Основные проблемы повышения капитализации банков
Проблемы первичных публичных размещений акций компаний (IPO) на российском фондовом рынке обсуждаются на различных уровнях в течение многих лет. IPO весьма редки на российском фондовом рынке. IPO на российском рынке важны как новый инвестиционный инструмент для компаний. Крупные публичные размещения, способные обеспечить ликвидность вторичных торгов, критически важны для развития российского фондового рынка в целом. Проходящие в настоящее время процессы корпоративных слияний и поглощений еще более усугубляют ситуацию. Из-за стратегической скупки доля акций ряда компаний в свободном обращении стремительно сокращается, что приводит к увеличению возможностей манипулирования рынком и сокращению числа потенциальных инвесторов. Рынок уменьшается. Новых размещений акций на рынке как не было, так и нет, и появиться она может только через IPO. Попытки проанализировать причины отсутствия прогресса в развитии IPO предпринимались неоднократно, как в многочисленных публикациях на эту тему, так и в ходе специально организованных «круглых столов» и конференций. Основной этап большинства IPO – публичное размещение акций андеррайтером среди первичных инвесторов - уже относится к вторичному рынку. Наряду с IPO на рынках осуществляются публичные доразмещения акций, уже представленных на рынке, публичные продажи акций действующими акционерами, а также частные размещения среди ограниченного круга инвесторов. Признаками IPO является установление рыночной цены и рыночной капитализации частной компании, которых она раньше не имела. В процессе IPO компания меняет статус с частной на публичную. Размещаемые акции могут быть либо выпущены вновь, либо продаваться существующими акционерами. Процедура IPO завершается после проведения расчетов между эмитентом, андеррайтером и первичными инвесторами. Фактически IPO продолжается до тех пор, пока андеррайтер не выполнит всех обязательств перед эмитентом по договору андеррайтинга, в том числе по поддержанию цены акций на биржевых торгах. Основной целью IPO является получение бессрочных инвестиций с одновременным формированием публичного рынка акций компании и повышением узнаваемости и статуса компании. При этом существующие собственники и высшие менеджеры остаются управляющими. Размещения на публичном рынке выгодны для компаний. Публичный рынок обычно платит определенную премию к сумме, которую готовы заплатить за долю в компании стратегические инвесторы. Рыночная оценка стоимости акций позволяет использовать их в качестве инструмента слияний и поглощений, а также вводить на их основе дополнительные формы стимуляции и вознаграждения сотрудников. Примерно треть эмитентов IPO вновь выходит на рынок в течение пяти лет, причем размер повторных размещений возрастает в среднем втрое по отношению к объему IPO. Вместе с тем публичное размещение налагает на компанию ряд серьезных ограничений. Это и раскрытие значительного массива внутрикорпоративных данных и регулярная публичная отчетность вместе с затратами на ее подготовку, и необходимость соответствия результатов деятельности компании прогнозам аналитиков. Публичное размещение - это неизбежное снижение доли собственности и доли в будущих доходах действующих акционеров, это - возникновение угрозы недружественного поглощения, что особенно актуально в России, где юридическая защита от недружественных поглощений не развита. Публичность приводит к существенной зависимости капитализации компании от общей рыночной конъюнктуры, в том числе негативной. Также, публичное размещение требует существенных затрат. Проведение IPO считается одной из самых сложных операций на финансовом рынке. Основная проблема состоит в привлечении инвесторов к новой компании и определении ее рыночной стоимости, особенно в случае отсутствия аналогичных компаний на рынке. Следует отметить, что IPO является всего лишь одним из источников инвестиций, связанных с акциями, причем не самым крупным. Не соответствует действительности широко распространенное мнение о высокой доходности инвестиций в IPO. Активность проведения IPO решающим образом зависит от текущей и прогнозируемой конъюнктуры рынка. Проблемы, связанные с неразвитостью инфраструктуры, недостатками регулирования, ограниченным объемом российского рынка, приводят к тому, что крупные российские компании предпочитают проводить IPO полностью на западных рынках при минимальном присутствии на российском рынке. Эти размещения - фактический уход финансового рынка за рубеж. Венчурное инвестирование в перспективные компании с выходом из бизнеса через IPO, которое широко распространено на развитых рынках, в России пока не получило заметного развития. Не менее серьезная проблема для всех участников IPO – невозможность одновременного проведения первичного размещения акций и начала вторичных торгов на бирже. Сегодня первичные инвесторы вынуждены иметь неликвидный капитал в течении 2 - 3,5 месяцев, не имея возможности продать на рынке купленные при IPO акции. Возникают чрезмерные курсовые риски, и только стратегические инвесторы могут позволить себе подобные операции. При регистрации отчета об итогах андеррайтер гарантирует бирже выполнение условий листинга для выпуска акций, размещаемых при IPO, также по числу акционеров и числу бумаг в свободном обращении. Необходимость регистрации отчета об итогах размещения в России пока не отменены. Цель одна – разрешить вторичные торги практически одновременно с первичным размещением. Этого можно добиться отменой регистрации отчета об итогах выпуска или замена ее на уведомление, так как для рынка и инвесторов важно общее финансовое состояние компании, а не факт оплаты номинальной стоимости акций. Удостоверение факта оплаты уставного капитала можно переложить на андеррайтеров и биржи. Самым важным при проведении IPO является то, как определяется цена размещения и как реально распределяются акции среди первичных инвесторов. Это на развитых рынках является весьма закрытой темой. Если процесс подготовки к IPO детально расписан во множестве регулирующих документов и методик, то описание самого процесса размещения обычно выражается одной строкой. Причин подобной закрытости может быть несколько: - операции по первичному размещению финансово весьма привлекательны для андеррайтеров, и им нет смысла делиться эксклюзивным опытом; -при размещении сталкиваются противоречивые интересы, распределение акций не является полностью справедливым, и информация об этом не раскрывается. Ведущие инвестиционные банки никогда не раскрывают подробностей и механизмов первичного размещения, то есть, как устанавливается цена размещения и в пользу каких инвесторов размещаются акции. Требования участников IPO весьма разнородны и противоречивы. Эмитент акций заинтересован в том, чтобы все акции были гарантированно размещены. Цена акции на вторичных торгах не должна снижаться по отношению к цене размещения, в противном случае компанию могут ждать иски инвесторов, а также большие трудности при последующих выходах на рынок. Спекулятивные первичные инвесторы, продающие свои акции в первые часы и дни вторичных торгов и во многом обеспечивающие начальную ликвидность, заинтересованы в значительном превышении цены открытия на вторичных торгах над ценой размещения IPO. Андеррайтеры заинтересованы в значительном росте цены на вторичных торгах - это основной критерий успеха IPO и андеррайтера, для которого важна высокая ликвидность вторичных торгов, позволяющая минимизировать затраты на выполнение им своих обязательств перед эмитентом. Для удовлетворения разнородных требований жесткие схемы размещений не подходят. В большинстве стран эмитенты при IPO могут свободно выбирать между тремя основными видами размещений: -по фиксированной цене; -путем формирования книги заявок; -через аукцион. Общим для всех типов размещений является единая цена размещения, обеспечивающая равенство всех инвесторов. Обычно на рынке преобладает какой-либо один способ размещения. Биржевые системы, являющиеся сосредоточием рыночной ликвидности, практически не используются на большинстве рынков при сборе заявок и проведении первичных размещений, так как: во-первых, это требования законодательства. В ряде стран на биржах могут совершаться сделки только с уже размешенными ценными бумагами. во-вторых, может быть исторически сложившееся на развитых рынках разделение функций, при котором первичным размещением занимаются инвестиционные банки, вторичным обращением биржи. Не последним фактором являются затраты, то есть плата за допуск к размещению на бирже, а также комиссионные, которые андеррайтеры и подписчики должны платить при размещении акций через биржу. На биржах может функционировать отдельный сектор, предоставляющий услуги на основе гибких технологий. Процесс размещения ценных бумаг, в том числе при IPO, как показывает международный опыт, требует отдельного регулирования. Главной целью регулирования является запрет на действия, которые могут искусственно повлиять на соотношение спроса и предложения при размещении. Российское законодательство по ценным бумагам практически не регулирует процедуры публичных размещений. Не определен статус андеррайтера, его права и обязанности. Не разрешена стандартная операция андеррайтера, как выкуп акций у эмитента и размещение их среди инвесторов. В действующих нормативных документах не определены возможные процедуры размещения по открытой подписке, правила аукционных размещений, не определена технология размещения путем составления книги заявок. Также надо учитывать, что технологии размещений должны оставаться гибкими, и излишняя зарегулированность им только повредит. Фондовые биржи, не проводя первичных размещений, непосредственным образом вовлечены в процесс проведения IPO. Включение в биржевой листинг является необходимым условием начала IPO. Главный принцип IPO на развитых рынках - «хочешь получить капитал на публичном рынке, выполни условия биржевого листинга». Для успешного завершения IPO критически важным является формирование ликвидного вторичного биржевого рынка размещенных акций. Большинство инвесторов готовы приобретать акции через IPO только при наличии возможности их свободной реализации на открытом рынке сразу после размещения. Ликвидный рынок сокращает затраты андеррайтеров на проведение «стабилизации». В особых случаях неэффективный вторичный рынок может привести к неудаче или даже отмене IРО. Вторичный рынок позволяет выявить реальный рыночный интерес к акциям, размещенных в ходе IPO. Процедура биржевого листинга играет определяющую роль в достижении публичности размещения акций при IPO и ликвидности вторичных торгов. Главное условие листинга, обеспечивающее публичность и ликвидность рынка акций компании, — это наличие большого количества акционеров, обладающих существенными пакетами акций. Широкое публичное владение акциями обеспечивает их пригодность к торгам на бирже. Дополнительной мерой обеспечения ликвидности акций компании являются требования листинга к объему акций, находящихся в свободном. Но они не имеют шансов попасть в состав ведущих фондовых индексов. Нестабильная ситуация в экономике, низкая доходность вложений в банковский бизнес, а иногда и отсутствие дивидендов не способствуют расширению участия юридических лиц в уставном капитале банков – многие инвесторы предпочитают вкладывать средства в более прибыльный бизнес. Недостаток денежных средств для финансирования текущей деятельности и инвестиций являлся основной причиной низкой инвестиционной активности. Процесс смены собственников коммерческих банков протекает с определенными издержками, связанными со сменой политики банка, команды профессионалов и возрастанием риска ее подчинения субъективным интересам новых собственников. На региональном уровне процесс смены команды наиболее ощутим, так как при большом количестве молодых кадров достаточно трудно подобрать специалистов высокого уровня, особенно высшего руководящего звена. Некоторые собственники планируют получать только высокие прибыли, не понимая, что для достижения своих целей пользуются в большей степени чужими ресурсами. Низкий уровень капитала региональных банков дает возможность крупным банкам, в основном столичным, усиливать свое влияние в регионах. В итоге региональные банки, теряя крупных заемщиков, вытесняются в более затратное рискованное кредитование среднего и малого бизнеса. При этом эти процессы со стороны филиалов сопровождаются требованием к клиенту о переводе части или всех его денежных потоков по месту получения кредита, что ведет к сокращению ресурсной базы у региональных банков. Существенное влияние на региональные банки оказывает и то, что операционные расходы их в основном намного выше, чем аналогичные расходы филиалов, что при сокращающейся марже за счет конкуренции процентных ставок ведет к падению их рентабельности относительно филиалов инорегиональных банков. Существуют некоторые препятствия для капитализации банков. В виде ограничений по наращиванию источников собственных средств для коммерческих банков, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, так как размер дополнительного капитала, то есть капитал 2-го уровня, не может превышать размер источников основного капитала, капитала 1-го уровня. Данная особенность расчета собственных средств, с точки зрения надзора, является достаточно правильной и позволяет капиталу выполнять регулирующую функцию, стимулируя банки к увеличению капитала за счет внесения дополнительных инвестиций. Некоторым сдерживающим фактором роста собственного капитала банков остается необходимость формировать резервы под активные операции. При этом основная часть этих резервов проводится коммерческими банками только оборотами - формирование резервов при размещении средств в активные операции и восстановление резервов на доходы при возврате средств банку. Основная причина формирования резервов – это финансовое состояние предприятий-заемщиков. Региональные банки могут составить реальную конкуренцию крупным банкам, так как они нашли свою рыночную нишу. Этому способствует наметившаяся специализация небольших региональных банков на обслуживании среднего и малого регионального бизнеса, местных органов власти, различных субъектов местной промышленности, которому практически не уделяют внимания крупные коммерческие банки, занимаясь финансированием солидных корпоративных клиентов. В деятельности коммерческих банков положительные тенденции развития наблюдаются именно у малых и средних. Прирост основных параметров опережает аналогичные показатели крупных банков. Повышается и функциональная роль средних и малых банков в экономике, их бизнес стал больше ориентироваться на реальный сектор. Учитывая незначительную капитализацию региональных банков, одним из приоритетных направлений их развития становится кредитование малого бизнеса, но оно по многим причинам связано с достаточно высокими рисками. Поэтому проблема повышения капитализации региональных банков при росте конкуренции на банковском рынке становится для них необходимым условием выживания. Те банки, которые не нашли своей ниши, испытывают трудности с поддержанием ликвидности и формированием ресурсной базы в скором будущем могут оказаться перед нелегким выбором: преобразование в небанковские кредитные организации, поглощение крупными банками или же ликвидация. Нестабильная ситуация в экономике, низкая доходность вложений в банковский бизнес, а иногда и отсутствие дивидендов не способствуют расширению участия юридических лиц в уставном капитале банков – многие инвесторы предпочитают вкладывать средства в более прибыльный бизнес. Некоторым сдерживающим фактором роста собственного капитала банков остается необходимость формировать резервы под активные операции. Решение упомянутых проблем являются лишь необходимым условием развития рынка российских IPO. Но для его роста не менее важны и благоприятный инвестиционный климат, и решение проблем защиты прав собственности, и совершенствование учетно-расчетной инфраструктуры российского фондового рынка, и многое другое.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |