Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности восстановления и развития хозяйства республики после гражданской войны



2020-02-04 208 Обсуждений (0)
Особенности восстановления и развития хозяйства республики после гражданской войны 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Особенности восстановления и развития хозяйства республики после гражданской войны

Сущность и итоги новой экономической политики

Список литературы


Особенности восстановления и развития хозяйства республики после гражданской войны

 

После окончания гражданской войны первоочередной задачей для власти стало восстановление народного хозяйства и строительство новых хозяйственно-производственных отношений. Положение Беларуси было довольно плачевным, так как на протяжении 7 лет она была ареной боевых действий. Это сильно подорвало её экономику, производственную базу: больше половины всех заводов и фабрик были разрушены, промышленное производство сократилось практически в 5 раз, количество рабочих уменьшилось вдвое. Особенно пострадали те отрасли промышленности которые не были связаны с выполнением военных заказов. К примеру, из 17 стекольных заводов работал только один, а из 220 винокурен производством продукции могли заниматься всего 27. О масштабах упадка можно судить по тому что общий объём валового продукта составлял всего 15-20% от уровня предвоенных лет.

В сельском хозяйстве была практически такая же ситуация. Объём её продукции составлял меньше 50% от довоенных лет, количество лошадей и коров уменьшилось на 20-30 %, около 17% крестьянских хозяйств вообще не имели рабочего скота. Система продразвёрстки не способствовала заинтересованности крестьян в развитии своего хозяйства. Товарооборот между городом и деревнями стремительно сокращался. Возрастало недовольство жителей деревни политикой военного коммунизма.

Разруха, безработица, продразвёрстка, тяжёлое экономическое положение, насильственная конфискация зерновых - приводят к забастовкам рабочих и сопротивлению крестьян. Причиной данного экономического кризиса являлось то, что власть продолжала руководствоваться "военно-коммунистическими" методами управления, тогда как ситуация в стране изменилась и требовала новых решений и методов управления страной не в военное, а в мирное время.

В марте 1921 г. На Х съезде РКП (б) была принята новая экономическая политика. Переход к НЭП был попыткой совместить социалистические принципы управления экономикой государственных предприятий, в основном транспорта и промышленности, с экономическими законами, использовать частный капитал в интересах социализма. Она была рассчитана на переходный период от капитализма к социализму, на вытеснение капиталистических элементов и построения экономической основы социализма.

Одной из основных мер являлась отмена продразвёрстки, и замена её на натуральным налогом. Налог был меньше развёрстки и устанавливался на начало полевых работ. В начале он составлял примерно 20% от собранного крестьянами продукта, это было почти в 2 раза меньше чем по продразвёрстке. Потом налог был снижен ещё на 10% и с первого января 1924г. собирался только червонцами в размере около 5% от дохода крестьянского хозяйства. Так же налог был дифференцируемым в зависимости от наличия скота, урожайности земли, для тех хозяйств которые увеличивали посевы важных культур предусматривались льготы. Бедные хозяйства освобождались от налогов, в то время как зажиточные и кулацкие хозяйства облагались повышенным налогом.

Крестьянин смог сам выбирать способы обработки земли и получил гарантию землевладения. В 1921-1922 было проведено распределение земель среди крестьян. В первую очередь ею обеспечивались безземельные и малоземельные. В результате крестьянство получило на 1.3 млн. десятин земли больше, чем имели до 1917 года. В 1923г. земельный кодекс БССР закрепил национализацию земли. Законными признавались как сельскохозяйственные артели, общины, так и индивидуальные хозяйства. Право пользования землёй предоставлялось всем кто обрабатывал её без применения наёмного труда, оно закреплялось за ними в постоянное пользование. Однако позволялось сдавать землю в аренду и использовать наёмный труд, при условии что члены семьи нанимателя тоже работают. Срок аренды ограничивался, однако поощрялось создание сельскохозяйственных коопераций. В июне 1924г. в БССР было 803 кооперативных товарищества, в 1925 - уже 1348, в которых состояло около 134 тыс. человек. Высшими формами кооперации были товарищества по совместной обработке земли (ТОЗ), коммуны и сельхозартели.

Крестьяне получили право распоряжаться продукцией которая осталась у них после уплаты налога, и могли продавать её на рынке. Торговля стала рассматриваться как основная форма экономических отношений между промышленностью и сельским хозяйством. В начале позволялось обменивать излишки только на частную и фабрично-заводскую продукцию через кооперативные организации, на рынках и базарах. Однако эта попытка ограничить частную торговлю местными рынками и натуральным обменом не принесла результата, поэтому с мая 1921 г. было разрешено продавать и покупать сельскохозяйственную продукцию которая осталась после уплата продовольственного налога.

В годы НЭП существовало три вида торговли: государственная, частная и кооперативная. Все они открыто конкурировали. В розничной торговле наиболее активными были частники, в оптовой торговле лидировало государство, а кооперативы занимались и тем и тем.

Теперь рассмотрим промышленность республики и её состояние во время НЭП. Переход на НЭП занял в ней половину 1921 г. и весь 1922 г. Важнейшими задачами были изменение управления производством, повышение производительности труда, прибыльности и рентабельности предприятий.

Государство стало поддерживать мелкие и средние частные и кооперативные предприятия, способные быстро ликвидировать товарный голод и расширить товарооборот между городом и деревней, отменила декреты которые ограничивали их деятельность. Кооперации получили права юридических лиц и могли использовать наёмный труд, получать кредиты. Начали сдаваться в аренду национализированные предприятия, которые в гос. секторе оказались нерентабельными. При аренде приоритетом пользовались кооперативы, хотя была возможность сдачи в аренду и частному лицу. Договоры заключались обычно на срок от 2-х до 5-ти лет, а арендная плата бралась в виде процента от выпущенной продукции. Так же разрешалась аренда предприятий иностранными фирмами в виде концессий.

Радикальным изменениям подверглось управление государственными предприятиями: главки были упразднены, а вместо них были созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий. Предприятия получили полную финансовую независимость и даже могли выпускать ценные бумаги. Всесоюзный совет народного хозяйства (ВСНХ) и СНХ Беларуси не могли вмешиваться в текущую работу трестов, они стали выполнять роль координирующего органа.

После того как предприятия выплачивали обязательные взносы в бюджет государства сами отвечали за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использовали прибыли и оплачивали убытки, т.е. перешли на хоз. расчёт. Это позволило отойти от практики государства поддерживать убыточные предприятия и решать какие предприятия останутся в государственной собственности.

Появились синдикаты - объединения трестов на основе кооперации. Они занимались сбытом, обеспечением, кредитованием, внешнеэкономическими операциями. Таким образом они монополизировали рынок в каждой конкретной отрасли промышленности и сконцентрировали у себя основную часть оптовой торговли.

На предприятиях были ликвидированы обязательная рабочая повинность и некоторые ограничения по перемене рабочего места. Материальное стимулирование рабочих было полностью зависимо от доходности предприятия. Обновлялась денежная оплата труда, осуществлялся переход к новой тарифной политике, которая базировалась на принципе сдельной оплаты труда, снимались ограничение на рост оплаты при росте производительности.

В 1922 году на территории республики действовало 277 промышленных предприятия, в том числе 17 объектов металлопромышленности, 55 деревообрабатывающей, и 87 - пищевой. Мелкие предприятия отдавались в аренду, однако в целом количество арендованных предприятий было невысоко.

Восстановление промышленности происходило при помощи других советских республик. Особенное значение имели экономические отношения с РСФСР, так как предприятия Беларуси получали из Москвы станки и оборудование, а Украина поставляла сырьё, газ, метал и топливо.

Однако успех первых годов НЭПа и неправильная ценовая политика государства привели к кризису сбыта, была очень большая разница между стоимостью промышленной и сельскохозяйственной продукции. В 1923 г. цены на промышленную продукцию были почти в 5 раз выше цен на сельскохозяйственную. Таким образом государство рассчитывало получить от крестьян деньги на обновление крупной промышленности, однако эти меры не оправдались. Из-за такой разницы крестьяне практически перестали покупать промышленную продукцию. Это обострило финансовый кризис. Предприятия остро нуждались в деньгах. Что бы покупать сырьё, выплачивать зарплату. Всё это нередко приводило к тому что они стали сокращать объёмы производства и даже закрываться. В стране стала расти безработица. В 1923 г. количество безработных в БССР варьировалось от 5 до 9 тыс. человек.

Особенно тяжело переживало это время промышленность Витебской губернии. Из-за недостатка оборотных средств на некоторых предприятиях зарплата выдавалась не деньгами а собственной продукцией. Коллективные договоры о размерах заработной платы заключались не из расчёта материально-денежных средств того или иного предприятия, а из требований рабочих. Поэтому уже в начале 1923 г. средства от продажи продукции не могли компенсировать зарплату и стоимость сырья. А это в свою очередь приводило к тому что зачастую товары продавались даже намного ниже себестоимости.

Что бы преодолеть кризис принимались меры по снижению себестоимости продукции, цен на товары, уменьшения накладных расходов, улучшалась деятельность управления предприятий. Что бы устранить частного посредника в торговле синдикатам предписывалось продавать продукцию сразу кооперативам. Предприятия получили большую независимость, наводился порядок в делопроизводстве и была введена единая система калькуляции.

Эти меры были оказались успешными и в результате возникли условия которые позволяли снизить стоимость товаров. В феврале 1924 г. Совет Труда и Обороны СССР утвердил указ "О снижении цен". Так же с целью контроля над рынком и его государственным регулированием был создан Народный комиссариат внутренней торговли, увеличились права государственных органов по нормированию цен, усилился контроль за частной торговлей. А на некоторые товары установили фиксированную цену. Что бы увеличить объём сельскохозяйственной продукции было решено собирать натуральный налог деньгами (о чём упоминалось ранее), увеличилась аренда земли и наём рабочей силы. Так же возобновился вывоз пшеницы за границу.

-1924 годы стали переломными в обновлении промышленности БССР. Конечно в улучшении её работы сыграли свою роль и меры направленные на ускорение темпов роста производительности труда и регулирование заработной платы рабочих. Однако так же повлияло то что на этот период пришлись капитальные ремонты и переоборудование большинства предприятий, старое оборудование заменялось новым. Так объём работ по капитальному ремонту на предприятиях СНХ Беларуси составил около 573.5 тыс. рублей, а в 1924-1925 г. около 70% ассигнований пошло на приобретение нового оборудования. Ускорился темп восстановления, было восстановлено и построено множество новых фабрик, заводов и электростанций. В это время в республике стало действовать 40 электростанций.

Количество цензовых предприятий в это время увеличилось с 277 до 352, причём к 1926 г. государственный сектор цензовой промышленности выпускал около 97% всей продукции.

К 1926 г. восстановление крупной промышленности на территории Беларуси было завершено. Мелкая промышленности и ремесленно-кустарное производство в БССР составляли 62% к уровню 1913 г.

В области финансов большое значение отдавалось стабилизации рубля, который после войны практически обесценился. С этой целью были предприняты 2 деноминации денежных знаков. В 1922 года были выпущены новые денежные знаки, так называемы совзнаки. Один новый рубль соответствовал 10 тысячам дореформенных, вторая деноминация была проведена в 1923 г.1 рубль реформы 1923г. равнялся 100 рублям образца 1922 или 1 миллиону дореформенных рублей. Однако эти меры не смогли удержать общую тенденцию к падению рубля. Тогда в конце 1922 года Госбанк выпустил новые денежные знаки - червонцы, которые обменивались на золото. Таким образом возникло две денежные системы: твёрдый червонец который обменивался только на золото и обесцененные совзнаки выпуска 1922-1923 г.

В феврале 1924г. реформа была завершена. Выпустили новые денежные знаки номиналом 1, 3 и 5 рублей, которые были обеспечены золотом. А также серебряные и медные разменные монеты. Был проведён обязательный обмен старых денег на новые по курсу 1 новый рубль - 50 тыс. рублей совзнаков образца 1922-1923 г. или 50 млрд. рублей которые были до деноминации.

Был сбалансирован бюджет и запрещена денежная эмиссия для покрытия расходов государства. В 1921 г. был обновлён Госбанк и созданы специализированные банки, которые конкурировали между собой. Одни и те же предприятия и тресты могли получать кредиты одновременно в разных банках и всегда могли обращаться за кредитом любой банк по своему выбору.

На территории Беларуси сеть кредитных предприятий состояла из Всебелорусского отделения Госбанка и его 9 филиалов в областных центрах, Белорусского отделения Промбанка в Минске с филиалом в Витебске, Белорусского отделения Коммерческого банка в Минске, Белорусского коммунального банка в Минске, семи товариществ совместного кредитования, Белсельбанка с тремя отделениями в Бобруйске, Минске и Слуцке, а так же трёх товариществ сельхозкредита. Были отменены ограничения на суммы вкладов, которые могли делать граждане и организации в сбербанках. Вклады в сберкассах не могли быть конфискованы и должны были выплачиваться вкладчикам по первому требованию. Так же гарантировалась тайна вклада.



2020-02-04 208 Обсуждений (0)
Особенности восстановления и развития хозяйства республики после гражданской войны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности восстановления и развития хозяйства республики после гражданской войны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)