Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы распределения бюджетных средств



2020-02-04 135 Обсуждений (0)
Формы распределения бюджетных средств 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В широком смысле расходы бюджетных средств есть система распределения имеющихся в распоряжении государства доходов этого государства. Такое предоставление бюджетных средств может осуществляться только строго юридически установленным способом:

в виде ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам (в рамках поставок для государственных или муниципальных нужд);

в виде различных по своим целям трансфертов, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами предоставленных органами местного самоуправления;

в виде ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, предоставляемых на другие уровни власти;

в виде ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов и уменьшению бюджетных доходов;

в виде бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств;

в виде субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

в виде инвестиций в уставной капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

в виде бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

в виде кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований; реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.

в виде кредитов иностранным государствам;

ценных бумаг;

содержание бюджетных учреждений;

Рассмотрим подробно формы бюджетного финансирования.

БЮДЖЕТНАЯ ССУДА (англ. budget advance) - денежные средства, выделяемые из одного бюджета другому на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года. Ее назначение - покрытие временных кассовых разрывов при исполнении бюджета, связанных с сезонными расходами либо сезонными колебаниями поступления доходов. В РФ бюджетные ссуды, как правило, выделяются из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, а из последних - в местные бюджеты. Законодательством предусмотрена также возможность выделения бюджетных ссуд органами государственной власти и местного самоуправления одного уровня. Предоставление бюджетной ссуды оформляется соглашением. Если бюджетная ссуда не погашается до конца финансового года, то остаток ее рассматривается как средства, участвовавшие в бюджетном регулировании на не формализованной основе, что делает непрозрачной методику такого регулирования. На этом основании ряд экономистов высказывается за отказ от использования данной формы оказания финансовой помощи бюджетам другого уровня. Непогашенная часть бюджетной ссуды в следующем бюджетном году подлежит незамедлительному возврату или погашению за счет уменьшения финансовой помощи, оказываемой из бюджета, которому она должна быть возвращена. Применение бюджетной ссуды в России вызвано также нестабильной экономической ситуацией, при которой в условиях бюджетного кризиса и низкого уровня оборотной кассовой наличности, а нередко и в связи с ее отсутствием в территориальных бюджетах не хватало средств для финансирования предусмотренных расходов. В этих условиях бюджетная ссуда подчас не погашались до конца года. Так, остатки невозвращенных в федеральный бюджет бюджетной ссуды на начало 2007 составили 6,25 млрд р. Согласно Бюджетному кодексу РФ при финансировании бюджетных расходов в форме, предусматривающей предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету только на возвратной и возмездной основах, применяется бюджетный кредит.

БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ(англ. budget credit) - одна из форм финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть его (погасить отсроченные платежи) в установленный срок и уплатить проценты за пользование им. Порядок получения и пользования бюджетным кредитом зависит от того, является ли хозяйствующий субъект государственным и муниципальным унитарным предприятием или не является им. Государственные и муниципальные унитарные предприятия получают процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. Предоставление и пользование бюджетными кредитами контролируется органами, исполняющими бюджет, контрольными органами соответствующих законодательных (представительных) органов власти, которым получатели бюджетного кредита обязаны предоставить информацию и отчет об использовании бюджетного кредита. Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставлении бюджетного кредита по их получателям. Юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями, могут получить бюджетный кредит на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ и Бюджетным кодексом РФ, только при условии представления документов, подтверждающих платежеспособность заемщика и его готовность исполнить обязательство по возврату кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества (в т.ч. в виде акций, иных ценных бумаг, паев), в размере не менее 100% предоставляемого бюджетного кредита при условии высокой степени их ликвидности. При предоставлении бюджетного кредита финансовый орган или по его поручению уполномоченный орган обязательно проводит предварительную проверку финансового состояния получателя бюджетного кредита. Кроме того, учитывается выполнение заемщиком требований бюджетной дисциплины: кредит может быть предоставлен только юридическим лицам, не имеющим просроченной задолженности по бюджетным средствам, ранее предоставленной им на возвратной основе. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Дальнейшие операции и платежи за счет средств бюджетного кредита заемщик осуществляет самостоятельно в соответствии с целями бюджетного кредита и в порядке, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ и гражданским законодательством РФ.

При этом финансовый орган или по его поручению уполномоченный орган имеет право проводить проверку финансового состояния заемщика во время всего срока действия бюджетного кредита, а также проводить проверку его целевого использования. Возврат предоставляется юридическим лицам бюджетных средств, плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Планирование бюджетного кредита осуществляется в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год. При рассмотрении проекта бюджета в законодательном (представительном) органе власти анализируются параметры проекта программы предоставления бюджетных средств на возвратной основе по каждому виду расходов. При утверждении бюджета обязательно указываются: цели, на которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты; условия и порядок их предоставления; лимиты выделения бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года; ограничения по субъектам использования бюджетного кредита. По истечении бюджетного года составляется отчет о предоставлении и погашении бюджетного кредита (прилагается к отчету об исполнении бюджета). Финансовые органы несут ответственность за соблюдение установленного порядка предоставления заемщикам бюджетного кредита. Отклонение от этого порядка, допущенное финансовым органом, принятие в обеспечение бюджетного кредита низколиквидного имущества рассматриваются как нарушение бюджетного законодательства РФ и служат основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетного кредита с нарушением установленного порядка. Как новая форма централизованного перераспределения финансовых ресурсов, бюджетные кредиты появились после 2-й мировой войны и быстро превратились в активный инструмент государства по структурной перестройке экономики. Наибольшее распространение бюджетные кредиты получили в Великобритании, где они выдаются из Национального фонда займов государственным корпорациям и местным органам самоуправления сроком на 5, 10, 15 и 25 лет под очень высокие проценты (13-14% годовых). Во Франции бюджетные кредиты поступают заемщикам через Фонд экономического и социального развития, формирование которого в значит, мере осуществляется за счет бюджетных средств. Фонд выдает долгосрочные займы сроком от 7 до 20 лет, причем не только государственным корпорациям, но и частным монополиям; особенно крупные займы предоставляются производителям сельскохозяйственной продукции.

В России бюджетные кредиты стали использоваться сравнительно недавно - после перевода экономики страны на рыночные основы хозяйствования. Предоставляются они в большинстве своем на инвестиционные цели и служат одной из форм государственной финансовой поддержки предприятий, осуществляющих структурную перестройку производства, модернизацию оборудования и т.п. Бюджетные кредиты могут получить российские предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами (за исключением предприятий с участием иностранного капитала) при соблюдении ими установленных требований, дающих право на бюджетный кредит. Одинаковую экономическую суть с бюджетным кредитом имеют бюджетные ссуды; они выдаются из вышестоящего бюджета исполнит, органом регионального и муниципальных уровней на покрытие внутригодовых кассовых разрывов, образующихся в региональных и местных бюджетах в ходе их исполнения. Бюджетный кредит следует отличать от государственных кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам; на основе государственных кредитов возникают долговые обязательства иностранных государств перед Российской Федерацией.

ТРАНСФЕРТ (англ. transfer) - односторонняя передача на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств, товаров, услуг, материальных ценностей (права собственности) в порядке оказания финансовой помощи и предоставления компенсации. Значит, часть трансферта носит социальный характер: различные выплаты, льготы, помощь гражданам, предоставляемая в натуральной форме. В бюджетной сфере под трансфертом понимают любые формы перевода средств из бюджета одного уровня бюджетной системы в бюджет другого уровня, отчисления от налогов в порядке бюджетного регулирования. С помощью трансферта региональные и местные бюджеты, органы социальной защиты населения получают средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных государственным законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления. В России к трансферту относят дотации, определяемые на формализованной основе из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Эти фонды создаются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ и распределяются исходя из рассчитываемых по формулам долей (в %) субъектов РФ или муниципальных образований в фондах. Принятый в России со II кв. 1994 метод определения величины трансферта состоит в установлении относительной нуждаемости в бюджетных средствах конкретного территориального образования по сравнению с другими территориальными образованиями, также испытывающими потребность в финансовой помощи. Такой подход (если исключить капиталовложения, которые могут иметь большие перепады по годам) достаточно достоверно и устойчиво отражает «наиболее бедные», «бедные» и «благополучные» в финансовом отношении территориальные образования. Объем же фонда финансовой поддержки определяется исходя из возможностей соответственно федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

С 1999 начался новый этап реформирования межбюджетных отношений. В российской экономической практике термин трансферт стал употребляться с 1991 в связи со вступлением в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития и переходом статистики на систему национальных счетов. Различают текущие и капитальные трансферты. Текущие трансферты осуществляются регулярно, связаны с уменьшением или увеличением текущих доходов граждан и хозяйствующих субъектов. К ним относят: выплаты из бюджета (пенсии, пособия, стипендии); добровольные взносы; гуманитарную помощь и др. Капитальные трансферты - единовременные, значительные по масштабу безвозмездные передачи средств, связанные с приобретением или выбытием активов; получение субсидий на капитального вложения из бюджета; продажа основных фондов по ценам ниже рыночных или их безвозмездная передача и др. Текущие и капитальные трансферты могут производиться не только в денежной, но и в натуральной форме (передача права собственности на капитал, предоставление бесплатных или по низким ценам услуг в области культуры, здравоохранения, образования и др.). В функциональной классификации расходов трансферт неприбыльным (некоммерческим) организациям социальной сферы проходят по соответствующим разделам, а трансферты населению отражаются в основных в разделах «Образование», «Здравоохранение и физическая культура», «Социальная политика». Капитальные трансферты подразделяются на: трансферты внутри страны (взносы в уставные фонды предприятий и организаций, средства, передаваемые на финансирование капитальных вложений или капитального ремонта, покрытие предприятиям убытков прошлых лет, компенсацию потерь основных фондов от стихийных бедствий, компенсации за счет бюджета выплат основных сумм кредитов, предоставленных банками предприятиямтиям и населению и др.), и трансферт за границу (безвозмездная помощь и т.п.). В банковском деле трансфертом называется перечисление средств с одного счета на другой.

ДОТАЦИЯ (фр. dotation от лат. dotare - снабжать; англ. subsidy от лат. subsidium - помощь, поддержка) - сумма бюджетных средств, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе бюджету нижестоящего уровня бюджетной системы на покрытие минимально необходимых текущих расходов при недостаточности налогового потенциала на соответствующих территориях. В РФ к дотациям относят те суммы финансовой помощи, которые выделяются бюджетам других уровней на текущие расходы без указания конкретной цели. Если же бюджетные средства выделяются дотационным бюджетам в качестве целевых дотаций, то они предоставляются в форме субвенций, используемых в процессе бюджетного регулирования для финансирования государственных минимальных социальных стандартов. В бывшем СССР дотации предоставлялись также юридическим лицам с целью финансовой поддержки отдельных малодоходных и убыточных производств и целым отраслям в соответствии с проводимой государством экономической политикой. Однако в современной России дотации юридическим лицам чаще называют субсидиями. Как вынужденная мера субсидии из бюджета могут предоставляться малодоходным и убыточным по объективным причинам отраслям хозяйства, если последние важны для развития экономики и социальной сферы. С упрочением рыночных основ хозяйствования в экономике страны будет происходить процесс сокращения и постепенной ликвидации субсидий, связанных с неэффективной работой предприятий.

СУБВЕНЦИЯ (англ. subvention) - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня или юридическому лицу на определенные целевые расходы с указанием срока использования. Если субвенция выделяется с указанием дополнительных условий, она называется «обусловленной субвенцией». В случае неизрасходования субвенции в установленный срок или расходования ее не по целевому назначению соответствующие средства подлежат возврату в бюджет, из которого субвенция была получена. Чаще субвенция предусматривается на капиталовложения в конкретные объекты по целевым федеральным и региональным программам. По мере того как в РФ все в большей степени будет происходить переход на программно-целевой метод бюджетного финансирования, можно ожидать расширения сферы применения субвенций и на текущие расходы. В странах с развитой рыночной экономикой (США, Италия, Германия, Япония и др.) метод выделения бюджетных средств в форме субвенций получил широкое распространение.

СУБСИДИЯ (англ. subsidy, фр. subside) - бюджетные средства, безвозмездно выделяемые из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня, а также денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам - предпринимателям с целью экономического воздействия на развитие их деятельности и финансовой поддержки, исходя из проводимой государством экономической политики. Кроме того, субсидии предоставляются определенным слоям населения в соответствии с законодательством в порядке оказания помощи с целью стимулирования потребления. В некоторых странах практикуется субсидия на конкурсной основе, с установлением определенных условий (напр., с условием, что часть средств на цели, под которые выделяется субсидия из федерального бюджета, должна предусматриваться в бюджете субъекта федерации). В США были случаи, когда штаты, получавшие право на субсидию по конкурсу, отказывались от нее в связи с тем, что у них не было возможностей для выполнения таких условий. Субсидии, предоставляемые на определенных условиях, называются «условными» или «обусловленными». Субсидии иногда могут предоставляться в натуральной форме. Субсидирование может быть прямым и косвенным. К косвенному относится, напр., предоставление государством различных льгот, регулирование цен в ущерб бюджету. Термин «субсидия» часто употребляется и как наиболее общее понятие, означающее выделение средств из бюджета одного уровня бюджету др. уровня в различных формах (без их конкретизации).

 



2020-02-04 135 Обсуждений (0)
Формы распределения бюджетных средств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы распределения бюджетных средств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (135)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)