Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экзистенциальная психология.



2020-02-04 300 Обсуждений (0)
Экзистенциальная психология. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные направления психологии.

Гуманистическая психология.

Экзистенциальная психология.

Гуманистическая психология:

Гуманистическая психология признает своим главным предметом личность как уникальную систему, которая представляет собой  «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Основание гуманистической психологии как самостоятельного направления относится к началу шестидесятых годов. В качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Основные принципы гуманистической психологии сводятся к следующему:

1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для нее независимостью. Например, обреченный на смерть человек свободен по-разному чувствовать и вести себя при ее приближении.

2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективный психический опыт, доступный ему через его сознание "здесь - и - теперь".

3. Поскольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие, его природа ни когда не может быть определена полностью, она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.

4. Человек един и целостен. Эта цельность и создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.

5. Сознание человека не может быть сведено ни к его основным потребностям или защитам, как во фрейдизме, ни к эпифеноменам бихевиоризма.

Г. Олпорт: Человек – это, прежде всего, социальное, а не биологическое существо и поэтому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, обществом. Он разработал теорию черт: согласно теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт, а описа­ние личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных на­блюдений разных людей за данной личностью.  Олпорт первым заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические, а инструментальные - оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека.

К. Роджерс: свой метод терапии он назвал недирективным, т.е. сосредоточенным на пациенте. Контакт между врачом и клиентом основывается на уважении друг к другу. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощуще­ния воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспек­ты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний. Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория само­оценки. Таким образом, у Роджерса, как и в неофрейдизме, развитие личности опреде­ляется врожденной тенденцией. Социальная среда играет роль внешнего фактора давления. (Я-концепция: я-реальное/я-идеальное).

А. Маслоу: основная и наивысшая человеческая потребность человека – самоактуализация. По мнению Маслоу, самоактуализация — явление врожденное, она входит в при­роду человека. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доб­рожелательности. Они составляют ядро человека. И человек должен уметь эти потребности реализовать. Следовательно, самоактуализация — это одна из врож­денных потребностей. Для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей:

 

В. Франкл: основная движущая сила развития личности — это стремление к смыслу. Найдя смысл жизни в подвиге, страдании, любви, совершая реальные деяния, сопряженные с открытыми ей ценностями, личность развивается. (самотрансценденция; от лат. "транценденс" - выходящий за пределы).

Экзистенциальная психология:

Экзистенциальная психология - направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам. Экзистенциализм означает сосредоточение на существовании личности; это акцент на человеческом бытии в том виде, в котором оно проявляется, становится. Экзистенциально-гуманистическая психология опирается на ключевые аспекты: сознание и самосознание; свобода, ответственность, поиск смысла, выбор, осознание смерти. Свобода помогает человеку находится в постоянном развитии; познание своего внутреннего мира – ведущая потребность личности; осознание своей смертности и принятие этого факта – ресурс для раскрытия творческой составляющей личности.

Понимание мира: для экзистенциальной психологии важным понятием является понятие мира человека. Согласно Р. Мэй, мир является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека характеризуется своей открытостью. Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса мира:

· мир вокруг: материальный - "биологический" и "физический" мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек "заброшен" фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.

· с миром: мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.

· свой мир: мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир "для меня".

Из такого понимания мира, в частности следует, что реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются.

Понимание времени: экзистенциальная разделяет точку зрения А. Бергсонана понимание времени есть «сердце существования»; отличительная особенность переживаний человека. Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания "расшатывают" позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее. Человек, согласно М. Боссу, Р. Мэй и др. терапевтам, обладает, в отличие от других живых существ, способностью к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации.

Понимание человека: в экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса. Фундаментальным вкладом экзистенциальной психотерапии и психологии, согласно Р. Мэй, является "понимание человека как бытия" понимание "человека-в-его-мире".

Человек является способным мыслить и осознавать своё существование, следовательно, рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

Согласно Р. Мэй, основная декламация экзистенциалистов такова: независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить к ней своё отношение. Сила человека в способности занять определённую позицию, принять конкретное решение, не важно, каким бы незначительным оно не было. Именно в этом смысле человеческое существование состоит, в конечном итоге из свободы: как сказал П. Тиллих, "Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения".

Понимание экзистенциальных эмоций: в экзистенциальной психологии, некоторые эмоции (тревога, чувство вины) рассматриваются как онтологические характеристики человека, укоренённые в его существовании.

Тревога, согласно Р. Мэй,  это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласно К. Гольдштейну, это не то, что мы "имеем", а скорее то, что "мы представляем собой". Тревога наносит удар по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее.

Чувство вины является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях):

· отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности;

· вина перед своими близкими, возникающая из-за восприятия их через шоры своей ограниченности и предубеждённости. Это в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют из себя, а также невозможность до конца понять потребности других людей и удовлетворить их.

· вина отделения от природы в целом, или, иначе - онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.

Р. Мэй: разработал новую концепцию человека. Человек, с точки зрения Мэя, живет настоящим, для него актуально в первую очередь то, что происходит здесь и сейчас.В этой единственной подлинной реальности человек формирует себя сам и ответствен за то, кем он в конечном счете становится. Особое внимание уделял страху и тревоге. Задумываясь об отличиях между психически здоровым человеком и больным, Мэй пришел к следующим выводам.

Многим недостаточно храбрости встретиться со своей судьбой. Не желая делать выбор, теряют способность видеть себя такими, какими они есть.Они жертвуют частью свободы, уходя от ответственности. Здоровые же люди, напротив, бросают вызов своей судьбе, ценят и оберегают свою свободу и живут подлинной жизнью, честной по отношению к себе и другим. Они осознают неизбежность смерти, но им хватает смелости жить в настоящем.

В. Франкл: смысл и ответственность определяют психическое здоровье человека и гармонию между составляющими человеческого естества. Если человек перестаёт видеть какой-либо временной отрезок свое жизни, в его глазах теряется смысл самой жизни. Франкл ввел понятие «экзистенциальный вакуум», обозначающий пустоту и отсутствие смысла жизни. Следствием этого является невротическая триада: депрессия, наркомания, агрессия. Самое главное, что помогает жить, — это смысл жизни. Осознание неизбежности смерти меняет жизнь человека. Когда он осознает это, он становится более ответственным за свою жизнь. (пример концлагерь)

Л. Бинсвангер: разработал концепцию «экзистенциальный анализ». Важное значение для экзистенциального анализа имеет исследование темпоральной структуры и определение человеческого бытия по отношению к модусам времени. Бинсвангер полагал, что каждая индивидуальная форма существования предполагает свой собственный миропроект, который получает развитие посредством определенных модусов выражения и действия. Целью анализа является открытие условий и возможностей для развития целостной личности.

Таким образом, Экзистенциально-гуманистический подход в психологии – направление, в котором личность человека является огромной ценностью в связи с ее уникальной внутренней картиной мира, ее неповторимостью. Экзистенциальная психология обучение простым техникам и упражнениям пациента в ситуациях обреченности и опустошенности от бытия помогает людям находить новые смыслы и выборы. Личность в экзистенциальной психологии неповторима и уникальна. Экзистенциальная психология не ставит рамки человеку, запирая его в настоящем, но дает ему расти, меняться. Личность обладает свободой воли и выбора.



2020-02-04 300 Обсуждений (0)
Экзистенциальная психология. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экзистенциальная психология.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)