Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционные основы финансовой деятельности РФ.



2020-02-04 482 Обсуждений (0)
Конституционные основы финансовой деятельности РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие финансов. 2. Функции и особенности финансов.

Фина́нсы ( фр. finances — денежные средства) в российской научной и учебной литературе определяются как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Есть в экономическом смысле – Совокупность экономических отношений в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов

И В материальном смысле – фонды денежных средств.

Признаки финансов:

· финансы носят денежный характер;

· Эти отношения регулируются государством.

· Они влияют на формированию ВВП.

· Отсутствие эквивалентности – то что государство возвращает в виде пособий не эквивалентно тому, что люди ему отдают.

Финансы не охватывают всех денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда и др., носящих главным образом эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

Функции финансов:

1) контрольная – контроль за формированием денежных ресурсов государства и устранением причин убыточности определённых отраслей.

2) регулирующая функция – регулируют процесс воспроизводства и перемещения массы денег.

3) накопительная функция – накопление денег для реализации задач государства.

Финансовая система РФ.

Финансовая система – это совокупность финансовых учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность и институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

В финансовую систему РФ входят следующие институты:

  1. Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований. К их числу относятся отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов – федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Это звено наиболее мобильное и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране.
  2. Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды – пенсионный фонд, фонд государственного обязательного медицинского страхования, фонд государственного социального страхования, фонд медицинского страхования субъектов {не подчиняется федеральному} (Оно относится как независимое по мнению теоретиков, а по мнению закона – к бюджетной системе).
  3. Обязательное государственное страхование – страхование за счёт средств из бюджета в случаях, предусмотренных законом ( судей, прокуроров, полицейских и др.).
  4. Государственный и банковский кредит.
  5. Финансы Организации всех форм собственностей- частные – тут регулируются только уплата налогов, а государственное – не только налогов, но и определённые платежи в бюджет.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства – это деятельность по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовой основы деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, в отличие от их деятельности в других областях, имеет свои организационно-правовые особенности:

- создаёт основу для реализации деятельности иных лиц.

- она направленна на образование денежных средств.

- относится к ведению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

- её результаты имеют юридическое значение для иных отраслей.

Виды:

· Деятельность органов федеральных и субъектов.

· Деятельность органов МО.

· Предприятия, учреждения и организации.

Формы её:

Финансирование – направляют на нужды органов и учреждение.

Заимствование – Государство берёт деньги в кредит или в долг.

Образование денежных средств – образование их за счёт обязательных ( налог, например) и добровольные ( пожертвования).

Конституционные основы финансовой деятельности РФ.

Конституционные основы (принципы) финансовой деятельности :

Основное содержание принципов определяется Конституцией РФ , как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства , конкретизированными в нормах финансового права .

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества.

Принцип федерализма (ст. 5 ч. 3, 7, 72, 73) предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации.

Единство финансовой политики и денежной системы (ст. 8). Согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.

Самостоятельность финансовой деятельности (ст. 12, 130–133) органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.

Социальная направленность финансовой деятельности (ст. 7) в РФ вытекает, как уже отмечалось, из положений Конституции РФ, характеризующей РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности (ст. 32) государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Принцип гласности (ст. 15). Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.

Принцип плановости (ст. 71, 114,132) выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Принцип законности (ст. 1, 15, 57) означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.



2020-02-04 482 Обсуждений (0)
Конституционные основы финансовой деятельности РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционные основы финансовой деятельности РФ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)