РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы изучения памяти в психологии
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ 1.1 Память: сущность, процессы, виды, функции 1.2 Психологические особенности памяти в юношеском возрасте 1.3 Проявление памяти в различных вида деятельности РАЗДЕЛ 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1 Методическое обеспечение исследования памяти в различных видах деятельности 2.2 Анализ результатов исследования памяти в различных видах деятельности 2.3 Рекомендации по оптимизации памяти в различных видах деятельности ВЫВОДЫ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Проблема памяти является традиционной для психологии и интенсивно разрабатывается в ней как в экспериментальном так и в теоретическом плане. Это связано с исключительной значимостью процессов памяти в произвольной человеческой активности: в обучении, в труде, в общении, в научной работе и вообще в повседневной жизни. Память является одной из важнейших форм психической регуляции деятельности, основой видового и индивидуального поведения. Наша память мост во времени. Она черпает информацию из прошлого и обогащает настоящее, хранит факты и трансформирует их в идеи, позволяя нам снова и снова приоткрыть дверь в минувшее. Память формирует нашу индивидуальность, связь с миром, планы на будущее и интеллект. Наиболее ярким представителями описательного исследования памяти был П.П. Блонский. Бурное развитие получил один из самых специфических подходов к памяти функционально-генетический. Его основатели были Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия. Наиболее яркими представителями деятельностного подхода к памяти были П.И.Зинченко и А.А.Смирнов. Среди современных подходов к памяти наибольшее распространение получил системный подход С.П. Бочарова, системно-деятельный Г.К. Середа, психофизический Э.А. Голубева, А.Н. Лебедев. Память - необходимый компонент стадии афферентного синтеза, где она опосредует отбор входной информации в соответствии с сохраняемыми в ней мотивационными установками. Память важнейший компонент акцептора действия, опосредующий построение образа цели и его сохранения для последующего сличения с полученным результатом. Память в ее непроизвольных формах органически включена в состав всякой функциональной системы как интегративный механизм всякого действия. В сложной структуре деятельности человека непроизвольная и произвольная формы памяти сосуществуют, составляя важнейший психологический механизм организации действий, направленных на решение познавательных, мнемических и практических задач. Однако взаимосвязь памяти с различными видами деятельности требует дальнейшего изучения. Объект исследования. Специфика памяти в юношеском возрасте. Предмет исследования. Психологические особенности памяти юношей в разных видах деятельности. Цель исследования. Определение психологических особенностей памяти юношей в разных видах деятельности. Задачи исследования: 1) проанализировать теоретические подходы к проблеме памяти в психологической литературе; 2) определить методологическое обеспечение исследования памяти в разных видах деятельности в юношеском возрасте; 3) выявить специфику памяти в разных видах деятельности; 4) разработать рекомендации по оптимизации памяти в разных видах деятельности. Методы исследования: при решении поставленных задач использовались следующие методы: историко-психологический при изучении памяти в различных видах деятельности; метод математической статистики при обработке результатов тестирования; эмпирические методы при проведения тестирования на констатирующем этапе; монографический метод при изучении литературных источников. Эмпирические методы представлены следующими методиками: 1) методика «Освещение слов фонариком» направлена на изучение зависимости запоминания материала от содержания деятельности человека; 2) методика «Раскладка букв по числу их знаков в азбуке Морзе» исследует эффективность непроизвольного запоминания таких признаков материала, которые непосредственно не связана с содержанием цели деятельности человека, однако в процессе его деятельности многократно попадают в поле его зрения; 3) методика «Целенаправленный анализ числового ряда» направлена на изучение зависимости запоминания элементов материала от степени их включенности в деятельность человека. Высокая включенность некоторых элементов в деятельность достигается постановкой перед испытуемым специальных познавательных задач, для решения которых ему необходимо осуществить целенаправленный анализ этих элементов; 4) методика «Варьирование задач при прослушивании цифрового ряда» изучает зависимость кратковременного запоминания от особенностей познавательной ориентировки человека в ситуации; 5) методика «Упорядочивание геометрических фигур» исследует зависимость запоминания материала от сочетания двух факторов: степени привычности (знакомости) его элементов и содержательности (сложности) способов деятельности с ним. Теоретическое и практическое значение полученных результатов: полученные результаты помогут выявить специфику запоминания в зависимости от различных видов деятельности и помогут оптимизировать мнемические способности юношей в учебной деятельности. Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы (60 наименований). Работа содержит 5 таблиц и 7 рисунков. Общий объем дипломной работы 69 страниц.
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы изучения памяти в психологии
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |