Юридические свойства конституции
Представляя самостоятельный раздел - очерк теории конституции, - необходимо рассмотреть один из важнейших вопросов проблемы - вопрос о функциях и юридических свойствах конституции, тем более что они теснейшим образом связаны с сущностью, содержанием, определением и формой (видами) конституций. Поэтому неслучайно характеристике функций и юридических свойств, особенностей конституции в литературе уделяется особое внимание. Роль конституции в обществе реализуется через ее функции; она выполняет политическую, юридическую и идеологическую функции. Так, политическая функция заключается в том, что конституция является основой политической системы общества; нормы конституции определяют правила поведения всех участников политического процесса в государстве. Юридическая функция конституции заключается в том, что она является главным источником права, ее нормы определяют исходные начала всей правовой системы государства, закрепляют наиболее важные отношения. Идеологическая функция конституции заключается в том, что ее нормы формируют правосознание граждан, их отношение к государственному устройству, существующему правопорядку. По мнению профессора Е.И. Козловой, конституцию от всех других правовых актов отличают такие черты, как особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается; учредительный, первичный характер конституционных установлений; всеохватывающий характер конституционной регламентации, то есть всех тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет; и особые юридические свойства (прямое действие, легитимность, итоговый характер предписаний, перспективность, преемственность, реальность, стабильность, верховенство, особый порядок принятия, внесения изменений, специфические формы охраны и др.)[8]. Рассмотрим эти черты подробнее. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII в. самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее чертой. Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 году было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.-Ж. Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан; она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а «противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан»[9]. Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.) настоящую конституцию». Так, например, в преамбуле Конституции РФ 1993 года сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем следует отметить, что это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обуславливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. При этом в содержание последней вкладывается право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ; только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений; не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства. Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции, Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, постановления Правительства не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента. Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, на которые она воздействует. Конституционное регулирование отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные общественные отношения, либо подвергая их своему воздействию в полной мере. Конституцию отличают также и особые юридические свойства, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие и правовую природу высшего закона государства (см. Приложение 1). Они выражаются в ее прямом действии, легитимности, итоговом характере предписаний, перспективности, преемственности, реальности, стабильности, верховенстве, специфических формах охраны и т.д.[10] По мнению М.В. Баглая, конституция - это фундамент конституционного права, каждая норма которой обрастает другими нормами из различных источников. Это неизбежно, однако при этом возникает опасность, что конституционные положения могут «раствориться в море конституционного права, потерять свой приоритет»[11]. Чтобы этого не произошло, определенным нормам конституции или всей конституции законодатель придает статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку. Даже в тех странах, где об этом нет упоминания в тексте конституции, прямое действие давно признается судебной практикой. Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным органом государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Так, легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых - 32 937 630 или 58,4% проголосовало за принятие Конституции РФ[12]. Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ, конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития общества и государства. Содержание конституции обусловлено социально - экономическими и общественно-политическими процессами; она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества. Будущее каждой страны, каждого государства коренится в прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция, вместе с тем, содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и цели социального прогресса. Вот почему ей присущ прогностический характер, такая черта как перспективность. Программные положения включаются, как правило, в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направления развития в области экономики, политики, социального прогресса, национальных отношений, культуры и других областях, получают выражение в главе об основах конституционного строя. При этом сама конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права. Важной чертой любой конституции является ее преемственность, обусловленная непрерывностью исторического развития государственности. Каждая новая конституция неизбежно связана с предшествующими: в обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление. Конституционная преемственность требует сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности, идею самоопределения наций и равноправия народов, форму правления, государственное устройство. Важной чертой конституции правового государства является её реальность. Главным критерием для оценки реальности конституции служит её соответствие действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции. Во многом реальность конституции зависит от политической, экономической и социальной стабильности, ужесточения режима законности и правопорядка. Как одна из основных черт конституции, реальность имеет несколько аспектов: 1) соответствие конституционных предписаний характеру общественных отношений, сложившихся в данный исторический период; 2) учет конкретных исторических, политических, этнографических и иных особенностей страны; 3) выбор приемов и средств воздействия, адекватных характеру регулируемых общественных отношений; 4) предвидение социальных последствий действий тех или иных конституционных установлений; 5) гарантированность конституции[13]. Вместе с тем, было бы неверно считать, что раз конституционное правило отражает существующие общественно-экономические отношения, это совершенно автоматически обеспечивает её реальность. Исполнимость конституционных предписаний, высокая степень эффективности их действия во многом зависят от повседневной деятельности органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, милиции. Реальность конституции предполагает правовые и организационные гарантии народовластия, действенность механизма обеспечения их реализации, высокую политическую сознательность, социальную активность и правовую культуру граждан. Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, то есть незыблемость конституционных предписаний. Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством. Верховенство конституции в правовой системе является одним из важнейших ее юридических свойств. Оно служит проявлением доктрины господства права и означает приоритетное положение конституции в системе законодательства. Верховенство конституции обеспечивается приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы, особым порядком её принятия и изменения, а также созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством)[14]. В юридической сфере одной из основных и достаточно сложных является проблематика правовой охраны конституции, что обусловлено важностью регулируемых конституцией общественных отношений, необходимостью обеспечения ее верховенства в системе правовых актов. Такая охрана направлена на достижение, прежде всего, незыблемости общественного и государственного строя, закрепленного в Основном законе соответствующей страны, стабильности правового статуса личности, на неуклонное выполнение норм конституции всеми субъектами конституционного права, то есть на достижение конституционности правоприменительной практики. В российской научной литературе даются различные определения правовой охраны конституции. Например, Б.В. Щетинин характеризует ее как конституционные гарантии законности[15]. Впоследствии им же в соавторстве с А.Н. Горшеневым было дано более развернутое определение данного понятия, как совокупности юридических средств, обеспечивающих выполнение всех норм, установленных конституцией, и строгое соблюдение режима конституционной законности[16]. Н.П. Иванищева под правовой охраной конституции понимает совокупность компонентов, обеспечивающих стабильность и неуклонную исполнимость конституции[17]. Н.А. Михалева характеризует правовую охрану конституции как совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех основополагающих норм, соблюдение режима конституционной законности[18]. Представленные научные определения имеют большую научную значимость и имеют полное право на свое существование. Вместе с тем, хотелось бы предложить несколько иной подход к данной проблеме. Он сводится, во-первых, к тому, чтобы определить правовую охрану конституции через такую категорию, которая наиболее точно и всесторонне определяет особое положение данного документа во всех сферах общественной жизни, отличает его от всех других актов; и, во-вторых, что именно от неукоснительного соблюдения, поддержания этой категории зависит в конечном результате стабильность, прогрессивное развитие. Правовая охрана конституции не может быть реальной, а тем более эффективной, без наличия соответствующего механизма, важнейшая задача которого – обеспечение правильной реализации конституционных принципов, исключение любой подмены конституции[19] (см. Приложение 2). Под механизмом правовой охраны конституции следует понимать совокупность определенных государственно-правовых институтов (в ряде случаев их называют средствами)[20]. К ним следует отнести: особый порядок принятия и изменения конституции; конституционный контроль, под которым следует понимать деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов конституции, законам, в ходе которых данные органы правомочны отменять обнаруженные несоответствия; и конституционный надзор, который в общей форме можно определить как деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствия правовых актов конституции. В механизме правовой охраны основного закона целесообразно выделение такого важного института как толкование конституции. Это связано с тем, что в современных условиях данный вид деятельности выдвигается на передний план. Важно подчеркнуть и тот факт, что существенно возрастает роль актов по толкованию конституции в правовой иерархии. Вопросы официального, общеобязательного толкования все в большем объеме становятся предметом конституционного, законодательного регулирования.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |