Упражнения – как самостоятельный вид учебной деятельности.
Традиционным видом выполнения работ являются упражнения. Сущность его заключается в систематической обработке умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обобщающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня. Из этого следует, что упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников. На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у учащихся. В этом смысле можно выделить: а) устные упражнения; б) письменные упражнения; в) выполнение практических заданий. При проведении тренировочных упражнений по применению знаний на практике существенное значение имеют те приемы, которые используются в процессе формирования умений и навыков. К этим приемам относятся следующие: 1. Учитель, опираясь на усвоенные учащимися теоретические знания, объясняет им цель и задачи предстоящей тренировочной деятельности. 2. Показ учителя, как нужно выполнять то или иное упражнение. 3. Первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике. 4. Последующая тренировочная деятельность учащихся, направленная на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков. При подборе упражнений существенно важно, чтобы они сочетали в себе не только подражательную, но и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышлений, поиска собственных путей решения той или иной задачи. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырастает самостоятельная деятельность. Упражнения, особенно если они проводятся творчески, связаны с тем явлением, которое в психологии и педагогике принято называть переносом знаний. Суть этого явления заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится, как бы переносить усвоенные мыслительные операции, умения и навыки на другой материал, т.е. применять их в других условиях. За основу классификации упражнений была взята классификация …, которая отражена ниже.
Таким образом, все виды упражнений можно разделить на три большие группы: подготовительные, тренировочные и творческие. Эффективность данного метода достигается выполнением ряда правил и условий. Самыми важными среди них выступают следующие: - прочное усвоение теоретического материала учащимися, осознание целей и порядка выполнения упражнения; доведение до учащихся требований в последовательности действий, применение отдельных приемов и т. п. в целях правильного выполнения упражнения; - демонстрация учителем образцов правильного, творческого подхода к выполняемым упражнениям; - соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений, обусловленной закономерностями процесса обучения; - разнообразие упражнений по содержанию, форме, степени сложности, предлагаемых для выполнения учащимся; - построение системы упражнений с нарастанием степени сложности; - разработка системы упражнений с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся (отстающие, со слабой познавательной активностью, успевающие, особо одаренные, и др.); - связь упражнений с другими темами курса, выполнение упражнений межпредметного характера; - оптимальное количество упражнений, достаточное для усвоения конкретного вида знаний, выработки необходимых умений и навыков; - обсуждение, анализ и коррекция выполненной работы при активной позиции учителя и учащихся.
Список литературы
1. Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности. - Открыт. Школа, 1998. 2. Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: «Учпедгиз», 1961. 3. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. - М, 1980. 4. Кралевич И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности. - Мн., 1989. 5. Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. - Тал, 1976. 6. Новик Н.Б. Кибернетика. Философия и социологические науки. - М. 1963. 7. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. -1998. 8. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. - М, 1991. 9. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М. 1980. 10. Подласый И.П. Педагогика. - М. 1996. 11. Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов, 2000. 12. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: «Политиздат», 1973. 13. Харламов И.Ф. Педагогика. - Мн., 2002. 14. Латышина Д.И. История педагогики. Учебное пособие. - М.: «Гардарики», 2003. 15. Ушинский К.Д. Ред. коллегия: Кондаков М.И., Кабанский Ю.К., Егоров С.Ф., Палачин Ф.Г., Хелемендик В.С. Педагогические сочинения в шести томах. - М.: «Педагогика», 1988 . 16. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: «ВЛАДОСПРЕСС», 2004. 17. Бережнова Е.В., Краевский Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности. – М.: «Академия»,2008. 18. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: «Гардарики»,2005. 19. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М.: «ACADEM», 2000. 20. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. 21. Смирнова С. А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. – М.: «ACADEMA», 2000. 22. Прокопьев И. И., Михалкович Н.В. Педагогика.- Минск: «ТетраСистемс»,2002.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |