Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия «мятежного духа». Этапы творчества.



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Философия «мятежного духа». Этапы творчества. 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия Ницше предстает как опрокидывание традиционных философских и моральных ценностей. Особая тематика, стремление к провокации, неукротимая воля, афористичный стиль, перипетии, связанные с публикацией «Воли к власти» и эпистолярного наследия, — все это способствовало появлению противоречивых интерпретаций творчества Ницше. Его изображали то антипозитивистом, подрывающим веру в науку, то антидемократом, презирающим народ, то сторонником иррационализма и витализма, то художником. Образ аристократа и декадента заменила в одно время маска решительного материалиста. Позже о Ницше стали говорить как об экзистенциалисте, затем как о предтече Фрейда и наконец как об идейном вожде художественного авангарда.

Многие профессиональные философы пожимают плечами или разводят руками, или делают еще что-то в этом роде при словосочетании “философия Ницше”. Он совсем не философ в приемлемом для нас смысле слова. Кто же он? Говорят: он – философ-поэт, или просто поэт, или философствующий эссеист, или лирик познания, или еще что-то. Пытаются даже систематизировать его труды по периодам:

v романтико-пессимистический (от “Рождения трагедии” до “Человеческого, слишком человеческого”). В нем доминирует влияние идей Шопенгауэра и Вагнера – 1872-1876 гг.

v скептико-позитивистический («Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Веселая наука»). Характеризуется интересом к естественным наукам и увлечением позитивизмом – 1877-1882 гг.

v собственно “ницшеанский” («Так говорил Заратустра», «По сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Сумерки идолов», «Антихрист», «Esse home» и незаконченная фундамертальная работа «Воля к власти») – период разработки основных идей философии Ницше.

 

Принятое деление достаточно условно. Например, некоторые философы не видят разницы между вторым и третьим периодами творчества мыслителя.

 

В первый период творчества Ницше занимается классической философией, философией Шопенгауэра, музыкой Вагнера. Изучая других философов, Ницше критикует Сократа, обвиняя его в разложении знатной афинской молодежи с помощью демократических моральных принципов. Он также осуждает Платона за склонность к назиданиям, но одновременно Ницше пытается оправдать Платона, предполагая, что тот был неискренен и проповедовал добродетель только как средство для удержания низших классов в повиновении. Ницше восхищается досократиками, за исключением Пифагора, питает склонность к Гераклиту. Великодушный человек Аристотеля очень похож на "благородного человека" Ницше, но в основном Ницше утверждает, что греческие философы, начиная с Сократа были ниже своих предшественников.

Ницше был низкого мнения о Канте, которого называл «моральным фанатиком а la Руссо».

Дружба с Вагнером оказала немалое влияние на молодого Ницше. Первое произведение – «Рождение трагедии из духа музыки», вызвавшее резкие возражения со стороны академической филологии, уже содержит в себе ряд основополагающих для творчества мыслителя идей, хотя в главном он следует за Шопенгауэром.

Шопенгауэр безраздельно покорил Ницше своим превосходством, тонким вкусом и широким размахом. Он вверяет себя мудрости Шопенгауэра и таким образом видит свое самое глубокое желание осуществившемся: у него есть учитель! Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра, но он выше Шопенгауэра во многих отношениях, особенно потому, что его учение последовательно и непротиворечиво. Шопенгауэровская восточная этика самоотречения не гармонировала с его метафизикой всемогущества воли. У Ницше же воля первична не только в плане метафизическом, но и в этическом.

Но постепенно круг идей Ницше изменяется. К концу 70 он отходит и от Шопенгауэра и от Вагнера.

Отход от традиций немецкого романтизма, интерес к естествознанию характерны для второго периода творчества Ницше. Начиная с работы «Человеческое, слишком человеческое», он ведет критику оснований западноевропейской культуры.

Критика религии и философии у Ницше полностью находится под властью этических мотивов. Он восхищается некоторыми качествами, которые, как он верил, возможны только у аристократического меньшиства, большинство нельзя рассматривать как имеющие какие-то независимые притязания на счастье или благополучие. Обычно Ницше называет простых людей «недоделанными и неполноценными» и не возражает против того, что бы они страдали, если это необходимо для создания великого человека. Так, вся важность периода 1789-1815 годов суммирована в Наполеоне. Почти все возвышенные надежды 19 века, пишет Ницше, обязаны своим возникновением Наполеону.

« Я ОЦЕНИВАЮ СИЛУ ВОЛИ ПО КОЛИЧЕСТВУ СОПРОТИВЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ОНА МОЖЕТ ОКАЗАТЬ, ПО КОЛИЧЕСТВУ БОЛИ И ПЫТОК, КОТОРЫЕ ОНА МОЖЕТ ВЫНЕСТИ, И ЗНАЮ, КАК ОБРАТИТЬ ЕЕ К ЕЕ СОБСТВЕННОЙ ВЫГОДЕ. Я НЕ УКАЗЫВАЮ НА ЗЛО И БОЛЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПАЛЬЦЕМ УКОРА, НО, НАПРОТИВ, Я ПИТАЮ НАДЕЖДУ, ЧТО ЖИЗНЬ МОЖЕТ ОДНАЖДЫ ЕЩЕ БОЛЕЕ ЗЛОЙ И ЕЩЕ БОЛЕЕ ПОЛНОЙ СТРАДАНИЙ, ЧЕМ КОГДА-ЛИБО».

Ницше возражает против христианства, потому что оно принимает «рабскую мораль». Он не заинтересован в метафизической истинности ни христианства, ни любой другой религии. Будучи убежден, что никакая религия в действительности не истинна, Ницше судит обо всех религиях только по их социальным следствиям. Покорность хороша, но не покорность христианскому богу. Христианство – дегенеративно, полно разлагающих элементов, оно отрицает исходное различие между одним и другим человеком. Его движущая сила – это бунт «недоделанных и неполноценных». Христианство – самая фатальная и соблазнительная ложь из всех когда-либо существовавших.                          

Христианство должно быть осуждено за отрицание ценности

ГОРДОСТИ, ПАФОСА РАССТОЯНИЯ, ВЕЛИКОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ, БЬЮЩЕЙ ЧЕРЕЗ КРАЙ ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ, ПРЕКРАСНОЙ ЗВЕРОПОДОБНОСТИ, ИНСТИНКТОВ ВОЙНЫ И ЗАВОЕВАНИЯ, ОБОЖЕСТВЛЕНИЯ СТРАСТИ, МЕСТИ, ГНЕВА, ЧУВСТВЕННОСТИ, РИСКА И ЗНАНИЯ.

Все эти вещи хороши, и все их христианство объявляет плохими, - утверждает Ницше.

Он осуждает христианскую любовь потому, что считает ее результатом страха: я боюсь, что мой сосед обидит меня, поэтому я уверяю его, что люблю его. Если бы я был сильнее и храбрее, я бы открыто показывал свое презрение к нему, которое я, конечно, чувствую.

В августе 1881 года во внутреннем мире Ницше происходит резкая перемена. С этого времени в учении Ницше соединяются идеи о «воле к власти», «вечном возвращении» и «сверхчеловеке». С 1883 по1884 год он пишет «Так говорил Заратустра».

 



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Философия «мятежного духа». Этапы творчества. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия «мятежного духа». Этапы творчества.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)