Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состав валовой прибыли организации.



2020-02-04 171 Обсуждений (0)
Состав валовой прибыли организации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Прибыль, как главный результат предпринимательской деятельности, обеспечивает потребности самой организации и государства в целом. Поэ­то­му, прежде всего, важно определить состав прибыли организации. Общий объём прибыли организации представляет собой валовую прибыль. На вели­чину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности ор­ганизации, является рост объёма производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение её себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования произ­водственных фондов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся из­менения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы.

Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль. В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов де­ятельности. Во-первых, валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путём вычета из общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себе­сто­и­мость. Прибыль от реализации товарной продукции – основная часть валовой прибыли.

Во-вторых, в состав валовой прибыли включается прибыль от ре­а­ли­за­ции прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия. В-третьих, в состав валовой прибыли входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. Наконец, в составе валовой прибыли отражаются вне­реа­лизационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных опера­ций.

В связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95–95%) ор­ганизации получают от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зави­ся­щие и не зависящие от её деятельности, воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежать детальному изучению и анализу.

Предварительно следует учесть, что не прибыль от реализации то­вар­ной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит от реа­ли­за­ции продукции. Величина нереализованной продукции зависит от ряда при­чин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции.

Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение объёма производства и реализации продукции. Чем больше объём реализации в конечном счёте, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

Падение объёма производства в нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечёт сокращение объёма прибыли. Отсюда вывод о необ­хо­ди­мости принятия неотложных мер по обеспечению роста объёма производства продукции на основе его технического обновления и повышения эф­фек­тив­ности производства. В свою очередь, совершенствование расчётно-платёж­ных отношений между организациями будет способствовать улучшению ус­ловий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.

Вторым, не менее важным, фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня се­бе­сто­и­мос­ти продукции. Если изменение объёма реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себе­стоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на её производство и реализацию, тем выше прибыль, и нао­борот. Этот фактор, определяющий размер прибыли, в свою очередь, на­хо­дится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины её снижения или по­вышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня зат­рат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению за счёт этого прибыли.

Фактором, напрямую определяющим величину прибыли от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены в условиях их ли­берализации устанавливаются самими предприятиями и организациями в за­висимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и пред­ло­же­ния аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определённой степени является зависящим от предприятия. Не зависящим от предприятия фактором выступают го­су­дар­с­т­венные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется прежде всего ко­ли­чеством производимой продукции, зависящим от технического со­вер­шен­ст­вования её производства, проведения работ по модернизации и т.д.

Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной про­дук­ции повлечёт сокращение прибыли.

Таким образом, рассмотренные выше основные факторы, воздейст­ву­ю­щие на объём прибыли от реализации товарной продукции как в сторону уве­личения, так и уменьшения, должны явиться предметом тщательного ана­лиза.

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается, как отмечено выше, прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, под­собных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объёме ва­ло­вой прибыли.

Отдельной составной частью валовой прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятий и ор­га­ни­заций могут образоваться излишние материальные ценности в результате из­менения объёма производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен при­об­ре­тения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.

Что касается реализации излишних основных фондов, то прибыль от этой реализации исчисляется как разница между продажной ценой и пер­во­на­чальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивает­ся на со­ответствующий индекс, законодательно устанавливае­мый в зависи­мости от темпов роста инфляции.

Последним элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредственно не связаны с про­из­водством и реализацией продукции. В составе этих внереализационных ре­зультатов учитываются следующие доходы (расходы): доходы от долевого участия в деятельности других организаций; доходы от сдачи имущества в аренду; дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бу­магам, принадлежащим организации; суммы полученных и уплаченных эко­номических санкций (штрафы, цены, неустойки и др.). В тех случаях, когда суммы санкций вносятся в бюджет, они не включаются в состав расходов от внереализационных операций и возмещаются за счёт прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Могут иметь место и другие внереализационные доходы (расходы), не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг). До 1991 г. в составе внереализационных доходов и расходов учитывались в основном суммы уплаченных и полученных штрафов, пени, неустоек и других санк­ций. В настоящее время, в условиях перехода к рыночной экономике в соста­ве внереализационных результатов появились новые элементы, связанные с предпринимательской деятельностью. Это доходы от долевого участия в дея­тельности других организаций, доходы от сдачи имущества в аренду, ди­ви­денды и проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, при­надлежащим организации.

Поступление этих доходов обусловлено процессом разгосударствления и образованием различных форм собственности – арендных, акционерных, совместных и др. Когда предприятия участвуют в работе совместных пред­приятий, то при успешном функционировании последних они имеют оп­ре­де­лённый долевой доход, учитываемый в составе внереализационных резуль­та­тов.

С развитием арендных отношений многие организации в целях полу­че­ния доходов сдают часть своего имущества, включая помещения, сооруже­ния, оборудование и др., в аренду на более или менее длительный срок. Сда­ча имущества в аренду может принимать в результате форму аренды с выку­пом. В итоге организация получает доход, увеличивающий внереали­за­цион­ные доходы, а следовательно и валовую прибыль.

С развитием акционерной формы собственности предприятия и ор­га­ни­зации выпускают акции, облигации и другие ценные бумаги, спо­соб­ст­вую­щие повышению их доходности и рентабельности. Уровень доходности на выпущенные акции, облигации принимает форму дивидендов и процентов. В зависимости от типа акций складывается уровень дивидендов на ни. При вы­пуске простых (обыкновенных) акций размер дивиденда зависит от суммы полученной прибыли, от возможности направления на выплату дивидендов части этой прибыли с учётом других затрат из прибыли, от доли при­ви­ле­ги­рованных акций в общем их количестве и объявленного по ним уровня ди­ви­дендов, от величины уставного капитала и общего количества акций, вы­пу­щенных в обращение.

Рассчитанные подобным образом дивиденды по акциям включаются в состав внереализационных доходов.

Традиционно включаемые в состав внереализационных доходов и рас­ходов штрафы, пени и неустойки имеют непостоянный характер. При этом штрафу, пени и неустойки уплаченные могут превышать полученные. Тогда образуются убытки, сокращающие внереализационную прибыль. Если же сумма полученных экономических санкций превышает уплаченные, то вне­реализационные доходы увеличиваются. Всё будет зависеть от характера деятельности данной организации, соблюдения расчётно-платёжной дис­цип­лины, выполнения своих обязательств по поставкам, по платежам в бюджет, поставщикам и банкам.

Итак, анализ состава валовой прибыли организации показал ведущее значение прибыли от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно не­большую роль прибыли от прочей реализации, а также от реализации ос­нов­ных фондов и другого имущества и усиливающееся в условиях развития предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов.




2020-02-04 171 Обсуждений (0)
Состав валовой прибыли организации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состав валовой прибыли организации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)