Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория предельной полезности



2020-02-04 152 Обсуждений (0)
Теория предельной полезности 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Экономическая жизнь общества сложна и противоречива. И экономическая теория как наука призвана помочь понять, как функционирует реальная экономика, способствовать принятию решений, позволяющих ориентировать развитие общества в нужном направлении. Экономика связана прежде всего с производством материальных благ для удовлетворения потребностей человека.

Среди потребностей можно выделить те, с которыми связано само существование человека, - потребности в пище, одежде, жилище. Наряду с ними имеются другие потребности, которые возникают, изменяются, исчезают вместе с развитием цивилизации, духовным, экономическим и техническим прогрессом. Границы между этими потребностями весьма подвижны. Причем одно и то же благо в одних условиях может быть первичным, в других - второстепенным, в третьих - бесполезным. Все зависит от множества факторов, начиная с природно-климатических и кончая вкусовыми.

Для потребителя имеет немаловажное значение и тот факт, что для удовлетворения одной и той же потребности можно использовать различные блага. Природа блага - индивидуального или общественного - определяет желание потребителя платить за него, а отсюда - желание производителей его производить. Товар - это экономическое благо, созданное трудом, способное удовлетворять потребности людей и предназначенное для обмена.

Раскрытие экономической сущности товаров и той роли, которую они играют в хозяйстве, позволяет достаточно объемно увидеть основное содержание как организационно-экономических, так и социально-экономических отношений, возникающих в товарном хозяйстве, а в последующем и понять определяющие тенденции их развития.

Цель работы - определение основных положений экономических теорий товара.

Задачи работы:

охарактеризовать основные теории товара: теорию предельной полезности, функциональную теорию стоимости;

определить значение теории трудовой стоимости К. Маркса о двойственности товара и труда его создающего.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература и учебно-методические пособия по экономической теории и прочие источники информации.

 

1.
Теория трудовой стоимости К. Маркса

Как известно, английские классики политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) впервые определили сущность стоимости. Трудовая теория стоимости - это теория, которая определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство. У У. Петти появилась идея, что стоимость определяется трудом вообще. По А. Смиту, стоимость товара создается в любой отрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д. Рикардо определял стоимость товара трудом, затраченным на его производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводил различий между конкретным и абстрактным трудом.

Лишь в трудах К. Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизводителей, понимание которой позволило ему разработать подлинно научную трудовую теорию стоимости. По К. Марксу, товар есть единство потребительной стоимости и стоимости. Товаром не может быть вещь, не обладающая стоимостью, точно так же не может быть товаром вещь, не являющаяся потребительной стоимостью. По К. Марксу потребительная стоимость - вещественное свойство товара, стоимость - общественное cвойство.

«Два свойства товара обусловлены двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Товар как потребительная стоимость создается качественно определенными видами труда, отличными от других своими целями, приёмами, применяемыми орудиями и результатами, которые являются конкретным трудом. В тоже время все виды конкретного труда имеют одну и ту же физиологическую основу - производительное расходование рабочей силы человека, что позволяет их рассматривать как труд вообще, абстрактный труд. Как потребительные стоимости, товары не могут быть приравнены друг к другу: будучи качественно разнородными, две различные потребительные стоимости количественно несоизмеримы. Но все товары содержат овеществленный к них труд, представляют собой как бы сгусток абстрактного труда, что делает их количественно соизмеримыми. В каждом товаре воплощена стоимость израсходованных факторов производства, как прошлый труд, и новая стоимость, как овеществленный живой труд. Количество затраченного на производство товара труда измеряется рабочим временем, но не индивидуальным, так как оно различно у каждого производителя, а так называемым общественно-необходимым: это время, за которое создается большая часть товаров данного вида при средних для данной экономической системы уровнях развития технологии, интенсивности и квалификации труда. Таким образом, величина стоимости товара определяется количеством абстрактного общественно необходимого труда, затрачиваемого на его производство.» [7, c. 52]

По К. Марксу «стоимость товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем, которое требуется для изготовления товара при наличии общественно-нормальных условии производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Использование косвенных измерителей через сопоставление с другими товарами иногда подвергается нападкам со стороны противников теории трудовой стоимости, хотя речь идет об определении стоимости не средним трудом, а трудом, обусловленным общественными условиями производства и реализации».

 

Теория предельной полезности

Период 60-70 годов XIX в. считается переломным моментом в развитии экономической науки. Именно тогда одновременно в трех школах, которые по месту возникновения называют австрийской, лозанской и кембриджской, сформировались теоретические основы неоклассического подхода. Его исходным пунктом и основой ориентации экономического анализа стала субъективная теория стоимости, разработанная на основе принципа предельной полезности.

Наибольшую известность и международное признание получила австрийская школа. Ее представителями являются австрийские экономисты Э. Бём-Баверк и К. Менгер.

Сторонники этой теории утверждают, что стоимость - это чисто психологическое явление, объясняемое «предельной», то есть наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Э. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живущего в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй - для улучшения питания, третий - для откорма домашней птицы, четвертый - для изготовления водки, пятый - для кормления попугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет определяться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности. «Ценность - это не отношение между людьми в процессе обмена, а отношение человека к вещи: человек даёт ту или иную оценку благу в зависимости от того, какую пользу оно ему приносит. Величина ценности благ определяется предельной полезностью - это полезность последней единицы каждого блага, то есть той, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность.» [7, с. 52]

Отсюда делается вывод - чем больше товаров, тем меньше их полезность для покупателя, тем ниже их стоимость. Стоимость (ценность) определяется степенью полезного эффекта определенного блага. При этом различалась объективная ценность (рыночные цены), которая существует независимо от сознания человека и субъективная. Субъективная ценность показывает, во сколько данный человек ценит ту или иную вещь с точки зрения своего благополучия. Ценность вещи, утверждает Э. Бём-Баверк, измеряется ее предельной пользой, то есть ценность определяется не полезностью каждого товара, а полезностью последней единицы запаса определенного потребительского блага. Предельная полезность зависит, таким образом, от запаса (редкости) блага и от интенсивности самой потребности в нем. Чем выше интенсивность потребности при данном запасе благ, - тем выше предельная полезность для индивида. Наоборот, чем больше запас блага при данной интенсивности, - тем ниже предельная полезность.

Э. Бём-Баверк выделяет три основных правила, которыми должны пользоваться участники процесса общественного обмена:

во-первых, обмен должен приносить выгоду (то есть благо, получаемое в обмен, обладает большой полезностью, чем отдаваемое);

во-вторых, каждый стремиться совершить сделку с большей для себя выгодой;

в-третьих, лучше совершать сделку с меньшей выгодой, чем вообще отказаться от обмена.

Эту проблему австрийцы представляют следующим образом. Рынок - это пункт, где сталкиваются интересы (оценки) продавцов и покупателей. (Напомним, что данная ступень абстракции не предполагает наличия производства и ни один из участников обмена не сопоставляет предлагаемую ему цену с затратами труда). У каждого их них имеется своя оценка реализуемого товара. Так покупатель лошади исходит из того, насколько ему нужна лошадь и какова ее полезность, а продавец из того, какой ущерб его хозяйству принесет продажа лошади. Иными словами, согласно этой теории, у каждого участника обмена - покупателя и продавца - имеются уже заранее выработанные субъективные оценки. Австрийская школа рассматривает рыночную цену как равнодействующую субъективных оценок продавцов и покупателей.

Определенное внимание в концепции австрийской школы отводится оценке производственных благ. Их ценность (стоимость) выводится из предельной полезности потребительских благ. Так, по Э. Бём-Баверку, не стоимость муки определяет стоимость хлеба, а наоборот, стоимость хлеба определяет стоимость муки, которая, в свою очередь, определяет стоимость пшеницы, ржи и т.д., то есть издержки производства получают ценность от своих продуктов. Ценность факторов, участвующих в производстве, носит, таким образом, производный, «вмененный характер».

«В итоге можно сделать вывод, что теория трудовой стоимости по К.
Марксу и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг
друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат
обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то второй -
теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных
факторов производства - труда, капитала, земли и т.д.» [5, с. 80]

 



2020-02-04 152 Обсуждений (0)
Теория предельной полезности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория предельной полезности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)