Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Создание качественных образовательных электронных изданий и ресурсов



2020-02-03 203 Обсуждений (0)
Создание качественных образовательных электронных изданий и ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок




С каждым днем все большее количество педагогов сталкивается не только с использованием образовательных электронных изданий, но и с их разработкой. Это вовсе не означает, что в обязанности или повседневную работу учителя должна войти систематическая разработка средств информатизации промышленного качества. Безусловно, созданием профессиональных, востребованных многими педагогами образовательных электронных изданий и ресурсов должны заниматься целые коллективы разработчиков — педагогов, психологов, программистов, художников и специалистов многих других направлений. В то же время рядовой учитель в любой момент может оказаться членом такого авторского коллектива или, во многих случаях, заниматься самостоятельной разработкой небольших, не всегда профессионально выполненных, но необходимых для учебного процесса компьютерных средств обучения. К ним можно отнести и популярные на сегодняшний день повсеместно создаваемые презентации, и даже простые тексты, изображения или звуки, созданные в одном из компьютерных редакторов, и используемые педагогами для повышения наглядности обучения. В такой ситуации любым педагогам целесообразно ознакомиться с некоторыми рекомендациями, учет которых при разработке образовательных электронных изданий и ресурсов может положительно сказаться на качестве таких средств информатизации образования.

Аналогично системе требований, множество рекомендаций может быть классифицировано по уровням образования, на которые рассчитано создаваемое средство информатизации. Однако, можно выделить и группу рекомендаций, инвариантных относительно уровня образования. Такие рекомендации целесообразны к учету при проектировании и разработке всех без исключения образовательных электронных изданий и ресурсов.

Многие рекомендации по созданию таких изданий и ресурсов вытекают из современных психологических теорий (теории алгоритмизации или поэтапного формирования умственных действий, ассоциативно-рефлекторная теория и др.) и касаются так называемого сценария электронного издания — детального плана взаимодействия электронного издания с пользователем, содержащего точную разбивку на отдельные структурные компоненты, включающего описание содержательного, логического и временного взаимодействия структурных компонент.

При проектировании глобального сценария образовательного электронного издания или ресурса рекомендуется планировать в начале учебной работы создание у обучаемых мотивации, знакомство с общей структурой учебного материала (теории алгоритмизации или поэтапного формирования умственных действий), напоминание, если это необходимо, ранее изученного материала (ассоциативно-рефлекторная теория).

При разработке локальных сценариев (последовательности выполнения упражнений в ходе изучения отдельных учебных элементов) рекомендуется первоначальное планирование к выполнению упражнений со схемами, чертежами и другими графическими иллюстрациями (материализованная форма деятельности), а следом за ними - более абстрактных упражнений. Учитывая дробный, порционный характер процесса обучения, необходимо также предусматривать в глобальном сценарии образовательных электронных изданий и ресурсов промежуточные и завершающий обобщающие этапы.

Сценарии создаваемых средств информатизации также должны быть унифицированы и предполагать единообразный порядок взаимодействия пользователей с различными образовательными электронными изданиями и ресурсами, применяемыми в образовании.

Учет достижений психологии, а также приведенных ранее требований позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций эргономического характера, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране компьютера во время функционирования образовательных электронных изданий и ресурсов:

- информация на экране должна быть четко структурирована;

- визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;

- темп работы должен варьироваться;

- периодически должны варьироваться яркость цвета и громкость звука;

- содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.

При создании образовательных электронных изданий и ресурсов существенную роль играет учет рекомендаций по формированию цветовых характеристик зрительной информации, визуализируемой на экране компьютера.

Визуальная среда на экране монитора, являясь искусственной, по многим параметрам отличается от визуальной среды естественной для человека. Так, естественным для человека является восприятие изображений в отраженном свете, а на экране монитора информация передается с помощью излучающего света.

При разработке средств информатизации необходимо учитывать, что объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне, по-разному воспринимаются человеком. Если яркость цвета объектов и яркость фона подобраны неправильно, то при поверхностном рассмотрении изображения может возникнуть эффект "пятна", когда некоторые объекты как бы выпадают из поля зрения. При более внимательном рассмотрении изображения восприятие этих объектов требует дополнительных зрительных усилий.

Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону. Существует две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном — светлее фона. В образовательных электронных изданиях и ресурсах обычно используются оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки.

При разработке образовательных электронных изданий и ресурсов все же следует учитывать, что более предпочтительной является работа в прямом контрасте. В этих условиях увеличение яркости ведет к улучшению видимости. Но цифры, буквы и знаки, предъявляемые в обратном контрасте, опознаются точнее и быстрее, чем в прямом контрасте даже при меньших размерах. Чем больше относительные размеры частей изображения и выше его яркость, тем меньший должен быть контраст, тем лучше видимость. Максимальная эффективность восприятия информации с экрана монитора достигается при равномерном распределении яркости в поле зрения.

При создании интерфейса образовательных электронных изданий и ресурсов значения цветов для визуализации информации рекомендуется выбирать в соответствии с психологической реакцией человека (например, красный цвет

- прерывание, экстренная информация, опасность, желтый

- внимание и слежение, зеленый — разрешающий и т.д.).

Для смыслового противопоставления объектов рекомендуется использование контрастных цветов (красный — зеленый, синий — желтый, белый — черный).

Для оптимизации восприятия информации с экрана компьютера разработчикам образовательных электронных изданий и ресурсов рекомендуется использование логических ударений. Логическими ударениями принято называть психологические приемы, реализуемые с помощью средств информационных технологий и направленные на привлечение внимания педагога или обучаемого к определенному объекту, отображаемому на экране компьютера. Психологическое действие логических ударений связано с необходимостью уменьшения времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта. Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются: изображение главного объекта более ярким цветом, изменение размера, яркости, расположения или выделение проблесковым свечением.

При разработке образовательных электронных изданий и ресурсов необходимо учитывать, что формы объектов и элементов фона изображения должны соответствовать устойчивым зрительным ассоциациям, должны быть похожи на формы реальных предметов или объектов. Несоответствие этому требованию может привести к дополнительным несущественным вопросам со стороны обучаемых и, как следствие, к потере учебного времени.

Особое внимание разработчиков образовательных электронных изданий и ресурсов должно быть уделено обоснованности и систематизации подхода к использованию иллюстраций. Использование того или иного вида иллюстраций рекомендуется в местах, трудных для понимания содержания предметной образовательной области, требующих дополнительного наглядного разъяснения; для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков.

Конкретное количество иллюстраций для отдельной экранной страницы или для всего издания или ресурса специально не устанавливается. Этот параметр рекомендуется определять в каждом конкретном случае с учетом:

• типа образовательного электронного издания или ресурса;

• содержания и характера учебного материала;

• выбранной методики обучения;

• возможностей и специфики уровня образования и конкретных образовательных учреждений.

Каждому педагогу следует помнить, что хорошо оформленный, понятный, богато иллюстрированный учебный материал, представляемый средством информатизации, вызывает у обучаемого определенные положительные эмоции, повышающие интерес к предмету, оказывает влияние на общее состояние учащегося.

Для повышения наглядности учебного материала образовательных электронных изданий и ресурсов рекомендуется использование таблиц и схем. Таблицы по выполнению их функциональной роли разделяют на разъяснительные, сравнительные и обобщающие.

Разъяснительные таблицы в сжатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют сознательному его усвоению и запоминанию.

Сравнительные таблицы осуществляют сопоставление и противопоставление материала и являются одним из видов его группировки. Сравниваться могут любые элементы: существенные сопоставимые признаки исторических, социальных, экономических и политических объектов, типы хозяйств, типы темперамента человека и т.п.

Обобщающие или тематические таблицы подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты объектов, явлений, событий или процессов.

При создании образовательных электронных изданий и ресурсов рекомендуется единообразное использование таблиц при необходимости:

• повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста;

• осуществить определенное сравнение двух и более объектов (таких содержательных элементов текста, как события, факты, явления, персоналии, предметы, фрагменты текстов и др.);

•осуществить группировку множества объектов;

•произвести систематизацию объектов.

Образовательные электронные издания и ресурсы могут удовлетворить требованию наглядности не только на основе использования таблиц, но и за счет включения в их содержательное наполнение графиков, диаграмм, аппликаций и схематических рисунков. Такие средства используются как для выявления существенных признаков, связей и отношений, явлений, событий, процессов, так и для формирования локального образного представления фрагмента текста. При помощи схематического изображения автор издания или ресурса может раскрыть явления в их логической последовательности, обеспечить наглядное сравнение двух или более объектов, а также обобщить и систематизировать учебную информацию.

Рекомендуется, чтобы в схеме или блок-схеме было минимальным количество комментирующего материала. Кроме того, количество выбранных составных частей схемы или блок-схемы и их связей должно соответствовать содержанию и характеру соответствующего фрагмента текста. С целью формирования у обучаемого корректного образа изучаемого объекта, предмета или явления в ряде случаев создания образовательных электронных изданий и ресурсов целесообразно сопоставление схематического изображения с другими видами иллюстраций. Схема может быть дополнена конкретным текстовым материалом, но объем его желательно ограничить, так как существует опасность перегруженности схемы, что затруднит зрительное восприятие материала, снизит ценность схемы. Компактное размещение материала, лаконичные условные обозначения позволяют разгрузить схему или блок-схему, привести ее в соответствие с требованиями эргономики и эстетики.

Разработчикам образовательных электронных изданий и ресурсов следует помнить, что красочно оформленное средство информатизации обучения, в котором наличие иллюстраций, таблиц и схем сопровождается элементами анимации и звуковым сопровождением облегчает восприятие изучаемого материала, способствует его пониманию и запоминанию, дает более яркое и емкое представление о предметах, явлениях, ситуациях, стимулируя познавательную активность обучаемых.

Наряду с рекомендациями психологического и дизайн-эргономического характера для создателей образовательных электронных изданий и ресурсов можно сформулировать несколько рекомендаций, соответствующих положениям и требованиям современной дидактики.

При разработке средств информатизации обучения целесообразно предусмотреть:

- наличие специальных средств для мотивации обучаемых и поддержания их внимания и интереса;

- градуирование степеней трудности и сложности материала;

- наличие процедур для облегчения процессов обобщения;

- наличие итоговых обобщающих схем;

- использование однотипных значков ("иконок") и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение различных компонентов учебного материала;

- единообразное сопровождение теоретических описаний практическими примерами;

- описание связи учебного материала с дополнительными дидактическими действиями по поддержке самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (обзорными лекциями, консультациями преподавателей и т.п.);

- доступность и дружественность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых;

- простоту и единообразие навигации по учебному материалу;

- сохранение общепринятых единых обозначений и терминологий;

- общедоступный справочный режим, содержащий определение всех используемых объектов и отношений;

- возможность отмены обучаемым ошибочных действий в ходе самостоятельной работы.

В ходе разработки образовательных электронных изданий и ресурсов важно определить и описать целевую группу обучаемых, для которых предназначено создаваемое ОЭИ. В описание целевой группы должны входить обобщенные сведения о потенциальных пользователях образовательного электронного издания или: ресурса: познавательные потребности, формирующие мотивацию, возраст, общественный статус, общекультурный и профессиональный уровень, привычный стиль обучения, уровень предварительной подготовки и т.п. При разработке электронного издания целесообразно описать и учитывать основную и дополнительные целевые группы.

В аннотациях или методических рекомендациях каждого модуля учебного материала ОЭИ целесообразно единообразное указание степени важности изучения именно этого материала для каждой целевой группы, что позволит учащимся более обоснованно выбирать собственную траекторию изучения учебного материала. Содержание учебного материала может включать как обязательные для изучения разделы, так и дополнительные.

При создании большинства образовательных электронных изданий и ресурсов значительная часть работы приходится на подготовку тестов, как правило, включаемых в состав ОЭИ.

Под тестированием понимается измерение или формализованное оценивание на основе тестов, завершающееся количественной оценкой, опирающейся на статистически обоснованные шкалы и нормы. При этом тест представляет собой измерительную процедуру, включающую инструкцию и набор заданий, прошедшую широкую апробацию и стандартизацию. Существенными с точки зрения компоновки тестов могут оказаться отдельные тестовые задания — минимальные составляющие единицы теста, которые состоят из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания могут содержать или не содержать набор ответов для выбора. В составе образовательных электронных изданий и ресурсов тесты используются в тренирующих и контрольных упражнениях. Тренирующее упражнение представляет собой тест, обязательно сопровождаемый внутренней обратной связью. Контрольное упражнение также является тестом, но уже не сопровождаемым внутренней обратной связью.

Существует несколько основных требований к тестам. В их числе требования валидности, определенности (общепонятности), простоты, однозначности, надежности.

Различают содержательную и функциональную валидность. Содержательная валидность — это соответствие теста содержанию контролируемого учебного материала. Функциональная валидность — соответствие теста оцениваемому уровню деятельности:

Выполнение требования определенности (общедоступности) теста необходимо не только для понимания каждым учащимся того, что он должен выполнить, но и для исключения правильных ответов, отличающихся от эталона.

Требование простоты теста означает, что тест должен иметь одно задание одного уровня и не должен состоять из нескольких заданий разного уровня усвоения.

Однозначность определяется как одинаковость оценки качества выполнения теста разными экспертами.

Понятие надежности тестирования определяется как вероятность правильного измерения уровня усвоения. Требование надежности заключается в обеспечении устойчивости результатов многократного тестирования одного и того же испытуемого.

При разработке средств информатизации рекомендуется учитывать форму и. тип входящих в них тестов. Форма теста определяет его внешнее представление. Современные инструментальные среды для создания образовательных электронных изданий позволяют строить тесты с выборочными, числовыми и конструируемыми ответами. На практике чаще всего применяют тесты с выборочными ответами. Такие тесты более просты в подготовке и использовании. В тестах с выборочными ответами учащиеся затрачивают основные усилия на выполнение задания, а не на ввод ответов.

Тип теста определяется характером внутренней мыслительной деятельности, которую должен выполнить обучаемый при выполнении заданий теста. Как правило, тип связывается с одним из следующих уровней усвоения:

• знакомство;

• воспроизведение (решение типовых задач);

• применение (решение нетиповых задач).

Любой тип теста можно подготовить в простой для реализации и выполнения форме с выборочными ответами. Важно только четко представлять вид мыслительной деятельности, которую выполняет обучаемый при решении теста в процессе работы со средством информатизации. Если обучаемый анализирует представленные варианты: ответов, выполняя операции опознания, различения или классификации, то это тест уровня знакомства. Если же учащийся сначала конструирует ответ, вспоминая ранее усвоенную информацию, либо применяя ее для решения типовой или нетиповой задачи, и лишь после этого выбирает ответ из представленных вариантов, то это тест соответственно второго или третьего уровня усвоения.

При разработке тестирующих и других компонент образовательных электронных изданий и ресурсов, выполняющих контрольно-измерительную функцию, следует учитывать следующие рекомендации:

- целесообразно предоставление возможности ввода ответа в универсальной форме, максимально приближенной к общепринятой;

- целесообразно обеспечить адекватный анализ ответа, отличающий опечатку от ошибки и распознающий правильный ответ в любой из эквивалентных форм его представления;

- целесообразно обеспечить фиксацию результатов контроля, их сбор, распечатку и статистический анализ, осуществленные по однотипной для всех создаваемых средств информатизации схеме.

Наряду с перечисленными выше общими рекомендациями по созданию образовательных электронных изданий, и ресурсов можно сформулировать ряд предложений для разработчиков ОЭИ, применяемых в системе высшего профессионального образования.

Существенной частью таких изданий и ресурсов должен стать дидактический интерфейс, позволяющий проводить интерактивную учебную работу по решению специально подобранных профессионально-ориентированных учебных задач в режиме детерминированного учебного исследования. Учебные задачи, отбираемые для образовательных электронных изданий и ресурсов, должны соответствовать профилю подготовки специалистов и профилю конкретного учебного курса, иметь реальные прототипы и четкий физический смысл, обладать предсказуемостью результатов решения лишь в самых общих чертах.

При создании средств информатизации высшего профессионального образования рекомендуется внимательное изучение примеров программ-тренажеров, что позволит пробудить профессиональную интуицию, на основе которой разработчик сможет подобрать подходящий сценарий и содержание соответствующих образовательных электронных изданий и ресурсов.

Построение ОЭИ рекомендуется производить с учетом единой замкнутой системы управления, основанной на наличии внутренних и внешних обратных связей. Работая с образовательными электронными изданиями и ресурсами, обучаемые должны оперативно получать информацию о правильности (или эффективности) своих действий. Основной информацией, внутренней обратной связи могут стать результаты расчетов с использованием математических моделей изучаемых объектов или процессов. Рекомендуется предоставлять обучаемому дополнительную информацию, по форме и стилю изложения не зависящую от операционной обстановки и содержательного направления, которая бы стимулировала и помогала проводить вдумчивое изучение результатов расчета.

Простейшим дополнительным сообщением, которое, как показывает опыт, стимулирует интерес к анализу результатов расчета, является сообщение об оценке действий, выполненных обучаемым на этапе подготовки к расчету. Это может быть оценка правильности выдвинутой гипотезы в учебном исследовании, оценка эффективности проектного решения, оценка качества построения математической модели и т.п. Кроме оценки, учащемуся образовательным электронным изданием или ресурсом может предоставляться и определенная вспомогательная информация для анализа и коррекции принятых решений. Степень развернутости информации, помогающей обучаемому принимать рациональные решения, определяется образовательным электронным изданием по результатам оценки деятельности обучаемого.

Существенный вклад в повышение качества средств информатизации высшего профессионального образования может внести включение в состав таких средств программ-тренажеров, основанных на интерактивной машинной графике и. выполненных с учетом единых принципов построения интерфейса и использования технологических приемов. В этом случае важно учитывать, что скорость восприятия информации, представленной в графическом виде, на несколько порядков выше, чем скорость чтения и осмысления символьных данных. Применение машинной графики, особенно интерактивной, заметно интенсифицирует и повышает качество познавательной деятельности.

Разработчикам следует помнить, что применение ОЭИ позволяет автоматизировать трудоемкие рутинные вычисления, характерные профессиональному образованию, и оставить за обучаемыми только те функции, которые требуют интеллекта: функции осмысления результатов и принятия решений. При использовании образовательных электронных изданий и ресурсов в обучении количество анализируемых вариантов проекта резко увеличивается и вместе с тем увеличивается, объем накопленных знаний об объекте или процессе при неизменном времени обучения. Очевидно, что в этом случае происходит существенное сокращение времени, требуемого на выполнение одной и той же работы с применением ОЭИ, и влечет за собой расширение возможностей обучаемых по участию в большем количестве исследовательских проектов.

С целью повышения эффективности средств информатизации высшего профессионального образования рекомендуется формирование специального архива проектных задач, использование которых целесообразно в процессе использования образовательных электронных изданий и ресурсов. По каждой задаче в архиве хранятся ее исходные данные и оптимальные решения в виде, допускающем различные формы представления результатов. Архив может содержать также комментарии опытного преподавателя-проектировщика, которые могут предъявляться обучаемому по его запросу. Анализ оптимальных решений из архива, подкрепляемый комментариями опытного преподавателя, позволяет закрепить и усилить учебный эффект предшествующего самостоятельного проектирования.

Сценарий образовательного электронного издания рекомендуется разрабатывать с учетом возможности создания соревновательных ситуаций для активизации познавательной деятельности обучаемых. В таком сценарии может быть предусмотрено соревнование либо на получение наиболее рационального проекта при выдаче одинаковых заданий всем обучаемым, либо на достижение минимальной относительной разницы в критериях эффективности между эвристическими и оптимальными компьютерными решениями при выдаче различных заданий. Причем при второй форме соревнования обучаемые соревнуются с компьютером и ОЭИ, что психологически является более щадящим и более привлекательным для большинства обучаемых, чем прямое состязание друг с другом.

В средствах информатизации дополнительного образования следует предусматривать повышенные коммуникационные возможности. Таким образовательным электронным изданиям и ресурсам рекомендуется обладать простыми и активными средствами выхода в различные коммуникационные пространства, основываясь на единой системе коммуникаций, выстраиваемой между всеми субъектами образовательной системы. Благодаря таким средствам, образовательные электронные издания и ресурсы смогут допускать и развивать формы общения, поощряемые с точки зрения дополнительного образования.

При проектировании образовательных электронных изданий и ресурсов для дополнительного образования, особое внимание следует уделять индивидуализации работы обучаемого с такими средствами информатизации, предусмотрев в изданиях разнообразие в техническом, содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей обучаемых, встраивания электронных изданий в профессиональную деятельность обучаемых, индивидуального связывания учебных задач с профессиональными.

В состав таких ОЭИ рекомендуется включать задания, побуждающие к основным этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике профессионально занятых обучаемых.

Наряду с этим, создание образовательных электронных изданий и ресурсов следует осуществлять так, чтобы технически, по содержанию и форме они обладали возможностью удовлетворения дифференцированным потребностям детей и взрослых в информатизации дополнительного образования. Сценарий таких ОЭИ должен предусматривать возможность индивидуального выбора темпа и траектории обучения.

Образовательные электронные издания и ресурсы для дополнительного образования рекомендуется снабжать универсальным набором средств настройки, позволяющим относительно просто изменять внешний вид средства информатизации и характер его взаимодействия с преподавателем и обучаемыми.



2020-02-03 203 Обсуждений (0)
Создание качественных образовательных электронных изданий и ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Создание качественных образовательных электронных изданий и ресурсов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)