Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика подросткового возраста



2020-02-04 201 Обсуждений (0)
Общая характеристика подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости.Обычно он соотно­сится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет. Сфор­мированная в учебной деятельности в средних классах школы спо­собность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрос­лый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка —стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к са­мостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей[15].

Чувство взрослости — это психологический симптом на­чала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» [17]

Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.

Однако в работах культурантропологов (М. Мид, Р. Бенедикт и др.) показано, что в так называемых примитивных культурах под­ростковый кризис и связанные с ним конфликты, межличностные и внутриличностные, отсутствуют. В этих культурах нет поляризации поведения и обязанностей взрослого и ребенка, а есть взаимосвязь; происходит постепенное обучение и переход к статусу взрослого че­рез специальную процедуру инициации. Эти данные опровергают гипотезу о биологической обусловленности, генетической запро­граммированности кризиса, о его прямой связи с процессом поло­вого созревания. При этом на первый план выходят так называемые социальные факторы.

До XVII— XVIII столетий подростковый возраст не выделялся как особый возрастной период, это относительно недавнее истори­ческое образование. В XIX в. во многих странах было введено систе­матическое школьное образование. Это нововведение привело к значительному увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка и к отсрочке момента принятия им ролей, свойст­венных взрослому человеку[15].

Границы и содержание подростничества тесно связаны с уровнем социально-экономического развития общества, с особенностями исторического времени, с общественной позицией подростков в мире взрослых и конкретными обстоятельствами жизни данного подростка.

Подростковый возраст как «переходный» в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе, где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и де­тей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания.

Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо.

Основные идеи, которые и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста, были изложены в труде С. Холла «Взросление»[14]. Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подростничества, периода «бури и натиска». Он разра­ботал содержательно-негативные характеристики данного этапа развития (трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость) и обозначил позитивное приобретение возраста — «чувство индивидуальности».

К. Левин говорил о своеобразной маргиналъности подростка, выражающейся в его положении междудвумя культурами — миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределен­ность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных про­странств».

Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом и А. Фрейд. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и дет­ские конфликты возрождаются с новой силой.

Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как цен­тральный период для решения задачи личностного самоопределе­ния, достижения идентичности[2].

В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростничестве заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», под­черкивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых (например, Божович Л.И.). Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на пе­реходе к юношескому возрасту). Подростковый возраст как этап пси­хического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собствен­ного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к много­численным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению.

Даже в целом нормально протекающему подростковому перио­ду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармонич­ность развития. Наблюдается как интериндивидуальная неравно­мерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок).

Отечественные психологи акцентируют внимание также на том негативном обстоятельстве, что в современном обществе нет подхо­дящих для решения задач подросткового возраста «пространств» («мест» общения и продуктивной деятельности), поэтому кризис­ные явления имеют тенденцию затягиваться[7].

 



2020-02-04 201 Обсуждений (0)
Общая характеристика подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика подросткового возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)