Структура финансовой системы РФ
Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений. Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках: 1. Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений; 2. Наличии определенной специфики в финансовых отношениях; . Единстве и взаимодействии подсистем; . Наличии специального обслуживающего аппарата; . Наличии собственной финансовой базы. В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации. 1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы. Централизованные (государственные) финансы включают: v государственные бюджеты; v государственные социальные внебюджетные фонды; v государственный кредит; v государственное страхование. К децентрализованным финансам относят: v финансы коммерческих предприятий и организаций; v финансы некоммерческих организаций; v финансы домохозяйств. Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость. 2. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает: · финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка; · финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня; · фонды страхования: государственного, частного; · финансы домохозяйств. Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рис. 1): Рис. 1. Структура государственных и муниципальных финансов.
Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач. Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др. Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения. Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти. 3. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает: · основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств); · вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг). 4. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней. На федеральном уровне институциональная структура включает: · комитеты Государственной Думы и Совета Федерации; · Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу); · Центральный банк Российской Федерации; · Счетную палату Российской Федерации; · Федеральную таможенную службу; · Федеральную службу по финансам и рынкам; · Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов. На уровне субъектов РФ: · комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти; · министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору; · главные управления Банка России субъектов Федерации; · Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации; · Таможенную службу субъекта Российской Федерации; · Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам; · Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов. На муниципальном уровне: · комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления; · управления (департаменты, отделы) финансов; · аппарат Департамента контроля Минфина России; · городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство; · городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ; · городские (районные) налоговые службы; · счетную комиссию представительного органа местного самоуправления; · городскую (районную) таможню. На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов. Финансовая система Российской Федерации в соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие звенья: ü государственный бюджет; ü государственные внебюджетные фонды; ü государственный кредит; ü фонд страхования; ü фондовый рынок; ü финансово-кредитную систему; ü финансы предприятий различных форм собственности.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |