Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философское учение о категориях и его основные аспекты



2020-02-03 198 Обсуждений (0)
Философское учение о категориях и его основные аспекты 0.00 из 5.00 0 оценок




Выполнил Студент: Светлов Евгений

Учебный шифр: 10-ПГС к 23

 

Работу проверил:

 Санкт-Петербург

                                                                                                              2010

 

 

                                                                      Содержание

 

 

1.Введение. 3

2. философское учение о категориях и его основные аспекты.. 4

3. Историческое развитие понятия материи как философской категории. 7

3.1Современная филосфия о понятии "материя" ……………………………19

4.Заключение и Выводы.. 23

5.Литература. 25

6.Приложение………………………………………………………………. 26

 


Введение

 

Окружающий мир — что может быть интереснее и захватывающее истории его возникновения, развития, строения и существования? Ныне Вселенная раскрывает свои тайны, загадки таинственного мира фундаментальной физики. Цель поисков ученых превосходит самое смелое воображение: речь идет ни больше и не меньше как о «ключе» к Вселенной. Впервые за всю историю человечества мы располагаем разумной научной теорией всего сущего. Это поистине революционный беспримерный прорыв в нашем понимании окружающего мира, который оставит глубокий след в развитии представлений человека о Вселенной и его места в ней.

Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия был коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания.

Понятие материи(1) относится к основным философским категориям и является центральным в материалистической философии. Оно выражает сущность материального мировоззрения, его объективность. Материя (как философская категория) — это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражается им. Материя существует в бесконечном множестве конкретных форм различных объектов и систем мира. Материя бесконечна в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с движением. Попробуем рассмотреть в этом контрольной работе материю как категорию философии. Начнем, прежде всего, с понятия самой категории.

_____________________________________

(1)Гончарук С.И. Материя и формы ее существования. — М., Государственное изд-во политической литературы,  1962,С.85

философское учение о категориях и его основные аспекты

Философские категории — это всеобщие понятия, в которых знание сущностных характеристик развития реальной стельности осуществляется в плане выявления соотношения бытия и мышления. В них мир природы и мир человека берутся как бы под одну скобку. Будучи языком философии, категории не только постоянно используются в частных областях науки, но и служат основой всякого мыслительного процесса, на какую бы сферу реального мира последний ни был направлен, и при этом выполняют роль основных способов логического синтеза знания, объединения элементов конкретного содержания мысли.

Представляя собой всеобщие формы осмысления всего существующего, философские категории составляют своеобразный остов содержания самой философии и именно поэтому специально в последней изучаются с целью их совершенствования как орудий отражения объективной реальности и форм человеческого мышления, направленного на раскрытие сущности процессов и явлений внешнего мира. Категории — это «святая святых» философии. Их исследование, как писал Ф. Энгельс, «очень благодарная и необходимая задача» .

Природа категорий противоречива. Представляя собой своеобразные идеальные образования, способы интеллектуальной деятельности человека в процессе познания окружающего мира, категории по своему содержанию объективны. Противоречивость природы категорий обусловлена тем, что они служат средствами реализации соотношения объекта и субъекта познания, выступают некими идеальными посредниками и в то же время формами выражения процесса перевода в ходе практической деятельности объективного в субъективное, и наоборот.

Предметной областью, отражающейся в содержании категорий, являются не отдельно взятые вещи с их свойствами, а такая внутренняя связь вещей, которая определяет мир в качестве целого. Всеобщность философских категорий коренится не в том, что в них отражается некий общий признак, который потому и общий, что отделен и противопоставлен специфическим частным признакам, а в том, что посредством категорий человеческая мысль схватывает всеобщие способы реализации единства внутренних элементов мира как целого. А это значит, что всеобщность категорий как бы в виртуальном виде содержит в себе и все многообразие особенного и единичного, что и лежит в основе их огромной эвристической силы и что во всей полноте проявляется лишь в процессе конкретного использования категорий в практической и теоретической деятельности, т. е. тогда, когда они непосредственно сопоставляются с реальной действительностью.

Можно сказать, что содержание категорий находится и как бы не находится в границах их логического бытия, ибо вся полнота этого содержания обнаруживается лишь тогда, когда категории включаются в живой процесс практического и духовного освоения бесконечного многообразия реального мира.

В категориях, представляющих собой самое опосредованное знание, человеческая мысль в последней степени абстракции отходит от материального мира; но это такой предельный отход мысли, когда правильное мышление в своих абстракциях отражает природу глубже, вернее, полнее, когда противоположности материального и идеального перестают находиться в состоянии изолированной замкнутости и обнаруживают внутреннюю связь и единство.

Появление новых философских категорий не столь частое событие, то обогащение содержания существующих категорий представляет собой постоянный процесс, базирующийся на философском обобщении достижений познания и общественной практики. В силу предельной общности категорий, выражающейся в том, что ни одной из них невозможно указать род в виде более общего понятия (к ним не приложим закон обратного отношения объема и содержания понятия), логическая форма категорий отличается чрезвычайной устойчивостью; она как бы рассчитана на охват бесконечного содержания.

При изучении философских категорий применяются разные подходы: мировоззренческий, в котором категории выступают как способы и формы ориентации человека в мире; социально-практический, или культурно-исторический, в котором реализуются принципы материалистического понимания истории; гносеологический и логический, направленные на раскрытие их познавательного содержания и функций.

Однако какой бы подход ни применялся, исследование может быть направлено или на отдельные категории, или на определенные их совокупности. Полнота содержания категорий раскрывается в наибольшей мере, если они рассматриваются в их связях и опосредованиях. Поэтому в философской литературе наибольшее количество работ посвящено парам категорий (сущность и явление, единичное и общее и т. п.) или целым их системам, которых к настоящему времени предложено значительное количество.

Но существуют совокупности категорий, промежуточные между парами и системами. Это — группы (или «гнезда») из нескольких категорий, тяготеющих друг к другу, особенно тесно между собою связанных. Такие группы сложились в ходе исторического развития и образуют подсистемы при «строительстве» систем категорий.

Подобных групп довольно много. Назовем некоторые из них: возможность — действительность — случайность — необходимость; тождество — различие — противоположность — противоречие — основание; качество — количество — мера и др. Особое значение в истории философии и в настоящее время имеют также две следующие группы категорий: материя — пространство — время — движение и материя — содержание — форма.

Как же развивалось понятие категории материи в исторической философской мысли?..

 



2020-02-03 198 Обсуждений (0)
Философское учение о категориях и его основные аспекты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философское учение о категориях и его основные аспекты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)