Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные проблемы повышения капитализации банков



2020-02-04 254 Обсуждений (0)
Основные проблемы повышения капитализации банков 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблемы первичных публичных размещений акций компаний (IPO) на российском фондовом рынке обсуждаются на различных уровнях в течение многих лет. IPO весьма редки на российском фондовом рынке.

IPO на российском рынке важны как новый инвестиционный инструмент для компаний. Крупные публичные размещения, способные обеспе­чить ликвидность вторичных торгов, критически важ­ны для развития российского фондового рынка в це­лом.

Проходящие в настоящее время процессы корпоративных слияний и поглощений еще более усугубляют ситуацию. Из-за стратегической скупки доля ак­ций ряда компаний в свободном обращении стремительно сокращается, что приводит к увеличению воз­можностей манипулирования рынком и сокращению числа потенциальных инвесторов. Рынок уменьшается. Новых размещений акций на рынке как не было, так и нет, и появиться она может только через IPO.

Попытки проанализировать причины отсутствия прогресса в развитии IPO предпринимались неодно­кратно, как в многочисленных публикациях на эту тему, так и в ходе специально организованных «круг­лых столов» и конференций.

Основной этап большинства IPO – пуб­личное размещение акций андеррайтером среди пер­вичных инвесторов - уже относится к вторичному рынку.

Наряду с IPO на рынках осуществляются пуб­личные доразмещения акций, уже представленных на рынке, публичные продажи акций действующими акционерами, а также частные размещения среди ограниченного круга инвесторов.

Признаками IPO является установление рыноч­ной цены и рыночной капитализации частной компа­нии, которых она раньше не имела. В процессе IPO компания меняет статус с частной на публичную. Размещаемые акции могут быть либо выпущены вновь, либо продаваться существующими акционерами.

Процедура IPO завершается после проведения расчетов между эмитентом, андеррайте­ром и первичными инвесторами. Фактически IPO продолжается до тех пор, пока андеррайтер не выполнит всех обязательств перед эмитентом по до­говору андеррайтинга, в том числе по поддержанию цены акций на биржевых торгах.

Основной целью IPO яв­ляется получение бессрочных инвестиций с одновре­менным формированием публичного рынка акций компании и повышением узнаваемости и статуса компании. При этом существующие собственники и высшие менеджеры остаются управляющими.

Размещения на публичном рынке выгодны для компаний. Публичный рынок обычно платит определенную премию к сумме, которую гото­вы заплатить за долю в компании стратегические ин­весторы. Рыночная оценка стоимости акций позволяет ис­пользовать их в качестве инструмента слияний и по­глощений, а также вводить на их основе дополни­тельные формы стимуляции и вознаграждения со­трудников. Примерно треть эмитентов IPO вновь выходит на рынок в течение пяти лет, причем размер повторных размещений возрастает в среднем втрое по отноше­нию к объему IPO.

 Вместе с тем публичное размеще­ние налагает на компанию ряд серьезных ограниче­ний. Это и раскрытие значительного массива внутри­корпоративных данных и регулярная публичная отчет­ность вместе с затратами на ее подготовку, и необхо­димость соответствия результатов деятельности ком­пании прогнозам аналитиков. Публичное размещение - это неизбежное сниже­ние доли собственности и доли в будущих доходах действующих акционеров, это - возникновение угро­зы недружественного поглощения, что особенно актуально в России, где юридическая защита от недруже­ственных поглощений не развита. Публичность приводит к существенной зависимости капитализации компании от общей рыночной конъюнктуры, в том числе негативной. Также, публичное размещение требует существенных затрат.

Проведение IPO счи­тается одной из самых сложных операций на финан­совом рынке. Основная проблема состоит в привлече­нии инвесторов к новой компании и определении ее рыночной стоимости, особенно в случае отсутствия аналогичных компаний на рынке.

Следует отметить, что IPO является всего лишь од­ним из источников инвестиций, связанных с акциями, причем не самым крупным. Не соответствует действительности широко распространенное мнение о высокой доходности ин­вестиций в IPO. Активность проведения IPO решающим образом зависит от текущей и прогнозируемой конъюнктуры рынка.

Проблемы, связанные с неразвитостью инфра­структуры, недостатками регулирования, ограничен­ным объемом российского рынка, приводят к тому, что крупные российские компании предпочитают проводить IPO полностью на западных рынках при минимальном присутствии на российском рынке. Эти размещения - фактический уход финансово­го рынка за рубеж.

Венчурное инвестирование в перспективные компании с выходом из бизнеса через IPO, которое широко распространено на развитых рынках, в России пока не получило заметного развития.

Не менее серьезная проблема для всех участни­ков IPO – невозможность одновременного проведения первичного размещения акций и начала вторичных торгов на бирже. Сегодня первичные инвесторы вынуждены иметь неликвидный капитал в течении 2 - 3,5 месяцев, не имея возможности продать на рынке купленные при IPO акции. Возникают чрезмерные курсовые риски, и только стратегические инвесторы могут позволить себе подобные операции. При регистрации отчета об итогах андеррайтер гарантирует бирже выполнение усло­вий листинга для выпуска акций, размещаемых при IPO, также по числу акционеров и числу бумаг в свободном обращении. Необходимость регистрации отчета об итогах размещения в России пока не отменены. Цель одна – разрешить вторичные торги практически одновременно с первичным раз­мещением. Этого можно добиться отменой регистрации отчета об итогах выпуска или замена ее на уведомление, так как для рынка и инвесторов важно общее финансовое состояние компании, а не факт оплаты номиналь­ной стоимости акций. Удостоверение факта оплаты уставного капитала можно переложить на андеррайтеров и биржи.

Самым важным при проведении IPO является то, как определяется цена размещения и как реально рас­пределяются акции среди первичных инвесторов. Это на развитых рынках является весьма закрытой темой. Если процесс подготовки к IPO де­тально расписан во множестве регулирующих доку­ментов и методик, то описание самого процесса раз­мещения обычно выражается одной строкой. Причин подобной закрытости может быть несколько:

- операции по первичному размещению фи­нансово весьма привлекательны для андеррайтеров, и им нет смысла делиться эксклюзивным опытом;

-при размещении сталкиваются про­тиворечивые интересы, распределение акций не явля­ется полностью справедливым, и информация об этом не раскрывается.

Ведущие ин­вестиционные банки никогда не раскрывают подроб­ностей и механизмов первичного размещения, то есть, как устанавливается цена размещения и в пользу каких инвесторов размещаются акции. Требования участников IPO весь­ма разнородны и противоречивы. Эмитент акций за­интересован в том, чтобы все акции были гарантиро­ванно размещены. Цена акции на вторичных торгах не должна снижаться по отношению к цене размещения, в противном случае компанию могут ждать иски инве­сторов, а также большие трудности при последующих выходах на рынок.

Спекулятивные первичные инвесторы, продающие свои акции в первые часы и дни вторич­ных торгов и во многом обеспечивающие начальную ликвидность, заинтересованы в значительном превыше­нии цены открытия на вторичных торгах над ценой размещения IPO. Андеррайтеры заинтересованы в значи­тельном росте цены на вторичных торгах - это основ­ной критерий успеха IPO и андер­райтера, для которого важна высо­кая ликвидность вторичных торгов, позволяющая ми­нимизировать затраты на выполнение им своих обяза­тельств перед эмитентом. Для удовлетворения разнородных требова­ний жесткие схемы размещений не подходят. В боль­шинстве стран эмитенты при IPO могут свободно вы­бирать между тремя основными видами размещений:

-по фиксированной цене;

-путем формирования книги заявок;

-через аукцион.

Общим для всех типов размещений является единая цена разме­щения, обеспечивающая равенство всех инвесторов. Обычно на рынке преобладает какой-либо один способ размещения.

Биржевые системы, яв­ляющиеся сосредоточием рыночной ликвидности, практически не используются на большинстве рынков при сборе заявок и проведении первичных размеще­ний, так как:

во-первых, это требования законодательства. В ряде стран на биржах могут со­вершаться сделки только с уже размешенными цен­ными бумагами.

во-вторых, может быть исторически сло­жившееся на развитых рынках разделение функций, при котором первичным размещением занимаются инвестиционные банки, вторичным обращением биржи.

Не последним фактором являются затраты, то есть плата за допуск к размещению на бирже, а также комиссион­ные, которые андеррайтеры и подписчики должны платить при размещении акций через биржу. На биржах может функционировать отдельный сектор, предос­тавляющий услуги на основе гибких технологий.

Процесс размеще­ния ценных бумаг, в том числе при IPO, как показы­вает международный опыт, требует отдельного регу­лирования. Главной целью регули­рования является запрет на действия, которые могут ис­кусственно повлиять на соотношение спроса и пред­ложения при размещении.

Российское законодательство по ценным бумагам практически не регулирует процедуры пуб­личных размещений. Не определен статус андеррай­тера, его права и обязанности. Не разрешена стандартная операция андеррайтера, как выкуп акций у эмитента и размещение их среди инвесторов. В действующих нормативных документах не оп­ределены возможные процедуры размещения по от­крытой подписке, правила аукционных размещений, не определена технология размещения путем состав­ления книги заявок. Также надо учитывать, что технологии раз­мещений должны оставаться гибкими, и излишняя зарегулированность им только повредит.

Фондовые биржи, не проводя первичных размещений, непо­средственным образом вовлечены в процесс проведе­ния IPO. Включение в биржевой листинг является необходимым условием начала IPO. Главный принцип IPO на развитых рынках - «хо­чешь получить капитал на публичном рынке, выполни условия биржевого листинга». Для успешного завершения IPO критически важ­ным является формирование ликвидного вторичного биржевого рынка размещенных акций. Большинство инвесторов готовы приобретать акции через IPO только при наличии возможности их свободной реа­лизации на открытом рынке сразу после размещения. Ликвидный рынок сокращает затраты андеррайте­ров на проведение «стабилизации». В особых случаях неэффективный вторичный рынок может привести к неудаче или даже отмене IРО.

Вторичный рынок позволяет выявить реальный рыночный интерес к акциям, размещенных в ходе IPO. Процедура биржевого листинга играет опреде­ляющую роль в достижении публичности размещения акций при IPO и ликвидности вторичных торгов. Главное условие листинга, обеспечи­вающее публичность и ликвидность рынка акций компании, — это наличие большого количества акционеров, обладающих существенными пакетами акций. Широкое публич­ное владение акциями обеспечивает их пригодность к тор­гам на бирже.

Дополнительной мерой обеспечения ликвидности акций компании являются требования листинга к объ­ему акций, находящихся в свободном. Но они не имеют шансов попасть в состав ведущих фон­довых индексов.

Нестабильная ситуация в экономике, низкая до­ходность вложений в банковский бизнес, а иногда и отсутствие дивидендов не способствуют расширению участия юридических лиц в уставном капитале банков – многие инвесторы предпочитают вкладывать средства в более прибыльный бизнес.

Недостаток денежных средств для финансирования текущей деятельности и инвестиций являлся основ­ной причиной низкой инвестиционной активности. Процесс смены собственников коммерческих банков протекает с определенными издержками, связанными со сменой политики банка, команды профессионалов и возрастанием риска ее подчинения субъективным интересам новых собст­венников. На региональном уровне процесс смены команды наиболее ощутим, так как при большом количестве молодых кадров достаточно трудно подоб­рать специалистов высокого уровня, особенно высше­го руководящего звена. Некоторые собственники планируют получать только высокие прибыли, не понимая, что для дости­жения своих целей пользуются в большей степени чужими ресурсами. Низкий уровень капитала региональных банков дает возможность крупным банкам, в основном сто­личным, усиливать свое влияние в регионах. В итоге региональные банки, теряя крупных заемщиков, вытесняются в более затратное рискован­ное кредитование среднего и малого бизнеса. При этом эти процессы со стороны филиалов сопровождаются требованием к клиенту о переводе части или всех его денежных потоков по месту полу­чения кредита, что ведет к сокращению ресурсной базы у региональных банков.

Существенное влияние на региональные банки оказывает и то, что операционные расходы их в ос­новном намного выше, чем аналогичные расходы фи­лиалов, что при сокращающейся марже за счет конку­ренции процентных ставок ведет к падению их рента­бельности относительно филиалов инорегиональных банков.

Существуют некоторые препятствия для капитализации банков. В виде ограничений по наращива­нию источников собственных средств для коммерческих банков, созданных в форме обществ с ограни­ченной ответственностью, так как размер дополни­тельного капитала, то есть капитал 2-го уровня, не может превышать размер источников основного капитала, капитала 1-го уровня. Данная особенность расчета собственных средств, с точки зрения надзора, являет­ся достаточно правильной и позволяет капиталу выполнять регулирующую функцию, стиму­лируя банки к увеличению капитала за счет внесения дополнительных инвестиций. Некоторым сдерживающим фактором роста собственного капитала банков остается необходимость формировать резервы под активные операции. При этом основная часть этих резервов проводится коммерческими банками только обо­ротами - формирование резервов при размещении средств в активные операции и восстановление резер­вов на доходы при возврате средств банку. Основная причина формирования резервов – это финансовое со­стояние предприятий-заемщиков.

Региональные банки могут соста­вить реальную конкуренцию крупным банкам, так как они нашли свою рыночную нишу. Этому способству­ет наметившаяся специализация небольших регио­нальных банков на обслуживании среднего и малого регионального бизнеса, местных органов власти, раз­личных субъектов местной промышленности, кото­рому практически не уделяют внимания крупные коммерческие банки, занимаясь финансированием солидных корпоративных клиентов.

В деятельности коммерческих банков положительные тенденции развития на­блюдаются именно у малых и средних. При­рост основных параметров опережает аналогичные пока­затели крупных банков. Повышается и функциональная роль средних и малых банков в экономике, их бизнес стал больше ориентироваться на реальный сектор. Учи­тывая незначительную капитализацию региональных банков, одним из приоритетных направлений их развития становится кредитование малого бизнеса, но оно по многим причинам связано с достаточно высокими рисками. Поэтому проблема повышения капитализации региональных банков при росте конкуренции на банковском рынке становится для них необхо­димым условием выживания. Те банки, которые не нашли своей ниши, испытывают трудности с поддер­жанием ликвидности и формированием ресурсной базы в скором будущем могут оказаться перед не­легким выбором: преобразование в небанковские кре­дитные организации, поглощение крупными банками или же ликвидация.

Нестабильная ситуация в экономике, низкая до­ходность вложений в банковский бизнес, а иногда и отсутствие дивидендов не способствуют расширению участия юридических лиц в уставном капитале банков – многие инвесторы предпочитают вкладывать средства в более прибыльный бизнес. Некоторым сдерживающим фактором роста собственного капитала банков остается необходимость формировать резервы под активные операции.

Решение упомянутых проблем являются лишь необходимым условием развития рынка российских IPO. Но для его роста не менее важны и благоприятный инвестиционный климат, и решение проблем защиты прав собственности, и совершенст­вование учетно-расчетной инфраструктуры россий­ского фондового рынка, и многое другое.

 



2020-02-04 254 Обсуждений (0)
Основные проблемы повышения капитализации банков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные проблемы повышения капитализации банков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)