Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление банковскими рисками



2020-02-04 197 Обсуждений (0)
Управление банковскими рисками 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Необходимость управления информационными и телекоммуникационными рисками (IT- рисками) определяется значительным размером возможных операционных убытков, которые могут создавать угрозу финансовой устойчивости кредитной организации.

Управление рисками рассматривается нами на административном уровне информационной безопасности, поскольку только руководство организации способно выделить необходимые ресурсы, инициировать и контролировать выполнение соответствующих программ [19].

Использование информационных систем связано с определенной совокупностью рисков. Когда возможный ущерб неприемлемо велик, необходимо принять экономически оправданные меры защиты. Периодическая (пере)оценка рисков необходима для контроля эффективности деятельности в области безопасности и для учета изменений обстановки.

С количественной точки зрения уровень риска является функцией вероятности реализации определенной угрозы (использующей некоторые уязвимые места), а также величины возможного ущерба.

Таким образом, суть мероприятий по управлению рисками состоит в том, чтобы оценить их размер, выработать эффективные и экономичные меры снижения рисков, а затем убедиться, что риски заключены в приемлемые рамки (и остаются таковыми). Следовательно, управление рисками включает в себя два вида деятельности, которые чередуются циклически:

- (пере)оценка (измерение) рисков;

- выбор эффективных и экономичных защитных средств (нейтрализация рисков).

По отношению к выявленным рискам возможны следующие действия:

- ликвидация риска (например, за счет устранения причины);

- уменьшение риска (например, за счет использования дополнительных защитных средств);

- принятие риска (и выработка плана действия в соответствующих условиях);

- переадресация риска (например, путем заключения страхового соглашения).

Процесс управления рисками можно разделить на следующие этапы приведенные на рисунке 4.

Рис.4 Этапы управления рисками

 

Уже перечисление этапов показывает, что управление рисками - процесс циклический. По существу, последний этап - это оператор конца цикла, предписывающий вернуться к началу. Риски нужно контролировать постоянно, периодически проводя их переоценку. Отметим, что добросовестно выполненная и тщательно документированная первая оценка может существенно упростить последующую деятельность.

Управление рисками, как и любую другую деятельность в области информационной безопасности, необходимо интегрировать в жизненный цикл информационной системы. Тогда эффект оказывается наибольшим, а затраты - минимальными. Ранее мы определили четыре этапов жизненного цикла. Кратко опишем, что может дать управление рисками на каждом из них.

На этапе инициации известные риски следует учесть при выработке требований к системе вообще и средствам безопасности в частности.

На этапе закупки (разработки) знание рисков поможет выбрать соответствующие архитектурные решения, которые играют ключевую роль в обеспечении безопасности.

На этапе установки выявленные риски следует учитывать при конфигурировании, тестировании и проверке ранее сформулированных требований, а полный цикл управления рисками должен предшествовать внедрению системы в эксплуатацию.

На этапе эксплуатации управление рисками должно сопровождать все существенные изменения в системе.

При выведении системы из эксплуатации управление рисками помогает убедиться в том, что миграция данных происходит безопасным образом.

Подготовительные этапы управления рисками.

Выбор анализируемых объектов и уровня детализации их рассмотрения - первый шаг в оценке рисков. Для небольшой организации допустимо рассматривать всю информационную инфраструктуру; однако если организация крупная, всеобъемлющая оценка может потребовать неприемлемых затрат времени и сил. В таком случае следует сосредоточиться на наиболее важных сервисах, заранее соглашаясь с приближенностью итоговой оценки. Если важных сервисов все еще много, выбираются те из них, риски для которых заведомо велики или неизвестны [4].

Мы уже указывали на целесообразность создания карты информационной системы организации. Для управления рисками подобная карта особенно важна, поскольку она наглядно показывает, какие сервисы выбраны для анализа, а какими пришлось пренебречь. Еслиинформационная системаменяется, а карта поддерживается в актуальном состоянии, то при переоценке рисков сразу станет ясно, какие новые или существенно изменившиеся сервисы нуждаются в рассмотрении.

Вообще говоря, уязвимым является каждый компонент информационной системы - от сетевого кабеля, который могут прогрызть мыши, до базы данных, которая может быть разрушена из-за неумелых действий администратора. Как правило, в сферу анализа невозможно включить каждый винтик и каждый байт.

Очень важно выбрать разумную методологию оценки рисков. Целью оценки является получение ответа на два вопроса: приемлемы ли существующие риски, и если нет, то какие защитные средства стоит использовать. Значит, оценка должна быть количественной, допускающей сопоставление с заранее выбранными границами допустимости и расходами на реализацию новых регуляторов безопасности. Управление рисками - типичная оптимизационная задача, и существует довольно много программных продуктов, способных помочь в ее решении (иногда подобные продукты просто прилагаются к книгам по информационной безопасности) [18].

При идентификации активов, то есть тех ресурсов и ценностей, которые организация пытается защитить, следует, конечно, учитывать не только компоненты информационной системы, но и поддерживающую инфраструктуру, персонал, а также нематериальные ценности, такие как репутация организации. Отправной точкой здесь является представление о миссии организации, то есть об основных направлениях деятельности, которые желательно (или необходимо) сохранить в любом случае.

Одним из главных результатов процесса идентификации активов является получение детальной информационной структуры организации и способов ее (структуры) использования. Эти сведения целесообразно нанести на карту информационной системы в качестве граней соответствующих объектов.

Информационной основой сколько-нибудь крупной организации является сеть, поэтому в число аппаратных активов следует включить компьютеры (серверы, рабочие станции, ПК), периферийные устройства, внешние интерфейсы, кабельное хозяйство, активное сетевое оборудование (мосты, маршрутизаторы и т.п.). К программным активам, вероятно, будут отнесены операционные системы (сетевая, серверные и клиентские), прикладное программное обеспечение, инструментальные средства, средства управления сетью и отдельными системами. Важно зафиксировать, где (в каких узлах сети) хранится программное обеспечение, и из каких узлов оно используется. Третьим видом информационных активов являются данные, которые хранятся, обрабатываются и передаются по сети. Следует классифицировать данные по типам и степени конфиденциальности, выявить места их хранения и обработки, способы доступа к ним. Все это важно для оценки последствий нарушений информационной безопасности.

Основные этапы управления рисками.

Этапы, предшествующие анализу угроз, можно считать подготовительными, поскольку, строго говоря, они напрямую с рисками не связаны. Риск появляется там, где есть угрозы.

Краткий перечень наиболее распространенных угроз был рассмотрен нами ранее. К сожалению, на практике угроз гораздо больше, причем далеко не все из них носят компьютерный характер. Так, вполне реальной угрозой является наличие мышей и тараканов в занимаемых организацией помещениях. Первые могут повредить кабели, вторые вызвать короткое замыкание. Как правило, наличие той или иной угрозы является следствием пробелов в защите информационной системы, которые, в свою очередь, объясняются отсутствием некоторых сервисов безопасности или недостатками в реализующих их защитных механизмах. Опасность прогрызания кабелей возникает не просто там, где есть мыши, она связана с отсутствием или недостаточной прочностью защитной оболочки.

Первый шаг в анализе угроз - их идентификация. Рассматриваемые виды угроз следует выбирать исходя из соображений здравого смысла (исключив, например, землетрясения, однако не забывая о возможности захвата организации террористами), но в пределах выбранных видов провести максимально подробный анализ.

Целесообразно выявлять не только сами угрозы, но и источники их возникновения - это поможет в выборе дополнительных средств защиты. Например, нелегальный вход в систему может стать следствием воспроизведения начального диалога, подбора пароля или подключения к сети неавторизованного оборудования. Очевидно, для противодействия каждому из перечисленных способов нелегального входа нужны свои механизмы безопасности.

После идентификации угрозы необходимо оценить вероятность ее осуществления. Допустимо использовать при этом трехбалльную шкалу (низкая (1), средняя (2) и высокая (3) вероятность).

Кроме вероятности осуществления, важен размер потенциального ущерба. Например, пожары бывают нечасто, но ущерб от каждого из них, как правило, велик. Тяжесть ущерба также можно оценить по трехбалльной шкале.

После того, как накоплены исходные данные и оценена степень неопределенности, можно переходить к обработке информации, то есть собственно к оценке рисков. Вполне допустимо применить такой простой метод, как умножение вероятности осуществления угрозы на предполагаемый ущерб. Если для вероятности и ущерба использовать трехбалльную шкалу, то возможных произведений будет шесть: 1, 2, 3, 4, 6 и 9. Первые два результата можно отнести к низкому риску, третий и четвертый - к среднему, два последних - к высокому, после чего появляется возможность снова привести их к трехбалльной шкале. По этой шкале и следует оценивать приемлемость рисков. Правда, граничные случаи, когда вычисленная величина совпала с приемлемой, целесообразно рассматривать более тщательно из-за приближенного характера результата.

Если какие-либо риски оказались недопустимо высокими, необходимо их нейтрализовать, реализовав дополнительные меры защиты. Как правило, для ликвидации или нейтрализации уязвимого места, сделавшего угрозу реальной, существует несколько механизмов безопасности, различных по эффективности и стоимости. Например, если велика вероятность нелегального входа в систему, можно потребовать, чтобы пользователи выбирали длинные пароли (скажем, не менее восьми символов), задействовать программу генерации паролей или закупить интегрированную систему аутентификации на основе интеллектуальных карт. Если есть вероятность умышленного повреждения сервера баз данных, что может иметь серьезные последствия, можно врезать замок в дверь серверной комнаты или поставить около каждого сервера по охраннику.

Оценивая стоимость мер защиты, приходится, разумеется, учитывать не только прямые расходы на закупку оборудования и/или программ, но и расходы на внедрение новинки и, в частности, обучение и переподготовку персонала. Эту стоимость также можно оценить по трехбалльной шкале и затем сопоставить ее с разностью между вычисленным и допустимым риском. Если по этому показателю новое средство оказывается экономически выгодным, его можно взять на заметку (подходящих средств, вероятно, будет несколько). Однако если средство окажется дорогим, его не следует сразу отбрасывать, памятуя о приближенности расчетов.

Важным обстоятельством является совместимость нового средства со сложившейся организационной и аппаратно-программной структурой, с традициями организации. Меры безопасности, как правило, носят недружественный характер, что может отрицательно сказаться на энтузиазме сотрудников. Порой сохранение духа открытости важнее минимизации материальных потерь. Впрочем, такого рода ориентиры должны быть расставлены в политике безопасности верхнего уровня [15].

Как и всякую иную деятельность, реализацию и проверку новых регуляторов безопасности следует предварительно планировать. В плане необходимо учесть наличие финансовых средств и сроки обучения персонала. Если речь идет о программно-техническом механизме защиты, нужно составить план тестирования (автономного и комплексного).

Когда намеченные меры приняты, необходимо проверить их действенность, то есть убедиться, что остаточные риски стали приемлемыми. Если это на самом деле так, значит, можно спокойно намечать дату ближайшей переоценки. В противном случае придется проанализировать допущенные ошибки и провести повторный сеанс управления рисками немедленно.

Минимизация IT- риска предполагает осуществление комплекса мер, направленных на снижение вероятности наступления событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, и на уменьшение размера потенциальных операционных убытков. Методы минимизации IT- риска рекомендуется применять с учетом характера и масштабов деятельности кредитной организации.

В отношении контроля за операционным риском наиболее важным является:

- контроль за соблюдением установленных лимитов по проводимым банковским операциям и другим сделкам;

- соблюдение установленного порядка доступа к информации и материальным активам банка;

- надлежащая подготовка персонала;

- регулярная выверка первичных документов и счетов по проводимым банковским операциям и другим сделкам.

Снижению операционного риска может способствовать развитие систем автоматизации банковских технологий и защиты информации. При этом кредитной организации рекомендуется принимать во внимание возможную трансформацию операционного риска: при ручной (неавтоматизированной) обработке существует высокая вероятность наступления события, приводящего к убыткам (например, ошибка при вводе данных), а величина потенциальных убытков - небольшая или умеренная, в то время как с повышением уровня автоматизации вероятность наступления события, приводящего к убыткам, снижается, но величина потенциальных убытков может быть весьма значительной (например, ошибка в программном обеспечении или системный сбой) [26].

Снижение уровня отдельных видов операционного риска может быть осуществлено путем передачи риска или его части третьим лицам.

Решение об использовании механизмов передачи риска (например, аутсорсинга - привлечения специализированной сторонней организации для выполнения отдельных видов работ) рекомендуется принимать по результатам тщательного анализа с учетом ожидаемого эффекта, стоимости и возможности трансформации одного вида риска в другой. Кредитной организации рекомендуется наряду с контролем за уровнем остаточного риска сохранять возможность контроля за размером передаваемого операционного риска.

При применении аутсорсинга рекомендуется обратить внимание на то, что в этом случае кредитная организация несет ответственность не только за конечный результат деятельности, но и за способ его достижения, поэтому целесообразно установить контроль за уровнем надежности, качества и соблюдением законодательства Российской Федерации при оказании услуг.

Аутсорсингрекомендуется осуществлять на основе договоров, предусматривающих распределение прав, обязанностей и ответственности между кредитной организацией и поставщиком услуг. Кредитной организации рекомендуется предусмотреть во внутренних документах порядок регулирования рисков, связанных с аутсорсингом, в том числе риска отказа в обслуживании [23].

Уменьшение финансовых последствий операционного риска (вплоть до полного покрытия потенциальных операционных убытков) возможно с помощью страхования. С использованием традиционных видов имущественного и личного страхования кредитными организациями могут быть застрахованы носители информации и сама информация - на случай утраты.

Страхованиеможет быть использовано и в отношении специфических банковских рисков как на комплексной основе (полис комплексного банковского страхования), так и применительно к отдельным видам рисков (например, страхование рисков, связанных с эмиссией и обращением платежных карт, страхование профессиональной ответственности служащих кредитной организации, страхование ущерба от преступлений в сфере компьютерной информации).

Защита информации — это обеспечение непрерывности внутренних бизнес-процессов и безопасности обмена данными с клиентами при использовании информационных систем. На случай возникновения чрезвычайных ситуаций, таких как атаки на основной сервер или сбои в его работе, журнал транзакций периодически копируется на резервный сервер, находящийся в другом помещении, поэтому максимальный объем информации— это данные за последний час работы.

Таким образом, к информационным и телекоммуникационным рискам (IT-рискам) относятся потеря данных из-за сбоя в работе информационных систем, хищение информации, а также передача информации третьим лицам сотрудниками банка. Работа по минимизации таких рисков делится на организационную и техническую. Организационные меры связаны с ограничением доступа к данным. Для этого вся информация классифицируется на общедоступную, для служебного пользования и секретную.

В итоге получается матрица информационных потоков, каждому уровню которой соответствует определенный уровень доступа.


2. Оценка и анализ рисков использования информационных и телекоммуникационных систем в ОАО "АКИБАНК"

 

2.1 Общая характеристика ОАО "АКИБАНК"

 

Акционерный коммерческий ипотечный банк "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) зарегистрирован в Центральном Банке Российской Федерации 25 ноября 1993 года, лицензия № 2587. ОАО "АКИБАНК" включен в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов под номером 237.

Наименование – акционерный коммерческий ипотечный банк "АКИБАНК" (открытое акционерное общество)

Лицензия на осуществление банковских операций № 2587 от 10.11.2002г:

Привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) [10].

Общая характеристика и организационная структура Банка представлена на рис.5.

ОАО "АКИБАНК"

УСК                     УСМБ                      УЧЛ                  УОДБ         

Рис. 5 Структура управления ОАО "АКИБАНК"

 

УСК – управление по обслуживанию стратегических клиентов;

УСМБ - управление по обслуживанию клиентов среднего и малого бизнеса;

УЧЛ - управление по обслуживанию частных лиц;

УОДБ - управление по обеспечению деятельности банка.

Миссия ОАО "АКИБАНК" заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых банком, путем представления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам, обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам банка и справедливого отношения к сотрудникам банка.

Миссия банка состоит их 3 основных элементов:

1. Предоставление качественных банковских услуг клиентам;

2.Обеспечение справедливой прибыли акционерам ОАО "АКИБАНК";

3. Справедливое отношение к сотрудникам ОАО "АКИБАНК";

Стратегические цели ОАО "АКИБАНК", поставленные акционерами, установлены на таком уровне, что их достижение невозможно без выполнения Миссии. Поэтому достижение стратегических целей банком будет свидетельствовать о выполнение им Миссии

АКИБАНК - универсальный коммерческий банк с устойчивой динамикой роста основных финансовых показателей. Размер уставного капитала на 1 января 2007 года составил 969,3 млн.руб., капитал банка – 1111,3 млн. руб., активы – 9231,5 млн.руб.

Итоги деятельности ОАО "АКИБАНК" в 2006 году вновь подтверждают репутацию успешной, динамично развивающейся компании, ориентированной на продвижение современных банковских услуг, позволяющих клиентам банка повысить эффективность бизнеса и качество жизни.

Общее увеличение эффективности работы Банка в отчетном году положительно отразилось на финансовых и операционных результатах. Как и в предыдущие годы, в 2006 году прослеживалась четкая тенденция роста основных показателей, которая приведена на рисунке 6.


 

 

 


Рис. 6 Тенденция роста основных показателей.

 

Акционерами банка являются организации различных форм собственности, имеющие стабильный доход и устойчивое финансовое положение. Среди них ОАО "Татэнерго", ООО "Страховая группа "АСКО", ООО "АССА", ООО ТПК "Камские автомобили", ОАО "Генерирующая компания", ОАО "Сетевая компания".

Основную долю активных операций ОАО "АКИБАНК" составляеткредитование "реального сектора" экономики Российской Федерации. По объемам выданных кредитов банк входит в первую пятерку действующих кредитных организаций республики. ОАО "АКИБАНК" находится в тройке региональных лидеров по росту объемов выданных кредитов субъектам малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям.

Уставный капитал банка составляет 969 296 тыс. руб. По этому показателю ОАО "АКИБАНК" уверенно входит в число 200 крупнейших кредитных организаций России. За 2004-2005 годы осуществлены три выпуска акций банка на общую сумму 544 млн. руб. Готовность акционеров вкладывать деньги в акции банка свидетельствует о его надежности и стабильности. Планируется наращивание уставного капитала банка до двух млрд. рублей. Увеличение собственного капитала позволит банку увеличить масштабы бизнеса, продолжить развитие сети филиалов, совершенствовать старые и вводить новые услуги.

Результаты деятельности Банка в отчетном году убедительно демонстрируют его финансовую стабильность и поступательный рост. В 2006 году ОАО "АКИБАНК" существенно улучшил показатели по валюте баланса, активам, кредитным вложениям и привлеченным ресурсам, что является свидетельством правильности выбранной стратегии развития Банка [28].

Рост валюты баланса на 46% во многом определяется аналогичным ростом кредитного портфеля на 47%. Кредитование остается основным направлением размещения средств, приносящим около половины доходов банка. За 2006 год было выдано кредитов на сумму 21 745 млн.рублей, что на 19,8% больше,

чем в 2005г. На финансирование реального сектора экономики направлено свыше 4 400 млн. рублей, что составило более 20% от всех выданных кредитов в течение отчетного года. Предприятиям малого бизнеса (предприятия

и индивидуальные предприниматели) было предоставлено в различных формах заимствования 128,4 млн.рублей. Основные отрасли кредитования – это предприятия сельского хозяйства, промышленности, электроэнергетики, пищевой промышленности, торговли, строительной отрасли, лизинговые фирмы. Объем займов, выданных физическим лицам за 2006 год, составил 1 956 млн. рублей.

В отчетном году произошло изменение структуры портфеля, которая приведена на рисунке 7. Значительное внимание уделялось кредитованию физических лиц, и за отчетный период доля кредитов частных лиц в портфеле банка выросла до 20%. Заметную долю в ссудном портфеле (13%) занимают агропромышленный комплекс и строительная отрасль (9%), что связано с активном участием ОАО "АКИБАНК" в реализации национальных проектов "Развитие АПК" и "Доступное жилье".

 

 

 


Рис.7 Структура кредитного портфеля Банка

 

В отчетном периоде на увеличение резервов направлены значительные средства – 60,8 млн. руб. С одной стороны, это явилось результатом целенаправленной работы банка по минимизации принимаемых банком кредитных рисков, с другой – увеличением кредитных вложений. Доля созданных резервов в общих кредитных вложениях на 01.01.2007г. составила 2,1%.

Положительным фактором является и увеличение активов по сравнению с началом года без малого на 50 %. Значительное увеличение активов связано, в первую очередь, с ростом ресурсной базы, произошедшем за счет увеличения объема привлеченных средств (табл.2).

Основным источником привлеченных средств являлись средства клиентов. Наиболее существенный прирост (68%) произошел по сумме остатков на расчетных счетах, которая на 01.01.2007 г. достигла 3705,8 млн. рублей.

Депозиты юридических и физических лиц выросли за год на 20% и составили 40% в структуре привлеченных средств. Достаточно показательным является стабильный рост объемов средств населения во вкладах Банка. Этот показатель за отчетный год стал больше на 31%, составив 1783,5 млн.рублей.

 

Структура привлеченных средств на 01.01.2007г.

Таблица 2

 

Показатель на 01.01.07 (в тыс.руб.) % от суммы привлеченных средств
Остатки на расчетных счетах 3 705 828 46,1 %
Депозиты физических лиц 1 783 484 22,2 %
Депозиты юридических лиц 1 417 645 17,6 %
Выпущенные долговые обязательства 1 130 097 14,1 %
Итого 8 037 054 100 %

 

Для удовлетворения потребностей Банка в среднесрочных ресурсах ОАО "АКИБАНК" в отчетном году разместил на фондовой бирже ММВБ первый облигационный заем на 600 млн. рублей со сроком обращения 3 года.

Доля работающих активов в среднем по году составляла 80%, что говорит об эффективном использования привлеченных средств.

Собственный капитал банка с начала года увеличился на 130 млн.рублей или на 13,3%. В июле 2006 г. Банк провел эмиссию уставного капитала на 83,8 млн. рублей за счет капитализации собственных средств (нераспределенной прибыли за 2005год) и на 01.01.2007 уставный капитал банка составил 969,3 млн. рублей Рентабельность уставного капитала за 2006 год достигла уровня 20,7% (при уровне инфляции 8-10%), рентабельность собственных средств (капитала) Банка составила 18%, и это свидетельствует о высокой доходности совершаемых операций, которые приведены в табл. 3.

 

Показатели финансово-экономической деятельности в динамике

Таблица 3

Показатели 2004 год (в тыс. руб.) 2005 год (в тыс. руб.) 2006 год (в тыс. руб.)
Уставный капитал 825 500 885 500 969 296
Собственные средства (капитал) 886 663 980 954 1 111 336
Балансовая прибыль 97 371 195 225 200 371
Рентабельность капитала (%) 11,0 19,9 18,0
Рентабельность активов (%) 2,3 3,1 2,2
Валюта баланса 4 998 269 7 199 021 10 504 539
Активы 4 211 732 6 275 211 9 231 502
Доходы 826 811 1 438 819 1 903 814
Кредитный портфель 2 995 580 4 749 140 6 990 633
Количество расчетных счетов 4 555 6 023 7 180
Привлеченные средства 3 198 744 5 229 512 8 037 054

 

ОАО "АКИБАНК" участвует в реализации национальных проектов (табл.4). Правительства Российской Федерации, а именно в программах развития АПК и строительства доступного жилья. Перечень проектов, профинансированных за счет средств банка, по реализации национальных проектов Правительства Российской Федерации.


Национальные проекты

Таблица 4

 Название предприятия Название проекта Стоимость проекта, (т. р.) Сумма кредита (т.р.) Срок окупаемости
ООО "Челны-Бройлер Реконструкция птицефабрики 988 310 244 716 4 года 9 мес.
ООО "Камский Бекон" Строительство комплекса по выращиванию свиней 2 031 500 512 360 6,5 лет
ООО "Камские" Автомобили Строительство жилья 305 000 181 100 1,2 года
ООО "Магнолия-С" Строительство жилья 107 963 93 000 7 месяцев
ООО "Грань" Строительство жилья 167 000 10 900 11 месяцев
ЗАО "Татнефтегаз-стройинвест" Строительство комплекса жилых домов с плавательным бассейном 159 500 47 102 2 года
Итого   3 759 273 1 075 018  

 

В 2006 году выросли все объемные показатели по оказанию услуг частным лицам, которые приведены в табл.5

Показатели по оказанию услуг частным лицам.

 

Таблица 5

Наименование показателя на 01.01.2007 г. Рост с начала года
Прием платежей 3 566 млн.руб. 26%
Денежные переводы 1 023 млн.руб. 17%
Выпуск банковских карт 175 294 штук 22%
Объем вкладов 1 783 млн.руб. 31%
Кредитный портфель 1 435 337 млн.руб. 91%
Доходы 141 899 тыс.руб. 63%

 

В настоящее время Банк продолжает увеличивать объёмы эмиссии банковских карт (рис.8). За 2006 год объём эмиссии банковских карт увеличился по сравнению с 2005 годом по картам STB на 32,1 тыс.карт (122%), MasterCard на 392 карты (168%) и общее количество действующих в обращении карт составило на 01.01.2007 по STB – 174,3 тыс. карт, по МasterCard - 962 карты. Основную долю выпущенных карт STB составляют банковские карты, выпущенные по "зарплатному проекту".

Рис. 8 Динамика роста обслуживания банковских карт

 

Структура кредитного портфеля

 

 

 Кредиты, выданные физическим лицам

 Факторинг

Кредиты, выданные юридическим лицам

Рис.9 Структура кредитного портфеля Банка


Политика управления персоналом основана на миссии ОАО "АКИБАНК", целью которой является обеспечение прибыли акционерам посредством оказания высококачественных услуг клиентам банка. Наше видение системы управления персоналом определяется бизнес-стратегией Банка, нацелено на обеспечение и развитие его конкурентных преимуществ [32].

Успех ОАО "АКИБАНК" обеспечивает его персонал. Партнёрские взаимоотношения внутри коллектива, социальная ответственность и справедливость, поощрение инициативы и соблюдение высоких профессиональных стандартов в работе с персоналом являются залогом нашего общего благополучия и процветания.

Корпоративная политика в области управления персоналом в 2006 году была направлена на достижение следующих целей:

• повышение результативности труда;

• создание эффективной системы оплаты труда и мотивации сотрудников;

• развитие системы оценки, обучения и развития персонала;

• формирование кадрового потенциала, адекватного потребностям Банка;

• поддержание организационного порядка.

Внедрение новой системы оплаты труда и мотивации сотрудников, позволило создать эффективную систему общего вознаграждения, целью которой является привлечь, удержать и мотивировать сотрудников, чья квалификация и результативность обеспечат успешное выполнение Банком своей миссии и достижение бизнес-целей.

При удовлетворении потребностей в персонале определенного качества Банк, прежде всего, ориентируется на развитие необходимых навыков и компетенций у своих сотрудников.

Необходимый уровень профессиональной компетентности сотрудников поддерживался и развивался системой обучения и повышения квалификации (рис.10). В 2006 году на обучение и развитие персонала было потрачено 0,7 млн. руб. В 2007 году корпоративная система обучения и развития персонала будет основываться на стратегических потребностях бизнеса, бизнес-планах и должностных требованиях.

В целях управления лояльностью сотрудников в отчетном году было принято решение устанавливать ежемесячную доплату за непрерывный стаж работы в ОАО "АКИБАНК". Для обеспечения непрерывности и преемственности управления разработан и внедрён механизм формирования внутреннего кадрового резерва на замещение должностей Банка.

Организационный порядок является основой деятельности Банка и достигается через безусловное выполнение сотрудниками требований "Правил внутреннего трудового распорядка ОАО "АКИБАНК".

 

 

Рис. 10 Структура персонала по уровню образования

 

С целью расширения зоны обслуживания клиентов открыты филиалы во всех промышленно-развитых районах Республики Татарстан: в городах Казань (Северо-западный промышленный район), Альметьевск (Закамье), Нижнекамск (Северо-восточный регион РТ). Начиная с 2003 г. банк расширил сферу своего влияния за пределы Республики, открыв филиалы в Москве и Воронеже. В конце 2004 года зарегистрирован филиал в Уфе.

Сегодня банк обслуживает более 7000 клиентов – юридических лиц свыше 300000 вкладчиков. Ежегодно более тысячи предприятий различных форм собственности и предпринимателей открывают счета в банке. ОАО "АКИБАНК" входит в рейтинги крупнейших банков России, имеет несколько профессиональных премий – знак признания достойного вклада в развитие финансовой системы страны.

Взвешенная политика, основанная на точном анализе рыночной ситуации и долгосрочном прогнозе, знание текущих тенденций позволяют банку сохранять стабильность и динамично развиваться.

Внимательное и оперативное обслуживание клиентов, максимальное удовлетворение их потребностей в банковских продуктах высокого качества являются основой клиентской политики банка.

На протяжении многих лет банк занимается благотворительной и спонсорской деятельностью, помогая решать самые разные социальные проблемы. ОАО "АКИБАНК" много делает для поддержки талантливой молодежи.

ОАО "АКИБАНК" сегодня ставит перед собой новые масштабные задачи по увеличению объемов и расширению деятельности. Банк планирует существенно увеличить уставный капитал за счет дополнительной эмиссии акций. В составе его акционеров появится иностранный инвестор. Это позволит АКИБАНКу привлечь дополнительные финансовые ресурсы и еще активнее развивать программы кредитования малого, среднего бизнеса, населения, а также совершенствовать бизнес – процессы, внедрять высокотехнологичные услуги. И это еще больше повысит конкурентоспособность банка.

Стратегией развития ОАО "АКИБАНК" предусмотрено значительное увеличение объемов розничного бизнеса. Для достижения поставленных целей планируется укрепление позиций Банка в существующих регионах присутствия, а также географическое расширение за счет новых регионов. Предполагается географическое расширение точек продаж розничных продуктов за счет открытия представительств и кредитно-кассовых офисов

в крупных городах Российской Федерации.

Будет открыто 7 дополнительных офисов, приобретено 18 банкоматов и 60 POS-терминалов по городам присутствия Банка.

Акционерный коммерческий ипотечный банк "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) зарегистрирован 25.11.1993 года, регистрационный номер № 25



2020-02-04 197 Обсуждений (0)
Управление банковскими рисками 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление банковскими рисками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)