Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизмы открытой инфляции



2020-02-04 176 Обсуждений (0)
Механизмы открытой инфляции 0.00 из 5.00 0 оценок




инфляция экономика деньги

Рассматривая механизм формирования инфляционных процессов в экономике, часто выделяют так называемые альтернативные источники (механизмы) инфляции в зависимости от того, являются ли приоритетными в формировании макроэкономического неравновесия АО > А S факторы спроса или факторы предложения.

Инфляция спроса (инфляция покупателей) — это избыток в об ращении платежных средств (избыток совокупного спроса), наталкивающийся на ограниченное по тем или иным причинам предложение товаров и услуг. Инфляция спроса характерна для ситуации, когда экономика близка к состоянию полной занятости и полной загруженности производственных мощностей. Инфляцию спроса можно представить графически (см. Прил. Б).

На графике видно, что кривая совокупного спроса смещается вправо на промежуточном и вертикальном участках, наблюдается рост общего уровня цен, который, однако, на промежуточном отрезке сопровождается ростом реального объема производства, т.е. инфляция спроса может быть положительным явлением, если только темпы роста цен сопоставимы с темпами роста производства. Факторами, обусловливающими избыток совокупного спроса и смещение кривой АО, могут быть следующие:

- рост государственных расходов на военные и социальные про граммы;

-дефицит государственного бюджета, обусловливающий займы в центральном банке, дополнительную денежную эмиссию;

- неконтролируемый рост кредитных денег, в том числе за счет так называемой скрытой эмиссии. Дело в том, что порой государство, практикует списание долгов или кредиторской задолженности. Прекращение выплат кредиторской задолженности или процентов за кредит означает, по сути, увеличение на соответствующую сумму кредитных денег;

- увеличение частных расходов на инвестиции за счет банковского кредита;

- увеличение частных расходов на потребление за счет использования сбережений;

- индексация денежных доходов населения в необоснованных размерах;

- рост заработной платы как результат деятельности профсоюзов;

- рост чистого экспорта, когда произведенные товары потребляются за рубежом, а доходы от их производства формируются в национальной экономике.

Результат перечисленных явлений — увеличение денежной массы в обращении. Следует отметить, что рост цен, особенно в условиях ограниченного предложения, может повлечь ажиотажный спрос — стремление осуществить закупки впрок, в более ранние, чем прежде намечалось, сроки. Это увеличивает скорость оборота денег. Как отмечалось выше, рост денежной массы в обращении и скорость ее обращения обусловливают увеличение совокупного спроса.

Однако не увеличение совокупного спроса само по себе вызывает рост уровня цен, а то, что оно сталкивается с невозможностью соответствующего увеличения совокупного предложения.

Выделим основные факторы, обусловливающие дефицит предложения:

- отсутствие незагруженных производственных мощностей и не используемых ресурсов, что препятствует росту производства на данной технической базе;

- нехватка запасов в сфере торговли;

- проблемы с увеличением импортных закупок для насыщения внутреннего рынка, связанные, например, с нехваткой валютных ресурсов;

- сдерживание роста предложения монопольными структурами, заинтересованными в поддержании высокого уровня цен.

Все перечисленные факторы, формирующие избыток совокупного спроса и дефицит предложения, присущи современной рыночной экономике, не носящей чисто конкурентного характера. Очевидно, в долгосрочном периоде известный уровень инфляции будет неизбежно сопутствовать ее функционированию.

Второй, альтернативный, источник (механизм) открытой инфляции — инфляция издержек (инфляция предложения). Она проявляется как сокращение совокупного предложения в результате роста издержек производства. Инфляцию предложения можно представить графически (см. Прил. В).

На графике видно, что кривая совокупности предложения смещается влево, и этот сдвиг вызывает рост цен при сокращении реального объема производства, т.е. инфляция предложения – явление сугубо отрицательное.

Рост издержек может быть обусловлен рядом факторов. Прежде всего, это повышение цен на продукцию и услуги монополистов, особенно в базовых отраслях, обеспечивающих поставки сырья и топливно-энергетических ресурсов. Цены топливно-энергетических ресурсов используемых при производстве и транспортировке любой продукции, лежат со ответственно в основе формирования ее цены.

Значительное воздействие на формирование инфляции издержек может оказать профсоюзная политика, нацеленная на повышение заработной платы и ограничение предложения труда, поскольку заработная плата является существенным элементом издержек.

Свою лепту в формирование инфляции издержек вносит государство, осуществляя повышение ставок прямых и косвенных налогов, ставок процента за кредит, индексацию заработной платы, устанавливая дополнительные льготы и увеличивая размеры действующих, гарантированных законодательством социальных льгот и компенсаций работникам, повышая размеры отчислений в социальные внебюджетные фонды и пр. Все это ведет к увеличению издержек на производство и снижению нормы прибыли, а рост издержек — к росту цен.

Подорожавший товар производственного назначения, являясь ресурсом для последующего производителя, заставляет последнего также повышать цену. Рост цен на потребительские товары и услуги обусловливает снижение реальных доходов работающих и оправдывает выдвижение новых требований по увеличению заработной платы. Возникает инфляционный передаточный механизм: инфляция издержек распространяется подобно эпидемии.

При насыщенном рынке предприниматель не может компенсировать рост издержек ростом цен. Вследствие снижения нормы прибыли часть капиталов, покидает производство и уходит в сбережения. Совокупное предложение сокращается, усугубляя разрыв с совокупным спросом. Инфляцию издержек в целом можно охарактеризовать следующим образом: совокупный спрос не является избыточным, но совокупное предложение сокращается в результате роста издержек производства.

В ходе анализа конкретной макроэкономической ситуации инфляцию спроса и инфляцию издержек достаточно сложно различить, тем более что их причины могут быть сходными. Так, обусловленное требованиями профсоюзов повышение заработной платы, с одной стороны, является фактором увеличения совокупного спроса, с другой — фактором роста издержек производства.

Рост монопольных тенденций в экономике можно рассматривать как фактор сдерживания предложения применительно к инфляции спроса и как фактор роста издержек применительно к инфляции издержек. Исследователи отмечают главное отличие альтернативных механизмов открытой инфляции. Инфляция издержек ограничена во времени и постепенно «самоизлечивается», поскольку рост цен имеет следствием сокращение реального ВНП, что ограничивает спрос на ресурсы, а значит, и рост цен на них, а также дальнейший рост издержек. Что касается инфляции спроса, то время ее действия определяется периодом, когда существуют чрезмерные общие расходы в экономике.

Помимо альтернативных источников инфляции выделяют механизм структурной инфляции. Она вызывается макроэкономической межотраслевой несбалансированностью, когда рост общего уровня цен вызван их ростом на отдельных рынках. Часть отраслей не может быстро насытить рынок товарами, возникает неудовлетворенный спрос по отдельным видам продукции (длительный местный дефицит), что обусловливает рост цен на нее.

Зачастую на отдельных, особенно олигополистических, рынках цена устанавливается не как результат выравнивания спроса и предложения, а волевым решением руководителей крупных фирм и корпораций. Выделяется множество мелких рынков (например, отдельных типов одежды — джинсовой, спортивной и пр.). Дифференцируется спрос, опять-таки при водя к выделению отдельных, более мелких рынков: молодежной продукции, элитной продукции с высоким уровнем сервиса и т.п. В этих условиях производителю легче добиться господства, выйти из-под влияния ценовой конъюнктуры, в частности, прибегая к агрессивной целевой рекламе, и повышать цены в отсутствие товарного дефицита.

В мировой практике существенным фактором структурной инфляции является ценообразование в отраслях производства сельскохозяйственной продукции. Защита отечественных фермеров, проявляющаяся в государственных дотациях к закупочным ценам, высоких ввозных таможенных тарифах на сельскохозяйственную продукцию, снижающих ценовую конкуренцию, т.е. политические факторы формирования цен, объективно ведут к их повышению.

Надо отметить, что структурная инфляция считается труднопреодолимой, так как ее сокращение требует значительных инвестиций, отдача от которых не может быть получена в сжатые сроки.

В условиях открытой национальной экономики, расширения международных экономических связей существенным фактором, обусловливающим инфляционные процессы, становится так называемая импортируемая инфляция. Так, рост цен на импортируемое сырье, энергоносители и оборудование способствует инфляции издержек. Аналогичное влияние оказывает повышение цен на ввозимые потребительские, особенно основные продовольственные, то вары: их удорожание приводит к удорожанию стоимости жизни, а значит, к выдвижению новых требований в части повышения заработной платы и индексации прочих денежных доходов.

Сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов государства ведут к сокращению поступления денежных доходов в бюджет и являются причиной дополнительной денежной эмиссии.

На уровень внутренних цен влияют и колебания курсов валют: снижение курса национальной валюты обусловливает рост внутренних цен.

Особо следует отметить, что открытая инфляция имеет тенденцию к самовоспроизводству. Механизм самовоспроизводства от крытой инфляции включает два основных элемента: адаптивные инфляционные ожидания и перенос повышенных издержек на цену продаваемого товара.

Адаптивные инфляционные ожидания — это психологический феномен, когда исходя из прошлого опыта роста цен, потребители и производители меняют свою стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций. Отметим, что инфляционные ожидания формируются на микроуровне.

Потребители закупают товары впрок. Рост потребления влечет сокращение сбережений, а значит, объема кредитных ресурсов. Сокращение последних ведет к удорожанию кредита и становится препятствием для роста капиталовложений, а следовательно, производства и предложения.

Наряду с этим ожидаемый на основе недавнего опыта рост потребительских цен стимулирует профсоюзы выдвигать новые требования по повышению номинальной заработной платы. Ожидая повышения общего уровня цен, в том числе и на свою продукцию, предприниматель принимает эти требования.

В случае если рост номинальной заработной платы опережает рост цен (иными словами, ожидаемый рост цен, на основе которого формировались требования по повышению заработной платы, оказался выше фактического), то возможно повышение удельных издержек заработной платы на единицу продукции. Если это повышение не будет компенсировано ростом производительности труда, то возросшие удельные издержки заработной платы будут перенесены на цены продукции, вызывая их дальнейший рост, который в свою очередь обусловит усиление инфляционных ожиданий и дополнительные требования по повышению оплаты труда. Возникает так называемая инфляционная спираль «заработная плата — цены».

Производители, ожидая роста цен на сырье, материалы, ресурсы, заранее устанавливают более высокие цены на свою продукцию. Торговцы увеличивают розничные наценки и «придерживают товар», рассчитывая сбыть его позднее по более высоким ценам.

Как видим, инфляционные ожидания играют свою роль в «раскручивании», самовоспроизводстве обоих альтернативных механизмов инфляции: они ведут к расширению текущего спроса, сдерживают рост предложения.

Новое повышение цен формирует инфляционные ожидания на новом уровне. Как отмечалось, самовоспроизводство инфляции обусловлено и переносом удорожания поставок (как фактического, так и ожидаемого) на цены продукции.

Различают инфляцию сбалансированную (со стабильными относи тельными ценами, когда при росте общего уровня цен цены товаров относительно друг друга остаются неизменными) и несбалансированную (в результате непропорционального роста цен на различные то вары их цены постоянно изменяются относительно друг друга).

Инфляция может быть ожидаемой (предсказуемой, прогнозируемой), по сути планируемой как результат тех или иных действий правительства страны в рамках осуществляемой макроэкономической политики.

Неожиданная инфляция характеризуется внезапным скачком цен. При наличии уже сформировавшихся инфляционных ожиданий населения неожиданная инфляция влечет резкий рост расходов на приобретение товаров и услуг, что провоцирует дальнейший рост цен и растущие инфляционные ожидания. Если инфляционные ожидания не набрали силу, то население, рассматривая внезапный скачок цен как кратковременное явление, может увеличить сбережения, дожидаясь снижения цен. Сократившийся спрос окажет давление на цены в сторону их снижения. Этот эффект (эффект Пигу, или эффект «реальных кассовых остатков»), как отмечают исследователи, возможен лишь в нормально функционирующей экономике, в условиях гибких цен и процентных ставок и, как отмечалось, при отсутствии инфляционных ожиданий. В силу этого многие считают, что А. Пигу описывает скорее гипотетическую, нежели реальную экономическую ситуацию.

В зависимости от темпов роста цен различают несколько видов инфляции, имеющих различные социально-экономические последствия.

Ползучая (умеренная) инфляция характеризуется темпами роста цен на 5—10% в год. В этих условиях сохраняется стоимость денег, сбережения остаются прибыльными (так как процентный доход по ним выше роста цен), риск заключения контрактов в текущих ценах незначителен, уровень жизни понижается несущественно. С точки зрения экономических последствий умеренная инфляция рассматривается как фактор, придающий необходимый динамизм экономике. Рост цен обусловливает увеличение спроса (поскольку в дальнейшем покупки обойдутся дороже).

В соответствии с «уравнением обмена» некоторый рост денежного спроса создает стимул для увеличения объема выпуска. Рост выпуска восстановит равновесие между товарной денежной массой при новом, более высоком уровне цен. Однако при этом следует отметить два существенных момента. Во-первых, стимулирующее воздействие умеренного роста цен на вы пуск отмечается при наличии неиспользуемых факторов производства: чем их больше, тем больше такое воздействие. Во-вторых, не используемый капитал в результате роста цен обесценивается, т.е. выигрыш получают более сильные и современные производители. Таким образом, умеренная инфляция способствует и формированию более эффективной структуры экономики.

 

Динамика инфляции

 

ЦЕНЫ Инфляция в декабре 2010 года составила 1,1%, а в целом за 2010 год – 8,8%, сообщил во вторник Росстат. Окончательные данные Росстата оказались выше предварительной оценки службы за декабрь, подготовленной 5 января на основе недельного мониторинга, который делается по более узкой корзине товаров (1% за декабрь и 8,7% за 2010 год). Таким образом, месячная инфляция разогналась до максимального в 2010 году показателя, не считая января. В результате пересмотра рост потребительских цен оказался на уровне 2009 года. Но если в конце 2009 года годовая инфляция замедлялась, то в 2010 года уровень годовой инфляции достиг исторического минимума в 5,5% в июле, а затем годовой показатель только повышался в основном из-за удорожания продовольственных товаров в результате засухи и неурожая.Так, плодоовощная продукция подорожала в целом за 2010 год на 45,6% (за 2009 год цены на плодоовощную продукцию даже снизились на 1,7%). Крупа и бобовые подорожали за весь 2010 год на 58,8% (за 2009 год подешевели на 2,5%).

В Пермском крае составила уже 4,1%. Год назад цены росли не так быстро: за январь-апрель 2010 года они выросли на 3,7%.

В апреле рост был небольшим, всего на 0,6%, но особенностью этого месяца стало то, что непродовольственные товары дорожали быстрей, чем продовольствие. Из всех товаров больше всего взлетела цена на отечественные сигареты без фильтра: в апреле — на 14,6%, а с начала года — даже на 30,2%.

Заметно активизировался в апреле топливный рынок Прикамья. Цены на бензин всех марок поднялись на 0,5-1,4%.

Из продовольственных товаров больше всего в апреле подорожали куриные яйца — на 8,3%, а хлеб, сахар, мед, мука пшеничная, баранина, печень говяжья, икра лососевых рыб, рис шлифованный, крупы манная, овсяная и перловая, овсяные хлопья и масло растительное даже подешевели.

Тем не менее, стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по краю составила в апреле 2954,57 руб. на человека, увеличившись за месяц на 0,2%, с начала года — уже на 9,4%.

 

 




2020-02-04 176 Обсуждений (0)
Механизмы открытой инфляции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизмы открытой инфляции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)