Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Textbackground (black);



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Textbackground (black); 0.00 из 5.00 0 оценок




clrscr { восстанавливаем черный фон экрана }

end.

Процедура Window определяет текстовое окно – область экрана, которая в дальнейшем будет рассматриваться процедурами вывода, как весь экран. Сразу после вызова процедуры курсор помещается в левый верхний угол окна, а само окно очищается (заполняется цветом фона). По мере вывода курсор, как обычно, смещается вправо и при достижении правой границы окна переходит на новую строку, а если он к этому моменту находился на последней строке, содержимое окна сдвигается вверх на одну строку, т.е. осуществляется «прокрутка» окна. Заголовок процедуры:

Procedure Window ( xi , yi , х2, y 2: byte );

Здесь x1...y2 – координаты левого верхнего (х1, y1) и правого нижнего (х2, y2) углов окна. Они задаются в координатах экрана, причем левый верхний угол экрана имеет координаты (1,1), горизонтальная координата увеличивается слева направо, а вертикальная – сверху вниз.

В следующем примере иллюстрируется вывод достаточно длинного сообщения в двух разных окнах:

Uses CRT;

Var

k: integer;

Begin {создать левое окно – желтые символы на синем фоне:}

Textbackground (blue);

Window (5, 2, 35, 17);

Textcolor (yellow);

for k:= i to 100 do

write (" нажать клавишу enter... ");

readln, { ждем нажатия enter}

clrscr; { очищаем окно }

{создать правое окно – белые символы на красном фоне:}

Textbackground (red);

Textcolor (white);

Window (40, 2, 70, 17);

for k:= i to 100 do

write (" нажать клавишу enter... ");

readln ;

TextMode (Co8o) {сбросить все установки}

End.

Обращение к процедуре Window игнорируется, если какая-либо из координат выходит за границы экрана или если нарушается одно из условий: Х2>Х1 или Y2>Y1. Каждое новое обращение к Window отменяет предыдущее определение окна. Границы текущего окна запоминаются в двух глобальных переменных модулях CRT: переменная WindMin типа Word хранит X1 и Y1 (Х1 – в младшем байте), а переменная того же типа WindMax – Х2 и Y2 (Х2 – в младшем байте). При желании вы можете изменять их нужным образом без обращения к Window. например, вместо оператора

Window (40, 2, 70,17);

можно было бы использовать два оператора:

WindMin :=39+( lshl 8); WindMax := 69+(16 shl 8);

(в отличие от обращения к Window, координаты, хранящиеся в переменных WindMin и WindMax, соответствуют началу отсчета 0, 0).

Процедура GotoXY переводит курсор в нужное место экрана или текущего окна. Заголовок процедуры:

Procedure GotoXY (Х, Y : Byte );

Здесь X, Y - новые координаты курсора. Координаты задаются относительно границ экрана (окна), т.е. оператор

GotoXY (1,1);

Оператор указывает, перевести курсор в левый верхний угол экрана (или окна, если к этому моменту на экране определено окно). Обращение к процедуре игнорируется, если новые координаты выходят за границы экрана (окна).

Функции WhereX и WhereY. С помощью этих функций типа Byte можно определить текущие координаты курсора: WhereX возвращает его горизонтальную, а WhereY – вертикальную координаты.

В следующей программе в центре экрана создается окно светло-бирюзового цвета, которое обводится рамкой.

Program Prim52;

Uses CRT; {подключить библиотеку (модуль) CRT}

Const       { константы, определяющие графические символы }

            { необходимые для вычерчивания рамки окна }

lu=#218;                { левый верхний угол рамки }

ru=#191;                { правый верхний угол рамки }

ld=#192;                { левый нижний угол рамки }

rd=#217;                { правый нижний угол рамки }

  h=#196;                { горизонтальная черта }

  v=#179;                { вертикальная черта }

            { координаты окна: }

x1=14; y1=5;            { верхний левый угол }

x2=66; y2=20;           { нижний правый угол }

Var k : integer ;

Begin ClrScr ;                 { очиститъ экран}

textmode(co80);         { сброситъ все установки }

textbackground(lightcyan); { фон окна светло-бирюзовый }

textcolor(yellow);      { цвет текстов в окне желтый }

window(x1,y1,x2,y2);    { открытъ окно с координатами }

ClrScr;

                              { рисуем рамку вокруг окна}

Write(lu);              { левый верхний угол }

for k:=x1+1 to x2-1 do

write(h);               { верхнюю горизонтальную черту }

write(ru);              { правый верхний угол }

for k:=y1+1 to y2-1 do     { рисуем вертикальные линии }

       { посимвольно слева и справа и построчно за счет цикла}

Begin GotoXY(1,k-y1+1);      { курсор на левую границу }

  write(v);              { вывести вертикальную черточку }

  GotoXY(x2-x1+1,whereY); { курсор на правую границу }

  write(v);              { вывести вертикальную черточку }

             { перейти на новую строку, пока не кончится цикл }

 end;

  write(ld);             { левый нижний угол }

  Window(x1,y1,x2,y2+1);

  GotoXY(2,y2-y1+1);     { kypcop в нижний левый угол +1}

{ нового окна, без учета рамки }

for k:=x1+1 to x2-1 do write(h);{ нижнюю горизонтальную черту}

  write(rd);             { нижний правый угол}

TextBackground(LightCyan);

  GotoXY(2,2);           { курсор в левый верхний угол}

                              {нового окна без учета рамки}

   readln;

end.

Три следующие процедуры без параметров могут оказаться полезными при разработке текстовых редакторов.

Процедура ClrEOL стирает часть строки от текущего положения курсора до правой границы окна (экрана). Положение курсора не меняется.

Процедура DelLine уничтожает всю строку с курсором в текущем окне (или на экране, если окно не создано). При этом все строки ниже удаляемой (если она есть) сдвигаются вверх на одну строку.

Процедура InsLine вставляет строку: строка с курсором и все строки ниже ее сдвигаются вниз на одну строку; строка, вышедшая за нижнюю границу окна (экрана), безвозвратно теряется; текущее положение курсора не меняется.

Процедуры LowVideo, NormVideo и HighVideo. С помощью этих процедур без параметров можно устанавливать соответственно пониженную, нормальную и повышенную яркости символов. Например:

Uses CRT ;

Begin

LowVideo ;

              Writeln ('пониженная яркость');

              NormVideo;

              Writeln ('нормальная яркость');

              HighVideo;

              Writeln ('повышенная яркость')

end.

На практике нет разницы между пониженной и нормальной яркостью изображения.

Процедура Assign CRT связывает текстовую файловую переменную F с экраном с помощью непосредственного обращения к видеопамяти (т.е. к памяти, используемой адаптером для создания изображения на экране). В результате вывод в такой текстовый файл осуществляется значительно быстрее (в 3...5 раз), чем если бы этот файл был связан с экраном стандартной процедурой Assign. Заголовок процедуры: Procedure Assign CRT (F: Text);

В следующей программе измеряется скорость вывода на экран с помощью стандартной файловой процедуры и непосредственного обращения к видеопамяти. Вначале файловая переменная F связывается «медленной» процедурой Assign со стандартным устройством CON (т.е. с экраном) и подсчитывается количество N циклов вывода некоторого текста за 5*55=275 миллисекунд системных часов. Затем файловая переменная связывается с экраном с помощью процедуры быстрого доступа Assign CRT и точно так же подсчитывается количество N2 циклов вывода. В конце программы счетчики NI и N2 выводятся на экран.

Показания системных часов хранятся в оперативной памяти компьютера в виде четырехбайтного слова по адресу [$0040:$006С] и наращиваются на единицу каждые 55 миллисекунд.

Uses CRT;

Var

              F: Text;

              t: Longint; {начало отсчета времени}

              N1, N2: Word; {счетчик вывода}

Const

              txt = ' Text ';

Begin

              {-----стандартный вывод в файл------}

              Assign (F, “CON”);

              Rewrite (F);

              N1:=0; { готовим счетчик вывода }

              ClrScr; { очищаем экран }

              {запоминаем начальный момент:}

              t := Meml [$0040:$006 C ];

              {ждем начало нового 55-миллисекундного интервала, чтобы исключить погрешность в определении времени:}

              while Meml [$0040:$006C]=t do;

              {цикл вывода за 5 интервалов}

              while Meml [$0040:$006 C ]< t +6 do

                       begin

                                inc (N1);

                                Write (F, txt)

                       end ;

              Close ( F );

    {вывод с помощью быстрой процедуры прямого доступа к экрану}

              AssignCRT (F);

              Rewrite (F);

              N2:=0;

              ClrScr;

              t:= Meml [$0040:$006C];

              while Meml [$0040:$006]=t do;

              while Meml [$0040:$006]<t+6 do

    begin

                       inc (N2);

                       Write (F, txt)

              end;

              Close (F);

              { печатаем результат }

              ClrScr;

              Writeln (N1, N2:10)

End.

Следует учесть, что вывод на экран обычным образом, без использования файловой переменной (например, оператором Write (txt)), также осуществляется с помощью непосредственного доступа к видеопамяти, поэтому ценность процедуры AssignCRT весьма сомнительна. Прямой доступ к видеопамяти регулируется глобальной логической переменной DirectVideo модуля CRT: если эта переменная имеет значение True, доступ разрешен, если False — доступ к экрану осуществляется с помощью относительно медленных средств операционной системы MS—DOS. По умолчанию переменная DirectVideo имеет значение True.

 

11.3. Программирование звукового генератора

 

Звуковые возможности пк основаны на одноканальном управляемом звуковом генераторе, вырабатывающем электромагнитные колебания звуковой частоты. Колебания подаются на встроенный в пк динамик и заставляют его звучать.

В модуль CRT включены три процедуры, с помощью которых вы сможете запрограммировать произвольную последовательность звуков.

Процедура Sound заставляет динамик звучать с нужной частотой. заголовок процедуры Procedure Sound (F : Word); здесь F – выражение типа Word, определяющее частоту звука в герцах. После обращения к процедуре включается динамик, и управление немедленно возвращается в основную программу, в то время как динамик будет звучать впредь до вызова процедуры NoSound.

Процедура NoSound выключает динамик. Если он к этому моменту не был включен, вызов процедуры игнорируется.

Процедура Delay oбеспечивает задержку работы программы на заданный интервал времени. Заголовок процедуры: Procedure Delay ( T : Word );

Здесь Т — выражение типа Word, определяющее интервал времени (в миллисекундах), в течение которого задерживается выполнение следующего оператора программы.

Для генерации звукового сигнала обычно используется вызов описанных процедур по схеме Sound—Delay—NoSound. следующая программа заставит пк воспроизвести простую музыкальную гамму. Используемый в ней массив F содержит частоты всех полутонов в первой октаве от «до» о «си». При переходе от одной октавы к соседней, частоты изменяются в два раза.

Uses CRT;

Const

              F: array [1..12] of Real =

                       (130.8, 138.6, 146.8, 155.6, 164.8, 174.6, 185.0, 196.0, 207.7,

                       220.0, 233.1, 246.9); {массив частот 1-й октавы}

              Temp = 100; {темп исполнения}

Var

              k, n: integer;

Begin

              { восходящая гамма }

              for k:=0 to 3 do

                       for n:=1 to 12 do

                                Begin

                                          Sound (Round (F[n]*(1 shl k)));

                                          Delay (Temp);

                                          NoSound

                                end;

              { нисходящая гамма }

              for k:=3 downto 0 do

                       for n:=12 downto 1 do

                                begin

                                          Sound (Round (F[n]*(1 shl k)));

                                          Delay (Temp);

                                          NoSound

                                end

End.

В следующей программе перемножается матрица на вектор, основу которой составляет ранее рассмотренные Program Prim 29 i Prim 29а. Здесь максимальные размеры матрицы – 10*10 элементов типа byte. Ввод информации производится в окне светло-бирюзового цвета, вывод результатов – в окне малинового цвета, цвет букв – желтый.

Программа в начале работы издает звуки частотой от 130 до 2130 Гц, затем при вводе величины a – частотой 2000 Гц, b – 1500 Гц длительностью n=100 мс. В конце работы программа издает звуки от 2130 до 130 Гц. Программа использует подпрограмму Wind, написанную на основе Prim 52.

Program Prim53; Uses CRT; var i,j,n,m,k,l:integer; a:array[1..50,1..70] of byte;              b:array[1..10] of byte;

              c:array[1..10] of longint;

              cv:byte;

{$i C:\TURBO\ wind.pas}

 BEGIN

  Clrscr;                { очистить экран }

cv:=11;                    { цвет 11, светло - бирюзовый }

  wind(1,1,50,7);            { открыть окно, обращения к процедуре}

  Sound(330);            { включить звук, частотой 330 гц }  Delay(1000);           { задержать на 1000 миллисекунд }  NoSound;               { выключить звук }

  writeln ('ввести количество строк и столбцов');

  GotoXY(2,3); l:=4;     {l устанавливает курсор по y}

   readln(n,m);

   for i:=1 to n do

   for j:=1 to m do

begin GotoXY(2,l);

writeln(' введите a[',i,',',j,'] элемент матрицы а ');

GotoXY(34,l);       { перевести курсор в конец текста:}

                          {ввести a[i,j] – элемент матрицы'}

ClrEol;           { удалить конец строки до границы окна}

readln(a[i,j]);     { ввести очередное а в конце текста }

  end;

  L:=L+1;{}

    for j:=1 to m do

begin GotoXY(2,l);

    writeln( ввести b[',j,'] элемент вектора b');

GotoXY(33,l);

  ClrEol;

  readln(b[j]); end;

cv:=5;                  { фиолетовый цвет для нового окна }

wind (20,2,80,18); GotoXY (2,2); l :=3;

for i:=1 to n do  { начало перемножения матрицы на векторы }

begin c[i]:=0;

for j:=1 to m do

c[i]:=c[i]+ a[i,j]*b[j]; end;

                      { конец перемножения матрицы на вектор }

writeln(' распечатка массива а ');

  for i:=1 to n do

     begin GotoXY(2,l); l:=l+1; { начать новую строку }

  for j:=1 to m do

  write(a[i,j]:5); end;

GotoXY(2,l); l:=l+1; writeln('распечатка массива b');

GotoXY(2,l);

  for j:=1 to m do

  write(' ',b[j]); L:=L+1;

GotoXY(2,L); L:=L+1; writeln('результирующий массив с');

GotoXY(2,L);

  for i:=1 to n do

  write(' ',c[i]);

readln; END.


Графика в Паскале

 

12.1. Инициализация графического режима

 

Для вывода графических изображений на экран турбо Паскаль предоставляет пользователю библиотеку Graph. Общий вид программы с использованием Graph имеет следующий вид:

Program имя;

Uses Graph;

Var

    grDriver, grMode, errCode: integer;

Begin

    grDriver:= Detec t ; {определение номера, установленного в системе драйвера}

    initGraph (grDriver, grMode,''); {инициализация графического режима}

    if errCode = grOK then

    begin { режим открыт и можно работать}

End else

begin {графический режим не удалось открыть, проанализируйте               содержание переменной errCode}

end.

Замечание. Две кавычки в init Graph правомочны только тогда, когда графическая программа находится в том же каталоге, что и библиотека Graph. В противном случае в кавычках должен стоять путь – указание, где находится библиотека Graph.


12.2. Процедуры и функции библиотеки Graph

 

Функции GetMaxX и GetMaxY возвращают значения типа Word, содержащие максимальные координаты, соответственно, X и Y относительно левого верхнего угла в пикселах (точках).

Различные мониторы имеют различную разрешающую способность, например: VGA - 640´480 точек, IBM 8514Hi - 1024´768 точек.

Функции GetX и GetY возвращают текущие координаты указателя. Процедура SetViewPort (Х1, Y1, Х2, Y2, Clipon ); устанавливает прямоугольное окно на графическом экране, X1, Y1 - координаты левого верхнего угла; Х2, Y2 - координаты нижнего правого угла окна.

Если выражение Clipon имеет значение true и элементы изображения не помещаются в окне, то они отсекаются, если – false, то отсечка игнорируется.

Процедура MoveTo (Х, Y); устанавливает новое текущее положение указателя.

Процедура MoveRel (Ox, Dy); устанавливает приращения новых координат указателя относительно старых.

Процедура ClearDevice, очищает графический экран, указатель устанавливается в левый верхний угол, экран заполняется цветом, заданным процедурой SetBkColor.

Процедура PutPixel (Х, Y, Color); выводит на экран точку Color цвета. Процедура LineTo (Х, Y); вычерчивает линию от текущего положения указателя до точки Х, Y.



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Textbackground (black); 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Textbackground (black);

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)