Примерная схема комплексного анализа проблемно - развивающего урока
Контрольная работа По дисциплине «Теория обучения» Анализ урока
Выполнил:
Проверил:
Содержание
1. Урок, как форма организации обучения 2. Принципы современного анализа урока 3. Формы анализа и самоанализа урока 4. Анализ открытого занятия 5. Список литературы
Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской школе в качестве основной организационной формы обучения. Принципы современного анализа урока 1. Принципы гуманизма. 2. Учитель вправе самостоятельно выбирать технологию своего труда.
ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА 1 - краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации; 2 - структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся; 3 - системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения; 4 - полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока; 5 - структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу; 6 - комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов; 7 - психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку(обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа); 8 - дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.); 9 - аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока: · реализация учителем триединой задачи урока; · использование развивающих методов на уроке; · изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся; · пути развития познавательного интереса; · формирование общеучебных методов и навыков у школьников; · проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся; · организация проблемного обучения на уроке и т.п.; 10 - комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков). Примерная схема комплексного анализа проблемно - развивающего урока (схему можно использовать и для самоанализа): · готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя); · внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку; · организационные действия учителя (при необходимости); · планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; · какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение); · применение проблемных методов в учении школьников; · соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся; · объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ; · учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития; · подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения; · постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения; · владение учителем способами создания проблемных ситуаций; · соблюдение правил постановки учебной проблемы; · использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним; · соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения; · формирование специальных и общих учебных умений учащихся; · наличие у учащихся познавательских умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения; · умения учащихся осуществлять логические операции; · развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает); · затруднения возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены; · соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе учащихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление); · учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий; · что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления. · общая результативность урока.
Общие сведения: · школа, класс, дата проведения урока; · тема урока, задачи урока. Оборудование урока: · какие средства обучения использовал учитель; · подготовлены ли наглядные пособия и технические средства4 · как подготовлена классная доска к уроку; Содержание урока: · соответствует ли содержание программе, задачам урока; · проведена ли его дидактическая обработка; · формированию каких знаний, умений и навыков он способствует; · с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке; · как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся; · какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались; · как осуществлялись межпредметные связи; · соблюдались ли внутрипредметные связи; · способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению. Тип и структура урока: · какой тип урока избран, его целесообразность; · место урока в системе уроков по данному разделу; · как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками; · каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь; · соответствие структуры урока данному типу; · как обеспечивалась целостность и завершенность урока. Реализация принципов обучения: · принцип направленности обучения на комплексное решение задач; · в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой; · как реализовывался принцип доступности обучения; · с какой целью использовался каждый вид наглядности; · как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков; · как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников; · в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке; · какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий); · как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения; · как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению. Методы обучения: · в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока; · какой характер познавательной деятельности они обеспечивали; · какие методы способствовали активизации учения школьников; · как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся. · какова эффективность использованных методов и приемов обучения. Организация учебной работы на уроке: · как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе; · как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная; · осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся; · как организовывался контроль за деятельностью учащихся; · правильно ли оценивались знания и умения учащихся; · как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы); · какие приемы использовал учитель для организации учащихся; · как подводил итоги этапов и всего урока. Система работы учителя: · умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины; · показ учащимся рациональных способов учебной работы; · определение объема учебного материала на урок; · поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения(демократичный или авторитарный), объективность; · роль учителя в создании нужного психологического микроклимата. Система работы учащихся: · организованность и активность на разных этапах урока; · адекватность эмоционального отклика; · методы и приемы работы, уровень их сформированности; · отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию; · уровень усвоения основных знаний и умений; · наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков. Общие результаты урока: · выполнение плана урока; · мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока; · уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся: 1-й - усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания; 2-й - применение в аналогичной и сходной ситуации; 3-й - применение в новой ситуации, т.е. творческое; · общая оценка результатов и эффективности урока; · рекомендации по улучшению качества урока. СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ И АНАЛИЗА УРОКА
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОКА Школа ________________ Проверяющий _____________________________________________ Дата ____________Класс __________ Учащихся в классе_________ На уроке _______________ Ф.И.О. учителя ____________________________________________Предмет ________________ Тема
Учительская специальность проверяющего ______________пед. стаж__________ стаж дир. _____ Подпись проверяющего ______________________________________________________________
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |