Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приложение 8. Как написать реферат



2020-02-04 138 Обсуждений (0)
Приложение 8. Как написать реферат 0.00 из 5.00 0 оценок




Слово «реферат» латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании реферат – это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.

Процесс написания реферата состоит из следующих этапов.

1. Выбор темы и постановка проблемы.

Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность.

2. Сбор материала по выбранной теме.

После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащей необходимые сведения. Для этого целесообразно ознакомиться с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в интернете.

После отбора необходимых для работы материалов следует наметить последовательность их изучения, что позволит более точно определить примерное содержание и соответствующую структуру реферата. При работе с источниками и литературой целесообразно на отдельных карточках или в специальной тетради выписывать основные положения, примеры, выводы изученных произведений, точно указывая их авторов, названия, страницы. Необходимо отметить, что в случае возникновения сомнений в авторстве реферата преподаватель имеет право потребовать предъявить эти подготовительные материалы.

3. Составление плана.

Определение содержания реферата позволяет составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, двух – пяти пунктов основной части (они могут иметь подпункты) и заключения. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, четкими, по возможности краткими.

4. Работа над текстовой частью реферата.

После составления плана рекомендуется определить содержание и логику изложения отдельных вопросов. Необходимо внимательное прочтение отобранной литературы с обязательным конспективным изложением сущности почитанного, с выпиской отдельных цитат, записью собственных мыслей, возникающих во время чтения. Обдумайте порядок изложения, формулировки пунктов плана, сверьте с первоисточниками цитаты, которые будут приведены в реферате, рассчитайте объем всего реферата в целом и его отдельных частей. Рекомендуемый объем реферата – 10-15 машинописных страниц чистого текста (т.е. без учета титульного листа, плана и списка источников и литературы). При компьютерном наборе рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, 14 размер, полуторный интервал.

Во введении (страницы 1-2) следует обосновать выбор темы реферата, показать ее актуальность, степень разработанности, кратко сформулировать проблему исследования.

В основной части ( 8 – 12 страниц) необходимо изложить объективные исторические сведения по теме реферата, собственные версии и оценки. Каждый пункт основной части необходимо заканчивать кратким выводом.

В заключении ( 1-2 страницы) формулируются основные выводы по теме, результаты проделанный работы.

 

5. Оформление реферата.

На титульном листе указывается название учебного заведения, тип работы (реферат, доклад), учебный предмет («по истории»), тема работы, фамилия и инициалы исполнителя, номер учебной группы, и, наконец, внизу – место нахождения учебного заведения и год написания работы.

На втором листе дается план реферата. Введение и заключение не нумеруются.

На титульном листе и плане номера страниц не проставляются, но они учитываются, и, следовательно, введение начинается со страницы под номером 3.

Цитата, приводимая без изменения авторского текста, должна быть взята в кавычки и иметь ссылку на источник. Например:

«Цена победы для советской стороны была немалой – в боях погибли сотни солдат и офицеров»[1]. В этом случае необходимо указывать страницу, с которой взята цитата.

Также в обязательном порядке должны даваться ссылки на источники любой цифровой информации, мнения и высказывания исторических деятелей, историков. Например: «По мнению некоторых исследователей, поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны целиком и полностью объясняются сталинскими репрессиями»[2]. В данном случае страница не указывается.

Завершается реферат списком использованных источников и литературы. Он должен состоять не менее чем из пяти наименований, не являющихся учебниками и учебными пособиями. Сначала указываются использованные источники (документы, мемуары и т.п.), затем – монографии и статьи в журналах, газетах и сборниках ( и то, и другое – в алфавитном порядке, под номерами). Ниже приводится пример списка источников и литературы с описанием различных изданий.

Список источников и литературы.

1. Лубянка в дни битвы за Москву: Материалы органов госбезопасности СССР. М., 2002.

2. Горелов М., Ногин Р. Наш ужас.// Независимая газета. 1995. 22 июня.

3. Городецкий Г. Роковой самообман. СПб., 1999.

4. Мусатов В.Л. СССР и венгерские события 1956 г.: новые архивные материалы.// Новая и новейшая история. 1993. № 1. С. 18 – 43.

Как следует из приведенного примера, название издательства можно не указывать, но следует обязательно указать год и место издания. Москва, Ленинград и Санкт-Петербург даются в сокращении (М., Л., СПб), названия других городов – полностью.

При оценке реферата учитываются следующие показатели:

· определение проблемы и вопросов, подлежащих рассмотрению, наличие плана;

· отбор и анализ источников и литературы;

· последовательность и полнота раскрытия темы;

· раскрытие версий и оценок, выявление спорных вопросов, изложение и аргументация своей точки зрения;

· наличие и обоснованность выводов;

· стиль и язык изложения;

· оформление работы (цитирование, ссылки и сноски, список литературы).

Критериями устной защиты реферата являются: умение ясно выражать свои мысли в устной форме; умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения

 

Темы рефератов (презентаций)

 

1. Формирование «механизма торможения» в застойные годы (1970–1980 е гг.).

2. Общественный протест и правозащитное движение в СССР (портреты диссидентов на фоне «застоя»).

3. Афганистан (1979-1989) и Сирия сегодня – 40 лет спустя – общее и различие.

4. Эпилог Советской эпохи: задачи и противоречия Перестройки (1985–1991 гг.).

5. Лидеры перемен: первые президенты СССР и России (М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин).

6. Августовский путч 1991 года и «Дело ГКЧП»: события и версии.

7. «Шоковая терапия» и ее последствия.

8. Политический кризис 1993 года: причины и последствия.

 9. Россия на постсоветском пространстве - потери и приобретения.

10. Новые массовые общественные движения в конце XX начале XXI века

11. Проблема расширения НАТО на Восток.

12. Были ли победители в Холодной войне?

13. Проблемы стран Африки в XXI веке

14. Экономика азиатских стран на современном этапе.

15. Деятельность ООН 1945-2000-е гг.

16. Горячие точки планеты 1950-2000гг.

17. Цветные революции в странах СНГ.

18. Россия в мировой политике (1992-2000 гг. ) - факты и анализы

19. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения.

20. Наука и техника в 1950-2000 гг.

21. Зачем нам Крым? Российско-украинские отношения на современном этапе.

22. ОБСЕ в поддержании  безопасности мира.

23.  Российская культура в условиях радикальных социальных преобразо­ваний и информационной открытости общества.

 

24. Российско-китайские отношения на современном этапе. Роль Китая в современном мире

25. Глобализация и ее виды в современном мире.

26. Распад или развал СССР? Как закончилась история СССР?

27. Социально-экономические, духовные последствия реформ в начале 1990 – х в России.

28. Приоритеты внешней политики РФ на современном этапе. 2000-е годы.

29.  Структурный и экономический кризисы 1970-1980-х гг. Наука и техника в 1970-1980-е гг.

30. Массовая культура – плюсы и минусы.

31. Литература второй половины XX века.

33. Международные организации во второй половине XX-XXI вв.

 

34 Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве.

 

35. Политические реформы Путина 2000-2008.

 

36. Духовная жизнь современного общества.

 

Критерии оценки реферата

 

 Критерии оценки реферата могут быть как общие, так и частные.

 К общим относятся следующие критерии:

 - соответствие реферата теме;

 - глубина и полнота раскрытия темы;

 - адекватность передачи содержания первоисточников;

 - объём использованной литературы и других источников информации;

 - логичность, связность;

 - доказательность;

 - структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

 - оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);

 - языковая правильность.

 

 Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата (введению, основной части, заключению).

 1) Критерии оценки введения:

 - наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;

 - наличие сформулированных целей и задач работы;

 - наличие краткой характеристики первоисточников.

 2) Критерии оценки основной части:

 - структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

 - наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию;

 - выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;

 - наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

 3) Критерии оценки заключения:

 - наличие выводов по результатам исследования;

 - выражение своего мнения по проблеме.

 Общая оценка за реферат выставляется следующим образом:

 

 Оценка « отлично» - ставится, если выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность; сделан анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция; сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём; соблюдены требования к внешнему оформлению.

Оценка «хорошо» – основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.

Оценка « удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата; отсутствуют выводы.

Оценка «Неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

 «Не зачтено» – реферат не предоставлен.

 



2020-02-04 138 Обсуждений (0)
Приложение 8. Как написать реферат 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приложение 8. Как написать реферат

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)