Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная стратификация российского общества.



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Социальная стратификация российского общества. 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ результатов исследования 2005 г. «Социальная стратификация российского общества».

Менеджеры, или «белые воротнички» (7,2%).

«Белые воротнички-1» (1,8%) – это топ-менеджеры, владельцы собственных предприятий и высококвалифицированные специалисты. Это самая образованная группа – 63% имеют высшее образование. 30% имеют либо второе высшее образование, либо окончили курсы повышения квалификации, 20% собираются учиться в ближайшее время. Большинство «белых воротничков-1» работает в частном секторе хозяйства – 69% против 31%. На рынке труда эти люди чувствуют себя абсолютно уверенно – лишь 9% говорят, что будут долго искать работу, и более 50% уверены, что найдут её легко. 80% представителей «белых-1» работают в компаниях численностью до 500 человек. Уровень заявленного дохода респондентов – 25 тыс. рублей в месяц.

«Белые воротнички-2» (5,4%) – это люди, которые определяют свой род занятий как «менеджер среднего звена управления» и «работник интеллектуального труда высокой и средней квалификации». Это вторая по уровню образования группа – 57% имеют высшее образование, 23% – среднее специальное (прочие – незаконченное высшее). Половина «белых-2» занята в частном бизнесе, половина в госсекторе. 80% представителей этой группы работают на предприятии численностью до 500 человек и 60% – на предприятии численностью до 100 человек. С точки зрения отраслевой принадлежности «белые-2» работают, прежде всего, в торговле и промышленности. Профессиональная адаптированность «белых воротничков-2» довольно высокая. 37% говорят, что легко найдут работу в случае потери нынешней. 20% полагают, что будут долго искать работу. Это устойчивое положение на рынке труда во многом объясняется тем, что живут «белые-2» в основном в экономически развивающихся городах. Средний заявленный доход группы – 8 тыс. рублей в месяц.

Интеллигенция/служащие, или «голубые воротнички» (15,5%).

«Голубые воротнички-1» (10%). Типичные «голубые воротнички-1» – это педагоги, врачи так называемые служащие, работающие либо в государственном, либо в частном секторе хозяйства. Это люди с высоким уровнем образования (почти половина имеет высшее образование), готовые к постоянному образовательному росту. 20% группы уже повышали уровень своего образования, посещая всевозможные курсы. 10-15% либо учатся сейчас, либо собираются учиться в ближайшее время. С точки зрения степени адаптированности к рынку труда «голубые воротнички-1» заметно уступают менеджерам. На вопрос «Легко ли вы найдёте работу, если потеряете нынешнюю?» только 27% отвечают утвердительно (у менеджеров этот показатель составляет 37%, у топ-менеджеров – более 50%). Основная причина заключается в том, что эта группа работает преимущественно в государственном секторе хозяйства (66%) и заметную долю в ней составляют работники сферы образования (23%) и здравоохранения (13%). Несмотря на тревожность, связанную с работой, текущее материальное положение группы выглядит абсолютно стабильным. Личный доход «голубых воротничков-1» составляет 5600 руб.

«Голубые воротнички-2» (5% населения страны). По сравнению с предыдущей группой заметно ниже уровень образования – доля людей с высшим образованием составляет всего 16% («голубые воротнички-1» – 57%). При этом люди из этой группы тоже стремятся к образовательному росту, чтобы стать социально успешными, но не находят такой возможности. На рынке труда положение «голубых воротничков-2» выглядит очень неустойчивым – 35% опасаются, что не смогут найти работу, потеряв нынешнюю, и 16% говорят, что работают на этой работе только потому, что нет возможностей найти другую. Столь шаткое положение на рынке труда объясняется двумя факторами: во-первых, принадлежностью группы к госсектору экономики (75% группы работает в госсекторе), прежде всего к системе здравоохранения и образования («голубые воротнички-2» – это, прежде всего, медсёстры, санитарки, учительницы начальных классов, воспитательницы детских садов, нянечки и т. д.), во-вторых, проживанием в местах, до которых капитализм не дотянулся. Их заявленный личный уровень дохода – всего 2100 рублей.

Квалифицированные рабочие, или «синие воротнички» (19%).

«Синие воротнички-1» (2,7%). На 90% состоит из мужчин, которые занимаются высококвалифицированным физическим трудом, переходящим в интеллектуальный. Характерный представитель этой группы – прораб на стройке (а заметная часть группы работает в строительстве) или оператор высокотехнологичного оборудования на любом промышленном предприятии. 70% «синих-1» работает в частном секторе экономики. Эта группа имеет относительно высокий уровень образования – у 14% высшее, у 76% – среднее специальное. И весьма высокий уровень адаптированности к современному рынку труда, сопоставимый только с топ-менеджерами. Лишь 9% опасаются, что не смогут найти работу. С материальной точки зрения «синие-1» абсолютно благополучны. Средний уровень заявленного личного дохода – 15000 руб. Столь высокий уровень жизни – следствие двух обстоятельств: работа в частном секторе и проживание в городе, сильно вовлечённом в капитализм.

«Синие воротнички-2» (5,5%) – это просто квалифицированные рабочие, преимущественно из частного сектора и преимущественно промышленности. По сравнению с «синими-1» и «синими-3» эту группу отличает довольно низкий уровень образования – доля получивших всего лишь общее среднее образование составляет 70%. «Синие-2» достаточно хорошо адаптированы к рынку труда: 34% говорят, что им будет легко найти работу при потере нынешней, и лишь 8% работают на данном месте только потому, что не могут найти другую работу. Заявленный уровень личного дохода этой группы составляет 9000 рублей.

«Синие воротнички-3» (10,8%) – самая большая и наименее благополучная часть квалифицированных российских рабочих. Относительная высокая доля занятых в госсекторе. На рынке труда «синие-3», естественно, чувствуют себя не слишком уверенно, но при этом баланс ответов – «мне будет трудно найти работу при потере нынешней» - остаётся в пользу «легко» (29% против 25%). Невысок и показатель высказывания «Я работаю здесь, потому что не могу найти другую работу» – всего 10%. Это характеризует группу скорее как профессионально и социально стабильную. Уровень заявленного личного дохода группы составляет в средне 5600 рублей.

«Серые воротнички», или неквалифицированные рабочие (почти 15%).

«Серые воротнички-1» (10%), большинство из них имеют общее среднее образование. Сфера их деятельности – промышленность, торговля, транспорт. Профессии – слесарь, токарь, грузчик, строитель, разнорабочий. Доля занятых в госсекторе здесь несколько выше, чем в частном (55 против 45). На рынке труда эта группа чувствует себя неуверенно – почти 40% опасается, что не сможет найти работу, потеряв нынешнюю. Уровень личного дохода группы невысокий – 3500 рублей в месяц.

«Серые-2» (4,8%) – это крайняя бедность, на грани нищеты. Уровень личного дохода группы – 1500 рублей в месяц. В этой группе больше жителей сельской местности. В ней большинство (60%) работает на государство. Помимо сельских работников много работников здравоохранения – все те же медсёстры и санитарки, что и в группе «голубые-2». Естественно, эта группа испытывает огромные трудности с поисками работы: 50% полагают, что им будет очень сложно найти работу в случае потери нынешней. Ещё важная характеристика – 26% представителей группы говорят, что живут в населённом пункте, который умирает.

Безработные и работающие временно (9,7%). Нижние 10% трудоспособной части российского общества составляют люди с личным доходом в размере 8000 рублей в месяц. Это российские нищие. С точки зрения отношения к рынку труда эти люди либо безработные, либо работающие временно, как правило, в должности разнорабочих. Образование группы низкое – 43% имеют общее среднее образование, 9% – ниже среднего. С точки зрения места жительства здесь много сельчан (42%) и очень мало (всего 10%) жителей городов-миллионеров.

Пенсионеры (31%). Социальный слой, который у нас принято считать наиболее ущемлённым рыночными реформами. Нынешние пенсионеры привыкли жить в иных социальных и экономических условиях, им трудно принять правила рынка. Средний личный доход пенсионера составляет 2200 рублей, что соответствует уровню «голубых воротничков-2» и почти в три раза выше, чем у безработных.

азованием (правый нижний угол таб
2.4. Роль креативного класса.

Главное отличие креативного класса от других классов заключается в том, чем они зарабатывают себе на жизнь. Если рабочие и занятые в сфере обслуживания получают деньги за определённый вид работ согласно заданию или плану, то креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономности и гибкости, нежели другие. Креативный класс состоит из людей, производящих экономические ценности в процессе творческой деятельности.

Креативность в настоящее время – один из факторов сегментации современного рынка труда и решающий фактор экономического роста. Основным экономическим ресурсом становятся уже не капитал, естественные ресурсы и труд, а знание. Р. Флорида считает главной движущей силой креативность, то есть создание на базе этого знания инноваций, новых технологических изобретений, моделей и методов ведения бизнеса. «Знания» и «информация» - лишь рабочий материал креативности.

 Ядро креативного класса образуют профессии в области программирования и математики, архитектуры и инженерного дела, естественных и социальных наук, образования, воспитания и библиотечного дела, искусства, дизайна, развлечений, спорта и СМИ. К креативным относятся профессии в области управления, бизнеса и финансов, права и здравоохранения (врачи и технические специалисты), руководящие профессии, связанные с управлением продажами.

Креативная экономика соединяет сферы инноваций (техническая креативность), бизнеса (экономическая креативность) и культуры (художественная и культурная креативность) в единое целое, создавая всё более тесные взаимосвязи между ними. [21]

К среднему классу, по мнению научного руководителя ГУ Высшей школы экономики Е. Г. Ясина, можно отнести врачей, учителей, театральных деятелей, которые хоть и не могут похвастаться своими доходами, но стараются, чтобы их образ жизни соответствовал европейским стандартам. Верхушка рабочего класса – тоже средний класс: у них приличные заработки и высокий уровень профессионализма. Значительная часть бюрократии и представителей бизнеса тоже входит в средний класс.[22]

В целом по характеру труда, системе ценностей и типам поведения креативный и средний класс скорее схожи, нежели различны, так как и для среднего класса характерным является преимущественно умственный, творческий характер труда, более активная гражданская позиция по сравнению с другими социальными группами. Но главная отличительная черта креативного класса – продуцирование нового знания, идей, творческих подходов и решений. Можно сказать, что креативный класс – это интеллектуальная элита среднего класса.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г., креативной деятельностью в России было занято около 16 млн. чел. В их число вошли специалисты с высшим образованием научного и инженерного профиля, врачи, учителя, юристы, экономисты, журналисты, деятели литературы и искусства, прочие специалисты с высоким уровнем квалификации. К ним можно отнести руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, включая малые предприятия, а также представителей органов власти и управления.

Доля занятых креативным трудом (уровень креативности) в России достаточно высока и составляет в среднем 26,4% от численности занятых. Это говорит о достаточно высоком уровне креативности российской экономики. Хотя в нашем контексте точнее было бы говорить о потенциале креативности, поскольку занятость креативными видами деятельности предполагает, но ещё не означает саму креативную деятельность, т. е. производство нового знания, новых идей.

Но дело не только в том, что всё больше людей занимаются умственным трудом, растёт интеллектуальное содержание всякого труда, будь то в сельском хозяйстве, промышленности, учреждениях или в свободных профессиях. По данным социологического обследования городского и сельского населения Новосибирской области, проведённого ИЭиОПП СО РАН в 2006  г., около 60% работников в городе и селе положительно ответили на вопрос о том, приходилось ли им в ходе работы искать новые подходы, методы, способы решения производственных задач. [23]

Однако каждый пятый работник в городе и каждый десятый в селе указали на то, что их квалификация опыт и знания практически не востребованы на нынешней работе. Отчасти это можно объяснить тем, что у половины городских и сельских опрошенных работа не соответствовала полученной специальности. При этом у 48% городских и около 70% сельских работников, по их мнению, отсутствуют перспективы для профессионального и карьерного роста. Между тем специалисты отмечают, что информация и знания отличаются от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов своей недолговечностью, способностью к устареванию, что требует постоянного их возобновления и обновления.[24]

Анализ выявил также региональную дифференциацию в уровне креативности экономики. Самый высокий её уровень зафиксирован в Москве и Санкт–Петербурге, где в основном сосредоточены кадры высшей квалификации. Заметно отстают от них восточные регионы страны особенно Сибирский федеральный округ, где доля лиц, занятых креативными видами деятельности, самая низкая в РФ, аналогичная ситуация – в Приволжском федеральном округе. Несколько лучше ситуация в Северо-Западном и Южных округах, лидером является Центральный Федеральный округ (рис. 5).

Рисунок 5. Зоны креативности по федеральным округам РФ, 2002 г.[25]

       Экономический рост во многих странах мира был обусловлен вложениями в человеческое развитие, которое является одной из важнейших предпосылок креативности экономики. Чем выше доля образованных людей в численности населения страны, тем выше темпы экономического роста.

       Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) в 2004 г. пришла к выводу, что увеличение среднестатистического срока обучения на один год приводит к повышению ВВП данного государства на 3-6%. По данным исследования Всемирного банка, проведённого в 2004 г. (был проанализирован опыт 92 стран мира за 1960-2000гг.), увеличение продолжительности сроков обучения населения на 20% обеспечивает 0,15% роста экономики государства.

Уровень креативности имеет положительную зависимость от уровня образования. Следовательно, вложения в человеческий капитал автоматически означают вложения в креативность работников и результативность их деятельности.


Заключение

Распределение доходов является результатом спроса на производительные ресурсы и их предложения.

Создание производительных ресурсов – это инвестиции, или создание капитала. Одна из важнейших форм капитала – это человеческий капитал, или производительные возможности, воплощенные в человеческих существах. Производство человеческого капитала имеет большое значение в формировании дохода.

Как показывают наши расчёты, заработная плата дифференцирована в зависимости от уровня квалификации и занимаемой позиции. Имеющиеся данные подтверждают наличие связи между профессиональным статусом работников и уровнем их заработков. Вместе с тем отметим известную деформированность профессиональной структуры оплаты труда. В той мере, в какой заработная плата отражает структуру спроса на труд, можно говорить о том, что российские предприятия предъявляют повышенный спрос на рабочих средней квалификации.

Уникальная черта российской системы формирования заработной платы – поразительно низкая «премия» на возраст и стаж. Если неквалифицированные рабочие практически сразу же после вступления на рынок труда начинают получать достаточно высокие (по меркам своей группы) заработки, то руководителям, специалистам, квалифицированным рабочим для этого требуется несколько десятилетий.

Все расчёты свидетельствуют о том, что образование является очень выгодным активом работников. Если другие исследования показывают, что более высокий уровень образования служит наилучшей формой защиты от безработицы, то в данной работе представлены убедительные свидетельства того, что он ещё и крайне выгодно в материальном отношении, обещая значительный выигрыш его обладателям. Высшее образование обеспечивает более высокую профессиональную «премию» во всех без исключения группах работников. Однако вклад образования в производительность выше тогда, когда оно максимально востребовано. Поэтому чем меньше разрыв между уровнями полученного образования и требуемой на данном рабочем месте квалификации, тем больше размер «премии», а максимальной она оказывается в профессиональных группах с самой высокой квалификацией.

Уровень креативности имеет положительную зависимость от уровня образования. Следовательно, вложения в человеческий капитал автоматически означают вложения в креативность работников и результативность их деятельности. Таким образом, креативность участвует в формировании дохода.

Проанализировав результаты исследования «Социальная стратификация российского общества», можно заметить связь между уровнем адаптации к рынку, место работы (частный или государственный сектор) и уровнем заработной платой. В основном, люди, занятые в частном секторе, чувствуют себя на рынке увереннее и имеют выше уровень личного заявленного дохода.




2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Социальная стратификация российского общества. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная стратификация российского общества.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)