Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии.



2020-02-04 147 Обсуждений (0)
Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основные философские проблемы: мир, человек и отношение человека к миру.

Для того, чтобы выражать действия, свойства, состояния, человек должен “отработать” способ обозначения своей принадлежности, равно как и других объектов, к окружающему миру. Наши представления о бытие исходят из нашей повседневной практической жизни. Бытие – это весь мир в целом. К понятию “бытие” нельзя применить никаких атрибутов, потому что она максимальная абстракция. Абстрагировать – значит лишать свойств. В данном случае выделяется только одно свойство – существование. Эта отправная точка философского осознания мира может быть выражена формулой: “Быть или не быть – вот в чем решение вопроса”.

Парменид был одним из первых, кто стал разрабатывать концепцию бытия в древнегреческой философии. Мир он делит на две части: изменчивую и вечную. Именно вечная является истинным бытием, причем бытие и мысль о нем тождественны.

У Гераклита подход к осознанию бытия другой: оно является неразрывно становящимся, изменяющимся, чувственно воспринимаемым миром.

Демокрит отождествляет бытие с простым, понимая под ним атом как наименьшую неделимую частицу. Атомов бесчисленное множество, они разделены пустотой. Пустота, или небытие, непознаваема, познаваемо лишь бытие.

Платон видит в бытие то вечное и неизменное, что познается разумом.

Аристотель называет сущностью индивидуумы, виды же – вторичные сущности.

Средневековая философия утверждает одно абсолютное начало – бога. Он и является истинным бытием, что полностью согласуется с ветхозаветным: “Я есмь сущий”.

17-18 вв. – время бурного развития науки и техники и нового понимания бытия. Оно рассматривается материализмом как физическая реальность, противопоставленная человеку. Этот недостаток преодолела немецкая классическая философия, которая увидела в бытие различные формы деятельности субъекта.

Человек – биологический вид. Человеку свойственны некоторые признаки. Говоря о человеческой жизни, мы непременно связываем себя с одной из самых сложных философских проблем – проблема ее смысла. Понятие ценности жизни и ее смысла очень близки, но не взаимозаменяемы. Рано или поздно создается впечатление, что жизнь является средством для достижения какой-то цели. Смысл, таким образом, означает включение чего-то осмысливаемого в нечто более обширное, связанное с ним. Проблема смысла жизни имеет напряженное и даже драматическое звучание, потому, что ее решение для каждого человека определяет его жизненный вектор. В решении этой проблемы жизнь с особой очевидностью обнаруживает свою противоположность – смерть. Смерть рано или поздно обозначает конец существования личности. Однако, понимание блага смерти едва ли поможет кому-либо спокойно ожидать конца своей единственной жизни. Именно поэтому человек искал и ищет путь к бессмертию.

Традиционным средством приобщения к вечности и спасения своего уникального “Я” является принятие идеи бога. Тем не менее, множество людей ищут более зримый, реальный способ продления своего существования. На этом пути человеку удается оставить материальный след своей жизни, передать свои идеи будущим поколениям. При таком взгляде на судьбу отдельного человека она выглядит как составляющая судьбы человечества в целом, и биологический конец жизни в этом случае не означает конца социального существования личности.

Деятельность – специфический человеческий способ отношения к миру, который представляет собой процесс целенаправленного преобразования окружающей реальности и ведет к самоизменению человека. При этом непременным условием протекания деятельности является процесс человеческой коммуникации.

На протяжении длительной истории развития философия лишь постепенно обретала свой предмет, выявляя круг проблем, специфичных именно для данной науки. Часть вопросов, первоначально входивших в общее нерасчлененное знание о мире, вычленялись затем в самостоятельные области знания, и на этой основе формировались конкретные естественные науки. Этот прогрессивный процесс был закономерно обусловлен тем, что в самой действительности существуют различные формы движущейся материи. Каждая из естественнонаучных или общественных дисциплин как раз и исследует законы каких-то конкретных сторон или областей природы и общества и тем самым служит человеческой практике. Но материальный мир – это не простая сумма разнообразных природных и общественных структур. Подобно тому как, например, отдельные физические объекты подчиняются общим физическим законам, так и различные стороны природного и общественного бытия подчиняются наиболее общим законам. Наличие такого рода всеобщего как раз и было объективной основой формирования философского знания и постепенного отделения от него знания частнонаучного. Поэтому многие философы были одновременно и естествоиспытателями и часто включали в свои системы конкретный естественнонаучный материал. Философия с самого начала складывалась как наука о всеобщем, хотя знания о нем выделялись не сразу и первоначально тесно переплетались со сведениями более частного характера. Аристотель выводил науки из любознательности, а занятия философией объяснял мудростью, присущей лишь немногим. На самом же деле не только конкретные науки, но и философия всегда были связаны с практикой. Живя в обществе, практически взаимодействуя с другими людьми, человек строит свое поведение в соответствии с собственными представлениями о добре, зле, долге, идеалах и так далее. Характер этих представлений зависит в конечном счете от того, каким образом решает он для себя вопросы: что же такое мир как нечто целостное, единое и каково место человека в нем? Философия как раз и осмысливала эти вопросы и тем самым помогала человеку в познании и практическом преобразовании мира.

Постепенно в философии сложились три взаимосвязанных между собой раздела: онтология – учение о наиболее общих принципах бытия и отношении человека к этому бытию; гносеология – теория познания, сформировавшаяся несколько позже антологии и на ее основе; философия истории – учение о наиболее общих принципах, законах, причинах, лежащих в основе общественной жизни и исторического процесса. Философия уже на самых ранних этапах поставила вопрос о природе общества и способах его изменения. К философии истории примыкали, а порой и сливались с нею такие философские науки, как этика и эстетика.

Онтологию, гносеологию и философию истории объединяло то, что все они в конечном счете были подчинены задаче изучения человека и мира. Философию всегда интересовал не мир сам по себе, а в связи с человеком. Поэтому в определенном смысле философию можно назвать наукой о человеке и его месте в мире, о том, как он познает этот мир, как относится к обществу и другим людям. Сам характер такого осмысления зависел от исторических условий, социальной позиции философа и поэтому менялся от эпохи к эпохе.

Возникнув как наука о всеобщем, философия лишь постепенно вычленяла, выкристаллизовывала свой собственный предмет, осознавала его особенности и связь с предметом исследования конкретных наук.

Предметом философии являются наиболее общие законы бытия и развивающейся на его основе практической и познавательной деятельности.



2020-02-04 147 Обсуждений (0)
Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)