Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребительская кооперация как форма организации бизнеса



2020-02-04 311 Обсуждений (0)
Потребительская кооперация как форма организации бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время потребительские кооперативы начинают создаваться, во-первых, на проверенных историческим опытом и временем кооперативных постулатах – кооперативных принципах и ценностях.

Во-вторых, современная потребительская кооперация выступает как многоотраслевая социально-экономическая система, уставной целью функционирования которой является удовлетворение личных, экономических, социальных и других потребностей своих членов-пайщиков в товарах, услугах, а также обслуживание экономических интересов объединившихся в ней сельхозтоваропроизводителей и достижение определенных выгод для ее участников. Характерной особенностью деятельности потребительской кооперации является сочетание хозяйственных и социальных функций. Двойственная, социально-экономическая природа кооперации является ее глубоким, основным внутренним противоречием, накладывающим отпечаток на ее хозяйственную деятельность, социальную сущность, возможность устойчивого и стабильного развития. На дуалистический характер природы кооперации указывали многие теоретики, начиная с Р. Оуэна и Ш. Фурье. Профессор М.И. Туган-Барановский писал: «Если тело кооператива создано капитализмом, то душа кооператива вдохнута социалистическим идеалом» именно из социально-экономической природы кооперации вытекают особенности создания и развития организационных форм потребительской кооперации. В нашем понимании, организационная форма – есть такая управленческая конструкция, которая несет в себе как бы два начала – одно – организационно-правовая форма – узаконенная форма предприятия как хозяйственного субъекта с правами юридического лица, который, используя закрепленное за ним имущество, производит и реализует товары и услуги. Второе – управленческая структура, то есть система последовательно соподчиненных, но параллельно работающих органов управления.

Выделяются управленческие структуры: а) внутри потребительского общества; б) в системе «потребительское общество – союз»; в) в системе «союз – союз». Организационная форма является тем конструктивным элементом кооперативного производства, который придает ему следующие характерные моменты: обеспечивает правовую регламентацию хозяйственной деятельности кооперативного предприятия; включает данное производство в систему единого экономического пространства; организационно закрепляет управление технологическими процессами и людьми; определяет систему внутренних и внешних финансовых взаимоотношений участников производственного процесса; регламентирует механизм взаимодействия профессионального менеджмента и общественного управления. В этой связи организационные формы потребительской кооперации отличает кооперативная самобытность, то есть статус некоммерческой организации, выполняющей социальную миссию и организующей свою экономическую деятельность на основе кооперативной идеологии, принципах и ценностях, что и определяет их потенциал и преимущества по сравнению с другими рыночными субъектами. При этом мы исходим из того, что потребительская кооперация как некоммерческая организация, с одной стороны фиксирует и закрепляет сложившуюся в ней систему экономических отношений между пайщиками и администрацией по поводу реализации объектов кооперативной собственности и распределению продуктов этой реализации между членами кооператива, а, с другой, определяет экономический порядок отношений с внешней средой: с государством и муниципальными органами власти через налоговую систему, финансовые и страховые организации и т.д. Поэтому потребительская кооперация, пожалуй, единственная организационная форма, которая тесно интегрирует интерес государства с его социальными группами.

В-третьих, в современных условиях потребительская кооперация рассматривается как своеобразная форма организации производства (форма бизнеса), особая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности. Предпринимательство в потребительской кооперации имеет свои особенности. Первая особенность – предпринимательство является коллективным, так как осуществляется в интересах пайщиков, но неиндивидуально ими, а в рамках кооперативных структур. Вторая особенность – предпринимательская деятельность реализуется преимущественно в сферах обращения и потребления, и лишь частично в сфере производства. Третья особенность – целью предпринимательской деятельности потребительского кооператива является не извлечение прибыли. Хотя данное утверждение совсем не означает, что потребительский кооператив не заботится о ее получении. Скорее, наоборот, в наше время ориентация на прибыль для кооператива как субъекта рынка составляет основу его здоровой конкуренции. Для потребительского кооператива прибыль трансформируется в некую общую экономическую выгоду, которую получают его участники. Поэтому прибыль от кооперативного бизнеса в основном используется для хозяйственного укрепления потребительской кооперации и имеет ярко выраженную социальную направленность. Исходя из выше отмеченного, можно назвать следующие характерные черты организационных форм потребительской кооперации как социально-ориентированных хозяйствующих субъектов: свобода экономического выбора потребителя (открытое, доступное членство для всех); справедливое распределение дохода, это означает, что полученные кооперативом доходы распределяются пропорционально уровню пользования членами-пайщиками услугами кооператива; особая и своеобразная экономическая роль факторов производства. Капиталы, которыми обладают кооперативы, выступают для них как вспомогательное средство, так как на первом плане здесь находится человек труда и основное значение придается удовлетворению насущных потребностей людей.

Следовательно, роль потребительской кооперации в аграрном секторе состоит: в обеспечении условий для объединения людей, поставивших перед собой цель улучшить свое экономическое и социальное положение; в развитии кооперативного предпринимательства; в формировании интегрированных структур, так как кооперация вовлекает индивидуальных и ассоциированных сельхозтоваропроизводителей; в реализации социальной функции через создание рабочих мест, гарантированный уровень доходов; в способствовании к расширению кооперативной деятельности, развивая сбытоснабженческую, кредитную и иные виды кооперативов; в защите сельхозтоваропроизводителей от монопольных структур; в предоставлении сельским жителям возможности покупки качественных и относительно дешевых товаров и разнообразных услуг. Тем самым потребительская кооперация выступает как один из стабилизаторов рыночной экономики, поддерживая социальное равновесие в обществе, служит основой для организационно-структурной перестройки аграрного производства. Поэтому необходимость потребительской кооперации в развитии аграрной сферы состоит в том, что она, во-первых, представляет собой альтернативную форму организации аграрной сферы экономики в интересах одновременно производителей и потребителей, которой могут воспользоваться как предприятия, так и домашние хозяйства. Во-вторых, потребительская кооперация выполняет часть функций государства – социальную защиту населения, а поэтому вправе рассчитывать на государственную поддержку в своей социально-экономической деятельности. В-третьих, потребительская кооперация выступает как форма самоорганизации населения, взаимной поддержки, коллективистских начал, прямого единения бытовых и хозяйственных форм жизни. Можно сказать, что кооперативная форма в наибольшей степени соответствует менталитету сельского жителя, сложившемуся хозяйственному укладу и традициям; В-четвертых, система потребительской кооперации выступает как готовая структура и надежный партнер для реального сотрудничества с аграрно-промышленным комплексом по решению различных проблем, среди которых наиболее перспективной являются развитие национальных и местных рынков, прежде всего сельского рынка. Потребительская кооперация может активно включаться в процесс денатурализации доходов сельского населения через систему заготовок, встречной продажи товаров, комиссионной продажи, переработки сырья на давальческих основах. При этом основными задачами потребительской кооперации в агропромышленном комплексе являются:

– создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

– закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их реализацией;

– производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

– оказание членам потребительских обществ производственных и непроизводственных услуг;

– совершенствование переработки, хранения, доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя;

– поддержание сохранившихся крупных сельскохозяйственных предприятий в составе АПК, которые нуждаются в оптимизации отношений с различными предприятиями и организациями.

Современное российское законодательство характеризует потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Следовательно, она включает в себя следующие организационные формы:

– сельскохозяйственные производственные кооперативы, занимающиеся закупкой, переработкой и сбытом сельхозпродукции;

– специализированные потребительские кооперативы, которые для своих участников строят дома, гаражи, подсобные хозяйства, капитальное строительство, предоставляют кредиты, оказывают бытовые, консультационные, сельскохозяйственные и прочие услуги;

– потребительские общества, осуществляющие торговую, заготовительную, производственную и другую деятельность, в том числе и общественное питание;

– потребительские союзы (районный потребительский союз, областной, республиканский, краевой союзы, Центросоюз);

– хозяйственные общества, товарищества на вере, медицинские, образовательные и иные учреждения, а также потребительские общества, которые сами могут быть участниками хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками товарищества на вере.

Системный характер потребительской кооперации дает основание выделить ее основные свойства, которые и составляют содержание хозяйственной и социальной функций организационных форм потребительской кооперации в составе АПК. На сегодняшний день таковыми являются самоорганизация, системность, адаптация, цикличность и локализованность. Свойство самоорганизации – это главный способ образования кооперативных формирований любого вида. В основе самоорганизации лежит собственная инициатива и собственные средства людей, которые они добровольно объединяют между собой, чтобы решать свои насущные проблемы. Именно самоорганизация позволяет мобилизовать и включить в хозяйственный оборот неиспользуемые ресурсы на территориальном, региональном и национальном уровне для скорейшего решения экономических и социальных задач пайщиков и некооперативного населения. О том, что потребительская кооперация начинается с самоорганизации, еще в 20-х годах XX века отмечал видный теоретик и практик российской кооперации А.В. Чаянов. Он говорил, что «основными требованиями к работе кооперативных объединений является и необходимая самодеятельность масс, и гибкость организации их работы, и способность быстрой приспособляемости и исключительная чуткость».

Свойство системности потребительской кооперации предусматривает, что ее организационные формы (потребительские общества, их союзы) связаны друг с другом определенным образом, в первую очередь, за счет сохранения вертикальных уровней власти и управления, каналов коммуникаций и механизма принятия решений, что дает возможность проанализировать работу различных элементов структуры потребительской кооперации, к примеру, в отношении производства товаров и оказания услуг, совокупной рабочей силы, реализации единой стратегии развития и т.д. Свойство системности предполагает также, что потребительская кооперация – это многоотраслевая структура в составе АПК, которая позволяет развивать традиционные и применять диверсификационные направления в кооперативном хозяйстве с учетом социальной направленности в обслуживании сельского населения.

Свойство адаптации организационных форм потребительской кооперации отражает основные тенденции в развитии кооперации, обеспечивающие ее устойчивое функционирование при определенном взаимодействии внутренних и внешних условий существования. При этом ключевое значение здесь имеет исследование механизма ее адаптации к различным условиям экономической деятельности. Он заключен, во-первых, в различных организационных формах, по-разному реагирующих на рыночную ситуацию. Вопрос о выборе организационных форм кооперативных хозяйств возникал всякий раз, когда менялась социально-политическая среда, в которой они существуют. Например, в годы Великой Отечественной войны – это использование различных форм надомничества (выпечка хлеба в крестьянских печах, сушка фруктов); в период командно-административной экономики потребительская кооперация закупала сельскохозяйственную продукцию по договорным ценам; в настоящее время обращают на себя внимание такие направления как диверсификация кооперативного производства и восстановление забытых форм доставки товаров до потребителей в виде передвижных лавок, развитие заготовительной деятельности, производство товаров, преимущественно из местного сырья. Во-вторых, механизм адаптации представляет собой своего рода «защитный процесс», который способен, не изменяя своим принципам, ассимилировать рациональные структуры и элементы других организационных форм рыночного хозяйства, к примеру, агрохолдингов и иных интегрированных формирований. В-третьих, выживанию и надежности организационных форм потребительской кооперации может способствовать самостоятельность и творчество кооператоров, постоянный поиск новых решений, вариантов повышения прибыльности и эффективности хозяйства, их национальная и международная солидарность, обмен опытом и взаимная поддержка.

Свойство цикличности означает то, что система потребительской кооперации представляет собой в целом замкнутый торгово-промышленный цикл. Этот цикл обеспечивает кругооборот товарных и информационных потоков в пределах одного регионального образования. Он включает в себя: заготовку – переработку – сбыт; производство – переработку – доведение до потребителя. То есть в него входят и предприятия сельского хозяйства, производящие или перерабатывающие сельхозпродукцию, и торговые предприятия, и обслуживающие организации, и научно-образовательные учреждения.

Сущность свойства локализации состоит в том, что потребительской кооперации в настоящее время принадлежит преимущественная роль локального центра в обслуживании населения на селе. Потому что, во-первых, кооперативные формы хозяйствования напрямую приближены к месту их потребления, поскольку главная цель потребкооперации – предоставление социальных услуг как пайщикам, так и некооперативному населению. Это обстоятельство способствует разрешению экономических, социальных и иных проблем как потребителей, так и производителей. Во-вторых, в отличие от рынка потребительских товаров, рынок услуг, оказываемых потребкооперацией, характеризуется тем, что он имеет четкие территориальные границы реализации в пределах конкретного населенного пункта. А это также позволяет структурам потребкооперации конкретизировать цели и задачи развития ее торгово-промышленного цикла, приближает его к непосредственному потребителю на определенной территории и выявляет социально-экономические особенности и возможности региона.

Таким образом, активизация деятельности российской потребительской кооперации на современном этапе связана, с одной стороны, с началом процесса возрождения традиций кооперативного хозяйствования с учетом современных экономических реалий, а с другой, с новыми возможностями реализации потенциала организационных форм потребительской кооперации по развитию АПК в рыночных условиях.

 



2020-02-04 311 Обсуждений (0)
Потребительская кооперация как форма организации бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребительская кооперация как форма организации бизнеса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)