо знать некоторые дополнительные сведения об обработке металлов, например, понятия о шероховатости поверхности деталей, точности изготовления изделий и взаимозаменяемости.

Шероховатость - это совокупность всех микронеровностей, образующих рельеф поверхности детали. Шероховатость поверхности значительно влияет на качество детали. При низкой шероховатости деталь становится более гладкой и лучше сопротивляется износу, улучшается внешний вид. в зависимости от условий работы и других факторов поверхности деталей обрабатываются с различной степенью шероховатости. для контроля шероховатости используют эталоны шероховатости поверхности, с которыми сравнивают обработанную поверхность, а в Отдельных случаях специальные приборы. шероховатость поверхности обозначается на рабочих чертежах деталей условным знаком: \/ - шероховатость поверхности, образованной снятием слоя металла (резание); ‘7’ - шероховатость поверхности, образованной без удаления слоя металла (литье, ковка); ‘е’ - если метод обработки поверхности не обнаружен.

Точность изготовления изделий - это степень приближения фактических размеров деталей к расчетному размеру, то есть к указанному на чертеже. Чем ближе эти размеры, тем выше достигнутая точность. Получить высокую точность обработки достаточно сложно. достичь абсолютной точности размеров практически невозможно. да это и не нужно, так как требуемая точность обработки той или иной поверхности зависит от назначения детали, ее роли в эксплуатации изделия и характера соединения с другими деталями. Точность обработки деталей определяется заранее и указывается на рабочих чертежах этих деталей.

Взаимозаменяемость - это принцип конструирования, производства и эксплуатации изделий, при котором изготовленные в разное время в разных местах одинаковые детали собирают в изделие без подгонки, подбора или дополнительной обработки. Основное условие взаимозаменяемости - изготовление деталей с определенной точностью.

3. Практическая часть.

Самостоятельная работа "Чтение чертежа деталей из сортового проката".

1. Организация рабочего места.

Учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте в тетради. для выполнения работы понадобятся плакаты с изображением технических рисунков и чертежей шаблона для контроля углов и приспособления для изготовления заклепок.

2. Вводный инструктаж.

Задание:

1) рассмотрите технические рисунки шаблона для контроля углов и приспособления для изготовления заклепок, выполненные на плакате; выполните эскиз этих изделий в тетради;

2) прочитайте сборочные чертежи изделий, изображенные на плакате, в следующем порядке: основная надпись, название изделия, количество входящих в него деталей, изображение каждой детали, способы соединения деталей в изделии;

3) заполните таблицу в рабочей тетради:

3. Текущий инструктаж.

Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль понимания учащимися нового материала, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

4. Заключительный инструктаж.

Оценка результатов работы учащихся разбор допущенных ошибок и анализ причин, их разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и Навыков в общественно полезном труде.

4. Итоговая часть.

1. установка на следующий урок.

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Учащиеся получат представление о разметке заготовки, научатся измерять размеры деталей штангенциркулем.

2. Домашнее задание:

1) пользуясь примерами разработанных технологических карт в учебнике, разработать технологическую карту на изготовление изделия, предложенного учителем;

2) прочитать параграф 18 в учебнике.

3. Уборка рабочих мест.

Урок З. Разметка заготовки. измерение

Размеров деталей штангенциркулем.

Цели: продолжить формирование умений размечать поверхности заготовок из сортового металлического проката сформировать желание рационализировать процесс разметки заготовок; способствовать развитию конструкторского мышления.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения: устный опрос, беседа, показ учителем приемов, рассказ, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа.

Наглядные пособия: стенды, чертежи, учебник.

Используемая литература: учебник.

Ход урока:

1. Организационно-подготовительная часть. Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

2. Теоретическая часть 1. Повторение пройденного материала.

Вопросы:

1) Что такое производственный процесс?

2) Что такое технологический процесс?

3) Какую часть технологического процесса называют технологической операцией?

4) Какие слесарные специальности вы знаете?

5) Назовите известные вам однодетальные изделия из сортового проката.

6) Назовите известные вам многодетальные изделия из сортового проката.

7) Укажите последовательность операций при изготовлении изделий из сортового проката.

8) С какими трудностями вы столкнулись при разработке технологической карты?

9) Назовите способы соединения деталей из сортового проката.

10) В каких случаях на чертежах изображают не один вид, а два и более?

11) Что такое сборочный чертеж?

12) Каков порядок чтения сборочного чертежа?

13) Что такое шероховатость поверхности? Как она влияет на качество детали?

14) Что такое точность обработки изделий? Всегда ли нужна высокая точность обработки деталей?

15) Что такое принцип взаимозаменяемости при изготовлении и эксплуатации изделий? Как обеспечивается взаимозаменяемость?

2. Изложение нового материала.

План беседы учителя с учащимися:

1) Разметка заготовки из сортового проката.

2) Измерение размеров деталей штангенциркулем.

1. Разметка заготовки из сортового проката.

Прежде чем начать объяснение вопроса о разметке поверхности заготовки из сортового проката, можно провести беседу с учащимися по материалу, изученному в предыдущем классе, задавая вопросы:

1) Что такое разметка и для чего ее выполняют?

2) Какие инструменты и приспособления применяются для разметки?

З) Какие виды разметки вам знакомы?

Разметка - ответственная операция, от которой во многом зависит качество будущего изделия. Разметкой называют определение границ обработки заготовки. Разметку поверхностей из сортового металлического проката выполняют по чертежу или шаблону. Размечают не только общие контуры детали, но и отдельные ее элементы: отверстия, пазы, выступы и др. Разметку сортового про - ката удобнее выполнять, зажимая заготовку в тисках. Разметку следует производить, стремясь к тому, чтобы как можно меньше металла шло в отходы.

Перед началом разметки надо внимательно изучить чертеж и технологическую карту, осмотреть заготовку и наметить, какую поверхность подготовить в качестве базовой. Ее опиливают напильником, качество опиливания контролируют с помощью угольника и линейки. Дальнейшее объяснение процесса разметки учитель сопровождает рисунками на доске.

В ходе разметки возникает необходимость нанести на поверхность заготовки прямые линии. для этого от базовой поверхности с двух сторон откладывают линейкой нужный размер и проводят чертилкой риски, которые затем соединяют.

Проведение прямых линий параллельно заданной прямой на определенном расстоянии от нее осуществляется следующим образом: из произвольных точек на прямой проводят дуги заданным радиусом, касательная к этим дугам и будет линией, параллельной заданной прямой.

Для проведения на заготовке взаимно перпендикулярных рисок, нужно на середине прямой линии поставить точку и по обе стороны от нее циркулем, установленным на одинаковый размер, сделать засечки и накернить их. Циркулем провести от засечек дугу радиусом более половины расстояния между засечками. Линия, соединяющая точки пересечения дуг, и будет перпендикуляром к заданной прямой.

Разметку детали, имеющей отверстия, проводят гак. На заготовке соответствующих размеров с помощью измерительной линейки и чертилки откладывают и отмечают перпендикулярные линии, центр пересечения которых соответствует центру будущего отверстия. В этой точке с помощью кернера делают углубление (керн).

При разметке заготовки надо оставлять припуск 2-З мм для последующей обработки (резания, рубки, опиливания).

2. Измерение размеров деталей штангенциркулем.

При разметке заготовок и в процессе изготовления изделий постоянно возникает необходимость определить тот или иной размер заготовки или готовой детали. для этих целей используют такие контрольно-измерительные инструменты, как линейка, слесарный угольник и др. Для более точных измерений служит штангенциркуль. Термин "штангенциркуль" образован из двух слов: немецкого "штанге" - шест, жердь, стержень и латинского "циркулус" - круг, то есть он означает "стержень для измерения круга". С его помощью можно измерять наружные и внутренние размеры деталей и глубину отверстия, пазов, канавок.

Штангенциркули бывают разных видов и отличаются пределами и точностью измерения. Чаще всего используется штангенциркуль ШЦ-1 с пределами измерения от О до 125 мм и точностью до 0,1 мм.

Удобному и точному измерению диаметров отверстий способствует само устройство штангенциркуля. Основу его составляет штанга, на которой нанесена шкала с миллиметровыми делениями. На штанге имеются измерительные губки. По штанге перемещается подвижная рамка с губками и соединенным с ней глубиномером. Рамка во время измерений закрепляется на штанге зажимным винтом. Нижние губки служат для измерения наружных размеров, а верхние - внутренних.

На скошенной грани рамки нанесена вспомогательная шкала, называемая нониусом. Длина нониуса 19 мм, поделена на 10 равных частей, значит, цена каждого деления 1,9 мм. При сомкнутых губках, нулевые штрихи шкалы штанги и нониуса совпадают, а десятый штрих нониуса совмещается с девятнадцатым штрихом миллиметровой шкалы. Первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно на 0,1 мм (2 - 1,9 = 0,1). Это и позволяет производить замеры с точностью до 0,1 мм.

Измерения штангенциркулем учитель сопровождает своими объяснениями, показом приемов измерения размеров деталей.

При измерении штангенциркулем целое число миллиметров отсчитывают по миллиметровой шкале до нулевого штр<



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. Методика преподавания технологии в новых условиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2. Методика преподавания технологии в новых условиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)