Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV . СВЕДЕНИЯ О ПЕРВОБЫТНОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ



2020-02-04 123 Обсуждений (0)
IV . СВЕДЕНИЯ О ПЕРВОБЫТНОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольная работа

Философия древней медицины

г.


ПЛАН

 

I. Задача философии на этапах развития

II. Мировоззрение и медицина

III. Магия как единство «теоретического» и практического отношения» к миру

IV. Сведения о первобытном образе жизни

V. Состояние медицины в древнейшие времена

. Философия в древнеиндийской медицине

. Отличие индийской философии от греческой

VI. Греческая философия

. Логика Аристотеля

. Причинность во взглядах Аристотеля

VII. А.Л. Чижевский о периодичности эпидемических заболеваний

VIII. Успехи древнегреческой медицины

IX. Стремление древнегреческих врачей, ориентированных на философию, отыскать единую субстанцию болезней

X. Антиномия эмпиризма и натурфилософии в античной медицине

Литература


I . ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ НА ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ

 

Перед философией на всех этапах ее развития стояла задача на основе всей совокупности научных знаний воссоздавать историю и умственную картину известной нам части Вселенной и формулировать общее понимание мира. Картина мира в каждую конкретную эпоху детерминирована как действительностью, выделяемой в качестве предмета исследования, так и исторически установившимся способом умственного видения мира. Этот последний, однако, есть не бесстрастное фотографирование событий, а способ интеллектуального освоения мира, направляемый конкретными жизненными задачами, стимулами, исходящими из общественных движений и классовой борьбы, страстями и устремлениями людей, поисками идеалов счастья, свободы и красоты, отношениями человека с природой.

 


II . МИРОВОЗЗРЕНИЕ И МЕДИЦИНА

 

Мировоззрение как обобщенная форма отношения человека к миру всегда так или иначе проецировалось на область медицинской практики (а на более поздних этапах развития медицины в еще большей степени и на область теории). Реконструкция древних форм медицины возможна скорее не на основе палеонтологических и археологических находок, а на основе косвенных свидетельств: изучения медицины в современных изолированных от цивилизации племенах. Лечение больного в таких племенах сопровождается множеством церемоний, которые при ближайшем рассмотрении играют не только культовую, магическую, но и, несомненно, психотерапевтическую роль. Исцелитель устраивает своеобразные представления, призывает богов для изгнания из больного тела злых духов. Как правило, только заклинаниями дело не кончается, для лечения используется множество трав. Тем не менее не следует в сложном ритуале лечения видеть лишь шарлатанство, связанное с невежеством диких племен. Процедура заклинаний и даже фантастические наряды и движения исцелителя усиливали моральное и психологическое воздействие на больного, способствуя его выздоровлению. До сих пор традиционная медицина в Тропической Африке сочетает применение терапевтических средств с психологическим лечением, основанном на особом мировоззрении пациента.

 


III . МАГИЯ КАК ЕДИНСТВО «ТЕОРЕТИЧЕСКОГО» И ПРАКТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ

 

Своеобразным единством «теоретического» и практического отношения к миру была магия. Л. Леви-Брюль характеризует «теоретическую» форму магии как паралогическое мышление. Известно, что концепция Леви-Брюля содержала существенные ошибки, в том числе идеалистического толка, однако он убедительно доказал, что на ранних этапах развития человечества магия представляла собой не просто серию логических ошибок, но качественно определенный способ мышления.

Мистическое (по терминологии Леви-Брюля - паралогическое) мышление представляло болезнь как вторжение злой силы, которая проникает в человека и мучает его. Злая сила может исходить не только от пищи, местности, но и от фетишей, врагов, колдунов. Отсюда понятно стремление лекарей установить не столько реальную причину болезни, сколько ту таинственную силу, которая вызвала недуг. В лечении болезней центральной фигурой становился шаман, знахарь или колдун, способный непосредственно обращаться к злым и добрым духам. Требовалось, прежде всего, воздействовать на таинственные силы, ибо «не тело, не видимые органы заключают в себе причину недуга, это душа или дух поражены ею; незачем, поэтому заниматься наблюдением видимых симптомов». Магия подразумевает господство духа над природой, превосходство духа колдуна, шамана над силами природы. Дикие племена Африки, галла и гага, были убеждены, что никто не умирает естественной смертью, ибо дух сильнее сил природы. Обычай убивать больных и стариков соплеменниками Гегель объясняет представлением о предпочтительности смерти от руки друга, а не от неизвестной природы. У некоторых народов распространены вера в то, что все погибнет, если верховный жрец умрет естественной смертью, поэтому его убивают при первых же признаках болезни или слабости; если же жрец умирает от болезни, то они думают, что кто-то убил его при помощи колдовства.

 


IV . СВЕДЕНИЯ О ПЕРВОБЫТНОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

 

Каждая эпоха развития человечества, каждый этап в развитии отдельных народов имеют свое неповторимое лицо, отраженное в зеркале медицины. Первобытный образ жизни, естественно, порождал множество болезней, связанных с отсутствием санитарно-гигиенической культуры: одежда менялась несколько раз в жизни, тело и жилище не отличались чистотой и с человеком сосуществовали насекомые и животные - разносчики болезней. Ископаемые остатки свидетельствуют о пагубном влиянии на сохранение зубов именно плохо приготовленной пищи: зубы стачивались вплоть до десен, даже у двенадцатилетних подростков часто происходило полное разрушение жевательной поверхности зубов. Между тем подобные утверждения нельзя считать достаточно обоснованными. О самых ранних этапах развития человечества имеется лишь скудный эмпирический материал, позволяющий делать гипотетические выводы о состоянии врачевания в доисторические эпохи. Можно предположить, что человек, не выделившийся еще из природы, унаследовал от своих предков и интуитивно-эмпирический опыт лечения, изменившийся, а во многом и утраченный по мере развития человеческой культуры. Первобытный человек страдал от болезней, унаследованных от обезьяноподобных предков (фрамбезия, малярия) в дальнейшем все большее значение приобретали болезни, обусловленные новым образом жизни и новыми взаимодействиями человека и природы. Распространение эпидемических заболеваний в меньшей мере было свойственно первобытному обществу, чем дальнейшему развитию человечества, связанному с появлением первых городов с плохим водоснабжением и канализационной системой.

Социальную основу болезней наиболее рельефно можно выделить как раз в исторической эволюции эпидемических заболеваний. Эпидемии с древнейших времен уносили количество жертв, несопоставимое с потерями людей даже в войнах новейшего времени. Одно из первых описаний болезни, которую можно диагностировать как чуму, поражает своими масштабами. Так называемая «юстианова чума», разразившаяся в эпоху сравнительно высокого развития медицины в 542 году в Нижнем Египте и быстро распространившаяся по всему Египту, Сирии и другим странам, ежегодно поглощала до десяти тысяч жертв. Локализация чумы в Константинополе в силу целого ряда социальных причин оказалась невозможной, и болезнь распространилась по Европе. Летальность во время чумы при легочной форме достигала 100%.

 




2020-02-04 123 Обсуждений (0)
IV . СВЕДЕНИЯ О ПЕРВОБЫТНОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV . СВЕДЕНИЯ О ПЕРВОБЫТНОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (123)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)