Приложение 8. Как написать реферат
Слово «реферат» латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании реферат – это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему. Процесс написания реферата состоит из следующих этапов. 1. Выбор темы и постановка проблемы. Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность. 2. Сбор материала по выбранной теме. После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащей необходимые сведения. Для этого целесообразно ознакомиться с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в интернете. После отбора необходимых для работы материалов следует наметить последовательность их изучения, что позволит более точно определить примерное содержание и соответствующую структуру реферата. При работе с источниками и литературой целесообразно на отдельных карточках или в специальной тетради выписывать основные положения, примеры, выводы изученных произведений, точно указывая их авторов, названия, страницы. Необходимо отметить, что в случае возникновения сомнений в авторстве реферата преподаватель имеет право потребовать предъявить эти подготовительные материалы. 3. Составление плана. Определение содержания реферата позволяет составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, двух – пяти пунктов основной части (они могут иметь подпункты) и заключения. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, четкими, по возможности краткими. 4. Работа над текстовой частью реферата. После составления плана рекомендуется определить содержание и логику изложения отдельных вопросов. Необходимо внимательное прочтение отобранной литературы с обязательным конспективным изложением сущности почитанного, с выпиской отдельных цитат, записью собственных мыслей, возникающих во время чтения. Обдумайте порядок изложения, формулировки пунктов плана, сверьте с первоисточниками цитаты, которые будут приведены в реферате, рассчитайте объем всего реферата в целом и его отдельных частей. Рекомендуемый объем реферата – 10-15 машинописных страниц чистого текста (т.е. без учета титульного листа, плана и списка источников и литературы). При компьютерном наборе рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, 14 размер, полуторный интервал. Во введении (страницы 1-2) следует обосновать выбор темы реферата, показать ее актуальность, степень разработанности, кратко сформулировать проблему исследования. В основной части ( 8 – 12 страниц) необходимо изложить объективные исторические сведения по теме реферата, собственные версии и оценки. Каждый пункт основной части необходимо заканчивать кратким выводом. В заключении ( 1-2 страницы) формулируются основные выводы по теме, результаты проделанный работы.
5. Оформление реферата. На титульном листе указывается название учебного заведения, тип работы (реферат, доклад), учебный предмет («по истории»), тема работы, фамилия и инициалы исполнителя, номер учебной группы, и, наконец, внизу – место нахождения учебного заведения и год написания работы. На втором листе дается план реферата. Введение и заключение не нумеруются. На титульном листе и плане номера страниц не проставляются, но они учитываются, и, следовательно, введение начинается со страницы под номером 3. Цитата, приводимая без изменения авторского текста, должна быть взята в кавычки и иметь ссылку на источник. Например: «Цена победы для советской стороны была немалой – в боях погибли сотни солдат и офицеров»[1]. В этом случае необходимо указывать страницу, с которой взята цитата. Также в обязательном порядке должны даваться ссылки на источники любой цифровой информации, мнения и высказывания исторических деятелей, историков. Например: «По мнению некоторых исследователей, поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны целиком и полностью объясняются сталинскими репрессиями»[2]. В данном случае страница не указывается. Завершается реферат списком использованных источников и литературы. Он должен состоять не менее чем из пяти наименований, не являющихся учебниками и учебными пособиями. Сначала указываются использованные источники (документы, мемуары и т.п.), затем – монографии и статьи в журналах, газетах и сборниках ( и то, и другое – в алфавитном порядке, под номерами). Ниже приводится пример списка источников и литературы с описанием различных изданий. Список источников и литературы. 1. Лубянка в дни битвы за Москву: Материалы органов госбезопасности СССР. М., 2002. 2. Горелов М., Ногин Р. Наш ужас.// Независимая газета. 1995. 22 июня. 3. Городецкий Г. Роковой самообман. СПб., 1999. 4. Мусатов В.Л. СССР и венгерские события 1956 г.: новые архивные материалы.// Новая и новейшая история. 1993. № 1. С. 18 – 43. Как следует из приведенного примера, название издательства можно не указывать, но следует обязательно указать год и место издания. Москва, Ленинград и Санкт-Петербург даются в сокращении (М., Л., СПб), названия других городов – полностью. При оценке реферата учитываются следующие показатели: · определение проблемы и вопросов, подлежащих рассмотрению, наличие плана; · отбор и анализ источников и литературы; · последовательность и полнота раскрытия темы; · раскрытие версий и оценок, выявление спорных вопросов, изложение и аргументация своей точки зрения; · наличие и обоснованность выводов; · стиль и язык изложения; · оформление работы (цитирование, ссылки и сноски, список литературы). Критериями устной защиты реферата являются: умение ясно выражать свои мысли в устной форме; умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения
Темы рефератов (презентаций)
1. Формирование «механизма торможения» в застойные годы (1970–1980 е гг.). 2. Общественный протест и правозащитное движение в СССР (портреты диссидентов на фоне «застоя»). 3. Афганистан (1979-1989) и Сирия сегодня – 40 лет спустя – общее и различие. 4. Эпилог Советской эпохи: задачи и противоречия Перестройки (1985–1991 гг.). 5. Лидеры перемен: первые президенты СССР и России (М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин). 6. Августовский путч 1991 года и «Дело ГКЧП»: события и версии. 7. «Шоковая терапия» и ее последствия. 8. Политический кризис 1993 года: причины и последствия. 9. Россия на постсоветском пространстве - потери и приобретения. 10. Новые массовые общественные движения в конце XX начале XXI века 11. Проблема расширения НАТО на Восток. 12. Были ли победители в Холодной войне? 13. Проблемы стран Африки в XXI веке 14. Экономика азиатских стран на современном этапе. 15. Деятельность ООН 1945-2000-е гг. 16. Горячие точки планеты 1950-2000гг. 17. Цветные революции в странах СНГ. 18. Россия в мировой политике (1992-2000 гг. ) - факты и анализы 19. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения. 20. Наука и техника в 1950-2000 гг. 21. Зачем нам Крым? Российско-украинские отношения на современном этапе. 22. ОБСЕ в поддержании безопасности мира. 23. Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества.
24. Российско-китайские отношения на современном этапе. Роль Китая в современном мире 25. Глобализация и ее виды в современном мире. 26. Распад или развал СССР? Как закончилась история СССР? 27. Социально-экономические, духовные последствия реформ в начале 1990 – х в России. 28. Приоритеты внешней политики РФ на современном этапе. 2000-е годы. 29. Структурный и экономический кризисы 1970-1980-х гг. Наука и техника в 1970-1980-е гг. 30. Массовая культура – плюсы и минусы. 31. Литература второй половины XX века. 33. Международные организации во второй половине XX-XXI вв.
34 Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве.
35. Политические реформы Путина 2000-2008.
36. Духовная жизнь современного общества.
Критерии оценки реферата
Критерии оценки реферата могут быть как общие, так и частные. К общим относятся следующие критерии: - соответствие реферата теме; - глубина и полнота раскрытия темы; - адекватность передачи содержания первоисточников; - объём использованной литературы и других источников информации; - логичность, связность; - доказательность; - структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение); - оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.); - языковая правильность.
Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата (введению, основной части, заключению). 1) Критерии оценки введения: - наличие обоснования выбора темы, ее актуальности; - наличие сформулированных целей и задач работы; - наличие краткой характеристики первоисточников. 2) Критерии оценки основной части: - структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам; - наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию; - выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование; - наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения. 3) Критерии оценки заключения: - наличие выводов по результатам исследования; - выражение своего мнения по проблеме. Общая оценка за реферат выставляется следующим образом:
Оценка « отлично» - ставится, если выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность; сделан анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция; сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём; соблюдены требования к внешнему оформлению. Оценка «хорошо» – основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении. Оценка « удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата; отсутствуют выводы. Оценка «Неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. «Не зачтено» – реферат не предоставлен.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |