Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура финансовой системы РФ



2020-02-04 146 Обсуждений (0)
Структура финансовой системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

1. Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

2. Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

.   Единстве и взаимодействии подсистем;

.   Наличии специального обслуживающего аппарата;

.   Наличии собственной финансовой базы.

В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

v государственные бюджеты;

v государственные социальные внебюджетные фонды;

v государственный кредит;

v государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

v финансы коммерческих предприятий и организаций;

v финансы некоммерческих организаций;

v финансы домохозяйств.

Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

2. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

·   финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

·   финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

·   фонды страхования: государственного, частного;

·   финансы домохозяйств.

Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рис. 1):


Рис. 1. Структура государственных и муниципальных финансов.

 

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

3. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает:

· основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

·   вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

4. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

·   комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

·   Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

·   Центральный банк Российской Федерации;

·   Счетную палату Российской Федерации;

·   Федеральную таможенную службу;

·   Федеральную службу по финансам и рынкам;

·   Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ:

·   комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;

·   министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;

·   главные управления Банка России субъектов Федерации;

·   Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

·   Таможенную службу субъекта Российской Федерации;

·   Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

·   Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На муниципальном уровне:

·   комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;

·   управления (департаменты, отделы) финансов;

·   аппарат Департамента контроля Минфина России;

·   городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;

·   городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;

·   городские (районные) налоговые службы;

·   счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;

·   городскую (районную) таможню.

На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.

Финансовая система Российской Федерации в соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие звенья:

ü государственный бюджет;

ü государственные внебюджетные фонды;

ü государственный кредит;

ü фонд страхования;

ü фондовый рынок;

ü финансово-кредитную систему;

ü финансы предприятий различных форм собственности.

 




2020-02-04 146 Обсуждений (0)
Структура финансовой системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура финансовой системы РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)