Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Специфика социального и гуманитарного познания



2020-02-04 183 Обсуждений (0)
Тема 7. Специфика социального и гуманитарного познания 0.00 из 5.00 0 оценок




Познание социокультурной реальности как проблема философии. Истины знания и истины веры в средневековой философии. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Практическое и теоретическое знание о человеческом мире. Практическое знание и его субъект. Безличностное и личностное практическое знание. Коммуникация как социальная форма передачи практического знания. Структура практического постижения человеком мира своего существования: образцы, нормы, верования, ценности, здравый смысл. Понимание как момент человеческого существования. Убеждения как систематизация практического знания. Правда жизни как форма «истины» практического знания.

Вера и знание, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Вера и сомнение. Вера и верования – обязательные компоненты и основания личностного знания. Уверенность как условие личностного принятия знания. Вера нерелигиозная и вера религиозная. Догма как форма религиозного утверждения.

Ценности как особое знание действительности. Оценки (ценностные суждения) и их роль в практическом знании.

 Практическое знание как основание и как «предпосылочное знание» научного знания о социокультурном мире. Феноменологическая социология о «первичных» конструктах социальности.

Характеристики научного социального знания. Включенность субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования социально-гуманитарных наук (СГН). Субъект социально-гуманитарного познания.

Аксиологичность социального знания. Проблема эпистемологии ценностей (Л.А. Микешина). Аксиологическая составляющая в системе научного знания об социокультурной реальности. Ценностные аспекты в процедуре репрезентации объекта исследования. Ценностные аспекты и категории науки. Ценности и проблемы интерпретации.

Актуальность социального знания. Действенность знания о социокультурной реальности. Социальное знание как момент истории. Экзистенциальная составляющая социального знания. Влияние социального знания на поведение и изменения своего объекта.

Идиографичность социального знания. Общее и индивидуальное в социокультурной реальности. Возможности  и границы научного постижения индивидуального.    

Проблема истины в социально-гуманитарных науках. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Объективность истины и проблема ангажированности СГН в социальный мир. Истина науки и правда культуры. Истина и сделанное (verum – factum) Verum et factum convertuntur = Истина и сделанное совпадают (Дж. Вико). Истина как знание, соответствующее вещи, и истина как знание соответствующей вещи. Истина как свобода (М. Хайдеггер). Проблемы новой рациональности и гуманитарное познание.

Методологические проблемы социально-гуманитарного познания. Критика формальная (трансцендентальная), критика историческая (содержательная), критика феноменологическая – три методологических основания познания социокультурного бытия.

Объяснение и понимание. Природа и типы объяснений. Объяснение – функция теории. Необходимость обращение к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Герменевтика и ее принципы. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.

Основные принципы гуманитарного познания: плюрализм, толерантность, конкретность.

 

Тема 8. Место и роль СГН на современном этапе истории

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Смена лидирующих дисциплин в структуре СГН в ХХ веке. Глобализация всех сторон общественной жизни и возрастание роли знания в обществе. Глобализация и локализация. «Общество знания». Общество риска. Роль научных экспертиз. Смена культурной парадигмы: от культуры модерна (Просвещения) и культуре постмодерна (Постпросвещения). Становление личностно ориентированной культуры, «культуры подиума». Проблема переориентации просвещенческой системы образования с обучения на воспитание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Наука и проблема диалога культур.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБЩИЕ РЕСУРСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Видеоресурсы

Электронная литература

Тестовые задания

Электронные библиотеки Электронные словари Электронные учебники Электронные журналы
Бесплатные видеолекции: Лекции по философии...     Электронно-библиотечная система (ЭБС)   Электронная библиотека МИУ   http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам     Электронный словарь ABBYY Lingvo   Электронный словарь — Википедия   Словари - Словопедия   https://www.book.ru/book/930171 История и философия науки. (Аспирантура). Учебное пособие : учебное пособие / М.А. Иванов, Ю.В. Крянев, В.Ю. Крянев, Т.П. Павлова, И.В. Цвык, Н.П. Волкова, Л.Е. Моторина. — Москва : КноРус, 2019. — 418 с.   https://www.book.ru/book/926001 История и философия науки : учебник / Т.П. Матяш, Е.Ю. Положенкова, К.В. Воденко, Г.И. Могилевская. — Москва : КноРус, 2018. — 272 с. — Для аспирантов.   Журнал "Вопросы философии" - Главная   Философия | Электронный журнал   Тест по истории и методологии науки   Тесты по истории философии  



2020-02-04 183 Обсуждений (0)
Тема 7. Специфика социального и гуманитарного познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Специфика социального и гуманитарного познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)