Тема 3. Качественные методы исследования.
ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Наука и научные исследования. Предмет и задачи курса. Основные подходы к определению понятий «наука», «научное знание». Отличительные признаки науки. Наука как система. Процесс развития науки. Цель и задачи науки. Субъект и объект науки. Классификация наук. Характерные особенности современной науки. Наука - сложное многоаспектное и многоуровневое явление. Язык науки. Уровни научного исследования: эмпирический и теоретический. Методы научного познания. Теоретические и эмпирические методы. Формы организации научного знания: факты, понятия, обобщения, принципы, законы, теории, проблемы и гипотезы. Объективность, воспроизводимость, доказательность, точность научного знания. Определение научного исследования. Цели и задачи научных исследований, их классификация по различным основаниям. Основные требования, предъявляемые к научному исследованию. Формы и методы научного исследования. Тема 2. Методы научного исследования. Понятия «метод», «методология», «методика». История развития методов исследования. Методы научного познания. Принципы отбора методов исследования. Многообразие методов и их классификаций. Общенаучные методы, методы гуманитарных и социальных наук, специфические методы конкретной науки. Методы эмпирического (опытного) познания, методы теоретического, абстрактно-логического познания. Методы сбора данных, методы описания и объяснения данных, методы прогнозирования. Количественные и качественные методы, количественно-качественные методы. Тема 3. Качественные методы исследования. История возникновения и применения качественных методов.Антропологический подход Б. Малиновского. Русские этнографические программы В.Н. Тенишева. Английские социальные исследования Ч. Бута, С. Уэбба и Б. Уэбб. Полевые исследования социологов Чикагской школы. Социально-психологический подход Франкфуртской школы. Исследования эффективности военной пропаганды Г. Герцог, П. Кендалл, П. Лазерсфелда, Р. Мертона и М. Фиске. Маркетинговые исследования 1950-х - 70-х годов. Эксперименты-провакации Г. Гарфинкеля. Функции и сферы применения качественных методов, тактики качественных исследований. Исследовательские функции качественных методов: компенсирование слабости социальной теории, обеспечение динамизма исследовательского процесса, заполнение брешей между количественными параметрами, преодоление смыслового распада и логических спекуляций, формирование целостного образа изучаемого объекта и т.д. Тактики применения качественных исследований: кейс-стади, этнографические исследования, историческое исследование или устная история, история жизни, история семьи, восхождение к теории или grounded theory и др. Кейс-стади - традиционная тактика качественного исследования, изучение уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Объектом анализа: случай или социально-психологические особенности личности («клинический случай»). Специфика кейс-стади. Этнографическое исследование - описательный характер и всесторонний анализ каждодневной коллективной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, традиции, ценности, язык, мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от основной массы населения. Исследовательская задача этнографического подхода: представление нового знания о культуре. Источниками информации этнографического исследования: письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, а также групповые интервью. Историческое исследование (устная история) – описание субъективного опыта переживания определенных исторических событий. Изучение локальных или общезначимых исторических событий (история движений, организаций; населенного пункта), описание опыта переживания крупного исторического процесса или события (войны, революции, репрессий, Катастрофы). Особенность данного направления - отношение к информанту как очевидцу исторических событий. Источники информации: мемуары, дневники, письма, интервью и, конечно, имеющиеся официальные исторические свидетельства. История жизни (биографический метод) - изучение индивидуального пути и жизненного опыта на разных стадиях (от детства к взрослению и старению). Объект: история жизни великого или выдающегося человека; индивида или история жизни обычного среднего человека. Метод получения информации - биографическое интервью. Источники информации: «совокупность биографических интервью (как основная база), официальные и личные документы, социальная статистика, архивы, данные опросов общественного мнения, описывающие социальный контекст коллективной практики». История семьи - взаимодействие семьи и общества на протяжении поколений. Источники информации: семейные архивы, глубинные интервью с представителями разных поколений, генеалогические графы. Восхождение к теории или grounded theory - способ анализа данных, ориентированный на построение теории случая. Рассмотрение конкретной жизненной ситуации, подлежащей теоретизированию - обобщенному абстрактному представлению в виде теоретического утверждения или гипотез. Методы качественных исследований: наблюдение, глубинное интервью (нарративное интервью, полуструктурированное интервью, диалоговое интервью), фокус-группа, дискуссии, эксперимент, анализ личных документов (письма), визуальные документы (фотография, фильмы и видеофильмы). Метод наблюдения. Показания к использованию наблюдения. Обыденные и научные представления о наблюдении. Ценность наблюдения. Роль наблюдателя и степень его участия. Явное и скрытое наблюдение. Продолжительность наблюдения. Фокусировка наблюдения. Язык описания. Физические условия. Социальные условия. Формальные взаимодействия. Неформальные взаимодействия и незапланированные действия. Вербальные коммуникации. Невербальные коммуникации. Фиксация недостающих звеньев. Ведение дневника. Совмещение наблюдения с другими исследовательскими методами. Наблюдатель и объект наблюдения. Этические проблемы наблюдения. Индивидуальные интервью. Показания к использованию индивидуальных интервью. Типы интервью в качественной стратегии эмпирических исследований. Свободное (неструктурированное) интервью: неформальное интервью-беседа (диалоговое интервью), нарративное интервью. Полуструктурированные интервью: биографическое интервью, лейтмотивное интервью, фокусированное интервью. Стандартизированное «открытое» интервью. Вопросник интервью. Время, место и способ записи. Установление контакта с респондентом. Помощники и ингибиторы общения. Сбор сведений о респонденте. Договорённость об интервью. Начало интервью. Последовательность вопросов. Формулировки и типы вопросов. Тактики ведения интервью. Переходы в темах. Контроль над темой интервью. Поддержание мотивации. Искажения в интервью. Ошибки интервьюеров. Завершение интервью. Принципы фокусировки интервью. Фокусировка на эмоциональных реакциях. Фокусировка на когнитивных структурах. Структура обыденного сознания. Обыденное сознание как источник достоверного знания. Зона компетентности и зона некомпетентности. Ведение интервью в пределах зоны компетентности. Проблема несогласованности высказываний респондентов. Свойства представлений в зоне некомпетентности. Групповые интервью. Показания к использованию групповых интервью. Типы групповых интервью, их отличия от методов групповой работы в социологии и социальной психологии. Диадические интервью (peer-группы). Номинальные группы. Групповые фокусированные интервью (фокус-группы). Использование метода фокус-групп. общие принципы формирования группы. Число участников. Гомогенность состава участников. Ограничения на участие в фокус-группах. Число групп. Число географических мест проведения групп. Организация проведения фокус-групп. Устройство помещения. Обеспечение явки. Питье и закуска. Организационная структура фокус-группового исследования. Критерии отбора респондентов и фильтрующий опрос. Выбор отборочных критериев. Техника набора участников. План (топик-гайд) обсуждения. Функции плана обсуждения. Прямая и обратная последовательность тем. Степень включённости модератора. Стимулы и тесты. Количество концепций, которое может быть обсуждено в группе. Роль модератора. Функции модератора. Предметная подготовка. Личностные качества модератора. Деструктивные персональные стили. Качества хорошего модератора. Демографические характеристики модератора. Работа фокус-группы. Подготовительный этап. Начальный этап. Роли участников. Управление групповым процессом. Методы зондирования. Стимулирование обсуждения. Сравнение однотипных предметов. Контроль над предвзятостью модератора. Завершение группового интервью. Работа с личными документами и вещами. Показания к использованию метода качественного анализа документов. Типы личных документов. Автобиографии: опубликованные и неопубликованные (написанные по личным мотивам и по заказу исследователя). Принципы организации конкурсов на написание автобиографий. Мотивы написания автобиографий. Дневники. Сходство и отличия дневников и автобиографий. Использование дневников для сбора релевантной информации: изучение образа жизни, изучение бюджета времени и бюджета семьи. Письма как источник информации. Некоторые типы писем: церемониальные письма, информационные письма, сентиментальные письма, литературные письма, деловые письма. Визуальные документы: фотографии, фильмы и видеофильмы. Вещи как источники информации. Контент-анализ. Контент-анализ (анализ содержания) как количественно-качественный метод. Контент-анализ как метод изучения агитации и пропаганды. Направленный/ненаправленный контент-анализ. Количественный/качественный контент-анализ; этапы применения методики контент-анализа. Достоинства и недостатки количественного контент-анализа. Единицы счета и единицы анализа. Кодирование. Использование метода контент-анализа для работы с первичными данными. Качественные методы работы с документом и событием. Мир как текст. Дискурс-анализ политических текстов. Исследование репертуаров интерпретаций. Идентификация инструментов риторики. Конверсационный анализ. Влияние этнометодологии на теорию и практику конверсационного анализа. Ивент-анализ (event, анализ события): субъект-индикатор; сюжет; объект; дата события; техника и основные этапы ивент-анализа. Обработка, анализ и интерпретация данных. Квалификация аналитика и виды первичных данных. Первоначальная обработка данных. Общие принципы аналитического описания. Транскрипт и выбор единицы анализа текста. Понятие плотного описания. Первичное кодирование. Открытое, осевое и выборочное кодирование. Проверка надёжности данных. Триангуляция. Методы анализа. Категории и субкатегории. Метод аналитической индукции. Восхождение к теории. Способы теоретизирования в качественном исследовании. Недостатками качественных методов исследований: большая вероятность субъективизма в анализе, сложность анализа полученных данных, большая потребность в высококвалифицированных исследователях, например, модераторах.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |