Либерализация валютных отношений
В настоящее время стабильный приток иностранного капитала в республику, устойчивость платежного баланса и обменного курса позволяют переключить акцент политики валютного регулирования с жесткого контроля над оттоком капитала на задачу повышения эффективности использования финансовых средств, а также развития внутреннего финансового рынка и появления новых финансовых инструментов. Основные направления и этапы валютной либерализации отражены в Концепции либерализации валютного режима в Республике Казахстан, в соответствии с которой для реализации первого этапа принята Программа либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы, определяющая снятие отдельных ограничений в отношении наиболее привлекательных и экономически оправданных валютных операций. В рамках Программы предусмотрены совершенствование информационной базы по валютным операциям, создание эффективного механизма предотвращения масштабных спекулятивных операций на внутреннем валютном рынке и контроля за краткосрочными потоками капитала, а также систематизация и упрощение процедур валютного контроля. Реализация положений Программы создаст предпосылки для перехода от ограничительного режима валютного регулирования к рыночным формам и методам мониторинга и контроля за масштабными и потенциально дестабилизирующими потоками капитала. Полной либерализации валютного режима, то есть перехода от разрешительного к регистрационному, уведомительному порядку проведения валютных операций и конвертируемости национальной валюты по текущим и капитальным операциям (второй и третий этапы либерализации) предполагается достичь к 2007 году. Для реализации этой цели будет подготовлена соответствующая Программа либерализации валютного режима на 2005-2007 годы, закладывающая принципы полной конвертируемости национальной валюты. При этом за Правительством и Национальным Банком сохранится право введения ограничений в случае возникновения кризисных явлений.
Платежная система Важной задачей государства в развитии платежной системы являются полное приближение платежной системы Казахстана к стандартам Европейского союза, внедрение и развитие новых видов платежных инструментов. Также необходимы создание и развитие Национальной системы платежных карточек с целью концентрации услуг по обслуживанию платежных карточек в Казахстане. Кроме того, важным направлением являются построение общей платежной системы стран СНГ (ЕврАзЭС или другой структуры), основанной на национальных валовых системах расчета в режиме реального времени, а также популяризация платежной системы Казахстана в СНГ и за рубежом. В настоящее время платежные системы Казахстана отвечают всем требованиям, предъявляемым международными финансовыми организациями к платежным системам развитых стран. При этом, нормативная база и технологии, используемые в платежных системах, постоянно совершенствуются и повышаются. Так, последние разработки в странах Европейского союза направлены на развитие систем платежных карточек на основе микропроцессорных технологий. В этой связи, в рамках мероприятий по приближению платежных систем Казахстана к стандартам Европейского союза, Национальный Банк планирует сосредоточить свои усилия на внедрении и развитии платежных карточек на основе микропроцессорных карточек в Казахстане. Первый шаг в направлении внедрения платежных карточек на основе микропроцессорных карточек уже сделан принята Программа развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек в Республике Казахстан. Предусмотренное Программой использование платежных карточек на основе микропроцессорных карточек позволит в будущем создать единое "платежное" пространство по обслуживанию населения, торгово-сервисных предприятий, независимо от того в каком банке они обслуживаются. Развитие системы платежных карточек на территории Республики Казахстан будет способствовать расширению безналичного денежного оборота, снижению расходов на эмиссию и обслуживание наличных денег, а также перейти от менее эффективных платежных инструментов (как, например чеки) к новым более эффективным видам платежных инструментов. Для этих целей по инициативе Национального Банка создана специальная организация Национальной межбанковской системы платежных карточек акционерное общество "Процессинговый центр" (далее - процессинговый центр), на которую возложены функции по обработке транзакций по платежным карточкам, маршрутизации и клирингу платежей, осуществленных с использованием платежных карточек, в том числе и платежных карт международных платежных систем. Деятельность процессингового центра также предполагается развивать в области создания и развития на базе микропроцессорных карт систем электронной коммерции (E-Commerce), предоставления услуг по электронной коммерции коммерческим организациям, корпоративным и частным клиентам, государственным учреждениям; оказания услуг по социальным вопросам: страхование, идентификация граждан, выписки по остаткам в накопительных пенсионных фондах и т.д. Долгосрочные стратегические цели внедрения Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек заключаются в сохранении за Национальным Банком способности эффективно управлять находящейся в обращении денежной массой, ограничении системного и других рисков, которые могут создать угрозу для стабильности финансовых рынков или подорвать доверие к платежной системе, развитии новых эффективных, мало рискованных, недорогих и удобных методов оказания платежных и финансовых услуг потребителям. Для внедрения Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек необходима последовательная реализация следующих мероприятий: - формирование правовых отношений, связанных с созданием системы; - определение спроса потребителей, готовности торговых (обслуживающих) организаций принимать к оплате платежные карточки; - определение методов предотвращения потенциальных преступлений с использованием платежных карточек, а также последствия и потенциальные риски для держателей платежных карточек. Кроме того, в развитии платежной системы страны важную роль играет Казахстанский центр межбанковских расчетов (КЦМР), деятельность которого предполагается развивать в следующих основных направлениях: - участие в построении единой межгосударственной платежной системы стран СНГ (ЕврАзЭС или другой структуры); - подготовка и предложение странам СНГ и другим странам услуг по продаже платежной системы; - дальнейшее развитие SWIFT {1} сервисного бюро с подключением как казахстанских, так и зарубежных финансовых институтов; - интеграция транспортной системы SWIFT с платежной системой Казахстана для предоставления пользователям дополнительной возможности приема и передачи сообщений в платежную систему через SWIFT; - развитие новых финансовых инструментов в межбанковской системе перевода денег и клиринге КЦМР; - интеграция действующей платежной системы Казахстана и финансовой автоматизированной системы транспорта информации (далее - ФАСТИ) с системой управления ключевой информацией (PKI); - интеграция транспортной системы ФАСТИ с платежной системой для предоставления пользователям дополнительной возможности приема и передачи сообщений в платежную систему через ФАСТИ; - дальнейшее развитие ФАСТИ с подключением как казахстанских, так и зарубежных финансовых институтов.
Активизация мониторинга предприятий реального сектора Основная цель это совершенствование применения инструментов денежно-кредитной политики и принятия согласованных мер денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики, направленных на создание условий для неинфляционного экономического роста и предотвращения резких спадов в экономике. Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач: - оперативное выявление, анализ и прогнозирование колебаний экономической конъюнктуры и основных факторов, обусловивших эти колебания; - отслеживание и анализ эффективности каналов воздействия денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики. На основе Концепции мониторинга предприятий реального сектора экономики в системе Национального Банка, утвержденной постановлением Совета директоров Национального Банка от 18 марта 2000 года N 103, с 4 квартала 2000 года организованы обследования предприятий, проводимые на добровольной основе в регулярном ежеквартальном режиме, результаты которых обеспечивают получение оценок текущего и прогнозируемого экономического состояния и тенденций в экономике страны, регионах и базовых отраслях. В то же время возможность полноценного использования результатов мониторинга в вышеназванных целях зависит от репрезентативности предприятий-участников мониторинга, т.е. от того, в какой степени предприятиями представлена отраслевая структура экономики страны и регионов. В настоящее время в мониторинге участвует более 1000 предприятий всех базовых отраслей экономики. Вместе с тем, это преимущественно крупные и средние предприятия промышленности - отрасли, с которой мониторинг начинал свои первые шаги. Поэтому усилия Национального Банка и его региональных филиалов направлены на привлечение к обследованию в большей степени предприятий других отраслей. Реализации поставленных задач будут служить: 1) создание системы опережающих индикаторов для определения стадии делового цикла в экономике, краткосрочных колебаний ВВП; 2) улучшение оценок состояния и ожидаемых изменений экономических процессов в реальном секторе экономики на основе: - повышения репрезентативности предприятий-участников мониторинга; - разработки обобщающих индикаторов в качестве непосредственных ориентиров для текущего осуществления денежно-кредитной политики; - совершенствования опросных анкет с целью упрощения их заполнения предприятиями и обеспечения возможности отслеживания основных каналов воздействия денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики. Анализ направления и величины колебаний ВВП даст более точные ориентиры для их сглаживания путем своевременного воздействия на факторы спроса в экономике согласованными мерами денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики. Проведение мониторинга будет способствовать также решению проблемы дальнейшего сближения реального и финансового сектора экономики путем преодоления непрозрачности предприятий, что окажет положительное влияние на реализацию долгосрочной государственной политики по индустриальному и инновационному развитию[6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования дают возможность сделать вывод, что Национальный Банк Казахстана на сегодняшний день проводит активную политику по укреплению национальной валюты, по оздоровлению банковской системы в целом, развитию экономики страны. Как известно за три последних года экономический рост в нашей стране составил порядка 45 %. Согласно, официальным статистическим данным, за последних два года – с конца 2001 года по январь 2004 год – объем денежной массы в Казахстане вырос на 82,3 %, а в абсолютном выражении на 592,0 млрд. тенге. Отсюда, легко сделать вывод о том, что деньги в нашу экономику поступают ударными темпами, значительно опережающими ВВП, в чем значительная заслуга принадлежит Национальному Банку и банковской системе в целом.[7] В целях расширения спектра предоставляемых банками услуг, развития безналичных платежей, а также повышения прозрачности операций в розничной торговле Национальным Банком предполагается продолжение работы по созданию национальной платежной системы и обеспечению функционирования единого процессингового центра платежных карточек. Кроме того, Национальным Банком осуществляется работа по усовершенствованию нормативной правовой базы деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, ломбардов и кредитных товариществ (в том числе - сельских) (далее - небанковские организации), деятельность которых направлена на обслуживание субъектов малого и среднего бизнеса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Республики Казахстан. Алматы. Жетi Жаргы. 1995 г 2. Закон Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан» от 13 апреля 1993 года. 3. Гражданский Кодекс Республики Казахстан Жетi Жаргы. 1995 г 4. Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года; 5. Жуков Е. Ф. Банки и банковские операции. - М.: ЮНИТИ. 1997 г. 6. Коробкова Г. Г. Банковское дело – М.: Юрист, 2002; 7. Колесников В. И. Банковское дело - М: Финансы и статистика, 1995 8. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки - М.: Финансы и статистика, 1998; 9. Лаврушина О. А. Банковское дело- М.: Банковский и биржевой научно – консультационный центр. 1992; 10. Итоги года и планы на будущее// Банки Казахстан №2. 2004 г. 11. Об отчете Национального Банка Республики Казахстан за I полугодие 2004 года и текущей ситуации на финансовом рынке//Банки Казахстана №8, 2004
[1] Колесников В. И. Банковское дело - М: Финансы и статистика, 1995 [2] Жуков Е. Ф. Банки и банковские операции. - М.: ЮНИТИ. 1997 г. [3] Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки - М.: Финансы и статистика, 1998 [4] Коробкова Г. Г. Банковское дело – М.: Юрист, 2002 [5] Конституция Республики Казахстан. Алматы. Жетi Жаргы. 1995 г [6] Об отчете Национального Банка Республики Казахстан за I полугодие 2004 года и текущей ситуации на финансовом рынке//Банки Казахстана №8, 2004 [7] Итоги года и планы на будущее //Банки Казахстан №2. 2004 г.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |