Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Человек как единство противоречий: природно-биологического и духовно-социального. Человек, индивид, личность, индивидуальность



2020-02-04 249 Обсуждений (0)
Человек как единство противоречий: природно-биологического и духовно-социального. Человек, индивид, личность, индивидуальность 0.00 из 5.00 0 оценок




 

«Человек - живая система, представляющая единство природного и социального, телесного и духовного, наследственного и приобретенного в процессе жизни. Только учитывая все эти характеристики, можно понять целостность человека.

Несомненно, человек есть природное существо. В качестве такового он наделен природными задатками, влечениями, инстинктами.

Однако биологическая природа человека есть нечто исходное, но недостаточное для объяснения человека и его истории. Дело в том, что человек такое природное существо, условия, существования которого не даны ему природой в готовом виде. Природа выступает только предпосылкой его деятельности по удовлетворению потребностей. Именно в деятельности, изменении природы и проявляется специфичность бытия человека. Считается, что у человека нет генетически запрограммированного способа жизнедеятельности как у животных. Он может освоить не просто различные виды деятельности, но и вынужден осваивать мир «по мерке любого вида» (К. Маркс), т.е. осваивать его универсально. Универсальность является важнейшей сущностной характеристикой человека.

Способность универсально изменять мир означает, что человек есть свободное существо и творческое, т.е. такое, которое своей деятельностью создает «вторую природу» и творит свою собственную сущность. Для преобразования природы человек объединяет свои усилия с другими людьми, то есть социальность выступает той основой, на которой базируется единство человека и природы.

В процессе общественного труда в фило- и онтогенезе формируется сознание, речь, духовность, все человеческие качества.

Природное и социальное в человеке является взаимодополняющими моментами. Природные особенности и одаренность даны человеку от природы, но они формируются, развиваются и превращаются в способности лишь в процессе деятельности и общения, вхождения человека в мир культуры, в общество.

Духовный мир человека - это сложный комплекс качеств, в котором можно выделить три сферы: чувства, разум, воля. Чувства человека отражают внешний мир в форме переживания, страстно заинтересованного отношения к нему. И сам человек полноценно живет, когда чувствует, переживает, страдает, стремится к добру, любит и ненавидит. Но быть человеком - это значит также уметь управлять своими чувствами, быть их хозяином, а не их рабом. То есть отличительной особенностью человеческого бытия является подчинение жизнедеятельности человека своей воле.

«Воля - это умение осуществлять самоконтроль, подчинять свою деятельность разумным целям, направлять ее в соответствии с нравственными ценностями».

Специфически человеческим качеством является разум, способность логически мыслить, познавать сущность, осмысливать мир и себя, смысл своего бытия. Духовный мир человека включает такие явления, как ценности, нормы, идеалы, знания, менталитет. Сердцевиной духовного мира человека являются: идеал, смысл жизни, счастье.

Духовный мир человека в целом обусловлен социальными факторами, формируется под влиянием культуры, образования, воспитания. Итак, человек предстает как целостное единство, в котором все стороны являются необходимыми моментами. Природное, социальное и духовное нельзя противопоставлять и абсолютизировать, так как они противоречиво взаимодействуют. Это взаимодействие и составляет основу бытия человека».

«В обыденной жизни понятия «человек», «индивид», «личность» нередко употребляются как синонимы. Однако в науке, в философии, эти понятия различаются. Понятие «человек» - это родовое понятие, т.е. самое общее понятие, которое характеризует биологический вид Homo sapiens, и то, что этот вид живых существ имеет общественную природу, социальную сущность, и то, что принадлежность к этому виду дает право называться человеком. Так что же есть человек? Прежде всего - это природное существо. Природное (или биологическое) выражается в телесной организации человека, в морфологических, физиологических явлениях, в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Человек наделен определенными природными силами, которые существуют в нем в виде задатков, способностей, он является деятельным природным существом. Именно в труде человек утверждает себя как родовое существо. Развитие трудовой активности изменило природную сущность человека. В социальном отношении труд сформировал новые социальные качества человека: мышление, язык, общение, убеждение, мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Все это означало появление нового биологического вида: человек разумный и человек общественный. Человек не только природное существо. Он есть человеческое природное существо. Иными словами, человек - это существо биосоциальное.

Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке имеет длительную философскую традицию, но остается предметом острых дискуссий и по настоящее время. При этом одни ученые придают первостепенное значение природно-биологическим особенностям человека (например, современный фрейдизм). Другие как творца культуры и одновременно ее творения.

Итак, человек - это целостное единство биологического и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человек не просто арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности. Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие индивид (от лат. Individuum - неделимый) употребляется для обозначения отдельного человека в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Индивид в качестве особой, единичной цельности характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью.

Понятие «индивид» есть лишь первое условие обозначения предметной области исследования человека. Что же такое личность? Понятие «личность» более сложное. Личность нередко понимается как конкретный индивид. В обыденной жизни понятие «личность» часто ассоциируется с образом целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития. Одни исследователи утверждают что личность - любой конкретный человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными чертами, что «всякий человек, даже совсем не интеллигентный, всегда тоже есть какая-нибудь личность, хотя бы и ничтожная». Другие исследователи полагают, что не всякий человек есть личность.

Например, родившийся ребенок - это человек, но еще не личность, а «личностью является лишь тот индивид, в котором наиболее полно представлено общественное целое на данном этапе его развития». Личность - это качества индивида как социального субъекта, «усвоенные» им как отражение активного взаимодействия с окружающим объективным миром, т.е. качества обретенные, а не заданные природой.

Личность есть целостная характеристика человека, в которой условно можно выделить как бы две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона - это положение индивида в системе общественных отношений, функции (роли), которые он должен выполнять в силу сложившегося в обществе разделения труда, принадлежности к тем или иным социальным группам с их идеологией и психологией. Субъективная сторона - это мир сознания и самопознания индивида как результат и условие его деятельности в обществе и как призма, через которую он воспринимает мир.

Это переживание человеком своего бытия, его самочувствие, удовлетворение или беспокойство, довольство или недовольство миром. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов и т.д.

Процесс формирования личности включает в себя две стороны: социализацию и индивидуализацию. Социализация (от лат. socialis - общественный) - это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, опыта, норм, идеалов и ценностей общества, к которому он принадлежит, позволяющих ему быть полноправным членом этого общества. Ибо, рождаясь, человек выходит на просторы культурного мира, перед ним разворачивается бесконечный мир материальных и духовных ценностей, который ему необходимо освоить.

Основными средствами, факторами социализации являются:

) люди;

) язык и духовная культура (искусство, наука, мораль, религия и т.д.);

) материальная, вещная, предметная среда;

) социальные институты.

Каковы основные пути социализации? Социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание, обучение, образование и т.д.), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Социализация - это непрерывный процесс. Он идет всю жизнь, опровергая распространенное убеждение, что это лишь проблема детства. Детство - это важнейший ее этап, наиболее изученный, это закладка базовых ценностей, норм, мотиваций поведения. К числу основных структурных элементов личности относится мировоззрение, своего рода мост, связывающий человека с внешним миром. Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Сила воли выступает тоже как результирующий показатель личности. Особым компонентом личности является ее нравственность.

Таким образом, личность - это мера цельности человека.

Процесс формирования личности включает в себя и другую сторону - индивидуализацию, формирование своеобразия человека. Индивидуальность - это неповторимое своеобразие человека. Подлинный смысл индивидуальности связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним миром, с особенным способом его бытия в мире, способом мышления, манерой его поведения, общения с людьми и природой.

«Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо».

Конечно, индивидуальность не есть абсолют, нечто обладающее полной и окончательной завершенностью. Она тоже находится в постоянном движении, изменении, развитии, но в то же время индивидуальность - самый устойчивый инвариант личной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей жизни человека. Разнообразие индивидуальностей - существенное условие успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности - это не просто общественная ценность, а настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного общества.

 



2020-02-04 249 Обсуждений (0)
Человек как единство противоречий: природно-биологического и духовно-социального. Человек, индивид, личность, индивидуальность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Человек как единство противоречий: природно-биологического и духовно-социального. Человек, индивид, личность, индивидуальность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)