Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем)
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА РАССТРОЙСТВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ Обследование школьников осуществляется в два этапа. На первом (предварительном) этапе - выявление детей, страдающих нарушениями чтения и письма (анализ тетрадей детей, различные виды письменных работ (списывание, диктанты, изложение), исследование процесса чтения). На втором этапе - специальное обследование детей с нарушениями чтения и письма. Задачей этого этапа является дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма: определение симптоматики, механизмов и вида дислексии и дисграфии, а также степени их выраженности. Обследование на втором этапе проводится последующей схеме.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА (Приведенный речевой материал рассчитан на обследование учащихся 2 класса массовой школы). Анкетные данные 1. Фамилия, имя. 2. Возраст. 3. Школа, класс. 4. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье. 5. Приходящий или живущий в интернате. Анамнез 1. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии. 2. Протекание у матери беременности в первую и вторую половину. Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия химических, физических (особенно облучения) факторов, инфекционных заболеваний (особенно краснухи, гриппа и др.), токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней печени, почек, токсикоза в первую или во вторую половину беременности, симптомов угрожающего выкидыша. 3. Протекание родов у матери (в срок, досрочные: в 8, 7 мес, нормально протекающие, затяжные, стремительные, обезвоженные и др.), использование стимуляции во время родов, ее характер, длительность родов. 4. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травм во время родов (переломы, кровоизлияния, опухоли, асфиксии — синяя, белая), когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут). Наличие врожденных пороков. Вес и рост ребенка при рождении. Когда принесли кормить, как сосал. 5. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка (выписать из медицинской карты или обследовать ребенка у врачей-специалистов). 6. Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления, лепета, характер лепета, время появления первых слов и фразовой речи; не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов, аграмматизмов; какие звуки долго произносились неправильно, характер неправильного произношения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих. Состояние звукопроизношения Определить характер нарушения произношения звуков речи (отсутствие, замены, смешения), дефектную артикуляцию в различных условиях: — при изолированном произношении звуков; — в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением согласных; — в начале, середине и конце слов; — во фразах; — в тексте. В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чистоговорки, тексты, включающие звук, произношение которого исследуется. Исследование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова Назвать картинки, повторить слова разной звукослоговой структуры: сыр, снег, текст, рога, весна, гнездо, сенокос, картофель, звездочки, государство, электричка, экскаваторщик, милиционер, сковородка, космонавт, велосипедист, чистильщик.
Анатомическое строение артикуляционного аппарата (челюсти, прикус, зубы, язык, твердое небо, мягкое небо, губы).
Особенности ручной и речевой моторики 1. Исследование состояния ручной моторики (особенно пальцевой), пальцевого гнозопраксиса. а) определение ведущей руки, ноги, глаза. б) пробы Хэда: покажи правой рукой левое ухо, левой рукой правое ухо, у напротив сидящего человека в) оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы): соединить 1 и 2 пальцы в виде кольца; вытянуть 2 и 3 пальцы, затем 2 и 5 пальцы (остальные при этом согнуты) г) динамическая организация движений пальцев (перебор пальцев – соединение с большим всех поочередно двумя руками; игра на рояле – от большого к мизинцу и наоборот, одной рукой, другой, потом двумя).
2. Исследование речевой моторики (включая мышцы лица).
Особенности динамической стороны речи (темп и ритм речи, употребление ударений – словесного и логического, употребление пауз в потоке речи, особенности голоса, употребление основных видов интонации, выразительность).
Исследование слуховой функции и восприятия речи 1. Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты) 2. Состояние восприятия речи (в процессе беседы).
Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем) по звонкости-глухости, твердости-мягкости, свистящие-шипящие и т.д. 1. Повторить серию слогов (из 2 слогов, из 3 слогов: бапа, бабапа, тадата и т.д.) 2. Показать картинки (с использованием слов-квазиомонимов: коза-коса, день-тень, собор-забор). 3. Придумать предложения со словами-квазиомонимами.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |