Конституционные основы финансовой деятельности РФ.
Понятие финансов. 2. Функции и особенности финансов. Фина́нсы ( фр. finances — денежные средства) в российской научной и учебной литературе определяются как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Есть в экономическом смысле – Совокупность экономических отношений в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов И В материальном смысле – фонды денежных средств. Признаки финансов: · финансы носят денежный характер; · Эти отношения регулируются государством. · Они влияют на формированию ВВП. · Отсутствие эквивалентности – то что государство возвращает в виде пособий не эквивалентно тому, что люди ему отдают. Финансы не охватывают всех денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда и др., носящих главным образом эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений. Функции финансов: 1) контрольная – контроль за формированием денежных ресурсов государства и устранением причин убыточности определённых отраслей. 2) регулирующая функция – регулируют процесс воспроизводства и перемещения массы денег. 3) накопительная функция – накопление денег для реализации задач государства. Финансовая система РФ. Финансовая система – это совокупность финансовых учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность и институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов. В финансовую систему РФ входят следующие институты:
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований. Финансовая деятельность государства – это деятельность по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов. Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовой основы деятельности органов местного самоуправления. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, в отличие от их деятельности в других областях, имеет свои организационно-правовые особенности: - создаёт основу для реализации деятельности иных лиц. - она направленна на образование денежных средств. - относится к ведению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. - её результаты имеют юридическое значение для иных отраслей. Виды: · Деятельность органов федеральных и субъектов. · Деятельность органов МО. · Предприятия, учреждения и организации. Формы её: Финансирование – направляют на нужды органов и учреждение. Заимствование – Государство берёт деньги в кредит или в долг. Образование денежных средств – образование их за счёт обязательных ( налог, например) и добровольные ( пожертвования). Конституционные основы финансовой деятельности РФ. Конституционные основы (принципы) финансовой деятельности : Основное содержание принципов определяется Конституцией РФ , как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства , конкретизированными в нормах финансового права . Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Принцип федерализма (ст. 5 ч. 3, 7, 72, 73) предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации. Единство финансовой политики и денежной системы (ст. 8). Согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д. Самостоятельность финансовой деятельности (ст. 12, 130–133) органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации. Социальная направленность финансовой деятельности (ст. 7) в РФ вытекает, как уже отмечалось, из положений Конституции РФ, характеризующей РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Участие граждан РФ в финансовой деятельности (ст. 32) государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Принцип гласности (ст. 15). Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Принцип плановости (ст. 71, 114,132) выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. Принцип законности (ст. 1, 15, 57) означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |