Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эволюция понятия «дипломатия»



2020-02-04 403 Обсуждений (0)
Эволюция понятия «дипломатия» 0.00 из 5.00 0 оценок




План

Введение

Глава 1. Экономическая дипломатия как часть международных отношений

Эволюция понятия «дипломатия»

1.2 Специфика и виды экономической дипломатии

1.3Экономическая дипломатия как явление международной жизни

Глава 2. Экономическая дипломатия в современной системе международных отношений

. Экономическая дипломатия в начале 21 века: вызовы и тенденции

. Основные экономические союзы и их взаимодействие

Заключение

Список литературы


 

Введение

 

Экономическая дипломатия - специфическая область современной дипломатической деятельности, связанная с использованием экономических проблем в качестве объекта и средства борьбы и сотрудничества в международных отношениях. Она становится наиболее важной сферой в системе современных международных экономических отношений и не для кого не секрет, что с каждым годом она будет занимать все более значимое место тоже не вызывает сомнений.

Другими словами, она предполагает под собой дипломатические служебные действия, сконцентрированные на увеличении экспорта, привлечения иностранных инвестиций и участия в работе международных экономических организаций, то есть действия, сосредоточенные на подтверждении экономических интересов страны на международном уровне.

 


Глава 1. Проблема экономической дипломатии в международных отношениях

Эволюция понятия «дипломатия»

 

Дипломатия как профессия, то есть деятельность по поддержанию отношений между государствами, известна с самых древних времен. Раньше, в разных странах, таких как Египет, Шумеры, Вавилон, а позже в Ассирии, Персии, Индии, Китае, Греции и Риме, этносы не только вели между собой войны за жизненное пространство, но и поддерживали мирные отношения, вели торговлю, вступали в союзы, используя методы переписки между правителями, переговоры между представителями государств, заключение договоров.

Первые дипломатические документы известны из знаменитой коллекции глиняных таблиц, найденных при раскопках на правом берегу Нила в Египте, где находилась резиденция Аменхотепа IV Эль-амарнская переписка - свидетельство того, что отношения между государствами на протяжении столетий и тысячелетий поддерживаются в форме обмена посланиями, обмена полномочными представителями, заключения договоров.

Понятие «дипломат» для обозначения лица, имеющего документ о полномочиях говорить от имени своего правителя, а именно диплом, сложенный вдвое лист или сдвоенные дощечки с текстом, известно испокон веков.

Понятия «дипломатия» и «дипломатика», как полагают историки, вошли в практику отношений между государствами лишь в XVIII веке.

История дипломатии знает десятки и сотни определений дипломатии как профессии. Многие из них звучат как парадокс, некоторые рассчитаны на внешний эффект, другие сводят суть дипломатии к ловкому обману партнера или противника. Если бы существо профессии заключалось в ловком обмане, то поддержание нормальных отношений между государствами было бы просто невозможным. Тем не менее исторический опыт оставил ряд забавных обобщений.

В XVI веке французский король наставлял своего посла: «Если они вам будут лгать, не стесняйтесь лгать еще больше».

В XVII веке один английский посол записал сентенцию: «Посол - честный муж, посылаемый за границу, чтобы лгать в интересах своей страны».

В XVIII веке прусский король называл дипломатов «наименее почтенными из всех мошенников».

В XIX веке ловкий интриган Талейран вывел формулу: «Язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли».

В Англии родилось определение: «Дипломат тот, кто вовремя помнит то, что надо забыть, и вовремя забывает то, что надо помнить».

В XX веке широкое распространение получило определение дипломата, данное У. Черчиллем: «Дипломат - это тот, кто может предсказать, что случится завтра, что произойдет через неделю, и какие события произойдут через год.., а потом сможет объяснить, почему все происходило иначе...».

Наконец, французский дипломат (посол в США), говорят, сравнивал дипломата с алмазом: алмаз шлифуют, чтобы он стал прозрачным, дипломата шлифуют, чтобы он перестал быть прозрачным. Хотелось бы написать, как охарактеризовали знаменитые люди разных времен понятия « дипломатия». “Дипломатия - политика в роскошном костюме” (Наполеон). Дипломатия - наука о взаимных сношениях государств и государей (В. Даль). Дипломатия - это “деятельность правительства по осуществлению внешней, международной политики государства” (С.И. Ожегов). “Дипломатия - наука о внешних сношениях или иностранных делах государства или искусство взаимно согласовывать интересы народов, а в более точном смысле - наука или искусство ведения переговоров” (Ф. Мартенс). “Дипломатия - это совокупность знаний и принципов, необходимых для правильного ведения публичных дел между государствами” (Э. Сатоу). “Дипломатия - это ведение международных отношений посредством переговоров; метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками; работа или искусство дипломата” (Oxford English Dictionary).

Важным этапом в развитии правил дипломатического общения стал Венский регламент, принятый международным конгрессом в Вене в 1815 году. Так называли протокол № 17 к Генеральному акту Венского конгресса, подписанный 19 марта 1815 г. представителями 8 государств (Австрии, Великобритании, Испании, Португалии, Пруссии, России, Франции и Швеции).

Венский регламент определил классы и ранги дипломатических представителей (агентов), различая их по старшинству. На Аахенском конгрессе 1818 года представители европейских государств договорились о признании ранга министра-резидента, которому отводилось место между посланником и поверенным в делах. Дипломат в ранге посла или посланника аккредитуется при главе другого государства. Поверенные в делах, являясь представителями своего министра иностранных дел, аккредитуются при министре иностранных дел страны пребывания.

В XIX веке дипломатические представители имели большей частью ранг посланника. В XX веке государства, как правило, назначают своих представителей в ранге посла, однако в первой половине XX века все еще продолжали назначать посланников.

Первое постоянное представительство (посольство) было учреждено и официально аккредитовано герцогом Милана во Флоренции в 1450 году при дворе Козимо деи Медичи (1389-1464 гг.). На протяжении нескольких столетий представительства иностранных государств в других странах постепенно расширяли свои функции: от представительских до познавательных (разведывание).

Уже в XV веке европейские державы ввели в практику направление послов по особым поручениям, Чрезвычайных Послов, скажем, для участия в церемонии коронации. Учреждение постоянных представительств (посольств) было вызвано к жизни расширением международных связей, когда путь в отдаленные страны был не только длинен, но и опасен.

Таким образом, наряду с постоянными представителями (так сказать, ординарными) главы государств направляли своих Чрезвычайных (экстраординарных) Послов в ту или иную страну.

В этой связи стали возникать коллизии между постоянными полномочными представителями в стране пребывания и прибывшими по случаю Чрезвычайными Послами из-за «первых мест» и особых почестей на государственных церемониях, соревнование на поприще протокольного старшинства. Чтобы избежать ущемления престижа государства, в верительные грамоты полномочных представителей (послов) стали заблаговременно включать формулу «Чрезвычайный». Со второй половины XVII века верительные грамоты послов имели полную формулу: Чрезвычайный и Полномочный Посол. Правда, до XX века преобладало направление постоянных представителей в ранге посланников, чаще всего даже независимо от того, в великую или малую страну посылали представителя.

Через полтора столетия назрела необходимость уточнить и облечь в современные международно-правовые формы сложившуюся практику поддержания дипломатических отношений. Это было осуществлено в итоге конференцией в рамках ООН принятием Венской конвенции 18 апреля 1961 г. Этот документ подтвердил и уточнил практически сложившиеся нормы и дополнил правила дипломатического общения положениями о порядке аккредитации дипломатического представителя и прекращения его полномочий.

Венская конвенция определила классы дипломатических представителей:

Послы и нунции, аккредитуемые при главе государства;

Посланники и интернунции, аккредитуемые при главе государства;

Поверенные в делах, аккредитуемые при министре иностранных
дел.

В соответствии с международной практикой ранги дипломатических представителей определяются внутренним законодательством. Венская конвенция подробно определила дипломатические привилегии и иммунитеты. К середине 80-х годов участниками Венской конвенции стали 143 государства. В 1963 году была разработана и принята Конвенция о консульских сношениях, которая вступила в силу к 1967 году.

В XVII веке Россия, как и другие европейские державы, ввела в практику назначение постоянных представителей в других странах. Первыми постоянными представителями России были резидент в Швеции в 1634-1636 годах Д.А. Францбеков и резидент в Польше в 1673- 1677 годах Василий Тяпкин. Во второй половине XVII века в Москве были приняты (аккредитованы) резиденты Швеции, Польши, Дании и Голландии.

Перед назначением своего полномочного представителя правительство запрашивает правительство другой страны о его согласии принять данного дипломата в качестве посла или посланника. Вплоть до XVII века дипломатическая практика не требовала запроса. Правда, папа римский сообщал королю Франции в предварительном порядке имя своего нунция, которого намерен был направить в Париж. Однако, когда в Париж в качестве британского посла прибыл некий Уильям Трамболл, который, по мнению придворных французского короля, не был «желательной персоной» в высшем обществе возникла коллизия, после которой в обычай стало входить правило предварительного запроса о конкретном лице и получения согласия на приезд такого лица в страну назначения. Такое согласие принимающей страны, страны пребывания, стали обозначать термином «агреман». Запрос агремана делается в доверительной форме, при этом сообщаются основные данные из биографии дипломата. Ответ может быть дан в устной форме или письменно. Быстрый ответ на запрос агремана считается проявлением благосклонности к конкретному лицу и одновременно проявлением желания не создавать пауз в развитии и поддержании дипломатических связей. Практика знает вежливые формы отказа в агремане, когда принимающая сторона дает понять, что хотела бы видеть в качестве посла иное лицо, скажем, пользующееся большим доверием в стране пребывания или даже доверием своего правительства, либо когда она затягивает ответ. Современная практика отношений между государствами допускает отказ в агремане без обстоятельных объяснений причин отказа или путем бесконечного затягивания ответа. Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.) ясно определила: «Государство пребывания не обязано сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане». История дипломатии России при Николае I знает случай отказа в агремане английскому дипломату Стрэтфорду-Каннингу, что имело для России и курьезные, и серьезные последствия. Курьезное заключалось в том, что царь был готов дать высший орден кандидату в послы, чтобы только тот не приезжал в страну. Серьезное последствие проявилось в том, что Каннинг после отказа царя был направлен в Константинополь, где активно включился в подготовку войны против России - Крымской войны (1853-1856 гг.).

Прибытие посла в страну пребывания и начало его деятельности там предполагает выполнение ряда протокольных действий: от визитов вежливости и знакомства с членами дипломатического корпуса в стране пребывания до вручения верительных грамот главе государства. Только после публичного вручения верительных грамот посол считается официально приступившим к исполнению своих функций. Прежде каждый посол торжественно вручал свои верительные грамоты индивидуально в специально назначенный для него день и час. В последнее время мы стали свидетелями одновременного (в один и тот же день и час) вручения главе государства верительных грамот несколькими послами. Процедура вручения верительных грамот послом называется аккредитацией.

Советская дипломатия внесла огромный вклад в послевоенное мирное урегулирование и создание надежной системы безопасности, которая позволила человечеству избежать большой войны на протяжении более чем полувека. Отказ от Потсдамской системы договоров явился одной из причин развала великой державы - Советского Союза, и будущее поколение еще вынесет свое суждение по этому поводу.

Богатый опыт дипломатической деятельности государств получил обобщенное отражение не только в воспоминаниях дипломатов, но и в специальных работах как западных, так и российских авторов. Российскому читателю известны изданные в переводе на русский язык книги Г. Никольсона, Ж. Камбона, Ж. Серре, Д. Вуда. Опыт нашей дипломатии получил отражение в ряде книг, написанных в разные годы и обобщивших международные знания и сведения.

 



2020-02-04 403 Обсуждений (0)
Эволюция понятия «дипломатия» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эволюция понятия «дипломатия»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)