Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общесоциальные меры борьбы и меры ОВД



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Общесоциальные меры борьбы и меры ОВД 0.00 из 5.00 0 оценок




Преступность всегда занимала одно из первых мест среди острых проблем, тревожащих человечество. Почему люди совершают преступления? Что делать для предотвращения этого? Эти вопросы волнуют людей не одно тысячелетие. На них пытались ответить философы и писатели, социологи и врачи, юристы и политики.

Воздействовать на преступность только путем возбуждения, расследования, судебного рассмотрения отдельных уголовных дел и привлечения отдельных виновных к уголовной ответственности - это все равно, что пытаться выиграть войну, используя только снайперов... Это все равно, что обойтись без разведки, анализа ситуации, разработки крупномасштабных операций, их материального, кадрового, информационного обеспечения».

Краткий анализ подходов к воздействию на преступность показывает, что ученые, изучая причины совершения преступлений, шли и идут в настоящее время двумя путями. Первый путь - это анализ преступного поведения отдельной личности человека, выявление генезиса этого поведения, внешних и внутренних обстоятельства, которые его определяют и тем самым выступают в качестве причин и условий, способствующих совершению конкретного преступления. И второй путь - это анализ крупных социальных явлений, с тем чтобы вычленить из них факторы преступности и затем установить их взаимосвязь с преступным поведением.

Однако такой подход к воздействию на преступность, как показывает опыт, в лучшем случае позволяет «удерживать её на более или менее социально терпимом уровне», но не решает «стратегических» задач, не дает ответа на главный вопрос: можно ли эффективно воздействовать на преступность, не контролировать, а предупреждать и уменьшать преступления?

Продолжающееся изучение преступлений показало, что в массе они обнаруживают немало новых свойств, а за их множеством просматривается и устойчивость преступного поведения, и организованность, и общественная опасность, то есть преступность проявляется не только по фактам, но и по лицам.

Преступность стали характеризовать как относительно массовое, исторически изменчивое социальное, имеющее уголовно-правовой характер явление классового общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершенных в соответствующем государстве в определенный период времени.

В предупреждении распития спиртных напитков, случаев нахождения в нетрезвом виде, устранении условий для сборища пьяниц в общественных местах, обеспечении строгого контроля за соблюдением ограничений в торговле спиртным, профилактике пьянства среди подростков важную роль призваны играть соответствующие подразделения милиции (патрульно-постовая служба, дежурные части, участковые уполномоченные, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних).

Стабилизации уровня алкоголепотребления, утверждению, там, где это возможно, трезвого образа жизни должен способствовать комплекс мер противоалкогольного просвещения и воспитания, направленных, прежде всего, на изменение стереотипов досугового времяпрепровождения. В этой работе следует всячески избегать общих фраз, абстрактных увещеваний, своего рода идеологической трескотни, как это нередко имело место в прошлом. К ней надо привлекать широкий круг специалистов - не только сотрудников правоохранительных органов, но и медиков, социальных работников и других, добиваться максимальной доходчивости информации, основанной на проверенных и убедительных научных данных, материалах следственной, судебной, медицинской практики. Противоалкогольное просвещение и воспитание необходимо строить с учетом половозрастных, этнопсихологических и других особенностей объектов информационных воздействий.

В разработке антиалкогольных мер весьма продуктивной в качестве методологической основы может быть теория социальных норм и социальных отклонений. Социальные нормы как элемент культуры - весьма устойчивое социально-психологическое образование. Их целенаправленное изменение - процесс достаточно длительный и трудоемкий. В изменении социальных норм можно выделить следующие этапы:

1) поступок оценивается как социальная норма (начальная фаза);

2) поступок перестает оцениваться как социальная норма (промежуточная фаза);

3) поступок приобретает статус социального отклонения (завершающая фаза).

И противоположный процесс: вначале деяние перестает расцениваться как социальное отклонение, затем оно приобретает статус социальной нормы.

Одним из наиболее перспективных направлений профилактики алкоголизации народа является поиск и внедрение в культуру заменителей алкоголя. Все, что способно успокоить человека, повысить ему настроение, снять напряжение, устранить дискомфорт, но при этом не повлечет нравственной и физической деградации, может стать заменителем спиртного (спорт, туризм, искусство, прикладное творчество, любимая работа, общение с детьми, дача и т.п.).

Огромную роль в профилактике алкоголизации играет общественность, социальная среда. Терпимость к пьянству (не говоря уже об оценке как достоинства человека его способности «выпить много») является одним из главных факторов пьянства. Вряд ли можно признать удовлетворительной сложившуюся сегодня в России ситуацию, когда отказ от спиртного рассматривается как социальное отклонение. Употребление спиртного как норма жизни - одна из ступеней национальной деградации. В нашей стране среднедушевое потребление алкоголя в два раза превышает норму, которую ученые рассматривают как границу, которую нельзя переступать, поскольку за ее пределами начинаются необратимые процессы утраты здоровья нации и гибели народа под воздействием алкоголизации.

В профилактике алкоголизации трудно переоценить значение активизации личной ответственности каждого человека за свою судьбу и за свою семью. Употребление спиртного может снять лишь симптомы тех проблем, с которыми столкнулся человек. На смену временной алкогольной эйфории приходит горькое похмелье и груз нерешенных проблем.

Значительное место в предупреждении пьянства и алкоголизма занимает антиалкогольная пропаганда, важную роль в которой играют средства массовой информации. Интересы профилактики криминальных и других социально негативных последствий пьянства и алкоголизма настоятельно требуют разработки и планомерной реализации комплексной, всесторонне взвешенной, хорошо просчитанной антиалкогольной политики, учитывающей исторический опыт нашей страны и международный опыт. Усиленная борьба с пьянством и алкоголизмом возможна только на основе системного применения экономических, социальных, правовых, воспитательных, психолого-педагогических, социологических, медицинских мер, совместной работы множества государственных органов, общественных объединений и движений.

В общесоциальном плане большое предупредительное значение имеет утверждение, несмотря на все имеющиеся в переходном периоде трудности, здорового образа жизни, включающего нормальные условия труда, приносящего не только средства к жизни, но и глубокое моральное удовлетворение; полноценный досуг, заполненный социально полезными и эмоционально привлекательными занятиями; высокую культуру быта и общения; нормальные жилищные условия; рациональное питание; охрану и укрепление здоровья людей. Пока многие из этих компонентов в дефиците, в избытке будут аморализм, пьянство, наркотизм, половая распущенность и другие антиценности, с которыми генетически связана преступность.

Несомненно, что важнейшим направлением профилактики наркомании является развитие духовности подрастающего поколения, нравственное и религиозное воспитание. Важнейшим направлением профилактики наркотизма является государственная забота о семье, профилактика семейных конфликтов и семейного насилия, оказание родителям как материальной, так и педагогической помощи. Развитие сети специализированных медицинских центров лечения и реабилитации наркоманов, а также организация широкомасштабных научных исследований в этой области позволят вернуть в общество немало оступившихся. Все эти меры должны найти закрепление в государственной программе и реализоваться в российской антинаркотической политике.

Наиболее эффективна, хотя и требует усилий в масштабе всего общества и государства с использованием возможностей семьи, школы, других социальных институтов, ранняя профилактика наркотизации. Как правило, приобщение к наркотикам - это симптом внутриличностных и межличностных проблем и конфликтов, результат недостаточной социальной адаптированности, различных деформаций в системе взаимоотношений личности с социальной микросредой. Очень важно обеспечить своевременную диагностику детей и подростков, относящихся к группам риска в плане вероятностной наркотизации, и целенаправленное воспитательно-профилактическое воздействие на них, сочетаемое в необходимых случаях с психотерапевтической, психиатрической помощью и лечением. При этом следует иметь в виду, что к потреблению наркотиков наиболее склонны подростки с психопатическим складом характера, невротики и лица, перенесшие черепно-мозговые травмы, астенизированные соматическими заболеваниями.

В борьбе с проституцией в различных странах использовались разнообразные средства, вплоть до смертной казни самих проституток, жестоких наказаний для их клиентов. Этот многовековой опыт однозначно свидетельствует о том, что данное негативное социальное явление не может быть полностью искоренено. Речь должна идти лишь о его ограничении, введении в какие-то рачки, позволяющие обществу, государству осуществлять в этой сфере необходимый контроль. В принципе все то, что на общесоциальном уровне противостоит преступности, должно способствовать ограничению проституции, уменьшать возможности ее дальнейшего распространения. Экономические социальные корни проституции могут быть подорваны в результате стабилизации жизни общества, устранения из нее множества кризисных явлений, выхода на устойчивое развитие.

Необходимо найти оптимальные формы социально-правового контроля над этим негативным явлением, которое в настоящее время полностью находится во власти стихии. По-видимому, бессмысленно вводить уголовную ответственность за занятия проституцией. Но административно-правовые средства, сочетаемые с мерами медицинского и иного надзора за этим явлением, должны быть усовершенствованы и использоваться более эффективно, чем в настоящее время. Заслуживают внимания и тщательной проработки предложения о легализации проституции, введении ее регистрации в качестве профессии. Активнее следует применять имеющиеся уголовно-правовые нормы об ответственности за преступления, связанные с проституцией.

Большую роль в ограничении проституции, пресечении ее широкого распространения призваны играть целенаправленные меры культурно-воспитательного, санитарно-просветителъного характера.

В противодействии криминально значимым проявлениям порнографии должны более эффективно использоваться средства воспитания и просвещения. В ходе борьбы с организованной преступностью необходимо больше уделять внимания организации противодействия тем ее структурам, которые активно эксплуатируют порнобизнес.

Безусловно, необходимо полнее использовать обще - и частно-предупредительный потенциал законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное изготовление в целях распространения или рекламирования порнографических материалов или предметов, незаконную торговлю печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера.

Необходимо развитие сети и активизация работы институтов общесоциалъного предупреждения (таких, как государственные муниципальные и частные образовательные учреждения, отделы по делам семьи и детей, комитеты по делам молодежи, служба занятости и социальной защиты), а также структур, сориентированных на первичное специальное предупреждение правонарушений подростков (социально-реабилитационной службы, кризисных центров, занимающихся проблемами семейного насилия, помощи детям, оставшимся без попечения родителей, коррекционных воспитательно-образовательных учреждений открытого типа, приютов, объединений родителей по месту жительства и учебы детей).

Следует наладить, с учетом изменившихся социально-экономических условий, бесперебойное функционирование качественно новой системы трудового воспитания. Подросткам должны быть предоставлены все возможности для систематического участия в посильном, хорошо оплачиваемом труде как на государственных, муниципальных, так и частных предприятиях.

В последние годы в нашей стране постоянно возникает вопрос о целесообразности введения уголовной ответственности за проституцию либо о ее легализации. В Государственной Думе РФ подготовлен законопроект под рабочим названием «О противодействии нелегальному оказанию услуг в сексуальной сфере», причем самого слова «проституция» законопроект не содержит, а лица, ею занимающиеся, названы секс-работниками. Законопроект носит рамочный характер и устанавливает ряд общих правил. В частности, в нем фиксируется положение о том, что секс-работники должны иметь медицинские книжки и проходить регулярный медицинский осмотр. «Технические» же особенности реализации этого положения (в каких местах можно оказывать секс-услуги, как часто необходимо проходить медосмотр, в каких СМИ следует давать рекламу и т.п.) могут быть отданы в ведение местных властей. Главное же положение законопроекта - устранение административной ответственности за занятие проституцией. Однако предлагаемая легализация интимных услуг, которая по существу аморальна, по-прежнему создает в обществе немало проблем.

Ведущая роль в борьбе с негативными последствиями проституции принадлежит ее профилактике.

Первым этапом воздействия на проституцию и преступность должно стать искоренение детской проституции и сексуального рабства. Наряду с совершенствованием социальной политики государства, заботой о семье главным направлением решения этой проблемы является совершенствование деятельности правоохранительных органов, и прежде всего подразделений, занимающихся борьбой с организованной преступностью и предупреждением преступлений несовершеннолетних.

Вторым этапом, который успешно реализуется во многих развитых зарубежных странах, является установление медицинского, полицейского, финансового и социального контроля над проституцией. Это создаст предпосылки для постепенного вытеснения данного явления из нашей жизни.

Вывод России из кризиса, забота государства о духовно-нравственной сфере жизни, рост благосостояния будут уменьшать социальную базу проституции. Большое место в ее профилактике занимает религия, немаловажна в нравственном возрождении падших женщин роль священников разных конфессий.

Одновременно жесткая запретительная политика в отношении пропаганды сексуальной распущенности, сексуальных извращений, порнографии, жесткие карательные меры в отношении лиц, втягивающих детей и девушек в занятие проституцией, - необходимое условие защиты нравственной и духовной безопасности российского общества.

Необходимо улучшить координацию деятельности правоохранительных органов, их взаимодействие с уполномоченным по правам человека, заинтересованными общественными объединениями, средствами массовой информации; обеспечить усиление прокурорского надзора за соблюдением установленных Конституцией РФ норм о равноправии граждан независимо от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, об охране достоинства личности, о запрете создания и деятельности объединений, цели и действия которых направлены на изменение основ конституционного строя, нарушение целостности государства, подрыв его безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В соответствии с законом на территории Российской Федерации запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудивизуальных и иных материалов экстремистского содержания. Органы внутренних дел, ФСБ, таможенной службы обязаны, в пределах своей компетенции привлекать к установленной законом ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-, фото-, аудио-, и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной вражды, принимать меры к изъятию такой продукции и материалов.

При рассмотрении заявок на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования следует не допускать осуществления таких мероприятий общественными объединениями или организаторами, если в проведенных ими ранее публичных акциях были зафиксированы случаи нарушения Конституции и законов Российской Федерации, прав и свобод граждан, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, высказывались призывы к насильственному изменению конституционного строя, пропагандировались идеи насилия и войны.

Ограничению экстремизма в жизни общества, безусловно, способствовало бы полное исключение любых его проявлений из так называемой большой политики. Многого можно добиться в противостоянии экстремизму методами воспитания, просвещения, целенаправленной контрпропаганды. Большими возможностями в этом деле располагают органы печати, телевидение, радио, иные средства массовых информационных воздействий.

В предупреждении пьянства и алкоголизма, а также в пресечении правонарушений, связанных с употреблением спиртных напитков, ведущая роль принадлежит правоохранительным органам, осуществляющим такое предупреждение на специально-криминологическом уровне и в процессе индивидуальной профилактики. При этом важное значение приобретает координация действий органов внутренних дел, органов прокуратуры и суда, государственных структур, комиссий по борьбе с пьянством, различных общественных объединений.

Важным направлением профилактики пьянства и алкоголизма является предупреждение этого негативного явления в общественных местах. Планирование и проведение мероприятий по обеспечению общественного порядка на улицах, площадях, в парках, скверах, на вокзалах, транспортных магистралях, стадионах позволяют работникам милиции осуществлять задержание и удаление лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, а также пресечение распития спиртных напитков в указанных местах и предупреждение иных правонарушений на ранней стадии их совершения. При задержании таких лиц сотрудники милиции используют нормы уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства. В Законе РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-7 «О милиции» предусмотрены права сотрудников милиции по доставлению в медицинские учреждения или дежурные части милиции лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке. Такие лица содержатся в указанных местах до вытрезвления. Здесь же им оказывается необходимая медицинская помощь.

Органам милиции предоставлена инициатива внесения в органы здравоохранения ходатайств о направлении хронических алкоголиков, систематически совершающих правонарушения, в специальные наркологические и лечебно-трудовые учреждения. Выполняя свои профессиональные обязанности, сотрудники милиции должны осуществлять постоянный контроль за торговлей спиртными напитками, выявляя факты нарушения антиалкогольного законодательства и применяя соответствующие меры к его нарушителям.

При осуществлении профилактики пьянства особо необходимо и предупреждение его в быту. Работа участкового уполномоченного милиции по своевременному выявлению и постановке на учет лиц, злоупотребляющих спиртными напитками в быту, и дальнейший контроль за их поведением по месту жительства является действенным средством предупреждения пьянства на стадии ранней профилактики. В целях предупреждения пьянства на производстве участковые уполномоченные и другие сотрудники милиции взаимодействуют с руководством и отделами кадров предприятий, учреждений и организаций.

В настоящее время особое значение приобретает предупреждение пьянства среди несовершеннолетних и молодежи. Сотрудники подразделений органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии с органами прокуратуры, суда, комиссиями по делам несовершеннолетних проводят целенаправленную работу по выявлению и устранению причин и условий, способствующих пьянству в молодежной среде, выявлению подростков, склонных к употреблению спиртных напитков, проведению с ними индивидуальной профилактической работы с одновременной постановкой таких лиц на соответствующий учет. В свою очередь активная работа должна осуществляться и с родителями и лицами, их заменяющими, злостно уклоняющимися от воспитания детей. В случаях же установления фактов вовлечения несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков виновные подлежат уголовной ответственности.

К сожалению, эффективность реагирования правоохранительных органов на незаконный оборот наркотиков и борьбу с ним недостаточна. Так, недооценивается значимость выявления и привлечения к уголовной ответственности сбытчиков наркотиков, а также лиц, склоняющих граждан, особенно несовершеннолетних, к потреблению наркотиков. Латентность преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков, весьма значительна. Вместе с тем, как показывают исследования, каждый наркоман, занимающийся сбытом наркотиков, в течение года вовлекает в их потребление в среднем 5-6 человек. В стране отсутствует система мер профилактики наркомании, лечения и социальной адаптации наркоманов. В деятельности правоохранительных органов не принимается во внимание влияние наркотической зависимости на совершение наркоманами других, в том числе корыстных, преступлений, отсутствует система мер профилактики таких преступлений. Достаточно широка практика назначения судами наказания, не связанного с лишением свободы в отношении лиц, впервые совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. С этими лицами после вынесения приговора, как правило, не проводится профилактическая работа, и в результате в дальнейшем они повторно совершают аналогичные преступления.

Успех в предупреждении наркотизма в первую очередь зависит от снижения спроса на наркотики и сокращения количества их потребителей. В условиях отсутствия юридической ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача требуется комплексное воспитательно-профилактическое и лечебное воздействие на наркоманов. Поэтому в профилактике наркомании необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач:

- создание системы выявления наркозависимых лиц и контроля за распространением наркотических средств в учебных заведениях; осуществление стабилизации и последующего снижения уровня наркотизации в образовательной среде;

- повышение уровня образования граждан, напрямую связанного с созданием устойчивого позитивного морально-психологического климата в трудовом коллективе, образовательном учреждении;

- обеспечение возможности возвращения на работу и учебу бывших наркозависимых лиц после их лечения и реабилитации;

- дифференцированный, комплексный подход к выработке системы мер противодействия наркотизма на любом уровне с использованием методов общей и индивидуальной профилактики.

В настоящее время в целях профилактики и пресечения роста преступности, связанной с наркоманией и наркотизмом, учеными и практическими работниками правоохранительных органов и органов здравоохранения высказываются предложения о криминализации потребления наркотиков в немедицинских целях, установления наказания виновным в таком потреблении в виде принудительных мер медицинского характера. Однако главным направлением профилактики и преодоления наркотизма остается совершенствование материальных и социальных условий жизни людей. Поэтому комплексное использование экономических, социально-культурных, воспитательных и правовых мер является основным условием эффективного предупреждения наркотизма. Все эти меры должны найти закрепление в государственной программе и реализовываться в российской антинаркотической политике.

 

 




2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Общесоциальные меры борьбы и меры ОВД 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общесоциальные меры борьбы и меры ОВД

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)