Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль личности в формировании эстетического мироотношения



2020-02-04 137 Обсуждений (0)
Роль личности в формировании эстетического мироотношения 0.00 из 5.00 0 оценок




В истории культуры восприятие красоты всегда вызывало противоречивые, нередко полярные суждения. Известно, что один и тот же человек в разные периоды своей жизни может иметь противоположные аксиологические приоритеты. Такая метаморфоза произошла с Л.Н. Толстым. «То, что прежде казалось мне хорошо, показалось дурно, и то, что прежде казалось дурно, показалось хорошо… Добро и злое переменилось местами».[4,83]

Более того, красотой не только восхищались, возлагая на нее надежды по спасению мира, но и подвергали осуждению, старались разоблачить. Серьезные обвинения в адрес прекрасного выдвигал Л.Н. Толстой. Он был убежден, что «понятие красота не только не совпадает с добром, но скорее противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий. Чем больше мы отдаемся красоте, тем больше мы удаляемся от добра». Не случайно в одном из своих стихотворений Ш. Бодлер вопрощает:

 

Ты рождена от звезд или пришла из ада?

О красота, ответь: ты бес иль божество?

Ты к злу или добру влечешь…[4,83]

 

Что же срывается за этой двойственностью, противоречивостью в восприятии гармонии?

Известно, что гармония конкретного явления включает широкую гамму как внутренних, так и внешних особенностей, качеств, которые далеко не всегда совпадают. Поэтому способность к эстетическому восприятию означает оценку предмета в единстве формы и содержания, сущности и явления, особенного и всеобщего, частного и универсального. Так рождается поэтическое видение мира.

Вот почему процесс восприятия красоты предусматривает неразрывное единство чувственного и рационального, интуитивного и логического отражения действительности. Эти уровни постижения гармонии, грани эстетического восприятия взаимообусловлены, хотя и обладают относительной самостоятельностью. Если чувственному опыту отводится важное место в научном познании, то для эстетического восприятия значение принципа наглядности, непосредственно погружение в мир форм, цветовых гамм, звуков, открывающих неисчерпаемые оттенки внешнего бытия, несоизмеримо возрастает. Тем более, что о чувственном отражении все больше утверждается мнение как о сложном поисковом механизме, когда ощущения и восприятия являются необходимым фундаментом для развития эстетических представлений об окружающем мире. Как заметил американский философ Н. Гудмен, чистый факт и незаинтересованный глаз – просто мифы. Глаз отбирает, отталкивает, организует, ассоциирует, классифицирует, анализирует и конструирует. Он не столько отражает, сколько собирает и разрабатывает. Не случайно уже Леонардо да Винчи считал, что потерять глаза, значит «потерять красоту мира… Глаз, посредством которого красота Вселенной отражается созерцающими, настолько превосходен, что тот, кто допустит его потерю, лишит себя представления обо всех творениях природы… Кто потеряет глаза, тот оставит душу в мрачной тюрьме, где теряется всякая надежда снова увидеть солнце, свет всего мира». [4,85]

Особая роль чувственного аспекта в эстетическом восприятии в отличие от научного познания диктуется тем, что эстетический объект всегда интересен своими оттенками, многообразными проявлениями. И даже обладая развитыми формами познания, человек связан с внешним миром через ощущения, так как предметы и явления находятся в непрерывном процессе взаимодействия, возникновения, развития, исчезновения.

Например, один и тот же пейзаж никогда не бывает неизменным, застывшим. Его создают и беспрерывно меняют игра света, движение ветра, облаков, снега, дождя, птиц. «Если бы красота в действительности была неподвижна и неизменна, «бессмертна», как того требуют эстетики, она бы надоела, опротивела бы нам. Живой человек не любит неподвижного в жизни; потому никогда не наглядится он на живую красоту…». [4,86] Источником красоты мира является сама жизнь как вечное обновление, как река, в которую никому не дано войти дважды и которая в своем течении каждое мгновение всегда другая.

Поэтому, когда в науке абстрагируется общее, существенное, универсальное, полнота бытия исчезает, уникальное многообразие под воздействием унификации разрушается и эстетическое переживание угасает, лишаясь богатства конкретной почвы. И, значит, эстетические объекты обладают важнейшей особенностью, которая не фиксируется рациональным познанием – это их неисчерпаемая многоликость, порождающая эмоциональную насыщенность, что особенно ярко проявляется в художественном творчестве. Красота выражает соотношение всего многообразия сторон конкретного явления. Уже поэтому наука никогда не сможет вытеснить искусство, как предсказывал Гегель, ибо человек не согласится на угашение многообразной эмоциональной жизни, ограничение утонченных душевных переживаний, благодаря которым только и модно ощутить неисчерпаемую глубину и притягательную силу Мироздания.[2,64]

Следовательно, эстетическое восприятие – непосредственное, целостное, объединяющее чувственный и рациональный, интуитивный и логический моменты, постижения мира. В его структуру входят и синтез ощущений, и оценка действительности с точки зрения Вселенской гармонии. Не случайно в любом подлинном произведении искусства воплощается не зеркальное отражение действительности, но жизнь, осмысленная и прочувствованная с позиции глубины микрокосма. Взаимодействие содержательного и рационального, интуитивного и дискурсивного постижения мира позволяет охватить единство многообразного

Рождение красоты зависит от самого, казалось бы, незначительного изменения. В связи с этим можно вспомнить одну мысль живописца К. Брюллова об искусстве, которую очень ценил Л. Толстой, поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и мертвый этюд ожил. Ученик, взглянув на изменившуюся работу, сказал: «Вот чуть-чуть тронули этюд и совсем стал другой». Брюллов ответил: «Искусство только там и начинается, где начинается чуть-чуть».[4,90] В этих словах выражена не только характерная черта художественного творчества, но и важнейшая особенность эстетического мировидения, обуславливающего необходимость как непосредственного созерцания, так и рационального обобщения. Именно такой синтез открывает для человека беспредельную глубину Мироздания, позволяет почувствовать очарование гармонии единичного, эстетическое притяжение Единого.

Развитая чувствительность, основанная на гармонии чувственного и рационального познания, позволяет наслаждаться неисчерпаемыми оттенками бытия, позволяет заметить тончайшие гаммы осенней листвы, нити паутинок в серебристой росе, витиеватые узоры черных ветвей на фоне голубого зимнего неба, свет человеческой души и многие другие проявления Вселенского совершенства.

Доминирование чувственного восприятия вводит человека в мир внешней красоты – мир текучий, зыбкий, хрупкий, сиюминутный. Преобладание рационального подхода, абстрагирование от зримой гармонии позволяет проникнуть за оболочку внешнего, открывает значимость закономерного, универсального, неизменного.

Таким образом, в чувственном и рациональном постижении прекрасного фиксируются два основных уровня эстетического восприятия. Если взять крайние точки этого диапазона, то на одном полюсе (чувственном) находятся простейшие эмоции цвета, формы, звукосочетаний. На другом (рациональном) – смысловая основа прекрасного, формирующая чувство мировой гармонии как показателя того, насколько далеко ушло человечество от животного царства, насколько далеко ушел в своем развитии каждый человек.[2,68]




2020-02-04 137 Обсуждений (0)
Роль личности в формировании эстетического мироотношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль личности в формировании эстетического мироотношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (137)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)