Тема 7. Специфика социального и гуманитарного познания
Познание социокультурной реальности как проблема философии. Истины знания и истины веры в средневековой философии. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Практическое и теоретическое знание о человеческом мире. Практическое знание и его субъект. Безличностное и личностное практическое знание. Коммуникация как социальная форма передачи практического знания. Структура практического постижения человеком мира своего существования: образцы, нормы, верования, ценности, здравый смысл. Понимание как момент человеческого существования. Убеждения как систематизация практического знания. Правда жизни как форма «истины» практического знания. Вера и знание, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Вера и сомнение. Вера и верования – обязательные компоненты и основания личностного знания. Уверенность как условие личностного принятия знания. Вера нерелигиозная и вера религиозная. Догма как форма религиозного утверждения. Ценности как особое знание действительности. Оценки (ценностные суждения) и их роль в практическом знании. Практическое знание как основание и как «предпосылочное знание» научного знания о социокультурном мире. Феноменологическая социология о «первичных» конструктах социальности. Характеристики научного социального знания. Включенность субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования социально-гуманитарных наук (СГН). Субъект социально-гуманитарного познания. Аксиологичность социального знания. Проблема эпистемологии ценностей (Л.А. Микешина). Аксиологическая составляющая в системе научного знания об социокультурной реальности. Ценностные аспекты в процедуре репрезентации объекта исследования. Ценностные аспекты и категории науки. Ценности и проблемы интерпретации. Актуальность социального знания. Действенность знания о социокультурной реальности. Социальное знание как момент истории. Экзистенциальная составляющая социального знания. Влияние социального знания на поведение и изменения своего объекта. Идиографичность социального знания. Общее и индивидуальное в социокультурной реальности. Возможности и границы научного постижения индивидуального. Проблема истины в социально-гуманитарных науках. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Объективность истины и проблема ангажированности СГН в социальный мир. Истина науки и правда культуры. Истина и сделанное (verum – factum) Verum et factum convertuntur = Истина и сделанное совпадают (Дж. Вико). Истина как знание, соответствующее вещи, и истина как знание соответствующей вещи. Истина как свобода (М. Хайдеггер). Проблемы новой рациональности и гуманитарное познание. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания. Критика формальная (трансцендентальная), критика историческая (содержательная), критика феноменологическая – три методологических основания познания социокультурного бытия. Объяснение и понимание. Природа и типы объяснений. Объяснение – функция теории. Необходимость обращение к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Герменевтика и ее принципы. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Основные принципы гуманитарного познания: плюрализм, толерантность, конкретность.
Тема 8. Место и роль СГН на современном этапе истории Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Смена лидирующих дисциплин в структуре СГН в ХХ веке. Глобализация всех сторон общественной жизни и возрастание роли знания в обществе. Глобализация и локализация. «Общество знания». Общество риска. Роль научных экспертиз. Смена культурной парадигмы: от культуры модерна (Просвещения) и культуре постмодерна (Постпросвещения). Становление личностно ориентированной культуры, «культуры подиума». Проблема переориентации просвещенческой системы образования с обучения на воспитание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Наука и проблема диалога культур. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЩИЕ РЕСУРСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Видеоресурсы | Электронная литература |
Тестовые задания | ||||||||||||
Электронные библиотеки | Электронные словари | Электронные учебники | Электронные журналы | |||||||||||
Бесплатные видеолекции: Лекции по философии... | Электронно-библиотечная система (ЭБС) Электронная библиотека МИУ http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам | Электронный словарь ABBYY Lingvo Электронный словарь — Википедия Словари - Словопедия | https://www.book.ru/book/930171 История и философия науки. (Аспирантура). Учебное пособие : учебное пособие / М.А. Иванов, Ю.В. Крянев, В.Ю. Крянев, Т.П. Павлова, И.В. Цвык, Н.П. Волкова, Л.Е. Моторина. — Москва : КноРус, 2019. — 418 с. https://www.book.ru/book/926001 История и философия науки : учебник / Т.П. Матяш, Е.Ю. Положенкова, К.В. Воденко, Г.И. Могилевская. — Москва : КноРус, 2018. — 272 с. — Для аспирантов. | Журнал "Вопросы философии" - Главная Философия | Электронный журнал | Тест по истории и методологии науки Тесты по истории философии |
2020-02-04 | 183 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Тема 7. Специфика социального и гуманитарного познания |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы