Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Предыстория и предпосылки экуменического движения



2020-02-04 136 Обсуждений (0)
Глава 1. Предыстория и предпосылки экуменического движения 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Ойкумена, Экумена (греч. oikumene), обитаемая часть суши, включающая все заселенные, освоенные или иным образом вовлеченные в орбиту жизни общества территории. Впервые описание ойкумены встречается у древнегреческого ученого Гекатея Милетского (6-5 вв. до н. э.), включавшего в понятие "ойкумена" известную грекам часть Земли с центром в Элладе.

Несмотря на давнее употребление термина "экуменизм", нет оснований утверждать, что сегодня есть нормативное его употребление. "Экуменизм" представляется определенная идеология, практика, традиция и нормы, как во всяком, отмеченном этим суффиксом - «изм» направлении мысли, философии, политики или идеологии. Поэтому некоторые современные богословы и церковные деятели предлагают говорить не об "экуменизме", но уже - об "экуменическом движении". Еще проще говорить о христианском единстве.

Действительно, в ряде случаев это упрощает задачу и позволяет избежать двусмысленностей и настороженности приверженцев традиционного языка. Однако проблема этого феномена, обозначаемого словом "экуменизм", не исчезает. Наряду с конкретными формами движения, соответствующими организационными структурами и прочими формальными элементами существует в сознании сегодняшних христиан (и не только христиан) некая установка, совокупность представлений и, можно даже сказать определенная система ценностей, связываемых с этим понятием. Можно говорить об определенном аспекте христианской культуры, обозначаемом понятием "экуменизм". Поэтому представляется полезным выделить основные направления словоупотребления и выяснить, насколько соответствующие идеи укоренены в историческом опыте Церкви, органичны ли они, являются ли естественным и очевидным ответом Церкви на вопрошание мира. Здесь важно также осознать, насколько легко усваивается массовым церковным сознанием та или иная идея, какие круги членов Церкви восприимчивы к церковным творческим инициативам.

Встречается также понятие "широкий экуменизм". Оно употребляется для обозначения межрелигиозных взаимоотношений. Но, строго говоря, если это особо не оговаривается, естественно понимать под экуменическим движением, прежде всего, внутрихристианские поиски единства. Если же словом "экуменический" характеризуется личность в смысле определенной ее открытости и доверия в диалоге, то оно употребимо и в широком смысле. Межрелигиозный диалог христианство ведет тоже давно.

Данная контрольная работа предполагает не только разобраться с самим этим понятием, но наиболее четко и ясно представить, что несет экуменизм. Особо рассмотрен во второй главе, вопрос участия Русской Православной Церкви в этом движении.


 

Глава 1. Предыстория и предпосылки экуменического движения

 

В течение многих веков Восточная и Западная Церкви живут едва ли не в полном разрыве друг с другом. Но мы всегда должны помнить, что преграды, лишившие их возможности понимать друг друга, и взаимные обвинения выросли из того, что являлось первоначально общим стремлением. Восток и Запад могут встретиться и найти друг друга, только если они вспомнят свое изначальное родство и единство в прошлом. Христианское единство продержалось не долго, или скорее никогда и не было достигнуто вполне. Тем не менее, есть повод говорить о неразделенной Церкви первого тысячелетия. Все это время в вопросах веры царило такое широкое единодушие, такая общность стремлений, каковых не было уже в последующие времена. Люди были убеждены в том, что находящиеся в конфликте стороны все еще принадлежат к той же самой Церкви, в том, что этот конфликт не более, чем легкое отчуждение, вызванное неким прискорбным недоразумением. Раскол Церкви вызвал неприятие всех, кто имел к этому отношение, а разделение, став свершившимся фактом, стало распространяться болезненно и трагически. Путь неизбежному разделению между Востоком и Западом был приуготовлен распадом единого духа и ощущения взаимной ответственности в едином Теле Церкви. Когда единство было нарушено окончательно, все это не имело уже такого значения - как потому, что прежнее согласие по некоторым вероучительным вопросам не могло быть достигнуто вновь, так и потому, что самое сознание единства было уже расколото. Восток и Запад всегда были различны, но это не мешало, ни свт. Иерониму в Палестине, ни свт. Афанасию в его западной ссылке чувствовать себя как дома. Однако различия распространились до такой степени, что воспоминания об общем прошлом постепенно стирались и, наконец, исчезли совсем, а христиане стали жить, довольствуясь своими обособленными и неполноценными мирами, принимая их за кафолическое единство.

Разделение это было до некоторой степени и географическим, - вопрос буквально востока и запада. Отчасти это явилось и вопросом языка. Греческий был как универсальным языком всего Средиземноморья, общим уделом цивилизации, так и языком христианской мысли и экспрессии. Однако и этот фактор единства ослаб, когда греческий стал основательно забываться на Западе. Даже блаж. Августин знал его не в совершенстве. Переводы греческих христианских классиков на латынь были редки, латинских же классиков на греческий - еще реже. А вышедшие на сцену истории новые варварские народы оказались не в состоянии усвоить больше, чем ничтожную часть традиций классического прошлого. Когда же наступило, наконец, культурное возрождение Запада, спасена была лишь незначительная доля греческого наследия, а живая связь с единым прошлым церковного мира была разорвана. И стало два мира, едва ли не совершенно закрытых один для другого. Разделение повлекло за собою и конфликт между "старым" и "новым". Византия пошла по прежнему своему пути. Запад, восстанавливая свои интеллектуальные силы, совершенствовал новый метод и категории мышления; под влиянием мощного философского роста в ХIII веке западное христианское мировоззрение приобрело свой окончательный вид. Между старым, святоотеческим, и новым, схоластическим, подходами пролегла огромная пропасть. Восточному христианству объединение представлялось наложением византинизма на Запад; для западного - латинизацией Востока. Каждый мир предпочел идти своей собственной дорогой; западные христиане - пренебрегая греческой святоотеческой традицией, которая забывалась все сильнее и сильнее; греки - не принимая во внимание ничего того, что произошло на Западе со времен раскола. Во всех экуменических встречах сегодня величайшей трудностью является восстановление единства мировоззрения. Папские претензии выступают главной причиной раскола, и действительно являются все тем же препятствием, к какому бы то ни было сближению. Но, претензии эти не должны рассматриваться вне их отношения к политическому аспекту. Все христиане были согласны с тем, что должно существовать вселенское христианское государство. Было вполне естественным отождествить Церковное Тело с единственным существовавшим тогда "всемирным" государством - Римской империей. Спорным оставался лишь вопрос о том, где должно искать средоточие власти этого государства. Константин перенес центр в Византию; Запад же утверждал, что в 800 г. от Р.Х., с коронацией Карла Великого, состоялось новый переход империи, и что теперь весь христианский мир вновь должен управляться из Рима. Это было тем самым распространением схизмы (т.е. раскола) из сферы богословской, в сферу общественную и политическую, которое продемонстрировало, насколько далеко и безнадежно она зашла. экуменический церковь восток запад

Византийская империя слабела и в итоге исчезла окончательно; Запад процветал и усиливался. Вследствие этого, Запад стал склонен рассматривать свое христианство как нормальное христианство и относиться к классической святоотеческой традиции Востока как к экзотической или даже заблуждающейся культуре. Византия же, либо молча игнорировала это, либо относилась к Западу враждебно. Этот ее взгляд не был безоснователен. Столетия турецкой зависимости прискорбно помешали развитию восточно-христианского мира. Почтение же к традиции легко обратить в косный архаизм. Время от времени Византия впадала в спячку. Но Византия, оставаясь символом подлинной христианской традиции, соединенная неразрывной преемственной связью с мироощущением апостольского века, была все еще чутка в вопросах духа. Восстановление подлинно вселенского единства станет возможным только посредством взаимного переосмысления друг друга Востоком и Западом, и обширного синтеза, попытки коего уже предпринимались, но никогда не были воплощены вполне. Даже после Реформации политический момент сыграл огромную и далеко не полезную роль. Суть отклонения пребывала все-таки в самом существе Запада. Участники конфликта мыслили в терминах двух враждующих лагерей; желание "обратить в свою веру", склонность налагать свое мироощущение на другой мир были еще слишком сильны. Переговоры обычно касались частностей, а не основных спорных вопросов. И только в ХIХ веке новое понимание истории сделало возможным более сочувственное отношение к сближению. На передний план были вынесены подлинно богословские вопросы, и стало предельно ясно, что проблема христианского единства представляет собою, прежде всего, проблему учения о Церкви. И хотя не было найдено практических способов разрешения ситуации, все же, по крайней мере, интересы склонялись к тому, чтобы сделать встречу плодотворной, а экуменические переговоры - надеждой на вселенское ее осуществление.

 



2020-02-04 136 Обсуждений (0)
Глава 1. Предыстория и предпосылки экуменического движения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Предыстория и предпосылки экуменического движения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (136)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)