Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»
Цель урока: развивать навыки выразительного чтения, пересказа, навыки анализа текста. Методические приемы: выразительное чтение, пересказ, составление плана, беседа по вопросам, элементы анализа текста. Оборудование урока: репродукции картин В.Е. Маковского «Ночное», К.В. Лебедева «Бежин луг»; иллюстрации к рассказу. Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Определение жанра очерка. Дается итоговое определение очерка, которое записывается всеми в тетрадь. 2. Пересказ встречи охотника с мальчиками. П. Общая характеристика героев 1. Составление плана характеристики. Примерный план: 1) Портрет мальчика. 2) Его роль среди товарищей. 3) История, которую рассказывает герой. 4) Поведение мальчика. 5) Характер героя. 6) Отношение к нему автора и ваше. 2. Подбор цитат к пунктам плана. Ученики работают некоторое время самостоятельно, выбрав для себя одного из героев. Можно заранее распределить, кто какого героя характеризует, а можно не делать такую установку: тогда выяснится, какой мальчик больше других заинтересовал учеников. Вопросы: - Кто из мальчиков больше понравился охотнику? Почему? - Какие приемы использует автор при создании портрета Павлуши? (Тургенев активно использует эпитеты: «проворно спрыгнул», «равнодушным голосом», «проворно дыша», «некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». В этой характеристике встречаются и метафоры: «лицо... горело», «твердой решимостью».) III. Пересказ текста и беседа 1. Пересказ одной из быличек. 2. Пересказ повествования о светопреставлении (по рассказу одного из мальчиков - Павлуши или Ильюши). 3. Беседа. - Приходилось ли вам слышать подобные рассказы, поверья, былички? Пояснения учителя: В этом рассказе мы видим мир почти языческих представлений о непонятных событиях. Отметим, что Тургенев тщательно выбирал слово, которое уместно применить к рассказам мальчиков: «россказни», «предания», «поверья». В беловом автографе и в цензурной рукописи это «предания», в публикации журнала «Современник» — «россказни», а в окончательном варианте - «поверья». Что отличает значения этих близких слов? Слово «предания» звучит торжественно и очень книжно; слово «россказни» несет в себе оттенок некоего недоверия; слово «поверья», безусловно, наиболее удачно для обозначения всех историй, которые рассказали ребята у костра. Современные исследователи ввели новый термин для обозначения рассказов такого типа - это слово «быличка»- Запишем в словарь определение. Быличка - рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик. - Как вы считаете, верили ли мальчики в то, о чем рассказывали? - Чему в рассказах мальчиков вы верите? - Что в их рассказах показалось забавным, смешным? IV. Сравнительная характеристика рассказов Павлуши и Ильюши
предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так перетрусился, что на-поди. А на дворовой избе баба-стряпуха, так та, как только затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки пе-ребила в печи: «Кому те-перь есть, говорит, насту-пило светопрестановле-ние». Так шти и потекли. А у нас на деревне такие, брат, слухи ходили, что, мол, белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку увидят». Далее см. по тексту после рассказа Ильюши сидят, вот уж точно сидни! Тришка - эфто будет такой человек удивительный, который придет; а придет он, когда наступят последние времена. И будет он такой удивительный чело-век, что его и взять нельзя будет, и ничего ему сделать нельзя будет. Такой уж будет удиви-тельный человек. Захотят его, например, взять хрестьяне, выйдут на него с дубьем, оцепят его, а он им глаза отведет - так отведет им гла-за, что они сами друг друга побьют. В острог его посадят, например, - он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали. Цепи на него наденут, а он в ладошки затрепещется - они с него так и попадают. Ну, и будет ходить этот Тришка по селам да по городам; и будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять на-род хрестиянский... - ну, а сделать ему нельзя будет ничего... Уж такой он будет удивительный, лукавый человек» 1. Слово учителя. Мы видим, что одно и то же явление - солнечное затмение, или «светопреставление», или «предвиденье», как называют его мальчики, описывается совершенно по-разному. Почему так происходит? Через рассказ, через особенности речи проявляется характер человека. Поэтому мы и говорим о речевой характеристике, дающей возможность узнать героя поближе. В чем же различие рассказов этих мальчиков? 2. Беседа по вопросам. — Чей рассказ вам больше понравился? Почему? — Чей рассказ объемнее, длиннее? (Рассказ Ильюши. Павлуша лаконичнее, его речь свободна от повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить свою речь, а, скорее, от желания утвердить слушателей в том, что он рассказывает. Это, так сказать, ораторский прием.) — Чей рассказ эмоциональнее? (Вопрос спорный. Рассказ Ильюши эмоционален. Он говорит «с жаром», в его речи много ораторских приемов: обращений к слушателям, восклицательные и вопросительные предложения, многоточия, обозначающие многозначительные паузы, повторы. Павел же говорит «неторопливым голосом», в его речи тоже есть восклицательные предложения. Он в лицах передает чужую речь. Ильюша рассказывает об «удивительном, лукавом человеке» Тришке, Павлушин же рассказ - о реакции односельчан на приход мнимого Тришки, оказавшимся бочаром Вавилой со жбаном на голове.) 7337 11 'чмботки по программе под ред. В.Я. Коровиной - I- II ■ ■ i.......пни рассказчика к предмету своего повество- (Ильюша верш в I ришку, рассказывает взахлеб, переживает свой рассказ, i гарастся поразить слушателей, испугать их. Павлу-ша более спокоен, он тоже верит в приход Тришки, но относится к своему былому страху с иронией.) - Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков? (Рассказ Ильюши, скорее всего, напугал мальчиков, они со страхом и уважением к Ильюше, гордящемуся своей осведомленностью, слушают его историю. Более сдержанный, короткий, но выразительный рассказ Павлуши вызывает общий смех, страх исчезает.) - Как строит фразы каждый из мальчиков? (В речи Ильюши много повторов, за счет повторений слов и целых фраз предложения получаются длинными. Речь Павлуши гораздо лаконичнее. В небольшом рассказе он сумел передать много событий. Фразы короткие, встречаются неполные предложения, пропуски слов (эллипс): «да кто куды!», «та с цепи долой, да через плетень, да в лес».) - Какие непривычные слова вам встретились в речи мальчиков? Как называются такие слова? (В речи мальчиков есть диалектные слова, то есть те, которые употребляются только в данной местности, и просторечные слова, характерные для необразованного человека. Диалектные: «откентелева» (откуда), на-поди», напредки (наперед, сначала), бочар (бондарь, ремесленник, изготовляющий бочки). Просторечные: «хоша» (хоть), «перетрусился», эфто (это), «слышь», «светопрестановление», «шти» (щи), «хрестьяне», «хре-стиянский» (христиане — крестьяне), «испить», «зачнется» (начнется), «куды», «запужала», «авось».) Примечание. Можно сделать словарик диалектных и просторечных слов, встретившихся в речи мальчиков, по вариантам: один выписывает слова Ильюши, другой - Павлуши. Можно расширить границы такой работы: создать словарик всех рассказов мальчиков. Можно сопоставить речь мальчиков с авторской речью, дать комментарии к сноскам, сделанным самим Тургеневым. Вывод: речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична. Речь Ильюши эмоциональна, он не только повествует - он вновь и вновь переживает рассказанное, и это вызывает сочувствие его слушателей. V. Итоги урока Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей. - Упоминанием о каком событии заканчивается рассказ? Урок26. Урок-прктикум «Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева...» 145 (Павлуша погиб, упав с лошади. Это был смелый, решительный мальчик, может быть, его и погубила его удаль.) - Как вы объясните финал рассказа «Бежин луг»? (Печальный финал — повод высказать авторскую симпатию с Павлуше, выделить его среди всех мальчиков. Гибель Павлуши была предсказана в разговоре о водяном. Павлуша рассказывал, что ему послышалось, как его из воды звал голос утонувшего Васи. На слова Ильюши, что это дурная примета, Павлуша решительно произносит: «Своей судьбы не минуешь». Вот он и не миновал своей судьбы.) - Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? - Почему рассказ называется «Бежин Луг»? (В сознании автора есть воспоминания о том, как он заблудился, картины природы в разное время суток, образы мальчишек, судьба Павлуши - все это связано с Бежиным лугом как географическим местом происшедшего, так и цельным ощущением автора от всех этих событий). Домашнее задание 1. Найти в тексте рассказа «Бежин луг» картины природы, определить художественные приемы, с помощью которых Тургенев рисует пейзаж. 2. Пересказать близко к тексту фрагмент рассказа, где дается описание природы. 3. Ответить на вопросы учебника №№4, 8-10 (стр. 234). Урок 26. Урок-практикум «Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» Цель урока: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа; совершенствовать навыки анализа текста. Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, пересказ, анализ текста. Оборудование урока: репродукции картин В.Е. Маковского «Ночное», К.В.Лебедева «Бежин луг»; иллюстрации к рассказу. Ход урока I. Проверка домашнего задания Пересказ близко к тексту фрагмента рассказа, где дается описание природы. П. Анализ текста Задания: — Дать названия описаниям пейзажей, встретившихся в рассказе.
|оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной 11анример: 1) «Прекрасный июльский день» (с. 212-213). 2) «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча...» (с. 214-215). 3) У костра: «запах русской летней ночи» (с. 216-217). 4) «Торжественно и царственно стояла ночь» (с. 227). 5) «Недолги летние ночи!» (с. 231). 6) «Утро зачиналось» (с. 232). 7) «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило» (с. 232). - Определите, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы? Это задание лучше разделить между учениками. Например, одна группа находит тропы в описании неба, солнца, облаков, ветра; другая - в описании леса, растений; третья - в описании животных. (Примеры тропов. Эпитеты: «солнце... светлое и приветно лучезарное... мирно всплывает, свежо просияет»; «неприятная, неподвижная сырость», «пустынное поле»; небольшая ночная птица... пугливо нырнула в сторону»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались шаги в застывающем воздухе»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»; «страшная бездна». Сравнения: облака, «подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, ...почти не трогаются с места»; они «так же лазурны, как небо»; «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым»; «ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем»; солнце... мирно всплывает»; «хлынули играющие лучи»; «трава... белела ровной скатертью»; «даже с вышины лилась темнота»; Олицетворения: «заснувшие верхушки» леса; «звездочки... зашевелились»; на дне лощины «торчало стоймя несколько больших, белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания»; «стремительный, безостановочный бег земли»; «жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею».) - Как на протяжении рассказа писатель показывает связи между человеком и окружающей его природой? (Это задание тоже можно разделить по группам: группы анализируют разные фрагменты рассказа.) (Герой рассказа вступает с природой в разнообразные отношения. Их описание создает соответствующее настроение - то тревожное, томительное, то радостное, бодрое, ясное. В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной и независимой жизнью. Человек как будто смотрит на нее снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может лишь уповать на при- Урок26. Урок-прктикум «Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева...» 147 роду, как на высшую силу - он зависит от ее расположения: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба». В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб»; «летучие мыши уже носились,., таинственно кружась и дрожа»; «какая-то неторная дорожка»; «все кругом быстро темнело и утихало»; «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука»; «вдруг очутился над страшной бездной». Человек чувствует себя частью природы. Ночь у костра: «Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи»; Конец рассказа: «Жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью». «Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола...» Кстати, и церковь, и звук ее колоколов тоже вписаны в пейзаж, гармонируют с природой. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны - их жизнь, даже праздник: «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном. Самый отважный из мальчиков, Павлуша, не боится опасностей, которыми полна природа: «Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Павлуша полностью доверяется судьбе: «Своей судьбы не минуешь».) III. Итог урока Слово учителя: «Бежин луг» — произведение о сложных связях человека и природы, у которой, по мысли Тургенева, есть не только «приветно-лучезарное», но и грозно-равнодушное лицо. В письме Беттине Арним в 1841 году Тургенев писал: «Природа - единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек — таков он и есть... Чем была бы природа без нас, — чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо!., как бесконечно сладостна — и горька - и радостна и в то же время тяжела жизнь!..» Домашнее задание 1. Прочитать стихотворения в прозе (по хрестоматии). 2. Прочитать рассказ «Бирюк» к уроку внеклассного чтения. 3. Составить цитатный план рассказа «Бирюк». 4. Ответить на вопросы и выполнить задания пособия «Читаем, думаем, спорим» («Поразмышляем над прочитанным...», стр. 119-121).
Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной Урок внеклассного чтения. И.С. Тургенев «Бирюк» Цель урока: углубить понятие о русском национальном характере, совершенствовать навыки характеристики героя, навыки выразительного чтения. Методические приемы: объяснение учителя, сообщение ученика, выразительное чтение, повторение изученного, комментированное чтение, элементы анализа художественного текста. Ход урока I. Проверка домашнего задания Примерный цитатный план рассказа «Бирюк»: 1. «Гроза надвигалась...» 2. «Невесело войти ночью в мужицкую избу...» 3. «Редко мне случалось видеть такого молодца...» 4. «В лесу шалят...» 5. «Он держал под собою вора...» 6. «Отпусти... Ей-богу, с голодухи...» 7. «Убирайся к черту... Да смотри, в другой раз у меня!..» П. Подготовка заданий в группах Группам даются карточки с заданиями и вопросами (на подготовку достаточно 8—10 минут). Первая группа. Пейзаж. Подготовить чтение пейзажных зарисовок, прокомментировать их. Проанализировать фрагмент, начинающийся словами «Гроза надвигалась...» с точки зрения художественных средств изображения (выделить слова, которые передают состояние природы, краски, звуки, запахи). - Какие части речи преобладают в этом фрагменте? Какова их роль? - Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя? - Какую роль играет образ-символ грозы? - Как пейзаж связан с развитием действия рассказа? - Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы? Вторая группа. Интерьер. Подготовить пересказ описания избы Бирюка. - Какие слова в описании являются ключевыми? - С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу? - Какую роль играет описание интерьера избы? - Как это описание помогает понять характер героя? Третья группа. Портрет. - В чем особенности портрета Бирюка? - Какие детали портрета героя вы считаете главными? - Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою? Урок внеклассного чтения. И.С. Тургенев «Бирюк» 149 — Как портрет помогает раскрыть характер героя? - Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора? Четвертая группа. Словарная работа. Найти в словаре В.И. Даля значения слова «бирюк». — Объяснить, почему герой рассказа носит такое прозвище. - Соответствует ли Бирюк своему прозвищу? - Зачем Тургенев сделал примечание о слове «бирюк»? — Найти в толковых словарях объяснения словам «дрожки», «полати», «лучина», «замашная рубашка», «рогожка», «кушак» и др. Составить словарик. Пример словарика: бирюк - волк-одиночка (обл.); одинокий, нелюдимый человек (пояснение Тургенева: «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый»); верста — примерно 1060 м; верх (здесь) — овраг; взыскать — заставить уплатить или подвергнуть наказанию; дрожки — легкий открытый рессорный экипаж; живот (здесь) — домашнее животное, лошадь; замашная (рубашка) — домашняя рубаха из грубого холста; засов — дверной запор в виде задвижки; кушак — пояс, сделанный обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура; лозники — ивовый кустарник; лучина - тонкая сухая щепка для освещения или для растопки; люлька — подвесная колыбель; мещанин — лицо податного сословия, состоящего из ремесленников, торговцев, мелких землевладельцев; не видеть ни зги - ничего не видеть; не давать спуску — не уступать власть, держать под контролем; оглобли — две жерди, служащие для запряжки лошадей; плетень — изгородь из сплетенных прутьев и ветвей; подле - возле; покромка — обрезанный кусок ткани вдоль долевой нити - по кромке, по краю; полати - в деревенской избе: нары для спанья, устроенные под потолком; полка (ружья) — часть кремневого замка (пускового механизма) ружья, куда насыпался порох, необходимый для воспламенения порохового заряда в стволе; понурить — уныло склонить плечи или голову; ракиты - ивы; вожжа (вожжи) - часть упряжи: ремни, веревки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью; рогожа - грубый плетеный материал для упаковки; рожок — соска для кормления младенца;
оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной рысистая — обладающая хорошей, резвой рысью (аллюр лошади, при котором выносятся вперед одновременно передняя левая и задняя правая ноги); справлять (здесь) — выполнять (должность); челнок (здесь) — выдолбленная из дерева лодка. Пятая группа. Лексика. - В чем различие лексики разных героев рассказа? - Какое значение имеет это различие? - Сделайте речевую характеристику героев рассказа. Шестая группа. Устное иллюстрирование. Выберите сцену для иллюстрации. Объясните свой выбор. Дайте устное описание «картины», которой вы бы иллюстрировали сцену. Итоговый вопрос: - Как вы понимаете слова Белинского о том, что Тургенев в «Записках охотника» «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил»? Примечание: На уроке также можно использовать материалы пособия «Читаем, думаем, спорим» («Поразмышляем над прочитанным...», стр. 119-121). Вариант урока внеклассного чтения по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк» Цель урока: формирование у школьников навыков социально-психологической характеристики персонажа. Оборудование: иллюстрации к рассказу «Бирюк» и фотографии окрестностей родины Тургенева Спасского-Лутовинова; иллюстрации к французскому изданию «Записок охотника» 1858 года с рисунками Годфруа Дюрана. План урока: 1) выявление и обозначение основных приемов создания художественного образа; 2) пейзаж как средство характеристики героя; 3) описание интерьера и его функции в создании образа героя; 4) роль и значение авторской характеристики; 5) поступок героя как способ его характеристики. Ход урока I. Слово учителя Рассказ «Бирюк» написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Турге- Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк» 151 нева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне...» В «Записках охотника» писатель применил своеобразный прием: ввел в действие рассказчика - образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревенские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присутствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ. П. Словарная работа — Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника бирюком? — Несет ли это слово, помимо обозначения одиночества лесника, оценочное значение? Бирюк1 — 1. Волк-одиночка (обл.). 2. (Перен.) одинокий, нелюдимый человек (пояснение Тургенева: «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый»). — Когда, при каких обстоятельствах герои рассказа называют лесника бирюком, по имени, по имени-отчеству? Почему? Когда и почему он сам себя так называет? III. Анализ пейзажа 1. Слово учителя По словам В.Г. Белинского, Тургенев «любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу...» Рассказ «Бирюк» начинается с описания леса и надвигающейся грозы. Выясним, какое значение имеет пейзаж в структуре повествования и в создании образа главного героя. 2. План анализа пейзажа 1. Найти и прочитать описание начала грозы. 2. Ответить на вопрос: «Каким образом Тургенев описывает природу?» Для этого: 1) отметьте, как автор изображает основные моменты перехода душного вечера в грозовую ночь; 2) выделите художественные средства, с помощью которых Тургенев передает зрительное впечатление от леса, слуховые и осязательные ощущения; 1 Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001.
Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной 3) ответьте на вопрос: что придает динамизм описанию? 4) покажите, как автор одушевляет природу. - Какой прием использует автор для изображения усиления грозы? (Изменение вида глагола: я «ехал», кобыла «бежала», собака «не отставала» - жар «сменился», ветер «загудел», деревья «забушевали» и т.д.; т.е. постепенная замена несовершенного вида глаголов совершенным; дважды применяется эффект неожиданности: «внезапно», «как вдруг».) 3. Комментарии учителя Тургенев описывает поле и лес в различное время суток. Его пейзаж подвижен: он живет, изменяется. Тургенев обнаруживает себя тонким наблюдателем различных оттенков красок, звуков, запахов поля и леса при переходе от лета к осени, от дня к ночи, от солнечной погоды к ненастью. В большинстве случаев картины природы у Тургенева невелики по объему- Для них характерна сжатость и лаконичность. В рассказе «Бирюк» автор отобразил несколько моментов трансформации душного вечера в грозовую ночь- Первая часть: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали». Вторая часть передает тот особый момент, когда гроза настойчиво и неумолимо подчиняет себе всю окружающую природу: «Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели». Последняя, третья часть картины, когда все вокруг заливается мраком и лес погружается в царство грозы- «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями». Динамический характер пейзаж приобретает не только оттого, что природа описана в состоянии перехода, но и оттого, что угол зрения автора постоянно меняется. Сначала он замечает огромную лиловую тучу, длинные серые облака, потом слышит шелест и лепетание ракит, и наконец, его взгляд опускается на землю. Кроме цветовой гаммы, создаваемой конкретными эпитетами (лиловая, серая), переданы и другие впечатления - слуховые, осязательные: длинные облака, сухой ручей, густые кусты орешника, душный жар, влажный холод. Приемы аллитерации и ассонанса в описании леса и грозы позволяют читателю слышать, как «ракиты тревожно шевелились и лепетали», «капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям», «гроза разразилась». Это описание природы сопоставимо с человеческим миром. Метафорические образы и олицетворения (гроза надвигалась, ра- Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк» 153 киты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя зашлепали по листьям) одушевляют лес. Пейзажные зарисовки у Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей рассказа. Они помогают раскрыть переживания героев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию. Здесь важно обратить внимание на детали, которые помогают максимально полно и точно определить воздействие грозы на самочувствие человека и его поведение. IV. Анализ образа Бирюка 1. Общая характеристика героя, основанная на комментированном чтении описания избы, портрета и слова повествователя; 2. Анализ эпизода столкновения Бирюка и мужика. Каждый этап анализа образа-персонажа предваряется заданиями. 1). Найти в тексте и прочитать описание обстановки избы лесника, его портрет и авторскую характеристику героя. 2). Ответить на вопросы: — При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесником? — Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка в грозовую ночь? — Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер? — Каковы условия жизни Бирюка? — В чем особенность портретной характеристики героя (на какие детали обращает внимание автор)? — Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков? Комментарии: Бирюк появляется неожиданно «при блеске молнии», автор сразу отмечает его высокую фигуру и звучный голос. Поведение героя в эту ночь раскрывает ряд ведущих черт его характера: внутреннюю силу, спокойствие, сдержанность, контрастирующие с описанием грозы. «Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился. «Вот мы и дома, барин», - промолвил он спокойным голосом». Несмотря на то что первое появление Бирюка сопровождает некий романтический ореол: «Белая молния озарила лесника с головы до ног», — в описываемой далее жизни героя нет ничего романтичного, напротив, она обыденна и даже трагична. «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: невесело войти ночью в мужицкую избу». Описание обстановки избы, «закоптелой, низкой и пустой», говорит о бедности и убожестве. Но среди этого печального и безотрадного существования теплится жизнь двух маленьких детей героя, изображение которых усугубляет общую безрадостную картину и настраивает читателя на жалость по отношению к Бирюку.
Если в описании избы - социальная характеристика героя, то художественный портрет помогает выразить его индивидуальные черты: высокий рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, суровое мужественное лицо, широкие брови и небольшие карие глаза. В восприятии читателя рассказ о леснике как о «грозе» мужиков связывается с картиной грозы. Для создания характеристики героя автор использует высказывания о нем мужиков: «Вязанки хворосту не даст утащить», «нагрянет, как снег на голову», «силен ... и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». Автор подчеркивает, что лесник грозен и непреклонен не потому, что чужд своему брату-мужику, а просто Бирюк - человек долга и считает себя обязанным беречь ему доверенное. «Должность свою справляю ... даром господский хлеб есть не приходится». Безжалостный по долгу службы, он охраняет лес хозяина наподобие солдата. «Он, обладающий слухом достаточно тонким, чтобы услышать, как где-то в отдалении падает на папоротник береза, он бывает глух к самым отчаянным мольбам». 3). Найти в тексте и прочитать описание столкновения Бирюка с мужиком. 4). Ответить на вопросы: - В чем причина конфликта мужика с Бирюком? — На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются события? — Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене? - Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, образы лесника и мужика? Комментарии: Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Сцена борьбы - сначала физической, потом моральной - не только выявляет взгляды, чувства, интересы, волю героев, но и углубляет психологически их образы. Автор подчеркивает, что физически мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, однако в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоинству они становятся равными друг другу. Создавая образ мужика, Тургенев запечатлел черты нищего крестьянина, изможденного барщиной, полуголодным существованием: «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза...». Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам. Тургенев при помощи ярких художественных деталей показывает, как меняется внешний облик и внутреннее состояние крестьянина. Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разбитым», обращаясь к леснику по имени-отчеству «Фома Кузьмич», просит отпустить. Но когда чаша его терпения переполнилась, Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк» 155 мужик «внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска». Голос мужика стал свирепым, и речь стала иной: вместо обрывистых фраз - «Отпусти... приказчик... разорены, во как... отпусти!» — зазвучали ясные грозные слова: «А мне что? Все едино - пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби -один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай всё: жена, дети — околевай всё.. А до тебя, погоди, доберемся!». V. Слово учителя Рассказ «Бирюк» — один из немногих рассказов «Записок охотника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить протест крестьян, поэтому в рассказе он использует прием замещения. Олицетворением помещика является Бирюк, наделенный некоторой долей ненавистной для мужика власти. Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он выступает перед нами как образ трагический: человек честный, суровый, жестокий, как собственная его судьба, он весь проникся принципом неуклонного служения долгу. При всей своей правоте он чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование: «Ей-богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится». Бирюк отпускает крестьянина не из-за страха перед его угрозами: «Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!», — а из сочувствия ему. Бирюк не выдерживает того беспросветного отчаяния, которое охватывает мужика при мысли о дальнейшей судьбе. — Почему вся эта сцена, чрезвычайно эмоциональная и напряженная, проходит как бы под аккомпанемент дождя? Зачитаем фрагменты эпизода. («Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями. С трудом добрались мы до избы»; «Дождик стучал по крыше и скользил по окнам; мы все молчали»; «Бедняк потупился... Дождик всё не переставал. Я ждал, что будет». В самом конце рассказа, когда Бирюк обращается к охотнику, вновь говорится о непогоде. «Да уж я лучше вас провожу, - прибавил он, — знать, дождика-то вам не переждать...». Так картины природы углубляют смысл рассказа, напоминают о том, что ненастье — ненастье в душе героев рассказа, всего русского народа — еще продолжается.) - Как вы оцениваете поступок Бирюка? Почему он отпускает крестьянина именно так, грубовыталкивая? (Одновременно и злится на него, и жалеет. Автор достоверно передает душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания.) _ Домашнее задание 1. Подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей. 2. Решить кроссворд «И.С. Тургенев. «Бирюк» (пособие «Читаем, думаем, спорим», стр. 123-124). рочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной Информация для учителя Критика о «Записках охотника» «В «Записках охотника Тургенев постепенно довел до уровня высокого мастерства... косвенный психологизм. Он стремится к отбору таких деталей портрета, поведения героя и обстановки, которые как бы опредмечивают в себе определенные движения души; психологический анализ предстает в этом цикле Тургенева преимущественно как предметное, внешнее выражение отдельных процессов внутренней жизни - в мимике, жестикуляции, в портретной палитре (покраснел, побледнел и т.п.)» «В пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосредственным выражением эстетического богатства природы и средством поэтизации ее. Тургеневские пейзажи в подавляющем большинстве представляют воплощение авторского, собственно тургеневского восприятия природы, либо восприятия его героев, которые в этом
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |